Главные вкладки

    Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
    проект (7 класс) на тему

    Дутова Татьяна Сергеевна

    Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dutova.docx30.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа – интернат г. Котовска»

    Педагогический проект

    «Формирование  навыка  здорового образа жизни  у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

               

     Автор:

    Дутова Татьяна Сергеевна, воспитатель

    2014 г.

    Актуальность

    • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выделяет одним из основных направлений «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
    • 100% воспитанников группы имеют слабое психофизическое здоровье: 36% имеют III группу здоровья, 64% имеют  II группу здоровья
    • Негативные ценности и отрицательные образцы поведения в семье

    Противоречия

    Между

    • Высоким запросом общества на здоровье как доминантную основополагающую ценность и низким уровнем здоровья у воспитанников с ОВЗ
    • Необходимостью приобщения школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению валеологического воспитания в образовательной практике
    • Пониманием родителями значимости формирования в воспитании основ ЗОЖ и недостаточным уровнем знаний у них по вопросам воспитания здорового ребенка

    Проблемы

    • Слабое психофизическое здоровье  воспитанников с ОВЗ
    • Низкий уровень компетентности в вопросах здорового  образа жизни у  подростков с ОВЗ и их родителей        
    •  «Перегруженность» воспитанников отрицательным  опытом, негативными ценностями и образцами  поведения в семье
    •  Низкая доля воспитанников, посещающих спортивные кружки и секции
    •  Слабая двигательная активность воспитанников

    Теоретические положения

    • Культура здорового образа жизни личности (С.О. Авчинникова, Т.М.Алимова, Р.А.Ахундов и др.)
    •  Пути и способы сохранения и сбережения здоровья обучающихся в условиях педагогического процесса (И.П.Абаскалова, В.Ф.Базарный, Г.К.Зайцев и др.)
    •  Валеологическое образование школьников (С.Д.Дерябо, Г.К.Зайцев, М.Л.Кузнецова и др.)
    •  Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий (Т.В.Ахутина,Р.А.Лаишев, В.И.Ковалько, А.В.Родионов, Н.К.Смирнов и др.)

    Цель

    Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате

    Задачи

    • Сформировать осмысленное отношение к своему здоровью,

    как к важной жизненной ценности

    • Организовать активный спортивный досуг
    •  Вовлечь воспитанников в спортивные секции
    • Организовать просветительскую работу с воспитанниками,  их родителями совместными усилиями педагогов, специалистов, медицинских работников
    • Включить здоровьесберегающие технологии во все режимные моменты коррекционно – воспитательного процесса

    Новизна проекта

    • Организация системы работы по формированию ЗОЖ воспитанников группы
    •  Внедрение новых форм работы по данному направлению

    Участники проекта

    Руководитель группы: Дутова Татьяна Сергеевна (воспитатель).

    Рабочая группа: педагог – психолог, социальный педагог,

    педагог – организатор, медицинские работники, учитель физкультуры, родители.

    Благополучатели: воспитанники группы № XI (обучающиеся 7специального класса VII вида).

    Сроки реализации проекта

    1. Подготовительный  этап  - сентябрь 2013г.
    2. Основной этап – с октября 2013г. – по апрель 2014г.
    3. Заключительный  этап – май 2014г.

    Планируемые результаты

    • Перемещение ценности «здоровье» в шкале ценностных ориентаций на более высокий уровень
    •  Уменьшение числа пропусков уроков по болезни
    •  Увеличение доли воспитанников, посещающих кружки и секции спортивной направленности
    •  Увеличение доли воспитанников, охваченных физкультурно – оздоровительными мероприятиями в течение проекта
    • Повышение уровня двигательной активности  подростков с ОВЗ
    • Отсутствие вредных привычек

    Подготовительный этап

    • Изучение теоретического и практического материалов по проблеме
    • Создание рабочей группы
    • Разработка плана мероприятий
    • Подготовка диагностического инструментария и проведение первичной диагностики
    • Разработка критериев эффективности проекта

    Критерии эффективности

    • Уровень компетентности воспитанников в вопросах ЗОЖ
    • Число пропущенных уроков по болезни  (на одного обучающего в год)
    • Доля воспитанников, посещающих спортивных кружков и секций
    • Доля воспитанников, охваченных физкультурно –

    оздоровительными мероприятиями в течение  учебного года

    • Уровень двигательной активности  подростков с ОВЗ
    • Отсутствие вредных привычек

    Основной этап

    • Система  работы по формированию ЗОЖ в группе
    • Методы мотивации и стимулирования воспитанников
    • Формы работы

    Система  работы по формированию ЗОЖ  в группе

    • Выбор оптимального режима занятий  и создание  гигиенических условий  жизнедеятельности
    • Создание благоприятной  психологической атмосферы
    • Создание условий для физической активности детей
    • Индивидуально – дифференцированный подход к каждому воспитаннику
    • Использование здоровьесберегающих технологий  обучения
    • Пропаганда здорового образа жизни

    Методы мотивации и стимулирования воспитанников

    Познавательные

    • Опора на жизненный опыт
    • Учет познавательных интересов
    •  Создание проблемных ситуаций

    Эмоциональные

    • Поощрение
    • Создание ситуации успеха
    •  Создание эмоционального фона для успешной работы обучающихся 

    Социальные

    • Создание ситуации взаимопомощи
    • Развитие желания быть полезным школе
    • Развитие эмпатии по отношению друг к другу
    • Заинтересованность в результатах коллективной работы

    Формы работы

    Проектная  и исследовательская деятельность: «Я познаю себя - я познаю мир»,  «Осторожно, еда»,  «За здоровьем в лес»,  «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Мой режим дня»,  «Путь, ведущий к здоровью».

    Праздники: День здоровья,  Будьте здоровы! Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. КВН «Наше здоровье».

    Оздоровительные  мероприятия: Веселые старты. Зимние забавы. Неделя спорта. Утренняя зарядка. Физкультминутки. Спортивный час (прогулки, подвижные игры). Участие в школьных и  областных соревнованиях.

    Конкурсы, акции: Всероссийский конкурс рисунков «Каникулы без компьютера». Конкурсы рисунков и плакатов: «Спорт в моей семье», «Я и  спорт», «Правильное питание и витамины». Акции: «Мы выбираем спорт»,  «Уберем поляну вместе». Конкурс «Дорога и мы».

    Клуб «Мое здоровье»: Обучающиеся тематические занятия по ЗОЖ, ПДД

    Встречи с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инспектором ГИБДД, социальным педагогом. Проведение совместных мероприятий  с родителями по укреплению здоровья детей: «Папа, мама я – спортивная семья», походы, экскурсии, совместная организация каникулярного отдыха детей. Обобщение семейного опыта.

    Работа с родителями: Родительские собрания. Индивидуальные и групповые консультации. «Почтовый ящик». Выпуск стенгазет, фотовыставки.

    Привлечение к участию в проектной деятельности.

    Заключительный этап

    • Итоговое воспитательное занятие «Сохраним и приумножим свое здоровье»
    • Диагностирование результатов
    • Выводы
    • Востребованность  проекта

    Распространение опыта

    • Размещение материалов в сети Интернет
    • Выступления на ШМО, педсоветах
    • Участие в областных научно – практических семинарах

              Востребованность проекта

    • Материалы проекта опубликованы в педагогических сообществах сети Интернет и активно используется в работе другими педагогами
    •  Проект может быть реализован в любых специальных (коррекционных) общеобразовательных школах

    Информационные источники

    • Влокова С.С. «Как воспитать здорового ребенка», Киев, 1991
    • Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», М.ВАКО, 2004
    •  Змановский Ю.Ф. «Воспитание детей здоровыми», -М, 1989
    •  Якунчев М.А.. Голышенков С.П.  «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона», Саранск: «Красный октябрь», 2004
    • Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005
    •  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002
    • Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы: учебное пособие, Издательство: ФЛИНТА, 2011 г.
      Интернет ресурсы:

    http://it-n.ru – «Сеть творческих учителей»

    http://ipk.admin.tstu.ru/ - сайт института повышения квалификации работников образования

    http://www.openclass.ru/ - «Открытый класс»

    http://pedsovet.org/ - «Педсовет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"

    Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...

    Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"

    В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...

    Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

    Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

    Воспитание здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

    Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

    Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

    «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

    Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

    Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

    Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

    Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...