Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
статья по теме

Чегодаева Виктория Викторовна

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по обеспечению комплексного сопровождения в системе образования Служба востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка - не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Психолог … Нет, он не волшебник,
Ни шарлатан, ни чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он - человек среди людей.

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года.

В результате целенаправленной и активной деятельности по обеспечению комплексного сопровождения в системе образования Служба востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями образовательных учреждений.

Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, учителей-логопедов, дефектологов и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении.

Важной составляющей в системе комплексного сопровождения образовательного процесса осуществляют МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», районная психолого-медико-педагогическая  комиссия, МКС(к)ОУ «Средняя (коррекционная) общеобразовательная школа № 10».

В системе образования муниципального района Служба представлена:

  • службами образовательных учреждений (школ, гимназий, коррекционных учреждений, учреждений дополнительного образования);
  • районными методическими объединениями педагогов-психологов;
  • МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»;
  • районной  психолого-медико-педагогической  комиссией.

В 2012-2013 учебном году в муниципальном районе работает 16 педагогов-психологов, 17 социальных педагогов, 11 дефектологов, 8 учителей-логопедов.

94% педагогов-психологов имеют высшее образование, из них 4 человека прошли профессиональную переподготовку на базе высшего педагогического образования, 1 человек получает образование. 50% специалистов имеют квалификационные категории (19%- высшую, 6%- первую, 25% вторую). По стажу профессиональной деятельности можно выделить следующие группы педагогов-психологов: более 10 лет – 7 чел. 44%; 6-10 лет – 3 чел. 19%; от 1 до  5-ти лет – 4 чел. 25%, до 1 года- 12%.

Награждены ведомственными (отраслевыми) наградами: Почетный работник общего образования РФ– 2 человека, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ– 3  человека.

29%  социальных педагогов имеют высшее образование, 71% средне - специальное.  41% специалистов имеют квалификационные категории (6%- высшую, 12%- первую, 23% вторую). По стажу профессиональной деятельности можно выделить следующие группы: более 10 лет – 11 чел. 64%; 6-10 лет – 2 чел. 12%; от 1 до  5-ти лет – 2 чел. 12%; до 1 года- 2 чел. 12%

91 % дефектологов имеют высшее образование, 1 человек получает образование. 63 % специалистов имеют квалификационные категории (18%- высшую, 36%- первую, 9% вторую). По стажу профессиональной деятельности можно выделить следующие группы дефектологов: более 10 лет – 3 чел. 37%; 6-10 лет – 5 чел. 63%.

100 % учителей-логопедов имеют высшее образование, квалификационные категории (37%- высшую, 24%- первую, 37% вторую). По стажу профессиональной деятельности можно выделить следующие группы: более 10 лет – 4 чел. 36%; 6-10 лет – 2 чел. 18%; от 1 до  5-ти лет – 5 чел. 46%.

У истоков развития психологической службы муниципального района стояли Лариса Михайловна Беличенко, методист-психолог, первый председатель районной ПМПК, Любовь Антоновна Иванова, психолог гимназии № 9 и первый руководитель РМО, Вера Владимировна Шестопалова, психолог гимназии № 9.

Значительный вклад в развитие психологической службы внесли Ирина Викторовна Радюк, Галина Владимировна Бежанова, Ирина Николаевна Соловьева, Татьяна Николаевна Андрианова, Виктория Викторовна Чегодаева, Ирина Александровна Сытникова.

Долгое время    РМО педагогов-психологов оставалось стабильным. За последние четыре года произошло изменение в качественном и количественном составе кадров. Начало уменьшаться количество педагогов-психологов (с 26 чел. в 2009 году до 16 чел. в 2012 году).

В настоящее время из  24 ОУ педагоги-психологи работают в 12 (10 городских и 2 сельских).

Обеспечены рабочим местом (кабинетом) 88 % педагогов-психологов (62% отдельным кабинетом, 26 % совмещенным с другим специалистом).

Ряд педагогов-психологов, оставшись работать в системе образования, сменили вид деятельности (работают учителями, заместителями директора, менеджерами и др.).  

Приоритетными направлениями работы РМО являются:

  • Сопровождение дошкольного образования и предшкольной подготовки
  • Сопровождение ФГОС
  • Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
  • Сопровождение одаренных учащихся
  • Сопровождение детей «группы риска»
  • Сопровождение ППО и ПО
  • Сопровождение Г(И)А и ЕГЭ
  • Сопровождение ОЭР
  • Сопровождение менеджмента в образовании.

Заседания районного методического объединения педагогов-психологов проводятся ежемесячно в течение учебного года  на базе различных школ района, что позволяет не только изучить актуальные вопросы, но и показать систему работы психологической службы конкретного образовательного учреждения.

Заседания районного методического объединения проходят в форме семинара-практикума, круглого стола, тренинга, мастер-класса, балентовской группы, группы психологической поддержки, супервизии (индивидуальной и групповой).

Приход молодых перспективных педагогов-психологов Юлии Юрьевны Пьянковой, Натальи Сергеевны Малащенко, Оксаны Алексеевны Корж, Марьи Сергеевны Старостиной, Ольги Александровны Хомяковой, Евгении Владимировны Шульгиной, Олеси Алексеевны Подойницыной, Елены Сергеевны Багнюк, Елены Юрьевны Пинаевой внес в  работу РМО инновационный подход, и поддержку уже имеющихся  традиций.

       Молодые педагоги-психологи активно влились в работу РМО и наряду со стажистами принимают участие в мероприятиях муниципального, регионального, Всероссийского уровня.

          В 2010 году 8 педагогов-психологов приняли участие в районном конкурсе «Педагог-психолог 2010». По итогам конкурса дипломантами стали педагоги-психологи МАОУ «СОШ № 3» О.А. Корж, МБОУ «Ковылинская СОШ» О.А. Хомякова и педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Е.С. Багнюк.

Победителями и призерами  конкурса стали Т.А. Понкратова педагог-психолог МАОУ «СОШ № 7» (3 место), Ю.Ю. Пьянкова педагог-психолог МАОУ «СОШ № 6» (2 место), И.А. Сытникова педагог-психолог МАОУ «СОШ № 5» (1место).

          Сытникова Ирина Александровна стала победителем краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья-2010».

          Пьянкова Юлия Юрьевна заняла I место в  краевом конкурсе «Учитель года-2011» в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение».

      Педагог-психолог МКС(к)ОУ«С(к)ОШ № 10» Евгения Владимировна Шульгина стала дипломантом районного конкурса «Учитель года -2012» и в настоящее время принимает участие в краевом конкурсе «Учитель года- 2013».

         Вера Владимировна Шестопалова педагог-психолог МАОУ «Гимназия № 9» является участницей Всероссийских недель психологии: IV неделя «Деятельность психолога образования в контексте актуальных задач школьного образования» – 2007 г.  и  VII неделя «Современные тенденции и научные традиции в развитии практической психологии образования» – 2011 г.

Дефектологи, логопеды и педагоги-психологи МКС(к)ОУ «С(к)ОШ № 10» и МБОУ «ЦЛП и ДО» представили свои инновационные проекты на краевом конкурсе культурно-образовательных инициатив, краевом форуме инновационных проектов «Образование-2011», Забайкальском образовательном форуме 2012г.

     Приняли активное участие Международном симпозиуме «Специальное образование на современном этапе развития: проблемы и перспективы», краевом семинаре «Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении».

       В целях дессиминации передового педагогического опыта муниципального района ежегодно педагоги-психологи представляют  свой опыт на международных и краевых научно – практических конференциях.

Так за последние несколько лет педагоги-психологи приняли участие в региональной научно-практической конференции «Психология школьного образования: опыт, проблемы, перспективы», международной научно-практической конференции «Образовательная среда как фактор повышения качества образования», краевой конференции «Феномен одаренности: психолого-педагогический опыт и новации», межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализации школьников» и др.

Опыт педагогов-психологов муниципального района по психологическому сопровождению предпрофильной подготовки был обобщен и представлен педагогическим работникам Забайкальского края на краевом семинаре-совещании «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки», который прошел на базе г. Краснокаменска.

    Педагоги-психологи принимают активное и продуктивное участие в региональных профессиональных конкурсах. В  областном заочном конкурсе кабинетов педагогов-психологов МАОУ «СОШ № 5» заняла I место, МАОУ «СОШ № 1» получила денежное поощрение на развитие кабинета.

В краевом заочном конкурсе психологических информационных материалов и газет в номинации «Информационные материалы» представленные разработки МАОУ «СОШ № 1» и «СОШ № 5» заняли I и II место.

По результатам областного конкурса моделей Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения нашла признание идея психолого-педагогического сопровождения  подростков в школе  «Модель работы почты доверия в школе» МАОУ «СОШ № 1».

Достаточно успешным было участие Службы в краевом конкурсе проектов «Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на уровнях муниципальной Службы и службы образовательного учреждения в условиях реализации приоритетных направлений развития образования» методисты и педагоги-психологи стали победителями и призерами конкурса по двум номинациям.

        Вот уже 10 лет на районной научно-практической конференции школьников «Шаг в науку» работает секция психологии, на которой  под руководством опытных педагогов-психологов Г.В. Бежановой, И.Н. Соловьевой, И.А. Сытниковой, В.В. Чегодаевой, В.В. Шестопаловой  учащиеся начальной и старшей школы представляют свои исследовательские работы.

            Ежегодно работы учащихся муниципального района направляются на Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «Шаг в науку» и занимают призовые места.

      Традицией стало участие для старшеклассников МАОУ «СОШ № 5», «СОШ № 7», «Гимназия « 9» во  Всероссийском фестивале научно-исследовательских работ «Портфолио».

      В  2012 году трое учащихся МАОУ «СОШ № 1», «СОШ № 7», «Гимназия № 9» приняли участие в VI Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование Наука Профессия» (секция педагогика и психология).

     Ежегодно учащиеся МАОУ «СОШ № 6», «Гимназия № 9» успешно принимают участие в психологических чемпионатах.

        С большим желанием раскрывают свою индивидуальность и демонстрируют работу союза «школьника и психолога» учащиеся и их педагоги-психологи на районных олимпиаде «В гостях у Психеи» и игре старшеклассников «Настроение нашего города», которые уже стали неотъемлемой частью Декады психологии муниципального района.

Методист отдела развития образования

и инновационной деятельности                                           В.В. Чегодаева

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

Справка методической службы Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области

Справка  методической  службы Комитета по образованию Администрации муниципального образования  "Дорогобужский район" Смоленской области - представление опыта учителя на засед...

Приказ Комитета по образованию администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 03 октября 2022 года

Приказ №481 от 03.10.2022 года Об итогах муниципального этапа регионального конкурса юных художников "И каждый раз оттенок новый таит в себе морской прибой", посвященный 205-летию со дня рож...