Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»
методическая разработка (8 класс)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами, культурой, интеллигентностью, социальной активностью – это одна из важнейших задач современной школы. Особое значение данная задача приобретает в процессе обучения и воспитания в условиях колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера», где главной целью является подготовка высококвалифицированного специалиста с активной жизненной позицией, обладающего творческим потенциалом, высокими нравственными качествами. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы воспитания, технологии, развивающие личностную активность воспитанников Центра искусств. Многолетняя практика показывает, что зачастую мы сталкиваемся с противоречием теории и практики, когда воспитанники не всегда способны применить полученные знания на практике. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных воспитательных технологий, методов и приёмов формирования культуры общения подростков.

Для решения данной проблемы воспитателю, педагогу Центра искусств требуются не только дидактические знания о процессе воспитания, знания возрастной психологии, но и умение направить свою деятельность на поиск и активную реализацию новых эффективных методов воспитания культуры общения подростков. Таким образом, при разработке проекта была выдвинута гипотеза, что использование инновационных воспитательных технологий, методов и приёмов способствуют более успешному процессу формирования и развития культуры общения подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

Педагогический проект

«Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

Автор проекта

Лариса Юрьевна Телегина

воспитатель высшей квалификационной категории

Ханты-Мансийск

2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

Краткая аннотация проекта …………………………………………………..........3

Пояснительная записка………………………………………………….. ……......6

Механизм реализации проекта…………………………………………………..12

Диагностический инструментарий………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………….19

Приложения……………………………………………………………………….22

Приложение № 1

Перспективный план воспитательной работы по теме проекта

Приложение № 2

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Тема: «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

Автор проекта: воспитатель высшей категории Телегина Л.Ю.

Участники проекта: воспитатели, психолог колледжа-интерната, учащиеся 5-9 классов, родители.

Актуальность: В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами, культурой, интеллигентностью, социальной активностью – это одна из важнейших задач современной школы. Особое значение данная задача приобретает в процессе обучения и воспитания в условиях колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера», где главной целью является подготовка высококвалифицированного специалиста с активной жизненной позицией, обладающего творческим потенциалом, высокими нравственными качествами. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы воспитания, технологии, развивающие личностную активность воспитанников Центра искусств. Многолетняя практика показывает, что зачастую мы сталкиваемся с противоречием теории и практики, когда воспитанники не всегда способны применить полученные знания на практике. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных воспитательных технологий, методов и приёмов формирования культуры общения подростков.

Для решения данной проблемы воспитателю, педагогу Центра искусств требуются не только дидактические знания о процессе воспитания, знания возрастной психологии, но и умение направить свою деятельность на поиск и активную реализацию новых эффективных методов воспитания культуры общения подростков. Таким образом, при разработке проекта была выдвинута гипотеза, что использование инновационных воспитательных технологий, методов и приёмов способствуют более успешному процессу формирования и развития культуры общения подростков.

Особенности типа проекта:

  • По цели – практико-ориентировочный
  • По количеству участников – групповой
  • По продолжительности – долгосрочный
  • По содержанию – культуры общения подростков
  • По характеру координации – открытый
  • По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения

Цель: «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

Задачи:

-Развитие профессионально значимых личных качеств.

-Формирование профессионально-нравственной культуры.

-Формирование патриотических, гуманистических, толерантных,

нравственных установок обучающихся.

-Развитие интеллекта и творческих способностей.

-Создание условий для творческой самореализации личности.

-Формирование в колледже-интернате высокой культуры поведения и добрых

взаимоотношений через основные направления: ЗОЖ, нравственное и

патриотическое воспитание, профориентация.

Программно-методическое обеспечение:

Закон РФ «Об образовании»

«Программа воспитания школьников» д.п.н. Щурковой Н.Е. и разработанная на её основе с учётом особенностей воспитательной работы в условиях колледжа-интерната искусств «Программа воспитания школьников в условиях колледжа-интерната искусств

Информационное обеспечение:

- деятельность методических объединений воспитателей колледжа-интерната;

- создание и пополнение методической копилки по теме- «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

Инновационная направленность. Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, в его масштабируемости, дополняемости. Инновационность и новизна достигается также использованием в практике воспитания педагогических «находок» (игры «Уроки вежливости», «Я и другие», «Давайте познакомимся», «Расскажи о своем настроении» и др.

Предполагаемый результат:

- высокий уровень развития культуры общения подростков;

- раскрытие творческого потенциала воспитанников;

- повышение качества взаимодействия воспитанников с окружающими людьми, с окружающим миром.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование проекта.  Всегда, во все времена люди ценили в себе и других духовно – нравственную целостность, воспитанность, умение взаимодействовать с окружающими на высоком уровне коммуникабельности. В настоящее время наше общество претерпевает глубокий нравственный кризис, это особенно ярко отражается на подрастающем поколении. Наши дети оказались беззащитны перед сменой духовных ориентиров общества. Весь негатив духовного кризиса ложится на хрупкие и неокрепшие плечи детей. Низкий нравственный уровень социальной среды создаёт огромные препятствия для индивидуального духовно-нравственного развития современного ребёнка. Этот процесс развития связан с непрерывным взаимодействием с окружающей средой – и пока наше общество полно глубоких моральных и социальных противоречий, для наших детей путь этического развития очень труден. Нам, современным педагогам, воспитателям приходится в своей работе зачастую противостоять проявлениям неблагополучной социальной среды. Мы не можем просто закрывать глаза ребёнка на весь окружающий нас негатив, и в любом случае вся воспитательная система должна нацеливать на формирование высоконравственного творческого человека с активной жизненной позицией. И мы, педагоги, не можем перекладывать всю ответственность за воспитание детей на их родителей, ведь школа для ребёнка является не только заведением, где он получает знания, здесь он учится Жизни. Поэтому процесс современного воспитания культуры общения детей обретает особую актуальность в наше сложное, полное противоречий время.

Актуальность. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения  детей в процессе воспитания и обучения. Воспитание культурного человека является одной из важных проблем общества. Так, по мнению Е.В.Бондаревской, цель воспитания - воспитание человека культуры, а основная задача педагога - создание культурной среды развития ребенка. В.П.Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Наше общество нуждается  в подготовке специалистов, имеющих не только высокие профессиональные данные, но и обладающих духовными, нравственными качествами. Но само по себе образование не может гарантировать высокого уровня нравственности, так как воспитанность – это качество личности, которое формируется в повседневном взаимодействии ребёнка с окружающим миром, людьми.  В этом взаимодействии дети получают одно из самых важных жизненных знаний и умений: знание нравственных законов, определяющих поступки, поведение сейчас и в дальнейшей их жизни.

Особое значение задача воспитания высокодуховного нравственного специалиста приобретает в процессе обучения и воспитания в условиях колледжа-интерната «Центр искусств для одарённых детей Севера», где главной целью является подготовка высококвалифицированного специалиста с активной жизненной позицией, обладающего творческим потенциалом, высокими нравственными качествами. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы воспитания, технологии, развивающие личностную активность воспитанников Центра искусств.

Одной из особенностей обучения и воспитания в колледже-интернате является ежегодное изменение состава учащихся класса (каждый год в классы приходят несколько новых учеников). Таким образом, педагоги, воспитатели ежегодно сталкивается с проблемой адаптации вновь прибывших детей.  К тому же многолетняя практика показывает, что зачастую мы сталкиваемся с противоречием теории и практики, когда воспитанники не всегда способны применить полученные знания на практике. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных воспитательных технологий, методов и приёмов формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.

Для решения данной проблемы воспитателю, педагогу Центра искусств требуются не только дидактические знания о процессе воспитания, знания возрастной психологии, но и умение направить свою деятельность на поиск и активную реализацию новых эффективных методов воспитания. Таким образом, при разработке проекта была выдвинута гипотеза, что использование инновационных воспитательных технологий, методов и приёмов способствуют более успешному процессу формирования культуры общения подростков.

Особенности типа проекта:

  • По цели – практико-ориентировочный
  • По количеству участников – групповой
  • По продолжительности – долгосрочный
  • По содержанию – культуры общения подростков
  • По характеру координации – открытый
  • По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения

Цель проекта: Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа-интерната искусств.

Задачи:

- проанализировать состояние проблемы культуры общения подростков в научной литературе;

- подобрать методы исследования культуры общения подростков;

- провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты;

В соответствии с проблемой, целью, поставила следующие собственно педагогические задачи:

 -Развитие профессионально значимых личных качеств.

-Формирование профессионально-нравственной культуры.

-Формирование патриотических, гуманистических, толерантных,

нравственных установок обучающихся.

-Развитие интеллекта и творческих способностей.

-Создание условий для творческой самореализации личности.

-Формирование в колледже-интернате высокой культуры поведения и добрых

взаимоотношений через основные направления: ЗОЖ, нравственное и

патриотическое воспитание, профориентация.

Предмет исследования: культур общения подростков в условиях колледжа-интерната «ЦИОДС».

Объект исследования: формирование культуры общения подростков в условиях колледжа-интерната «ЦИОДС».

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов колледжа-интерната (2014-2018 г.).

Исполнители проекта: воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог.

Сроки реализации проекта 5 учебных лет.

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за деятельностью воспитанников, беседа, анкетирование, игровые диагностические методики д.п.н. Щурковой Н.Е. др.;

- опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование культуры общения подростков.

Программно-методическое обеспечение:

Закон РФ «Об образовании»

«Программа воспитания школьников» д.п.н. Щурковой Н.Е. и разработанная на её основе с учётом особенностей воспитательной работы в условиях колледжа-интерната искусств «Программа воспитания школьников в условиях колледжа-интерната искусств».

Информационное обеспечение:

- деятельность методических объединений воспитателей колледжа-интерната;

- создание и пополнение методической копилки по теме – «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа-интерната искусств».

Новизна проекта: Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных инновационных педагогических технологий, в его дополняемости, возможности применения практического материала как целостно, так и фрагментарно. Инновационность и новизна достигается также использованием в практике воспитания педагогических «находок»: игры «Уроки вежливости», «Я и другие», «Давайте познакомимся», «Расскажи о своем настроении», «Король комплимента», упражнение «Шаг на встречу», «Комплимент – дело серьезное», упражнение «Ива на ветру», тест – игра «С тобой приятно общаться», упражнение «Пустой стул», упражнение «Дыхание», занятие «Общение в моей жизни»   и др.

Принципы проекта:

В основу данного проекта заложены следующие принципы:

  1. Принцип ориентации на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте.
  2. Принцип открытости – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов;
  3. Принцип сотрудничества – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнёров из разных сфер общественной жизни;
  4. Принцип гуманизации представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности;
  5. Принцип систематичности и последовательности опирается на представление о процессе воспитания как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся во взаимодействии.
  6. Принцип индивидуального подхода предполагает овладение детьми доступными для них знаниями и умениями, учитывая их индивидуальные особенности.
  7. Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Социальные партнёрства:

Ресурсы проекта:

Медиа ресурсы: интернет (как источник необходимой информации), Microsoft Offis Word (как средство структурирования, оформления и систематизации информации).

Материально-технические:

 - сканер,

- компьютер,

- принтер,

- CD, DVD.

Временные: 2014-2018 г.г.

Кадровые: педагоги, воспитатели, психолог, методист образовательного учреждения.

Этапы реализации проекта.

Проект включает в себя 3 этапа, последовательно реализующих поставленные цели и задачи.

1 этап - организационно-подготовительный сентябрь-декабрь  2014 г.    в  группе воспитанников 5-го класса, состоит из следующих мероприятий:

 - анкетирование для выявления потребности субъектов воспитательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект;

- выявление на основе анкетных данных потребности субъектов воспитательного процесса и участников проекта;

- сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта;

- разработка плана – графика проектной деятельности;

2 этап – преобразующий  январь 2014 г. - январь  2018 в исследуемой группе воспитанников.

Предполагает осуществление непосредственной реализации проекта, который включает в себя следующие мероприятия:

- структурирование собранного необходимого информационного материала;

- сбор ресурсов для реализации проекта;

- создание сценариев этических занятий, педагогической копилки, картотек;

- разработка, редактирование и дизайн мультимедийного сопровождения занятий (CD, DWD);

- апробация этических занятий;

- создание методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта;

- выступление с сообщениями и докладами по теме проекта на МО

- участие в работе педагогических сайтов в интернете;

3 этап – итоговый февраль – май 2018 г. в группе воспитанников 8-го класса.

 Предполагает проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов исследования, что позволяет определить эффективность данного проекта.

Период формирования и функционирования педагогического опыта 2014 - 2018 год.

Структура проекта включает следующие разделы:

  1. Перспективный план воспитательной работы по теме проекта.
  2. Разработки, сценарии этических занятий.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Условия реализации:

- совместная деятельность воспитателя, психолога, методиста образовательного учреждения, родителей, других социальных партнёров (библиотеки, музеи, концертные залы и др.);

- место и время реализации проекта: внеклассная воспитательная работа с исследуемой  группой детей в условиях колледжа-интерната «ЦИОДС».

Методическая работа:

- разработка методического планирования работы с детьми, родителями и педагогами;

- консультационный материал для педагогов и родителей;

-  методические, практические материалы по теме проекта;

- обобщение и распространение опыта работы.

Самообразование:

- работа с периодикой;

- выход в Интернет;

- посещение библиотек;

- связь с социумом;

- обмен опытом работы с коллегами.

Диагностика:

- подбор диагностического инструментария,

- периодический мониторинг эффективности внедрения проекта.

Работа с детьми:

- этические занятия, выходы в музеи, концертные залы, посещение окружной библиотеки, культпоходы, экскурсии по городу, памятным местам, в природный парк «Самаровский чугас», биатлонный центр, и др.

- диагностика развития культуры общения воспитанников;

- совместная деятельность педагога и ребенка;

- участие в конкурсах, в творческих проектах Центра искусств, города.

Взаимодействие с педагогами:

- выступление на методических объединениях, педагогических советах;

-  консультации, беседы;

- совместное планирование воспитательной работы с подростками;

- анализ проведения праздников, занятий;

-  деловые игры, педагогические мастерские.

Сотрудничество с родителями:

 - информационно-просветительская (выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы (основной вид деятельности с родителями в силу специфики колледжа-интерната искусств);

- консультативная (консультации, подготовка информации учебного и воспитательного характера);

- совместная деятельность (подготовка к праздникам, конкурсам,- по возможности);

- индивидуальная (беседы, консультации)

Ожидаемые результаты.

Прямые – систематизация информационных источников по теме проекта;

- разработанные сценарии мероприятий;

- методические рекомендации для педагогов, воспитателей;

- продукты воспитательной деятельности воспитанников;

- высокий уровень сформированности культуры общения воспитанников исследуемой группы.

Косвенные - повышение уровня сформированности культуры общения воспитанников;

- повышение уровня воспитанности подростков;

- повышение профессионального уровня воспитателя в результате изменения качества и содержания воспитательной работы;

- повышение имиджа учебного заведения;

- вовлечение родителей в воспитательный процесс.

ДИАГНОСТИЧЕКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 Любая деятельность направлена на получение результатов: в данном проекте результатом является высокий уровень культуры общения воспитанников. Для выявления уровня развития культурных качеств подростков надо было выяснить категориальную структуру культуры общения. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в культурном сознании являются базовыми?

Основным методом диагностирования являлось педагогическое наблюдение. В целях коррекции педагогических наблюдений, для уточнения полученных данных, использовались рабочие диагностики:

  • Методика неоконченного предложения: «Добро – это…», «Зло – это…», «Чтобы быть счастливым, нужно…» и т.д. (Щуркова Н.Е.)
  • «Подарки Деда Мороза», «Золотая рыбка», «Цветик – семицветик» (Щуркова Н.Е.
  • Ранжирование понятий (Щуркова Н.Е.)
  • Анкета «Гаджет- зависимость» (опросник Г.Айзенка)
  •         Диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)
  •         Тест на интернет-зависимость (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)
  •         Анкета «Сквернословие в моей жизни»
  •         Анкета «Чтобы быть успешным в жизни»
  •         Тест «Умеете ли вы общаться?»

Основными методами диагностирования из вышеперечисленных стали: анкета «Сквернословие в моей жизни», анкета «Чтобы быть успешным в жизни» тест «Умеете ли вы общаться?». Для того, чтобы проследить динамику культуры развития подростков диагностика проводилась в конце каждого года.

Полученные данные представлены в таблицах 1, 2.

Так, в 5-ом классе в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытеснены материальными и среди желаний детей преобладают материальные ценности - 66 %) - (хочу иметь…, хочу, чтобы мне купили…, хочу быть богатым и т.п.). Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях лишь 5 % детей, ценностное отношение к родным и близким людям выражают 13%.  Большинство детей данного возраста понимают, что значит быть нравственным, ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, честность, но требуют это от других, не замечая своих негативных поступков, действий. То есть у большинства детей данного возраста имеются знания о моральных нормах, но эти знания бессистемны.

Таблица 1. Диагностика «Чтобы быть успешным в жизни» с 5-го по 9-й класс (2014-2018год)


Исследование ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ) показало, что значимыми для детей данного возраста являются следующие качества личности: сообразительность – 71%, трудолюбие – 56%, целеустремлённость – 27%, честность – 79%, уверенность в себе – 32%, отношение к товарищам – 39%, коллективизм – 16%, качества ума-15%.

Таблица 2. Диагностика уровня духовно-нравственного развития воспитанников с 5-го по 9-й класс (2006-2011 год)

По данным анкеты «Смысл жизни. Нравственные ценности» приоритетными стали следующие ценности: наличие хороших и верных друзей – 41%, возможность любить и быть любимым-32%, активная деятельная жизнь-31%, хорошие отношения в семье-27%. Менее значимым стало: радость познания, возможность приобщения к духовным ценностям-21%, возможность творческой самореализации-14%, здоровье своё и близких – 13%.

Опираясь на данные диагностик, я пришла к  выводу о необходимости систематической работы над формированием культуры общения подростков.

Данные диагностик показывают динамику развития культуры общения подростков: исследования  показывают изменения в выборе ценностных ориентиров: на первые места подростки 9-х классов ставят трудолюбие-87%, честность-86%, качества ума-67%, отношение к товарищам-59%, целеустремлённость-43%, коллективизм-37%.

По данным анкеты «Смысл жизни. Нравственные ценности» получены следующие результаты: ценными являются «здоровье своё и близких»-45%, «хорошие отношения в семье»-37%, «возможность любить и быть любимым»-41%, «радость познания, возможность приобщаться к духовным ценностям» - 65%. Значимым для подростков 9-го класса стало: активная деятельная жизнь-47%, наличие хороших и верных друзей-73%, любовь, творчество (возможность творческой реализации)-41%.

Таким образом,  в течение каждого года наблюдается положительная  динамика развития духовно-нравственных качеств подростков. Качественным показателем моей деятельности являются и данные социометрии - за все годы работы нет ни одного изолируемого ребёнка, в детском коллективе спокойная доброжелательная, комфортная  атмосфера, одним из качественных показателей является и наличие большого количества взаимных выборов детей (дружественных связей). Данные диагностики определения психологического климата в коллективе (по Лутошкину А.Н.) показывают высокий уровень развития детского коллектива, в котором созданы хорошие условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Воспитанники моей группы активно участвуют во всех мероприятиях класса и колледжа, принимают участие в инновационных проектах: «Слово на все времена», «Две звезды», «Страна Возможностей» и др. Также являюсь активным участником вышеперечисленных проектов и конкурсов, награждена Дипломами участника проекта.

Одним из качественных показателей   также является участие моих воспитанников в окружных, региональных, всероссийских, международных детских конкурсах молодых исполнителей, где они занимали призовые места. Воспитанники моей группы все годы учёбы (5-9 класс)  показывали одни из самых высоких уровней качества знаний как в общеобразовательной школе, так и по специальным дисциплинам.

Возможности развития. Устойчивость проекта.

Особенностью данного проекта является его дополняемость, изменяемость. Педагогический проект реализовывался в течение 5 учебных лет с детьми одного класса. Воспитателями колледжа-интерната «ЦИОДС» данный проект использовался фрагментарно, отдельными занятиями. Ими были даны положительные отзывы по данному практическому материалу.

Используя предлагаемый практический материал, воспитатели отмечали его доступность, экономичность времени по его подготовке, минимальность материальных затрат, оптимальность подбора игрового материала, тренинговых заданий.

Педагогический опыт работы по данному проекту можно использовать в работе с детьми подросткового возраста в любом образовательном учреждении (школе, интернате, детском доме, доме творчества т.п.) как воспитателями, так и классными руководителями, классными воспитателями, организаторами дополнительного образования, воспитателями продлённого дня и т.п.

На основе данного проекта предполагается:

- участие в различных методических конкурсах, в том числе и на педагогических сайтах в интернете,

- публикации, распространение педагогического опыта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука нравственности. Сборник. Москва.: «Молодая гвардия», 1976. – 270 с.
  2. Аксёнова Л.В. Семейная энциклопедия: Психологические тесты. 400/ Л.В. Аксенова. – Ростов н / Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007. – 528 с.
  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  4. «А началось все с сухомятки...» Н. Захаров,  журнал «Воспитание школьников» - 2066 – 7 – С. 64-65
  5. Афоризмы XIX века. Сост. Л.Е. Лавренова. – СПб.: «Паритет», 1999. -352 с.
  6. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская Энциклопедия», 1976. Т.-24. 608 с.
  7. Великая Отечественная. В 2-х томах. Т. 1. Стихотворения и поэмы. Изд. Второе, дополненное. Сост. С. Наровчатов и Я. Хелемский. Предисл. А. Суркова. Оформл. Худ. В. Дебера. М., «Худож. Лит.», 1975.
  8. Веснина Н.И., Журнал «Классный руководитель» № 2, 2009 г.
  9. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Г. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с.
  10. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков.  Практическое пособие, Изд. «АРКТИ», Москва, - 2007. – 118 с.
  11. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7-8 классы. 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 192 с.
  12. Дик  Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – изд. 3-е., доп и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 349 с.
  13. Журнал «Воспитание школьников» - 2 -1998 – С.20-23
  14. Журнал «Домашний очаг» - 10 – 2008.
  15. За  тебя,  Ленинград!:   Поэты  в  боях    за город Ленина / Сост. В. А. Шошин. — Л.: Лениэдат, 1985.—368 с.
  16. Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Ред. кол.:  В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ландо и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 894 с.
  17. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф. Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010. -137 с.
  18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160с. ».  
  19. Коновалова М. Терпимость – ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы. – 2006. - №2 (38). – С. 27-28.
  20. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 197  с.
  21. Кротов В. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. - М.: Совершенство, 1997. - 176 с.
  22. Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.
  23. Лопатина А., М. Скребцова. Вершины мудрости 50 уроков о смысле жизни (Для занятий  с детьми среднего и старшего школьного возраста). М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 416 с.
  24. Лопатина А. Семейные заповеди / А. Лопатина, М. Скребцова – М.: Амрита-Русь, 2008. – 320 с.
  25. Лущай Л. Северное созвездие – Екатеринбург; «Издательство «Баско», 2005. – 288 с.
  26. Люди – людям. Сборник стихов. Самара: Издательство «Путь к Солнцу», 2006. – 192 с.
  27. Журнал «Воспитание школьников» - 2008 – 4. Маренина Т.  
  28. Мы в победе узнали себя: стихи. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 384 с.
  29. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый  словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник, 1999 – 944 с.
  30. От улыбки хмурый день светлей!/Составитель И.В. Михалева. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.-576 с.
  31. Окно в Югру. Атлас – путеводитель. Сост. Куриков В.М. ООО «Рекламно-издательский Цент «ЗЁБРА», 2005.-448 с.
  32. Периодический детский журнал «Юла»
  33. Портер Э. Поллианна./ пер.с англ. А. Иванова и А. Устиновой; Худож. А. Власова.-М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.-224 с.
  34. Рожков М.И., БайбородоваЛ.В., Ковмьчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
  35. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2—6. – 192 с.
  36. Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества. // Библиополе. – 2008 - №6 – С. 36-38.
  37. Смид.Р. «Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ.; - М.: Генезис, 1999, - 272с.
  38. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 160с.
  39. Советы вашего ангела - хранителя. - М.: АСТ; Спб.: Сова, 2007. - 336 с.
  40. «Специалисты советуют, предостерегают» журнал «Воспитание школьников» - 8 – 2002 – С. 57-58.
  41. Терпимость. Толерантность // Ю.А. Шрейдер Этика. – М.: 1998. – с. 239.
  42. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. – 672 с.
  43. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128с.
  44. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4 – х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2003. – 160с.
  45. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4 – х томах. Т. 2. – М.: Генезис, 2003. – 160с.
  46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4 – х томах. Т. 3. – М.: Генезис, 2003. – 160с.
  47. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4 – х томах, Т. 4. – М.: Генезис, 2003. – 160с.
  48. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 255с.
  49. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176с.
  50. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2004. – 303с.
  51.  Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с.

Приложение

Перспективное планирование воспитательной работы по формированию культуры общения подростков в условиях колледжа-интерната «ЦИОДС»

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Осложнённое поведение подростков в условиях колледжа- интерната искусств"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната искусств.

В своей статье я пытаюсь найти пути привлеченич школьников к самостоятельным занятиям физической культурой....

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »

Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего……..               Это стихотворение известного детского п...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...