Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
материал по теме

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет профессиональной переподготовки.

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида.

Выпускная работа

Работа допущена к защите

«___» ____________2011г.

Работа защищена                                                          Исполнитель:

«___» ___________2011г.                                            Сотникова Валентина Леоновна

с оценкой «__________»                                              слушатель группы                                          

                                                                                       «Олигофренопедагогика»

Председатель ГАК

__________________

Члены  комиссии:                                                         Научный руководитель:

1. _____________                                                         Карнаева Инна Валерьевна

2. _____________                                                                 кан. пед. наук, доцент КРИПК и ПРО

3. _____________

4. ____________

Кемерово 2011

Содержание

Введение

Глава 1.    Гражданско - патриотическое воспитание подростков              

                   как  педагогическая проблема.

  1. Теоретические  подходы к проблеме гражданско -     патриотического  воспитания подростков

          1.2.    Психолого – педагогические особенности подростков

        специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Глава 2.     Разработка и реализация проекта по гражданско-  

                    патриотическому воспитанию в условиях школы-          

                   интерната №15 города Белово.

          2.1.   Алгоритм разработки проекта.

          2.2.   Проект «Каждый павший – живой, если в сердце  

                    живет…»

  1. .     Результативность гражданско-патриотического          

     воспитания в условиях школы-интерната №15.

Заключение

Список литературы

   

 

Введение

      Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.        В  Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России  важно знать ее историю,  духовные истоки и традиции, чтобы  понимать  происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит  ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

      Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

      Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Сложность процесса гражданско-патриотического  воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

     То есть, сам воспитательный процесс в специальной ( коррекционной) школе, как и в массовой динамичен, подвижен, непредсказуем. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении.

     Таким образом, актуальность нашего исследования определена системой обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта и его особенностями.

Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.

      Работ, касающихся содержания и организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушениями развития сравнительно не много. Некоторые аспекты этой программы отражены в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Белкина, Г.М. Дульнева, Т.И. Пороцкой и других.

     Следовательно, проблема исследования связана с установлением сущности и специфики гражданско-патриотического  воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

      Цель исследования – разработать и реализовать проект  гражданско-патриотического воспитания подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

      Объект исследования – гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях специальной коррекционной школы VIII  вида.  

      Предмет исследования – гражданско-патриотическое  воспитание подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположения о том, что гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет результативным, если:

  1. определены теоретические подходы к проблеме ;
  2. выявлены и будут учитываться психолого – педагогические особенности подростков          специальной (коррекционной) школы VIII вида;
  3. - особенности системы воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  4. - если разработан и используется в педагогической практике проект по  гражданско – патриотическому воспитанию  подростков в специальной (коррекционной) школе VIII  вида.

     

        В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлена следующая  задачи:

  1. Охарактеризовать теоретический  подход к проблеме гражданско-патриотического воспитания подростков в коррекционной школе VIII вида.
  2. Выявить  психолого-педагогические  особенности  подростков  в специальной (коррекционной) школы  VIII вида.
  3. Выявить особенности системы гражданско-патриотического воспитания подростков специальной (коррекционной) школы  VIII вида.
  4. Разработать и реализовать проект «Каждый павший – живой, если в сердце живет…»
  5. Выявить результативность проектной деятельности  в рамках   гражданско-патриотического воспитания в условиях

школы-интерната №15 VIII вида.

     Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,  беседы с детьми, учителями, воспитателями,  анализ плана воспитательной работы школы, метод проектов, обработка полученных результатов.

     Новизна исследования в том, что выявлены особ гражданско-патриотического  воспитания  подростков в условиях коррекционной  школы VIII вида.

     Практическая значимость заключается в том, что разработан  и реализован  проект по гражданско-патриотическому  воспитанию  подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

     База исследования: муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 15 (VIII вида) города Белово», где автор работает учителем истории.

   

Глава 1. Гражданско - патриотическое воспитание подростков как педагогическая проблема.

  1. Теоретические подходы к проблеме гражданско-патриотического воспитания подростков

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.  

  На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.  Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира.  Сам термин «патриот»  стал широко  применяться, начиная с эпохи  Великой Французской революции  1789 г., но исторические корни патриотизма имеют  многовековую историю.  Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.  

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству,  сопричастность с его историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа.

Сегодня  патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено  определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного  развития человека.    

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из  центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим  диалог  и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки  эффективных методов  подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для  организации и проведения в системе  образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.  

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе  образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и   реформ второй половины Х1Х в. в российской  педагогике  получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности -  «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель),  «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

  В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.  

 В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие  такая форма, как  историко-краеведческая экспедиция  «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности,  демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.        

 В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.  

В начале ХХI века в Российской Федерации  в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В  военно-патриотическом  и гражданско-патриотическом воспитании,   краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев  обозначались новые тенденции и подходы.    

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого -  целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды  и целенаправленной педагогической деятельности.    

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная  деятельность,  призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.    

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения  общегражданских ценностей.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.

В  образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется  комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.

1.2   Психолого – педагогические особенности обучающихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

     Ребенок с проблемами в развитии имеет определенные  особенности. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразия двигательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению общения этих детей, познания  ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации.

     У детей наблюдается недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Большие трудности вызывают у учеников  задачи, предусматривающие использование наглядно – образного и словесно-логического мышления, например, понимание несложных текстов, содержащих временные, причинные и другие зависимости. При выполнении анализа обнаруживается неупорядоченность, бессистемность, непоследовательность. Сложности для проблемного ребенка представляют процессы сравнения, обобщения. Они не могут высказать суждение о предмете, явлении, ситуации, не могут оценить создавшуюся ситуацию и это часто является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

     У детей, для которых свойственны нарушения мыслительной деятельности, существенно страдают и эмоционально-волевые процессы.  Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Вместе с тем необходимо отметить, что учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большей выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.

     Для умственно отсталых  также характерны нарушения поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности проблемных детей. И сущностью этой незрелости является недоразвитие духовных потребностей, подвластность ребенка воздействиям окружающей ситуации либо собственным импульсам.

     Для них характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность  специальной (коррекционной) школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями.

     При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое « психическое насыщение».

     Самооценка и уровень притязаний учеников часто бывает неадекватной, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Для этих учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. Их планы на будущее, касающиеся перед стоящей трудовой деятельности и выбора профессии, свидетельствует об этом: «Буду летчиком, начальником, учителем» и т.п.

     Речевая система детей формируется с задержкой. Их словарный запас беден, заметно страдает и грамматический строй речи.

     Процесс восприятия мира у детей малоактивен, представления их нечетки и малодифференцированы. Выработанные условные связи у них не четки и быстро угасают. Особенности памяти ребенка с проблемами в развитии заключаются в том, что детали, второстепенные признаки предметов и явлений ими плохо или совсем не фиксируются, что представляет значительные трудности для их обучения.

     Воображение у учеников специальных (коррекционных) учреждений только воссоздающее. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, и у проблемного ребенка важно эти качества сформировать. Поэтому ребенку нужна опора на положительный пример, который будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, гуманности, чуткости, целеустремленности и других качеств личности.

     У учеников коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

Глава 2.   Разработка и реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях школы-интерната №15 города Белово.

2.1.  Алгоритм разработки проекта.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование – феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различною уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

Многие известные педагоги, так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологии.

А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

Основные признаки проекта

1. Изменение как основное содержание проекта

2. Ограничения во времени цели

3. Временные ограничения продолжительности проекта

4. Представление проекта как системы средств достижения будущего

5. Определенность начала и окончания проектной работы.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.

3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.

Ведущие педагогические цели метода проектов:

  1. намечать ведущие и текущие цели и задачи;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  3. осуществлять и аргументировать выбор;
  4. предусмотреть последствия выбора;
  5. действовать самостоятельно (без подсказки);
  6. сравнивать полученное с требуемым;
  7. корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  8. объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Принципы педагогического проектирования:

  1. Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения.
  2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
  3. Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.
  4. Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.
  5. Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
  6. Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.

Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию? Особенностью каждого их этих объектов является стратометрическое построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов). Стратометрическое построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации.

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состояние его в целом и требованиям к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.

Чем сложнее и больше объект проектирования, чем выше его этап, например моделирование, тем шире требуется анализ. Например, при создании модели системы образования или профтехучилища в форме концепции глубокий и широкий анализ требуется для определения исходного положения в связи с тем, что ничто новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка старого, будь то реально существующий объект или его аналогии.

2.2. Проект «Каждый павший – живой, если в сердце живет…»

      Краткое описание: Проект ориентирован на подростков с особенностями развития, на расширение их кругозора и круга общения, повышению мотивации к учению и подготовке к успешной адаптации в социуме. Все они являются воспитанниками специально-коррекционной общеобразовательной школы  VIII вида.

   Педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений,  работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии,  сталкиваются  со  многими трудностями при формировании их гражданской позиции.  Это  обусловлено особенностями развития умственно отсталых детей. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.

   У подростков  должно быть своё социально-значимое  Дело,  выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут  общаться и развиваться, приобретая навыки, необходимые для успешной адаптации в социуме. На это и направлен проект «Каждый павший – живой, если в сердце живет…»

Проблема:     

       Дети и подростки, посещающие специально-коррекционную общеобразовательную школу  VIII вида, относятся к детям с ограниченными возможностями.

Уровень доходов семей воспитанников школы низкий, в основном, это малообеспеченные семьи, есть среди них многодетные и неполные семьи. Высок процент неблагополучных семей, в которых подросткам не оказывают должного внимания. Образовательный уровень родителей невысокий.

     Воспитанники школа – интерната № 15 VIII вида города Белово проживают в разных частях города, в кружках, секциях, клубах по интересам по месту жительства, как правило, не заняты.

         Все перечисленные обстоятельства не способствуют интеллектуальному, духовному, гражданско-патриотическому и нравственному развитию подростков и поэтому затрудняют их интеграцию в социум.

    Неблагоприятные биологические и социальные факторы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к утрате ими социально значимых качеств. Это характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения.  В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цель:       Разработка электронного  пособия «Каждый павший живой – если в сердце живет...», посвященного памяти беловчан, погибших в Афганистане и Чечне и создание отряда по уходу за могилами ветеранов войн.

Задачи:

  1. Сбор данных о беловчанах, погибших в Афганистане и Чечне.
  2. Установление сотрудничества с патриотическими организациями, музеями города, городским и поселковым  Советом ветеранов войны и труда, Российским союзом ветеранов  Афганистана и  общественной организацией ветеранов «Боевое братство», Комитетом солдатских матерей.
  3. Создание собственной информационной базы, мультимедийных и печатных материалов.
  4. Содействие занятости детей и подростков  с ОВЗ в свободное время: организация  отряда  по уходу за могилами ветеранов ВОВ и локальных войн, шахтеров, погибших при авариях на производстве.

Участники проекта:

Администрация, педагоги, воспитанники  школы-интерната, представители общественных организаций.

Сроки реализации проекта:

2010 – 2012 гг.

Мероприятия необходимые для решения каждой задачи:

  1. Создание инициативной группы из педагогов и воспитанников  по сбору данных о беловчанах, погибших в Афганистане  и Чечне (группа «Поиск»).
  2. Розыск   семей и родственников погибших. Установление контактов.
  3. Проведение встреч с родственниками погибших для сбора информации.
  4. Обработка собранного материала.
  5. Оформление собранного материала и формирования банка данных.

2.1. Создание инициативной группы по установлению контакта с общественными организациями (группа «Содружество»).

2.2. Установление связей с патриотическими организациями, музеями города, городским и поселковым  Советом ветеранов войны и труда, Российским союзом ветеранов  Афганистана и  общественной организацией ветеранов «Боевое братство», Комитетом солдатских матерей.

3.1.  Обзор местных СМИ по данной теме.

3.2. Использование современных информационных технологий.

3.3. Разработка и оформление методических рекомендаций, пособий по данной теме.

3.4. Создание информационной базы по изучаемой теме в школьной библиотеке.

4.1. Подготовка и проведение мероприятий, встреч, экскурсий.

4.2. Знакомство с  работой музеев, общественных организаций, предприятий, где работали погибшие беловчане.

4.3. Привлечение родителей воспитанников к проводимой работе.

4.4. Обобщение полученного опыта.

5.1.  Сбор информации о могилах ветеранов локальных войн, нуждающихся  в уходе (группа «Поиск»).

5.2. Сбор информации о могилах ветеранов Вов и шахтеров, погибших при авариях на производстве, нуждающихся в уходе (группа «Поиск»).

5.3. Оценка объема необходимых работ и расчет материалов.

5.4. Работа со спонсорами и заинтересованными сторонами о предоставлении материалов для выполнения работ.

5.5. Разработка плана выполнения работ.

5.6. Организация трудового отряда воспитанников для выполнения работ по уходу за могилами.

5.7. Выполнение работ по уходу за могилами  (отряд «Волонтеры»).

Критерии, позволяющие определить решение поставленных задач:

  1. Методический уровень разработки электронного пособия.
  2. План работы группы «Содружество».
  3. Наличие информационной базы по данной проблеме в школьной библиотеке.
  4. Качество выполнения работ по уходу за могилами.

Возможные риски:

  1. Низкий уровень мотивации педагогов.
  2. Ограниченные возможности здоровья воспитанников.
  3. Проблемы с материально-техническим обеспечением.
  4. Загруженность педагогов.
  5. Крайне низкий уровень мотивации у воспитанников.

Сроки выполнения проекта:

Сроки

Этапы

Подготовительный этап

Сентябрь-май

2008-2009г

1.Создание инициативной группы воспитанников.

2. Обсуждение и утверждение на педагогическом совете  кандидатуры  руководителя проекта.

3. Создание нормативно-правовой базы.

4. Организация и проведение встреч с родственниками погибших беловчан,  представителями  общественных организаций.  

4. Посещение музеев и предприятий города.

5. Сбор и  обработка информации.

6. Работа  со спонсорами.

Функциональный этап

Сентябрь-июль

2009-2010

Октябрь – апрель 2010-2011г

1.Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме,  включая электронные носители и Интернет.

2. Изучение и внедрение современных уже разработанных педагогических технологий по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.

3. Работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности в рамках проекта.

4. Обобщить опыт педагогов школы-интерната  патриотическому воспитанию обучающихся.

5. Сбор информации и оценка работ по уходу за могилами.

Организация отряда и выполнение работ, по уходу за могилами ветеранов локальных войн, ВОВ и шахтеров, погибших на производстве.

Обобщающий этап

Август - октябрь.

2010-2011г

Ноябрь

2009 год

1.Внесение корректировки в годовой план образовательного учреждения.

2. Издание методического комплекса:

  1. перспективных планов,
  2. авторских программ,
  3. методик,
  4. методических рекомендаций,
  5. дидактических пособий.

3. Создание электронного пособия «Каждый павший живой – если в сердце живет...», посвященного памяти беловчан, погибших в Афганистане и Чечне.

Ресурсное обеспечение:

  1. Привлечение спонсорской помощи.
  2. Благотворительность.

Управление проектом:

Руководитель школьного музея

Творческая группа.

Оценка результатов проекта: востребованность электронного пособия педагогами, качество выполнения работ по уходу за могилами.

Итоги проекта: 

  1. Банк данных о беловчанах, погибших в Афганистане и Чечне.
  2. Тесное сотрудничество с общественными организациями города.
  3. Электронное пособие «Каждый павший  - живой, если в сердце живёт».
  4. Занятость воспитанников школы-интерната в группах «Поиск», «Содружество», отряде «Волонтеры».

Апробация:

Проект  реализуется   школе – интернате № 15 VIII вида города Белово.

Исполнитель:

Сотникова Валентина Леоновна – учитель истории,  руководитель школьного музея.

  1. Результативность проектной деятельности  в рамках   гражданско-патриотического воспитания в условиях

школы-интерната №15 VIII вида.

В ходе  реализации  проекта  были получены следующие результаты :

 

1. В школе как в образовательной системе:

 

• заложена основа для формирования  системы гражданско-патриотического воспитания;

• обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

• вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

 

2. В образе выпускника:

 

в познавательной сфере:

                повысилась мотивация к изучению  ряда предметов (история, чтение);

в историко-краеведческой:

              осознание  сопричастности к истории своего города, страны;

в социальной:

  1. формирование  неравнодушного отношения к происходящей  действительности;
  2. совершенствование ранее полученных  трудовых навыков;
  3.  развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, повышению речевой активности и активизации познавательной деятельности обучающихся;
  4. установление партнерских отношений с общественными организациями города, городским краеведческим музеем;
  5. приобщение  воспитанников школы-интерната  к уходу за могилами воинов – беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах;
  6. шефство обучающихся над ветераном Афганской войны Сыровым Алексеем Афанасьевичем.

        Создание и применение этого и подобных ему проектов по гражданско-патриотическому воспитанию подростков в воспитательно – образовательном процессе коррекционной школы VIII вида  значительно повышает интерес к обучению, стремление к познанию окружающего мира и людей, способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями интеллекта в обществе.

Заключение

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания  школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

          Хотя основные разделы занятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, остаются неизменными с 1 по 9 класс, но характер работы педагога в каждом классе различен, что связано с развитием личности учеников, их взросления.

     Дети сталкиваются с данными категориями не только на занятиях, посвященных определенной теме, но и на других занятиях, уроках, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью,  способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

     Процесс гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии.

     Проблемный ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.

     Смысл многих гражданско-патриотических качеств проблемному ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

     Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического  формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы  VIII вида, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

     Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:

  1. Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
  2. Обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.
  3. Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
  4. Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.
  5. Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
  6. Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.
  7. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание   граждан  Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007
  2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.  // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
  3. Белкин, А.С. Основы  возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин.  – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 192с.
  4. Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средст-вами образования [Текст]  / Т. С.  Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004-156с.  
  5. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст]  / Л.С.  Выгодский. - Пед. психология. – М.: 1991-138с.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений  [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
  7. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.  
  8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  9. Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2001. -  №4. – С. 37.
  10. Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей  ийс нарушениями  развития. – 2006. - №5. – С. 27
  11. Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. – с 167с.
  12. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм   [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.
  13. Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 63с.
  14. Книга памяти. Афганистан 1979-1989 [Текст] / ред-сост. Т.И. Махалова. – Кемерово: «Издательство «Летопись», 2005.- 484с.
  15. Патриотическое воспитание [Текст]:  система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий  / авт. сост. И.А. Пашкевич. – М.: Учитель, 2008. – 168с.
  16. Пашкович, А.П. Как воспитать париота   [Текст]  / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.-92с.
  17. Попкова, Т.Г. Памяти павших во имя живых  [Текст] /сост. Т.Г. Попкова -  Белово «Канцлер»,  2003.
  18. Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1984 . – 176с.
  19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] В 6 т. Т: 1./сост. С.Ф. Егоров – М.: Педагогика, 1990 – 461с.
  20. Н.Э., Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография – Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.

Сайты:

  1. Афганская тема в творчестве художника Анатолия Хомутникова [электронный ресурс]  /Хомутников А. – Кронштадт – 2009. – Режим доступа: http://www.afgan.ru/45/text/ah.html  - Загл. с экрана.
  2. Кемеровская областная общественная организация Российский Союз Ветеранов Афганистана Боевое Братство [электронный ресурс] / под ред. Юлина В. – Кемерово- PSVA, 2010.- Режим доступа: http:// www.rsva42.ru/index.php - Загл. с экрана.
  3. Книга Памяти 781 орб [электронный ресурс] / Егоров С.А. – М.: ART of WAR – 2007. - Режим доступа: http://www.artofwar.ru/e/egorow_s_a/text_0030-5.shtml - Загл. с экрана.
  4. Патриотика. RU [электронный ресурс] /ред. Лутовинов В.И. М.: Patriotika.ru – 2009.- Режим доступа: http://patriotika.ru/  - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

реферат-исследование  по проблеме поддержки  тубинфицированных  детей и подростков  в условиях  санаторной школы-интерната...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...

Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...