Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
учебно-методический материал на тему

Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка.  Итогом работы всех спеицалситов  является единый документ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа – интернат VIII вида п. Ильского Краснодарского края  

        ДОКЛАД

На спец.семинар

 по коррекционное педагогике

 и специальной психологии

Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната

Жаворонок Ю.С.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

 Введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;
  • метод сопровождения;
  • служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию сопровождение считаются обеспечение, помощь.

Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных  решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последовательных  действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство  четырех функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;
  • информация о сути проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;
  • приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
  • непрерывность сопровождения;
  • мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

•        стремление к автономизации.
Цель сопровождения – создание психолого – педагогических условий для благоприятной социальной адаптации воспитанников с проблемами в развитии.

Исходя из данной цели, сформулированы задачи сопровождения воспитанника в условиях деятельности образовательного учреждения:

  • защита прав и интересов воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и профобразования, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  • содействие в решении актуальных задач развития, обучения,
    социализации:
  • помощь в профессиональном самоопределении;
  • поддержка в период перехода от начальной ступени обучения к средней, к  социально-профессиональной адаптации;
  • коррекция  нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем построения взаимоотношений с окружающими.

В основе деятельности специалистов сопровождения лежат следующие общепедагогические принципы:

  • принцип социальной адекватности (координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность учащихся обеспечение комплексного социально-педагогического сопровождения их личностного становления);
  • принцип педагогического стимулирования социального поведения  (включение воспитанников в процесс освоения различных социальных ролей, создание таких ситуаций, которые давали бы возможность попробовать себя в различных жизненных ситуациях, в социально значимом деле, где необходимо решить проблемную ситуацию и преодолеть возникающие трудности);
  • принцип индувидуализации и принятия ребенка как данности (а следовательно, определение индивидуальной траектории социального становления каждого воспитанника, выявление специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, способствующих профессионально-личностному развитию, раскрывающих потенциал и предоставляющих возможности для самореализации);
  • принцип организации личного пространства (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка)
  • принцип информированности и доступности
  •  принцип диалогичности в общении и взаимодействия (сотрудничество педагог-ребенок, ребенок – педагог ).  

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе - это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.

(Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под. ред. Л.М. Шипициной М., Владос, 2003.)  

Сопровождение в образовательном процессе  обеспечивают  классный руководитель, учителя, воспитатели, специалисты образовательного учреждения.

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие детей и коррекцию нарушений.  Активность образовательного процесса во многом зависит «уровня знаний педагогом своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике развития, о личностных особенностях ребенка, стоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов:

  • тестирование,
  • анкетирование родителей и педагогов,
  • наблюдение,
  • беседа,
  • анализ продуктов учебной деятельности
  • изучение школьной документации.

 Второй этап анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в  той или иной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Необходимо определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам.

Третий этан — совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» учащегося.

Четвертый этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап — решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап — дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не вызывая оценочных и критических суждений. Стимулирование кого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы,  почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении

отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении

Предметом педагогического сопровождения в данном случае является процесс совместного с ребенком определения его личностных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигнуть желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и жизни

Педагогическое направление сопровождения индивидуального развития воспитанника в нашем учреждении основывается на принципах гуманизации образовательного процесса, развитии субъектное его участников, личностно – ориентированный процесс обучения.

Реализация данного направления осуществляется как в учебной, так и досуговой (внеурочной)деятельности.

Ключевое значение при организации учебной деятельности имеет вопрос вариативности использования учебных программ, которая нацелена на обеспечение успешности воспитанника на каждом отдельном уроке и исходит из анализа индивидуальных особенностей детей. В нашем учреждении используется второй вариант программы под редакцией И.М. Бгажноковой .

В плане организации внеурочной деятельности основополагающим является ведущие направления воспитательной работы, где ведущую роль играет воспитатель. Через изучение особенностей каждого ребенка, выделение проблем в воспитании составляется план воспитательной работы на полугодие.

Причем делать это надо не насильно, не по принуждению, а используя педагогические приемы и технологии, позволяющие незаметно «подталкивать» детей к мысли, что для их полноценной жизни, для достижения успеха в любой деятельности необходимо занять время полезными делами.

Педагогическое сопровождение представляет собой направленный комплекс действий, методик, педагогических мероприятий, реализующих главную цель: помочь ребенку в специализированном учреждении адаптироваться к новым условиям жизни, новым для него этапам обучения, помочь ребенку в условиях учебно – воспитательного процесса активизировать зоны его актуального и ближайшего развития.

Психологическая составляющая комплексного сопровождения воспитанников состоит из организации совместной работы школьного психолога с воспитанниками и специалистами школы-интерната.

Социальное сопровождение воспитанников школы-интерната обеспечивается работой службы социально-педагогической поддержки. Главным в рамках данного направления является не столько сообщение ребенку каких-то отвлеченных знаний, сколько подготовка его к восприятию этих знаний.

Социальный педагог постоянно напоминает детям то, что у них есть свобода выбора (в том числе и в сфере здоровья), но действие этой свободы ограничено важнейшими потребностями собственного организма, интересами окружающих людей.

Медицинское направление.

Медицинское направление сопровождения воспитанников включает:

  • предоставление комплексного лечения по соматическому заболевания и психо – хроников.

             с включением фитотерапии, ЛФК, диетпитания, витаминизации, кварцевания, релаксации, массажа, аэротерапии;

—        физкультурно-оздоровительные мероприятия: дни здоровья (ежемесячно), работу спортивных секций, спортивные соревнования, экскурсии, походы (в выходные и каникулярные дни);

И так, ребенок с проблемами в развитии проходит обследование на районном уровне, ПМПК (психолого- медико – педагогическую комиссию), где ребенку определяется  образовательный маршрут.

Дети с  определенным маршрутом – обучение специальном образовательном учреждение  VIII вида, попадают  в специальную коррекционную школу. Далее специалистами школы проводятся следующие мероприятия:

  1. Сбор анамнестических сведений (учитель, воспитатель, психолог, логопед, дефектолог, врач – психиатр, врач – невролог,  врач - педиатр)
  2. Диагностические мероприятия.
  • Педагог – психолог
  • Учитель – логопед
  • Учитель – дефектолог
  • Инструктор по физ. воспитанию
  • Мед.блок
  1. Анализ полученных результатов диагностических мероприятий.

На основании полученных результатов определяются группы коррекционной помощи.

На основании данных определяется ведущий вид – сопровождения

        

            Любая деятельность, несет  в себе различные этапы. Так, например, план действий,  коррекционная деятельность, результат. Для того, чтобы мы могли отследить результативность того, или иного вида деятельности необходимо провести анализ динамики работы.

       В нашем ОУ созданы различные службы и работают различные специалисты. Для создания единого поля – или системы создан  общий документ  - единое сопровождение учащегося с единым номером.

     В нашем образовательном учреждении этот документ «Карта развития ребенка». Данный документ ведется с момента поступления ребенка  в образовательное учреждение всеми педагогами школы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка образовательного процесса.

Школьники с нарушениями речи и интеллекта, так же, как и нормальные дети, хотят общаться, поэтому необходимо оказывать социальную поддержку. И в выполнении и успехе этой задачи я преследую одну главну...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"

В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...