Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"
методическая разработка по теме

 

 Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_dlya_podrostka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условия бытия, имеющие для него особенный смысл. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.  Отрочество – возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока.

 Подростки склонны не только рефлексировать на свои достоинства и недостатки, но и доверяют плоды своих усилий заинтересованным в них взрослым. Они полностью называют свои исходные данные: имя, отчество, фамилию, год (а часто и месяц) рождения, когда об этом их не просят. Указывают село, город и место учебы.

 В отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Отроки хотят занять в мире свое место и обозначают его на Планете. Им не нужна анонимность. Им нужно заявить о себе: «Я есть!» Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире. «Примите меня таким, каков Я есть!» - это, конечно, вызов, но прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я.Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.

 В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?» – актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя.

 В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

 Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

 Оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых и это одна из основных особенностей общения подростков.При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг или арго - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

 Содержание общения отражено в специфике вербального языка подростков и в невербальных язычных формах.

Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям:

  • Овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык, выступающий в значениях родной культуры;
  • Овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык подростковой субкультуры;
  • Развить в себе способность оперировать в социальном пространстве среди реальных людей (сверстников и взрослых) значениями современной (а иногда и ушедшей) системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникальные смыслы и тем самым утверждая себя как неповторимую личность.

В подростковом возрасте начинается разделение на «своих» и «чужих», появляется потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно; подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

 Для отрочества большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

 Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Несмотря на утвердившиеся  представления  о  старшеклассниках,  как  о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти  немало  свидетельств  их поглощенности настоящим.  Даже  самоопределение,  хотя  и  направлено  всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все  же,  как самоопределение в настоящем –  в  практике  живой  реальности  и  по  поводу текущих событий. С этих позиций  следует  оценивать  и  значение  общения  –деятельности,  занимающей  огромное  место  в  жизни  подростков  и  старших школьников и  представляющей  для  них  самостоятельную  ценность  (Эльконин Д.Б.,(1974)).

      В  подростковом  и  юношеском  общении  отмечают  две  противоположные тенденции:   расширение   его   сферы,   с   одной   стороны,   и   растущую индивидуализацию –  с  другой.  Первая  проявляется  в  увеличении  времени, которое расходуется на  него,  в  существенном  расширении  его  социального пространства  (среди  ближайших  друзей  подростков  и  старшеклассников   – учащиеся  других  школ,  училищ,  студенты,  рабочие,   военнослужащие),   в расширении географии общения  и,  наконец,  в  особом  феномене,  получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его,  в  постоянной готовности к контактам.

      Что касается второй тенденции –  индивидуализации отношений,  -  то  о ней  свидетельствует  строгое  разграничение   природы   взаимоотношений   с окружающими, высокая  избирательность  в  дружеских  привязанностях,  подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что  две  эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности  школьников:  в «поиске»  общения  находит  воплощение  потребность  пережить  новый   опыт, испытать  себя  в  новой  роли,  а  в  избирательности   –   потребность   в самовыявлении и встречном  понимании.  И  та,  и  другая  потребность  носит настоятельный   характер,   и   то,   как   они   удовлетворяются   или   не удовлетворяются,   вызывает   у   ребят   глубокие   переживания   (ДобровичА.Б.,(1987)).

      Все исследователи (Выготской Л.С., (1984), Божович Л.И.,  (1995),  Кон И.С., (1989) и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе,  сходятся в  признании  того  огромного  значения,  которое  имеет  для  подростков  и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с  товарищами  находятся в центре жизни подростка, во многом  определяя  все  остальные  стороны  его поведения и деятельности.

    Л.И. Божович (1995) отмечает, что если  в  младшем  школьном  возрасте основой для объединения детей чаще всего является  совместная  деятельность, то у подростков и старшеклассников, наоборот,  привлекательность  занятий  и интересов  в  основном  определяется  возможностью   широкого   общения   со сверстниками.

      Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со  сверстниками, но  и  главное,  занимать  среди  них  удовлетворяющее  их  положение.   Для некоторых, это  стремление  может  выражаться  в  желании  занять  в  группе позицию лидера,  для  других  –  быть  признанным,  любимым  товарищем,  для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае,  оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и  старших  классах.  Как показывают исследования И.С.  Кона  (1989)  именно  неумение,  невозможность добиться    такого    положения     чаще     всего     является     причиной недисциплинированности  и   даже   правонарушений   подростков   и   старших школьников.  Это  сопровождается  повышенной  конфликтностью  подростков   и юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

      Существуют данные (Кон И.С., (1989)),  согласно  которым  неформальное общение не только в диадах, но и в  группах  подчинено  таким  мотивам,  как поиск наиболее благоприятных психологических условий для  общения,  ожидание сочувствия и  сопереживания,  жажда  искренности  и  единство  во  взглядах, потребность самоутвердиться.

      Согласно литературным данным (Кон И.С., (1989)), практически все юноши и  девушки являются  членами  юношеских  групп,  которые  в  первую  очередь удовлетворяют потребность  в  свободном  общении.  Свободное  общение  –  не просто способ проведения досуга, но и средство  самовыражения,  установления новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно  свое.  Юношеское  общение  поначалу  требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга  участников.  Принадлежность к компании повышает уверенность  подростка  в  себе  и  дает  дополнительные возможности самоутверждения.

      Если  компании  формируются  главным  образом   на   базе   совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения  часто оставляет желать лучшего.

      При всей перегрузке учебной работой и не  только  (занятия  в  клубах, секциях), юноши и девушки обладают разнообразным  досугом.  По  литературным данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную  и  разнообразную  структуру досуга. По данным массового социологического опроса в  1982-1984  годах,  70 процентов старшеклассников РСФСР и Прибалтийских республик  ежедневно  имеют свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 процентов располагают  1-2  часами. При этом у юношей свободного  времени  значительно  больше,  чем  у  девушек (Р.Г. Гурова, (1986)).

      Как  показывает  литературный  анализ  (Толстых  Н.Н.,  (1990),   И.В. Дубровина,  (1989)  и  др.),  отношения  с  товарищами–сверстниками  –   это отношение   принципиального   равенства.   Они   позволяют   ребятам    быть равноправными участниками всевозможных дел.

      Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали  равенства»,  а основой его отношений с взрослыми  продолжает  оставаться  «детская  мораль» послушания. Возможные последствия таковы: общение–сотрудничество  полнее  проявляется  именно  в  отношениях   с товарищами (и, значит, отношения с  взрослыми  оказываются  менее  значимыми для становления личности подростка, старшего  школьника,  для  развития  его взрослости; именно общение  с  товарищами,  а  не  с  взрослыми,  может  приносить подростку,   юноше   большее   удовлетворение,   стать   субъективно   более необходимым и значимым.

      Часто взрослый оказывается в роли  носителя  и  выразителя  требований «морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути  реально добиться, так это того, что  подросток,  юноша  его  перестает  «принимать». Именно поэтому,  подростки  и  старшеклассники  бывают  грубы  совершенно  с незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими». Подросток, старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем,  что  он  в  своем  общении  с взрослыми часто  оказывается  существом  подчиненным  и  неравноправным,  он хочет равенство прав. Вот поэтому-то  так  возрастает  для  него  значимость общения с товарищами, общения в котором нет,  и  не  может  быть  заведомого неравенства.  Объективное  положение  подростка,  старшеклассника  в   кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

      Общение со сверстниками не только  расширяется,  но  становится  более лубоким. У ребят складываются ценности,  которые  более  близки  и  понятнысверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у  ребят  обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является  и не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не  было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

      Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, юноша живет  как бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому,  чтобы  он  был здоров, сыт, тепло одет, хорошо  себя  вел  и  учился.  Этого  мало  ребенкулюбого возраста. Подростку – тем более.  Ему  не  с  кем  поделиться  своими трудностями, огорчениями, переживаниями. И ничего  удивительного  не  будет, если вскоре у этого подростка общение с товарищами заполнит  всю  его  жизнь

(Кон И.С. (1989), Дубровина И.В. (1989) и др.).

      Отношение со сверстниками у  подростков  и  старшеклассников  сложнее, многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по  степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг.  С возрастом такие различия становятся  все  более  четкими,  а  общая  картина подростков – все более  сложной,  так  как  яснее  определяются  симпатии  и антипатии, выделяются пары, группы, компании (И.С. Кон (1989)).

      Общение с товарищами-одноклассниками  все  более  выходят  за  пределы учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения  и  превращаются в самостоятельную и очень важную  для  подростка,  юноши  сферу  жизни.  Она насыщена   разнообразными   событиями   и    происшествиями,    борьбой    и столкновениями,  победами  и  поражениями,  открытиями  и   разочарованиями, огорчениями и радостями.

      Общение с  товарищами  большая  ценность  для  подростка,  юноши.  Оно нередко  становится  настолько   притягательным   и   важным,   что   учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью  выглядит уже не такой привлекательной.

      Подросток отдаляется от родителей, живет уже  какой-то  своей  жизнью,неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из  дома  к  товарищам (Фельдштейн Д.И. (1990)).

      Попытки   взрослых   ограничить   общение   подростка   с   товарищами наталкиваются  на  его  сопротивление.   Часто   это   становится   причиной столкновений и неприятных для обеих сторон  разговоров.  Подросток,  старший школьник все больше претендует на свободу в общении с  товарищами,  свободу, которая не ограничена ни  временем,  ни  местом,  не  стеснена  родительским выбором.  «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь!  Это мое личное дело», -  заявляет  подросток,  когда  родители  пытаются  что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

      Отношения  со  сверстниками  подросток  считает  своими  собственными, личными  отношениями:   здесь   он   имеет   право   и   может   действовать самостоятельно.  Поэтому,  всякое  вмешательство  взрослых,  тем  более   не тактичное, вызывает обиду, протест,  сопротивление.  Для  многих  подростков дружба  и  ее  законы  приобретают  первостепенное  значение.  И  чем  более неблагополучны отношения подростка и  взрослых,  тем  большее  место  в  его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние  сверстников  (И.С.  Кон,  В.А. Лосенков (1974)) .

      Одиночество невыносимо для подростка, старшеклассника. Если  отношения с одноклассниками не складываются, то он  пускается  на  поиск  товарищей  и друзей вне школы. Как правило, он  их  находит.  Вовсе  не  обязательно  они должны оказаться плохими;  и  все-таки  возможность  отрицательного  влияния велика: ведь когда подросток одинок,  он  становится  неразборчив  в  выборе товарищей, доволен уже тем, что его приняли и эта  компания  становится  для

него референтной.

      Печальные последствия этого хорошо известны: увеличивается  количество несовершеннолетних правонарушителей. Важность для подростка и юноши его  общения  со  сверстниками  нередкоскрывает,  отодвигает  на  дальний  план  проблемы  его  взаимоотношений   с взрослыми, прежде всего с родителями и  педагогами.  Что  же  в  сегодняшней социальной  ситуации  развития  подростка  и  старшеклассника  порождает  те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?

      Один из источников этих проблем –  непонимание  взрослыми  внутреннего мира  подростка  и   старшего   школьника,   их   ложные   или   примитивные представления  об  их  переживаниях,  мотивах  тех   или   иных   поступков, стремлениях,  ценностях  и  т.п.  Как  было  сказано  выше,  взрослые   явно недооценивают  значение  сферы  общения  со  сверстниками  для  ребят  этого возраста, а ведь этим начинается и этим заканчивается  почти  любая  научная или популярная книга о психологии отрочества и ранней юности.

      Исследования (Мудрик А.В., 1989) показывают, что чем старше становится подросток, тем меньше  понимания  он  находит  у  окружающих  его  взрослых. Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и  старшего школьника становятся все более непохожими на реальности  этого  мира.  Иными словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих  учеников, а место этих конкретных и  разных  подростков  и  старшеклассников  начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная версия.

      Исследования  С.К.  Масгутовой  (1985)  показали,   что   субъективная значимость  для  подростка  и  старшего  школьника  сферы  его  общения   со сверстниками значительно констрактирует с явной недооценкой этой  значимости взрослыми, особенно учителями.

      В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее  значимыми,  наиболее  типичными,  родители  и  учителя полагают,  что  в   центре   переживаний   подростков   и   старшеклассников оказываются   переживания   по   поводу   общения   с   родителями.   Многие исследователи  (А.М.  Прихожан  (1990),  Е.Н.   Новикова   (1987)   и   др.) придерживаются той  точки  зрения,  что  это  является  серьезной  проблемой современной воспитательной  ситуации,  отражающей  неспособность  окружающих подростков   и   старшеклассников   взрослых   видеть   их    действительные переживания, их фиксацию лишь  на  той  стороне  субъективной  жизни  ребят, которая повернута непосредственно к данному учителю или родителям.

      Большинство взрослых, окружающих подростка и  старшего  школьника,  не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со  сверстниками на протяжении от подросткового  до  старшего  школьного  возраста,  о  смене связанных с этим общением переживаний. Сначала доминирующим мотивом  общения со сверстниками является простое желание быть  в  их  среде,  вместе  что-то делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место  выходит  мотив  занять определенное место  в  коллективе  сверстников  (13-14  лет).  На  следующем возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в  коллективе сверстников  и  поиск  признания  ценности  собственной  личности  в  глазах сверстников  (15-17  лет).  Анализ  литературы  показывает  (А.М.   Прихожан (1990),  И.С.  Кон  (1989)  и  др.),  что   у   многих   ребят   оказывается фрустрированной  потребность  «быть  значимым  в  глазах  сверстников»,  что приводит к тяжелым  переживаниям.  Взрослые,  как  говорят  исследования,  в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы  общения  подростка со сверстниками самым примитивным образом – как стремление быть в их  среде. В этом возрасте у подростков, старших школьников возрастает  критичность  по отношению к собственным недостаткам, которые могут  сказаться  в  общении  с

другими людьми.

      Возможно, что когда взрослым кажется, что ребят в  школьной  дискотеке собирает просто развлекательная направленность,  желание  «провести  время», сами ребята могут считать, что встречаются по более  глубоким  эмоциональным побуждениям.

      Но подростковая, юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше  интереса  к чувствам  и  переживаниям  другого.   Отсюда  –  взаимная  напряженность   в отношениях, неудовлетворенность ими.

      По литературным данным (Мудрик А.В., (1989)), достаточно противоречиво складывается  и  сфера  отношений  с  взрослыми.  85  процентов   опрошенных старшеклассников признают потребность общения  с  взрослыми  как  актуальную для себя, из них свыше 66 процентов  в качестве наиболее желаемых  партнеров по общению называют родителей (это служит лишним доказательством  того,  что две  важнейшие  сферы  общения  старшеклассников  –   с   взрослыми   и   со сверстниками – не антагонистичны, а взаимодополнительны по отношению друг  к другу).

      Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение  с  взрослыми, называются   такие,   как   выбор   будущей   профессии,    учебные    дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали,  о  себе  и  своем прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе  говоря,  различные аспекты жизненного самоопределения. Как видно, возникающая в  ранней  юности проблема самоопределения, по мысли самих школьников, может  решаться  только в общении со сверстниками,  социальный  опыт  которых  примерно  одинаков  и равно ограничен у  всех. Обращение к взрослым, таким  образом,  закономерно. Но далее в силу вступает одна поправка, в  корне  меняющая  всю  картину:  в качестве желательного содержания  общения  указанные  выше  темы  называются старшеклассниками лишь при условии, если общение  с  взрослыми  будет  иметь

доверительную форму (Кон  И.С. (1989)).

      Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других  и  с  кем  они откровеннее,  большинство  называет  сверстников.  Общение  со  сверстниками имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у  29%, да  и  то  преимущественно  с  матерями,  нерегламентированное   общение   с учителями – редчайшее событие (4% случаев) (Мудрик А.В. (1989)).

      Отсутствие доверительности в общении, столь  необходимой  в  условиях, когда перед школьниками во весь рост встают  сложные  задачи  личностного  и социального самоопределения, - одна из причин той  тревожности,  которую  по данным некоторых авторов (Кон И.С. (1989), Мудрик А.В.  (1989)),  испытывают старшие школьники в общении с родителями, и теми взрослыми, от  кого  они  в какой-то мере зависят.

      Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими при высокой выраженности этой потребности  заставляет  задуматься  над  тем, что  же практически означает  «доверительность»  в  реальном  взаимодействии взрослых и старшеклассников. Тут  приходится  признать,  что  роль  взрослых рассматривается в возрастной психологии преимущественно в  одном  ракурсе  – как проводник знаний – и в этом своем значении почти не меняется  со  сменой возрастов ребенка (Выготский Л.С. (1984)). Между  тем,  при  первой  попытке взглянуть  на  нее,  не  отрываясь  от  почвы  совместной  жизнедеятельности взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере  того  как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера  его  активности,  должна меняться и роль взрослого. Для старших  школьников  невыносимо  принуждение, вмешательство в их  дела   извне,  но  это  не  значит,  что  они  не  будут благодарны  за  тактичную  помощь.  Доверие  взрослых  к  развитию  личности школьников, вера в его потенциальное «я» – лучшее условие доверительности  в общении с ним (Ремшмидт Х. (1994)).

      Что же происходит, когда родители не  умеют  понять  новые  стремления подростка, юноши? А происходит то, что он все равно  отправляется  на  поиск удовлетворяющих его отношений. Он находит  их  в  среде  сверстников.  Здесь стремление  подростка  к  взрослости  понятно  остальным,   это   стремление признают  и  поддерживают   другие,   подобные   ему.   Здесь   отыскиваются своеобразные пути приобщения к взрослости. Здесь  может  получить  поддержку протест подростка такого отношения взрослых, которое его  не  удовлетворяет, - зачастую на этой  основе  может  возникнуть  так  называемая  солидарность группы: подростки против «взрослых вообще». Подростки  и  старшие  школьники «освобождаются» от своих родителей (Фельдштейн, (1990)).

      Подросток, юноша наталкивается  на  упорное  непонимание  родителей  и уходит к товарищам.… И вот уже социально-моральное развитие  его  происходит преимущественно  за   пределами   влияния   семьи    и   школы.   Конфликты, столкновения теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток,  юноша борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за  то,  чтобы  ему разделить  их  дела   и   заботы,   -   нет,   он   отстаивает   совершенно, противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть  дадут  поступать  «как он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль  группы  сверстников, к которой он принадлежит).

      Невнимание к новым особенностям и  стремлениям  подростка  и  старшего школьника  опасно.  Нельзя  упускать  время.  Взаимное   непонимание   может превратиться  в  явление  необратимое.  Благополучие  в  личных   отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

      Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы: в подростковом и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками;   в подростковом и старшем школьном  возрасте  прослеживаются  некоторые сложности  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  (родителями   и   учителями), связанные с  возрастными  особенностями  ребят.  Однако,  при  всей  тяге к  самостоятельности, юноши и девушки  остро  нуждаются  в  жизненном  опыте  и помощи старших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание культуры общения подростков"

Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....

Культура общения подростков.

Материал публичного выступления учащегося на уроке русского языка содержит целеполагание к учебной деятельности, определение и решение  учебной задачи. Исследование  интернет-ресурсов позвол...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Культура общения подростка

Цель: обсудить проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения...

Лекторий для родителей "Культура общения подростка"

Данный лекторий презназначен для обучения родителей...

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...