Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку (5 класс). Тема: Множественное число имен существительных. Родительный падеж множественного числа(2-ой час)
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку (5 класс).

    Тема: Множественное число имен существительных. Родительный падеж множественного числа(2-ой час)

    Цели:

    1) Узнать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных.

    2) Научиться правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

    Ход урока

    Орг. момент (1 мин.)

    У: Успокаиваемся. Присаживаемся на свои места. Мы продолжаем изучать тему: множественное число имен существительных, которую начали изучать на первом уроке.

    ИНМ (15 мин.)

    У: Трудности в образовании форм Р.п. мн.ч. отражены в забавной загадке. Как говорить:

    У рыбов нет зубов?

    У рыбей нет зубей?

    У рыб нет зуб?

    Как вы понимаете, это шутка. С точки зрения грамматики правильным было бы: У рыб нет зубов. Но на самом деле, у многих рыб зубы есть.

    У: В каком числе и падеже стоят слова «рыб», «зубов»?

    Д: Во мн.ч. Р.п.

    У: Хорошо. Сейчас на уроке мы будем с вами учиться правильно писать и употреблять имена существительные  в родительном падеже множественного числа.

    У: У вас на партах лежат распечатки. Там даны группы предложений. Вставьте где надо  пропущенные окончания существительных и выделите их.

    На доске:

    1. Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц…. Около осин…  мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц….
    2. Птицы вывели птенц…. Под ворохом листь… обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберёзовик….
    3. В этом году собрали богатый урожай яблок…. В нашей квартире много окон…. Школьники посадили много молодых деревь….

    У: Какие окончания у существительных первой группы?

    Д: Нулевые окончания.

    У: Что объединяет эти существительные?

    Д: Они все ж.р.

    У: Какие окончания у существительных второй группы?

    Д: -ов/ -ев

    У: А что объединяет эти существительные?

    Д: Они м.р.

    У: Назовите окончания в третьей группе.

    Д: Нулевое, - ев.

    У: Какого рода эти существительные?

    Д: Среднего рода.

    У: Попробуем сделать вывод.

    Д: Существительные ж.р. мн.ч. в Р.п. имеют нулевое окончание; существительные м.р. и ср.р. в Р.п. мн.ч. имеют окончание  –ов/-ев и нулевое окончание.

    Запишем наш вывод в табличку, которую я вам раздала перед уроком.

    На доске.

    Ж.р.                      М.р.                         Ср.р.

      □                     -ов/-ев;                      -ов/-ев; □

    У: Иногда у существительных ж.р. и м.р. встречаем окончание –ей , например: свеча – свечей, пень – пней .

    Ж.р.                      М.р.                         Ср.р.

    □; - ей             -ов/-ев; -ей                  -ов/-ев; □

    (дополняем табличку)

    У: А теперь под табличкой посмотрите те случаи, когда в Р.п. во мн.ч. мы пишем нулевое окончание и слова исключения, которые необходимо запомнить.

    Сейчас будем читать примечание, а вы выделяйте окончание.

    Закрепление материала (20 мин.)

    У: Сейчас мы будем учиться употреблять правило на данную орфограмму. Выполним упражнение 552.

    Перепишите слова, раскрывая скобки. Выделите окончание. Объясните написание окончания. Записываем внимательно УпрАжнение 552.

    Образец: Пара ботинок – нулевое окончание, так как значение парных предметов.

    Приступаем к выполнению упражнения.

     (Проверка)

     У: А теперь мы закрепим с вами материал,  изученный на этом уроке и на предыдущем.

    Вам даны слова ед.ч. И.п. Их надо поставить  во мн.ч. в И.п. и в Р.п.

    Будем выполнять следующим образом:

    (На доске)

                              И.п. мн.ч.                    Р.п. мн.ч.

            

    Бант                банты        бантов

    Сапог

    Груша

    Апельсин

    Блюдо

    Блюдце

    Цыган

    Таджик

    Чулок

    Носок

    У: Итак, приступаем к выполнению. После

    ( Можно вызывать  учеников к доске разбирать по 1-2 слова, остальные выполняют в тетрадях)

    У: Сейчас будем учиться находить орфограмму в тексте, анализировать.

    Задание:  Исправьте грамматические ошибки, выделите окончание.

    1. К открытию детских ясель были завезены комплекты новых одеяльцев, полотенцев, блюдцев.
    2. От летних пожарищей погибло много гектар лесов.
    3. Близ поместьев находились  прекрасные водоемы.
    4. Отряд спасателей состоял из русских,  грузинов, туркмен и киргиз.

    Выполнение. Проверка.

    Подведение итогов урока (5 мин.)

    У: Запишите домашнее задание. Дома выполнить упражнение 553. Выучить материал по таблице в распечатке и по записям в тетради.

    У: Что было понятно на уроке? Что не понятно? Спасибо всем за урок.

    Объявление оценок и результатов урок.

    Родительный падеж множественного числа

    Женский род

    Мужской род

    Средний род

    Примечание

    Нулевые окончание присущи существительным м.р. мн.ч в Р.п.

    1. Значение парных предметов: ботинок, валенок, глаз, санок, чулок, волос.

    Исключение: гольфов, носков, рогов, ботфортов.

    1. Ряд национальностей, народностей: англичан, армян, башкир, болгар, грузин, молдаван, осетин, татар, цыган.

    Исключение: киргизов, монголов, венгров, казаков, негров, таджиков.

    1. Людей по месту жительства на –анин/- янин: горожанин – горожан, инопланетянин – инопланетян, киевлянин – киевлян, южанин – южан.
    2. Людей по принадлежности к некоторым родам войск: партизан, солдат, кадет.

    Задание:  Исправьте грамматические ошибки, выделите окончание.

    1. К открытию детских ясель были завезены комплекты новых одеяльцев, полотенцев, блюдцев.
    2. От летних пожарищей погибло много гектар лесов.
    3. Близ поместьев находились  прекрасные водоемы.
    4. Отряд спасателей состоял из русских,  грузинов, туркмен и киргиз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

    Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

    План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

    План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

    Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

    Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»

    Цели урока:1.     Закреплять знания об имени существительном, его постоянных  признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2.     развивать...

    Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока " Имя прилагательное. Интересная часть речи"

    Конспект урока  по повторению темы: имя прилагательное. в 5 классе с целями и задачами, творческим материалом и карточками  для  индивидуальной работты....

    Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                         Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...