«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»
статья по психологии

Топоева Татьяна Ананьевна

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день в семье на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым и сверстникам, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность.В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день в семье на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым и сверстникам, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл topoeva.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические особенности проявления агрессивности

девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день в семье на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым и сверстникам, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи [Семенюк Л.Я, 2001]. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, у подростков обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии девочек, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессивное поведение девочек - подростков обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида имеет сложную многофакторную природу. Его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Девочки – подростки, обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида – это особые девочки, которые в силу своих психических особенностей иначе воспринимают окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают таких девочек уязвимыми для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория девочек – подростков сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, воспитателями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей этих девочек, в результате чего возникают конфликты. Такие девочки начинают проявлять агрессию в своём поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Агрессия формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии девочек - подростков обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

Цель исследования: изучить психологические особенности проявления агрессивности девочек – подростков обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1)        Изучить уровень агрессивности у девочек в подростковом возрасте;

2)        Изучить психологические особенности агрессивности девочек - подростков: уровень тревожности, фрустрации, ригидности;

3)        Изучить уровень депрессии агрессивных девочек – подростков.

Объект  исследования:  агрессивные девочки – подростки обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

Предмет исследования - агрессивность как личностное образование девочек – подростков обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

 Гипотеза - на протяжении    подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование.      

Для исследования агрессивности как личностного образования девочек – подростков обучающиеся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида нами использовались следующие методики:

1. «Оценка агрессивности в отношениях» (Тест по А. Ассингерку). Опросник разработанный А. Ассингерком, позволяет человеку определить самооценку агрессивности в отношении друг с другом, определить степень агрессивности.

2. «Самооценка психических состояний». (Тест по Г. Айзенку). Опросник, разработанный Г. Айзенком, позволяет человеку определить самооценку психических состояний личности, следовательно, понять, какое состояние души вам более присуще по вашему мнению.

  3. «Опросник депрессии А.Т. Бека». Опросник разработанный А.Т.Беком для количественной оценки депрессии.

Исследование было посвящено изучению психологических особенностей проявления агрессивности девочек – подростков обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Гипотеза исследования подтвердилась - на протяжении    подросткового  возраста  агрессивность выступает  как относительно  устойчивое  личностное  образование: 80% обследованных девочек-подростков имели агрессивность в общении.  

Обзор литературы в теоретической части выпускной квалификационной работы показал то, что агрессивность в личностных характеристиках девочек - подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности девочек могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или агрессии.

 В практической части мы попытались ответить на вопрос: на сколько агрессивность устойчива как личностное образование? Проведенное исследование  психологических особенностей агрессии девочек – подростков в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида показало агрессивность по данным теста “Оценка агрессивности в отношениях” выявлено, 20% девочек чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, 60% умеренно агрессивны, но вполне успешно идущие по жизни, 20% девочек были излишне агрессивны, при этом нередко неуравновешенны и жестоки по отношению к другим.

У агрессивных девочек - подростков преобладала тревожность в 75% случаев, фрустрация  в 50%.  Средний уровень ригидности отмечался у 100% обследованных девочек.

Вероятно, повышение уровня агрессии у подростков связано с тем, что некоторые подростки воспитываются одним из родителей. Агрессия проявляется у девочек из - за недостатка семейного воспитания в полных семьях или не полных семьях.  Родители очень мало занимаются воспитанием своих детей. Подростки в этот возрастной период проявляют жестокость, агрессию, замкнутость, повышенную тревожность к окружающим их людям. Со временем это приводит к устойчивому характеру личности. Так же гиперопека в полных семьях ведет к агрессивному поведению.

Еще непременным условием агрессивного поведения девочек является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде агрессивности.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения девочек -  подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

1. Выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

2. Современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно - профилактических средств психолого - педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Проблема агрессии в современном мире,  является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Период взросления, подростковый возраст девочек, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких    психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую   его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности девочек являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети   учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же,   как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и психологов.

Практические  рекомендации:  необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому следует особое внимание, в частности в рамках школы.