Главные вкладки

    Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"
    статья (6 класс) на тему

    Букина Надежда Николаевна

    В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших подростков. Раскрыт механизм педагогической поддержки. Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Индивидуальные и групповые формы поддержки. Девизы по программе педагогической поддержки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната.

                                                                                  Введение.

         В системе е воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет часто стихийный, ситуативный характер. Взрослые часто реагируют только на внешние проявляющиеся действия и поступки учащихся и выступают в роли  «скорой помощи».

    • наказание драчунов;
    • наставления по поводу внешнего вида, манер;
    • вызов родителей, жалобы классному руководителю, администрации;
    • а в крайних случаях это даже разбирательства с применением совета школы;
    • проявление обсуждения в форме возмущения;
    • изоляция от части или от всего коллектива;
    • нетактичное выявление виновного;
    • необдуманная характеристика поступка, упрек;
    • приказания выполнения задания;
    • несправедливое наказание.

         Эта деятельность взрослых носит характер вмешательства. Вроде бы педагоги и заботятся о жизни и здоровье ребенка, хотят научить его общаться. Получить знания - сделать все, чтобы из него получился Человек, но помощь при этом выливается в назидание, приказ , угрозу, что вызывает у детей ответную грубость, неподчинение, лень или апатию.

    Эта помощь исключает активное участие ребенка, в результате чего он защищается от педагога. Приспосабливается к ситуации, прячет подальше свое «Я».

         Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в использовании педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть свой личный потенциал, для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.

    Что мы понимаем под педагогической поддержкой.

         Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

    • «Послание» поддержки выглядит так:

    «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, что же ты хочешь».

    Начинать оказывать поддержку нужно уже в начальном образовании, обращать внимание на каждый грустный взгляд подопечного, самим искать тех, кто нуждается в помощи, попытаться раскрыть ребенка, а вместе с ним и проблему, которая беспокоит его..

    Все знакомы с понятием «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», которые предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка же ставит целью развитие уникальной личности, в то время как индивидуальный поход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями (чтобы все освоили оду и ту же программу), чтобы ребенок несмотря ни на что, встроился в коллектив ит.д.)

    • Педагогическая поддержка это:

    -совместная деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей.

    -система разноплановых мероприятий, проводимых с детьми в целях дифференциации их по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выполнение и поддержку.

    -система педагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

    Педагогическая деятельность должна:

    1. Обеспечить внутренние условия (установки, потребности, способности) для развития «самости», для развития (через механизмы самосознания, рефлексия, самоанализа, целеполагания, физической и психической защиты, деятельности самоосуществления);
    2. Создать благоприятные внешние условия (среды обитания) для психологического и биологического существования и развития ребенка;
    3. Организовать очеловеченную микросреду (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и другие), как продукт активности детей и взрослых.

    • Механизм педагогической поддержки проходит различные этапы это:

    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка, сбор информации о ребенке, наблюдения, составление карты проблем ребенка.

    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).

    III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

    Составление программы работы с ребенком, коррекция у специалистов: психолога, соц.педагога, мед работника.

     IV этап (деятельностный) – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

    V этап (рефлексивный) – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта деятельности.

    • Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка?.

        Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам смог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигая и осваивая внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

    • Успешность взаимодействия педагога и ребенка возможно при соблюдении следующих условий:

    -наличие у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

    -согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Перед оказанием педагогической поддержки нужно прислушаться к ребенку, и делать это на протяжении всего периода разрешения проблемы. Иначе существует вероятность того, что педагог буде отвергнут, и, следовательно контакт будет утерян. Безусловная поддержка т(вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка, а также в ситуациях асоциального поведения.

    -приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное»-правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

    -совместимость, сотрудничество, содействие. Иметь профессиональные умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанниками в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна», использовать свое влияние для того, чтобы проясенить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербгных установок, помочь определить ему свои позиции и взгляды.

    Это процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном решении проблемы. Педагог обязан подсказать, незаметно «Подсунуть», подтолкнуть его к выбору правильного во всех отношениях решения.

    -соблюдения принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личностных бесед и консультаций - доброжелательность и безоценочность. Наличие у педагога необходимых личностных свойств: здорового самовосприятия, умения пробуждать чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувство юмора.

         Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать  голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Даже в самом злом, отвратительном поступке нужно искать причины реальности.

    -защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможность «Смягчить наказание», имея в виду, сто ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, - это защитник интересов учащихся.

       Часто используется опосредованная поддержка: это диагностика, профессиональное наблюдение педагогов, осмысление ими типичных затруднений школьников.

    Существует и групповая форма поддержки:

    1.Работа всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся к условиям школьной жизни.

         Это может быть начало учебного года, после каникулярное время. Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или мене длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Педагоги,

         Понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя это период для установления контактов с детьми, развития у них навыков общения. В это время можно проводить обмен летними впечатлениями, использовать игровые и разнообразные творческие формы работы. В начальной школе можно проводить уроки на природе, больше давать детям двигаться, рисовать, придумывать истории.

    2.Деятельность воспитателей, работающих в «переходных» класса (первый, пятый, десятый).

    В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса учителей) и система деятельности 9новая учебная ситуация). Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей,   об условиях обучения, о взаимоотношениях в классе. Все это может привести к довольно длительному периоду школьной дезадаптации, проявляющейся в недисциплинированности, невнимательности, быстрой утомляемости.

    •      Девизы по программе педагогической поддержки:

    • Истинная самореализация педагога- в творческой самореализации ребенка.
    • Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
    • Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, постоянном развитии.
    • Все трудности непринятия в поведении ребенка преодолевай нравственными средствами.
    • Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
    • Дети - носители грядущей культуры; всегда критически соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание-это конструктивный диалог культур.
    • Не сравнивай никого ни с кем, этически корректно сравнить можно только результаты действий.
    • Доверяй – не проверяй!
    • Признай право растущей личности на ошибку и не суди за нее ребенка.
    • Умей вовремя признать свою ошибку.
    • Защищая ребенка, учи его защищаться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

    "Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

    "Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

    материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

    Статья "Становление культурной идентификации учащихся посредством знакомства с народными праздниками в условиях школы-интерната коррекционного вида."

    Педагоги  нашей школы  работают  над  становлением  культурной идентификации воспитанников  через   знакомство  учащихся с традициями  и обычаями русс...

    Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

    Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

    Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

    На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...

    Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

    Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является еди...

    Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

    Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...