Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
проект (7 класс) на тему

Дутова Татьяна Сергеевна

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dutova.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат г. Котовска»

Педагогический проект

«Формирование  навыка  здорового образа жизни  у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

           

 Автор:

Дутова Татьяна Сергеевна, воспитатель

2014 г.

Актуальность

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выделяет одним из основных направлений «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
  • 100% воспитанников группы имеют слабое психофизическое здоровье: 36% имеют III группу здоровья, 64% имеют  II группу здоровья
  • Негативные ценности и отрицательные образцы поведения в семье

Противоречия

Между

  • Высоким запросом общества на здоровье как доминантную основополагающую ценность и низким уровнем здоровья у воспитанников с ОВЗ
  • Необходимостью приобщения школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению валеологического воспитания в образовательной практике
  • Пониманием родителями значимости формирования в воспитании основ ЗОЖ и недостаточным уровнем знаний у них по вопросам воспитания здорового ребенка

Проблемы

  • Слабое психофизическое здоровье  воспитанников с ОВЗ
  • Низкий уровень компетентности в вопросах здорового  образа жизни у  подростков с ОВЗ и их родителей        
  •  «Перегруженность» воспитанников отрицательным  опытом, негативными ценностями и образцами  поведения в семье
  •  Низкая доля воспитанников, посещающих спортивные кружки и секции
  •  Слабая двигательная активность воспитанников

Теоретические положения

  • Культура здорового образа жизни личности (С.О. Авчинникова, Т.М.Алимова, Р.А.Ахундов и др.)
  •  Пути и способы сохранения и сбережения здоровья обучающихся в условиях педагогического процесса (И.П.Абаскалова, В.Ф.Базарный, Г.К.Зайцев и др.)
  •  Валеологическое образование школьников (С.Д.Дерябо, Г.К.Зайцев, М.Л.Кузнецова и др.)
  •  Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий (Т.В.Ахутина,Р.А.Лаишев, В.И.Ковалько, А.В.Родионов, Н.К.Смирнов и др.)

Цель

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате

Задачи

  • Сформировать осмысленное отношение к своему здоровью,

как к важной жизненной ценности

  • Организовать активный спортивный досуг
  •  Вовлечь воспитанников в спортивные секции
  • Организовать просветительскую работу с воспитанниками,  их родителями совместными усилиями педагогов, специалистов, медицинских работников
  • Включить здоровьесберегающие технологии во все режимные моменты коррекционно – воспитательного процесса

Новизна проекта

  • Организация системы работы по формированию ЗОЖ воспитанников группы
  •  Внедрение новых форм работы по данному направлению

Участники проекта

Руководитель группы: Дутова Татьяна Сергеевна (воспитатель).

Рабочая группа: педагог – психолог, социальный педагог,

педагог – организатор, медицинские работники, учитель физкультуры, родители.

Благополучатели: воспитанники группы № XI (обучающиеся 7специального класса VII вида).

Сроки реализации проекта

  1. Подготовительный  этап  - сентябрь 2013г.
  2. Основной этап – с октября 2013г. – по апрель 2014г.
  3. Заключительный  этап – май 2014г.

Планируемые результаты

  • Перемещение ценности «здоровье» в шкале ценностных ориентаций на более высокий уровень
  •  Уменьшение числа пропусков уроков по болезни
  •  Увеличение доли воспитанников, посещающих кружки и секции спортивной направленности
  •  Увеличение доли воспитанников, охваченных физкультурно – оздоровительными мероприятиями в течение проекта
  • Повышение уровня двигательной активности  подростков с ОВЗ
  • Отсутствие вредных привычек

Подготовительный этап

  • Изучение теоретического и практического материалов по проблеме
  • Создание рабочей группы
  • Разработка плана мероприятий
  • Подготовка диагностического инструментария и проведение первичной диагностики
  • Разработка критериев эффективности проекта

Критерии эффективности

  • Уровень компетентности воспитанников в вопросах ЗОЖ
  • Число пропущенных уроков по болезни  (на одного обучающего в год)
  • Доля воспитанников, посещающих спортивных кружков и секций
  • Доля воспитанников, охваченных физкультурно –

оздоровительными мероприятиями в течение  учебного года

  • Уровень двигательной активности  подростков с ОВЗ
  • Отсутствие вредных привычек

Основной этап

  • Система  работы по формированию ЗОЖ в группе
  • Методы мотивации и стимулирования воспитанников
  • Формы работы

Система  работы по формированию ЗОЖ  в группе

  • Выбор оптимального режима занятий  и создание  гигиенических условий  жизнедеятельности
  • Создание благоприятной  психологической атмосферы
  • Создание условий для физической активности детей
  • Индивидуально – дифференцированный подход к каждому воспитаннику
  • Использование здоровьесберегающих технологий  обучения
  • Пропаганда здорового образа жизни

Методы мотивации и стимулирования воспитанников

Познавательные

  • Опора на жизненный опыт
  • Учет познавательных интересов
  •  Создание проблемных ситуаций

Эмоциональные

  • Поощрение
  • Создание ситуации успеха
  •  Создание эмоционального фона для успешной работы обучающихся 

Социальные

  • Создание ситуации взаимопомощи
  • Развитие желания быть полезным школе
  • Развитие эмпатии по отношению друг к другу
  • Заинтересованность в результатах коллективной работы

Формы работы

Проектная  и исследовательская деятельность: «Я познаю себя - я познаю мир»,  «Осторожно, еда»,  «За здоровьем в лес»,  «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Мой режим дня»,  «Путь, ведущий к здоровью».

Праздники: День здоровья,  Будьте здоровы! Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. КВН «Наше здоровье».

Оздоровительные  мероприятия: Веселые старты. Зимние забавы. Неделя спорта. Утренняя зарядка. Физкультминутки. Спортивный час (прогулки, подвижные игры). Участие в школьных и  областных соревнованиях.

Конкурсы, акции: Всероссийский конкурс рисунков «Каникулы без компьютера». Конкурсы рисунков и плакатов: «Спорт в моей семье», «Я и  спорт», «Правильное питание и витамины». Акции: «Мы выбираем спорт»,  «Уберем поляну вместе». Конкурс «Дорога и мы».

Клуб «Мое здоровье»: Обучающиеся тематические занятия по ЗОЖ, ПДД

Встречи с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инспектором ГИБДД, социальным педагогом. Проведение совместных мероприятий  с родителями по укреплению здоровья детей: «Папа, мама я – спортивная семья», походы, экскурсии, совместная организация каникулярного отдыха детей. Обобщение семейного опыта.

Работа с родителями: Родительские собрания. Индивидуальные и групповые консультации. «Почтовый ящик». Выпуск стенгазет, фотовыставки.

Привлечение к участию в проектной деятельности.

Заключительный этап

  • Итоговое воспитательное занятие «Сохраним и приумножим свое здоровье»
  • Диагностирование результатов
  • Выводы
  • Востребованность  проекта

Распространение опыта

  • Размещение материалов в сети Интернет
  • Выступления на ШМО, педсоветах
  • Участие в областных научно – практических семинарах

          Востребованность проекта

  • Материалы проекта опубликованы в педагогических сообществах сети Интернет и активно используется в работе другими педагогами
  •  Проект может быть реализован в любых специальных (коррекционных) общеобразовательных школах

Информационные источники

  • Влокова С.С. «Как воспитать здорового ребенка», Киев, 1991
  • Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», М.ВАКО, 2004
  •  Змановский Ю.Ф. «Воспитание детей здоровыми», -М, 1989
  •  Якунчев М.А.. Голышенков С.П.  «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона», Саранск: «Красный октябрь», 2004
  • Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  •  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002
  • Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы: учебное пособие, Издательство: ФЛИНТА, 2011 г.
    Интернет ресурсы:

http://it-n.ru – «Сеть творческих учителей»

http://ipk.admin.tstu.ru/ - сайт института повышения квалификации работников образования

http://www.openclass.ru/ - «Открытый класс»

http://pedsovet.org/ - «Педсовет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"

Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...

Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"

В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Воспитание здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...