Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".
статья по теме

Служаева Евгения Игоревна

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста»

Карабанова Евгения Игоревна

 Агрессия у лиц с умственной отсталостью является неотъемлемой частью их делинквентных действий, и происхождение ее обусловлено сложным взаимодействием неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. При этом биологические факторы (резидуально-органическая церебральная патология с дефицитом когнитивного процесса), создавая определенные закономерности нейропсихологических (дизонтогенетических) механизмов, обеспечивают возникновение агрессии.

 Неблагоприятные психосоциальные факторы, взаимодействуя с биологическими, провоцируют и рецидируют усвоение агрессивного поведения (С. Г. Бецков, 1999).

Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического. С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя [Г.Е. Сухарева и др.]; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой [А.Р. Маллер и Г.В. Цикото]; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность[А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.]; особая сензитивность к прикосновениям [С.В. Андреева, Д.Н. Исаев]; ослабленность дифференцировочного вида активного торможения [А.А. Ватажина, В.Н. Воронина, М.И. Кузьмицкая]; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.); степень умственной отсталости [Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Д.Н. Исаев, Л.М. Шипицына];этиология умственной отсталости [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Г.В. Цикото].

Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории [Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.], могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как:невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных [С.В. Андреева]; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля [К. Грюневальд]; сепарация детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения в другое, из группы в группу [М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина];трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении [Е.А. Воронова, Д.Н. Исаев, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, Л.М. Шипицына и др.]; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации [А.А. Модестов]; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье [А.Р. Маллер; В.В. Русских, Л.М. Шипицына]; отсутствие речи [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына].

С позиции теории социального научения [А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер] агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью - это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения [Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер и Г.В. Цикото], в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе [Д.Н. Исаев]. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Д. Лейн и Б. Стрэтфорд, Л.М. Шипицына, О. Шпек].

С точки зрения гуманистического подхода [К. Роджерс, Г. Олпорт], причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына], а также порицание и критика поступков [С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, М.Б. Медведева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.]; похвала [Е.А. Воронова, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова]; привычка [Э. Сеген] иотсутствие культуры [В.А. Веремейчик, В.Н. Колчина, В.Н. Попова].

Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей [Л. Джой, О.Н. Ежов, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.].

Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение (Игнатьева Е.А., 2000).

Ряд особенностей агрессивного поведения умственно отсталых отмечает К. Поспишиль (1975). Он пишет, что агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью.Они труднее преодолевают жизненные трудности. Если у нормально развивающихся детей агрессивные реакции смягчаются их рациональной оценкой, то у умственно отсталых детей вследствие их недостаточности понимания подлинных причин многих своих неудач, наблюдается склонность интерпретировать их как содержащие большую степень несправедливости по отношению к ним, что повышает силу агрессии.
Агрессивные проявления в поведении олигофренов с нарушениями поведения были установлены в исследовании К.С. Лебединской, Э.Я. Альбрехт, М.Н. Фишман, В.А. Малинаускене (1979). Выраженные проявления агрессии наблюдались при психической декомпенсации психопатоподобного типа.

В исследовании Е.С. Иванова, Л.М. Шипициной, Э.Г. Крутиковой, Б.А. Бараш, Т.А. Никольской (1989), посвященном роли биологических и социальных факторов в формировании нарушений поведения у учеников вспомогательных школ, описаны группы учащихся с умственной отсталостью 1-4 классов с проявлениями агрессии. Нарушения поведения одной из групп учащихся ограничивались пределами школы-интерната и возникали редко только тогда, когда взрослые и сверстники пытались насильственно, не считаясь с состоянием детей, вовлечь их в какую-то активную деятельность. В этой ситуации у детей возникала выраженная аффективная реакция, сопровождающаяся громким криком, нецензурной бранью, оскорблениями учителей и товарищей, дракой, разрушительными действиями. Аффективная реакция имела инертный характер, продолжалась несколько часов и даже дней. Нарушение поведения детей второй группы выходило за рамки школы, для них были характерны побеги из школы, бродяжничество, воровство (в одиночку или групповое), попрошайничество, приставание к иностранным туристам, хулиганские действия, поджоги, отклонения в сексуальном поведении, суицидальные попытки и демонстрация этих намерений. У данной группы детей отмечались эмоциональные нарушения, которые проявлялись неоднозначно. У одной части детей на фоне добродушного или несколько приподнятого настроения почти без особого повода возникали бурные аффективные реакции, которые сопровождались агрессивными и разрушительными действиями, побегами, иногда самоповреждениями. У другой части детей эмоциональные нарушения выражались постоянной напряженностью аффекта, на фоне которой эпизодически наступали без особого повода дисфорические состояния, по своим проявлениям сходные с эпилептическими. В этих состояниях у детей отмечалось мрачное, злобное настроение, они были склонны к разрушительным и агрессивным действиям. Иногда у этих детей на фоне эмоционального напряжения появлялось приподнятое настроение, но потенциальная возможность разрушительных и агрессивных действий сохранялась. Нередко у них возникали садистические действия, стремление к самоповреждению, суицидальные попытки.

Группировка форм агрессии у умственно отсталых детей 7-12 лет с нарушениями поведения представлена в работе Е.С. Иванова (1989). Е.С. Иванов выделил следующие формы агрессии у умственно отсталых школьников: агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности; агрессия как проявление эксплозивности при олигофрении; агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения и др.); агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении больных; агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях; агрессия при дисфорических нарушениях; агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения; агрессия как проявление групповой солидарности.

Е.С. Иванов отмечает, что в изучаемой возрастной группе умственно отсталых школьников 7-12 лет не было четкой выраженности формы агрессии как самоутверждения. Эта форма агрессии, предполагает автор, имеет место в старшем школьном возрасте. Анализируя причины агрессивности, Е.С. Иванов приводит высказывание Л.С. Выготского (1983) о том, что ребенок может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде, в которой он находится. Именно у таких детей агрессивность может являться извращенной компенсаторно-защитной реакцией. Но было бы неправильно полагать, что только компенсаторно-защитная реакция является единственным патогенным фактором агрессии детей с умственной отсталостью. Агрессивность может быть вначале подражательной защитной реакцией, принятой в той среде, в которой находится ребенок. В дальнейшем драки оформляются как стереотип реагирования на конфликтную ситуацию. Е.С. Иванов отмечает, что агрессия может и не иметь прямой связи с ситуацией в школе. Она может возникнуть при расстройствах настроения по дисфорическому типу. М.О. Гуревич (1979) описал подобные нарушения в рамках органического синдрома и связывал его с поражением подкорковых узлов. Близкие к этому состояния были описаны Д.Н. Исаевым (1982) при дисфорической форме олигофрении.

Об агрессии умственно отсталых детей пишет Г.К. Поппе (1989). Он отмечает, что агрессия у умственно отсталых детей с возрастом возрастает, причем у мальчиков с 40% до 65%, а у девочек – с 35% до 56%. Г.К. Поппе расценивает агрессию как защитную реакцию на трудности или как подражание взрослым в конфликтной ситуации. Автор отмечает, что агрессия у олигофренов часто носит характер чрезмерной жестокости, без достаточного понимания последствий для здоровья пострадавшего. Аутоагрессия в два раза чаще наблюдается у девочек, а до 12 лет – в три раза чаще. Обычно после конфликта с родителями или сверстниками дети били себя по голове, царапали, наносили порезы или рвали волосы. Нередко они повторяли эти действия при любой возникающей трудности в учебе или общении.

О формировании защитных, псевдокомпенсаторных форм поведения, нередко с выраженной агрессивной направленностью, у детей с дебильностью пишет И.А. Коробейников (2002). Формирование такого рода поведения обусловлено тем, что в условиях вспомогательной школы дети с достаточно выраженной дебильностью, не способные к усвоению даже несложных конвенциальных норм, отвергаются их сверстниками с более высоким интеллектом. Точно так же дети с легкой дебильностью в массовой школе игнорируются или активно отвергаются детьми с сохранным интеллектом. И в том, и в другом случае отвергаемые дети переживают достаточно выраженную фрустрацию с присущей ее чувствами психологического дискомфорта, неудовлетворенности, страдания.

Агрессивные проявления умственно отсталых школьников, воспитанников школы-интерната, в процессе речевой коммуникации анализирует в своей работе Д.И. Бойков (1994). В исследовании Д.И. Бойкова установлен высокий уровень внешней направленности агрессии умственно отсталых школьников, особенно по отношению к сверстникам, крайне низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Автор отмечает, что недоразвитие внутренних механизмов опосредования у воспитанников интерната компенсируется формированием различного рода защитных образований, когда вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль, вместо стремления справиться с трудной ситуацией превалирует тенденция к аффективному реагированию, перекладыванию ответственности на других. Это в известной мере относится и к детям, воспитывающимся в семье. Причем дети из интерната подчас оказываются более успешными в решении конфликтов, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье. Особенно заметны различия в возрастной динамике показателей, характеризующих коммуникацию детей из интерната и из семьи; воспитанникам интерната присуще улучшение показателей, характеризующих общение со взрослыми, в то время, как в сфере общения со сверстниками наблюдается нарастание напряженности. У детей, воспитывающихся в семье, наоборот, взаимодействие со взрослыми воспринимается как конфликтное по существу, вместе с тем в отношениях со сверстниками наблюдаются процессы по направлению к гармонизации.

Важный, на наш взгляд, аспект коммуникации умственно отсталых школьников, связанный с генезом агрессивности, отмечает Д.И. Бойков (1994). Он указывает на склонность детей с нарушением интеллекта преувеличивать по отношению к себе степень проявления недоброжелательности, несправедливости со стороны окружающих, интерпретировать любой неуспех в деятельности не как свой собственный недостаток, а как результат стремления навредить со стороны других людей.
Агрессивные тенденции в поведении умственно отсталых младших школьников как проявления школьной дезадаптации анализирует в своей работе В.М.Махова (2000). Исследование В.М. Маховой показало, что большинство умственно отсталых младших школьников предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций, когда сознательное провоцирование конфликтных отношений с окружающими сопровождается проявлениями физической и вербальной агрессии. В наибольшей степени агрессивность проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. В.М. Махова отмечает, что высокий показатель агрессивности может быть обусловлен, с одной стороны, некоторой склонностью умственно отсталых детей к агрессивному поведению в связи с ослаблением контролирующей функции собственной психической деятельности, с другой стороны, неблагоприятными условиями семейного воспитания.

Агрессивные проявления у умственно отсталых детей, воспитывающихся в интернатных условиях, описал И.В. Евтушенко. Автор выделил у умственно отсталых эмоционально-поведенческие расстройства, обусловленные сложным этиопатогенезом и усиливающиеся в связи с помещением в учреждение для детей-сирот. Были выявлены реакции активного и пассивного протеста, причем первый вид реакции протеста доминировал у аффективно-возбудимых детей и подростков, а второй – у тормозных. При затяжных реакциях протеста часто отмечалось агрессивное поведение детей по отношению к окружающим, при конфликтах со сверстниками и взрослыми усиливалась недоброжелательность, преобладал пониженный фон настроения, полностью пропадал интерес к учебе. Нередко на фоне аффективного сужения сознания наблюдались случаи аутоагрессии, суицидального поведения. В ситуации пассивного протеста происходило усиление аутичных тенденций; стремление к избеганию конфликтов с окружающими людьми. На этом фоне усиливались эмоциональные нарушения по типу плаксивости, обидчивости, страха, неустойчивости настроения; нередко чувства отчаяния, страха. Кроме того, возникали и обострялись такие симптомы, как заикание, тики, бессонница, потеря аппетита, энурез, энкопрез, рвота, навязчивые действия или движения. Во многих случаях наблюдалась двигательная расторможенность в сочетании с эмоционально-аффективной возбудимостью и агрессивностью (особенно у мальчиков). У девочек в подростковом возрасте часто наблюдались истерические реакции (стремление быть в центре внимания окружающих, подчинять себе других). Аффективные реакции у них протекали чрезвычайно бурно, была характерна частая смена эмоций и их поверхностность (Кистенева Е.П., 2000).

Психологические особенности агрессивного поведения подростков с недоразвитием интеллекта были проанализированы в работе Н.В. Волковой (2000). Автор отмечает, что у подростков с легкой умственной отсталостью наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности и враждебности, причем наиболее высокий показатель характерен для физической агрессии. По мере взросления показатель физической агрессии не снижается, тогда как в норме, физическая агрессия постепенно уступает доминирующее значение вербальной агрессии и негативизму. Уровень агрессивности подростков с нарушением интеллекта возрастает с 50% в12-13 лет до 70% в 14 и 80% в 15-16 лет. У подростков с недоразвитием интеллекта в 12-13 лет менее всего выражен негативизм, который затем стремительно возрастает к 15-16 годам. Косвенная агрессия остается на последнем месте в ряду других агрессивных реакций. Вербальная агрессия, в 12-13 лет находящаяся на следующем после косвенной агрессии уровне, к 14 годам возрастает и выходит на второй план. В 15-16 лет значение вербальной агрессии хоть и увеличивается по сравнению с предыдущей возрастной группой, но находится уже на четвертом месте после физической агрессии, чувства вины и негативизма. Чувство вины имеет большое значение во все возрастные периоды и с возрастом заметно увеличивается, выходя к 15-16 годам на второй план. 
В исследовании Н.В. Волковой установлены значительные различия в проявлении агрессивности между мальчиками и девочками. Так, для девочек с недоразвитием интеллекта характерна вербальная агрессия, косвенная агрессия, а также очень высокое чувство вины. У мальчиков с недоразвитием интеллекта преобладает физическая агрессия. Девочек характеризует также более высокий, по сравнению с мальчиками, уровень раздражительности. Высокий уровень физической агрессии отмечен не только у мальчиков, но и у некоторых девочек.

Таким образом, агрессивные тенденции являются характерными для поведения умственно отсталых школьников. Наибольшую степень выраженности они имеют в подростковом возрасте. При этом выявлена тенденция общего увеличения агрессивных и враждебных реакций от младшего подросткового возраста к старшему. Возникновение и закрепление агрессивных тенденций в поведении умственно отсталых школьников исследователи связывают не только с органической недостаточностью центральной нервной системы, но и с действием неблагоприятных факторов социальной среды (Шипова, 203:59-75).

Список использованной литературы

  1. Ахмедбекова P.P. Сущность агрессии и причины её проявления у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. М.  № 09, 2011. С. 35-39
  2. Бендер   П.У.   Лидерство   изнутри   / П.У. Бендер, Л. Хеллман. М., 2005.
  3. Богданова О.А. Дидактогения и необходимость ее профилактики // Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 10: Научные сообщения к городской научно-практической конференции. СПб.: СПбАППО, 2006. С.51–55
  4. Бондарчук Т.В., Жирякова Р. А. Коррекция агрессивных проявлений у гандболистов - подростков Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 2 / том 14/2014 [Интернет ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-agressivnyh-proyavleniy-u-gandbolistov-podrostkov (дата обращения 12.11.14)
  5. Бреслав Г.Е.  Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). СПб., 2002. 97 с.
  6. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1973.
  7. Певзнер М. С., Лебединская К. С. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. Певзнер М. С., К. С. Лебединской. М., 1979.  232 с.
  8. Воробьева А. С.  Взаимосвязь буллинга и взаимоотношений в классном коллективе /материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Актуальные проблемы современной психологии глазами студентов – от теории к практике [Интернет ресурс] /URL:http://www.scienceforum.ru/2014/697/3587  (дата обращения 08.01.2015)
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова.  М, 1991.
  10. Жариков Н. М., Морозов Г. В., Хритинин Д. Ф. Судебная психиатрия: Учебник для вузов / Под общ.ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. — 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004.  528 с.
  11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 127 с.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.  СПб., 2000.
  13. Медведева А.А. К вопросу о дидактогенном неврозе. Ученые записи Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. №1. С. 167–171.
  14. Мещеряков Б.  Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. М., 2004.
  15. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. М., 1999.  232 с.
  16. Николаенко, Я.Н. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта /дисс. на соискание ученой степени по ВАК 19.00.10, к.псих.н. Санкт-Петербург 2009. 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные проявления в подростковом возрасте

Данный доклад предназначен для выступления на педагогическом совете школы в рамках просветительской работы среди педагогического коллектива...

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую зн...

Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....

Методическая статья: "Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков".

В статье подробно представлены теоретические и практические аспекты агрессивнгого поведения детей и подростков, особенности психологической диагностики, подходы к коррекции агрессивного поведения дете...

Статья «Влияние нарушений слуха на развитие детей раннего и дошкольного возраста»

laquo;ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Работа имеет следущее содержание:ВведениеГЛАВА 1: Психофизическое развитие детей с нормальным слухом1.1. Закономер...

Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Шунчева О. В. Статья  "Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте"...