"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"
статья на тему

Сагнаева Нургуль Кайрлыевна

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сагнаева Н.К.

соц.педагог

КГУ СОШ№32

г.Караганда

             Психологические особенности проявления агрессивности подростков.

       В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как люди сталкиваются с ней практически постоянно: на улице, в школе, в семье. особенно тревожным является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушения общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.) Усилить демонстративное и вызывающие по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляется жестокость и агрессивность. Появляются все новые виды уклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организациях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией  сутенерством. Увеличивается число преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко выросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

     По данным ГУВД по Карагандинской области в 2006 г. к уголовной ответственности было привлечено 400 подростков. По сравнению с 2005 г. наблюдается рост на 11% подростковой преступности. По информаций Управления по делам несовершеннолетних МВД РК в настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 10000 безнадзорных несовершеннолетних. Разумеется реальное их количество намного больше. Как отмечают инспектора по делам несовершеннолетних, из 100% всех совершенных подростками преступлений, происходящих по Карагандинской области 50% принадлежит подросткам. Этот факт не может не тревожить. Агрессивность подростков становится просто угрозой общества, а может это стратегия защиты от него? Или это, следствие плохого воспитания, того, что дают безответственные родители? А может это парадокс возраста, того самого «переходного и трудного», которой тяжело переживается подростками? В любом случае, проведенный анализ подросткового возраста и соответственно его изучение необходим сам по себе, ведь полученные результаты могут оказаться полезными как для самого подростка, так и для окружающих его людей и общества в целом.

    Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения . За последние годы в России, например, был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой, М.А. Алемаскина, А.Г. Ковалева, И,С, Кона, К.К. Платонова И др.

Агрессия-физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Агрессия – злобно, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех  основных психологических направлениях.

В психологии  агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребёнок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

   Одним из сложным периодов в жизни человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза- это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.  Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисы личности. Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества  и оторванность о мире, несоответствия своего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально Психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентации.

      Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциями социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико - технологических преобразований,  предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с  тем расчёт их индивидуализация, которая при потере обще социальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы. Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

     В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течении 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психически факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

     Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами. Данные психологов разных стран мира свидетельствует о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления. Таким образом важную роль в становлении агрессивного поведения подростка играют обучение и воспитание. Считается, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свой агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются  и проявляют свои требования в физическом насилии. Можно сказать, что агрессия у подростков является следствием плохого развития социально-когнитивных навыков, то есть формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности  своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Теоретический анализ, показывает, что каждый подросток должен обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой  характеристикой активности  и адаптивности  человека. Важно, только чтобы агрессивность подростка не переходила за рамки нормы и не становилось чертой характера подростка.

Литература:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. М, 1996.
  2. Гиппенрайтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.-М., 1995.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность».  Популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль, Академия развития,1996.-228с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая коррекция проявлений агрессивности подростков с интеллектуальным недоразвитием

СодержаниеВведение….………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретические основы  коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………….71.1. И...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"...

Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления одиночества у подростков

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюб...

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Шунчева О. В. Статья  "Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте"...

Влияние стилей взаимоотношения в семье на проявление агрессивности подростков

В настоящее время складывается ситуация, обуславливающая рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков, среди которых особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждё...