Особенности проявления агрессивного поведения у подростков
консультация по психологии на тему

Малыхина Галина Алексеевна

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проявления агрессивного поведения у подростка

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток - это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. В период взросления черты агрессивности он приобретает в процессе недоработок родительского воспитания, а также в той среде, которая его окружает. Агрессивность подросток в основном проявляет как протест против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также могут влиять и его природные особенности - темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.

Агрессивное поведение подростков может формироваться также от сверстников которые его окружают, от образовательного учреждения, в котором ребенок учится, от атмосферы в семье, от средства массовой информации.

Основная роль все же отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне нее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Отношение между родителями и подростками является очень важным фактором.

В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей.

Так же часто на возникновение агрессивного поведения подростков имеет смена школ, смена коллектива, педагогов в таких случаях подростку тяжело адаптироваться на новом месте и агрессия проявляется в виде защиты самого себя, либо в возвышении над другими, а так же в пропуске занятий, обмане, уходе из дома, чрезмерной раздражительности.

Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится. Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов.

Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия, - жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Важным аспектом в понимании причин проявления агрессивности являются акцентуации характера. По определению психиатра А.Е. Личко, акцентуации характера есть «крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены». Из-за предельного усиления одних личностных черт за счет других подростки оказываются уязвимыми при попадании в ситуации или окружение определенного типа.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей, закрепленных в сознании подростка, и той культуры, в которой он живет.

Уровень самоконтроля, как пониженный, так и повышенный, может быть причиной агрессивных реакций. У людей со сниженным самоконтролем внутренние сдерживающие механизмы развиты слабо, поэтому они чаще могут проявлять агрессивность. Люди, обладающие необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами, способны воздержаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Однако когда ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессивность, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принять крайние меры.

Психолог И.В. Дубровина выделяет две наиболее распространенные причины агрессивного поведения подростков:

-боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;

-пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Психолог В.В. Лебединский связывает причину возникновения агрессивного поведения с критическими периодами в онтогенетическом развитии ребенка и подчеркивает, что дети более агрессивны в период их возрастных кризисов.

По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.

Проанализировав различные подходы на проблему возникновения агрессивного поведения, можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна. Проводя профилактику агрессивных проявлений в среде школьников, необходимо учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"

Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"...

памятка-инструкция для родителей детей с проявлением агрессивного поведения

Конкретные рекомендации для родителей по снижению проявлений у детей агрессивного поведения. ...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗ

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗAгреccия — (oт лaт. - нaпaдение, приcтуп) — этo мoтивирoвaннoе, деcтруктивнoе пoведение, прoтивoречaщее нoрмaм и прaвилaм cущеcтвoвaния людей...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста...

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью...