Главные вкладки

    Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"
    статья по теме

     

    Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей требующей комплексного стратегического решения. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных  опасностей погибают ежегодно более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon pedsovet_doklad.zip956.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната

    Слайд. Безопасность жизни и деятельности — насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей требующей комплексного стратегического решения. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных  опасностей погибают ежегодно более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию и т.д.

    В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия  опасных ситуаций.

    Особую значимость данная проблема приобретает для детей с нарушением в развитии, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего.

    В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей- ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, она должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах безопасным.

    Контингент данных образовательных учреждений является наиболее уязвимым.

    В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий, успешного формирования культуры здорового образа жизни в условиях школы-интерната.

    Понятие “здоровый образ жизни” включает следующие составляющие:  питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

    Работу по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности в нашей группе мы ведем следующим образом. Слайд. В перспективном плане работы группы отражены все направления.  Личностное развитие, физическое развитие эстетическое развитие, трудовое развитие, патриотическое развитие, учебно-познавательное развитие. Среди них одно направление отведено именно охране здоровья, формированию у школьников здорового образа жизни. Для удобства в работе материал по охране здоровья распределен  по разделам: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, «Основы личной безопасности профилактика травматизма», «Профилактика употребления наркотических веществ», «Питание и здоровье».

    Мы стараемся выстроить  воспитательную работу в группе так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью детей.

    В своей работе я использую следующие  формы:

    Слайд. Словесно-логические Формы

    Трудовые формы работы

    Игровые (досуговые) формы работы

    Словесно-логические Формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания,  лекции и др. это «Как помочь сохранить себе здоровье», «Культура начинается со здоровья» «Лекарственные растения» «Мы за ЗОЖ» и т.д.

    Трудовые формы работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, которые у нас в группе очень любят от ежедневной уборки до ремонта мебели, разбивки и устройства клумбы  благоустройство бытовки. Также развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами, памятниками, парком, работа на учебно-опытном участке и т.п. Здесь самое главное -  соблюдать технику безопасности. Для этого у нас ведется ЖТБ. В нем есть инструкции , как себя вести в бане, на горке, как работать с утюгом , ножницами, иголкой,  лопатой, как соблюдать правила поведения на дороге. Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил ТБ при обращении с предметами домашнего и хозяйственного обихода снижает риск бытового травматизма; формирует умение прогнозировать развитие опасных ситуаций.

    Игровые (досуговые) формы работы.

              Игры на прогулке играют огромное значение в жизни детей. Игры могут быть: Слайд. спортивные, познавательные, конкурсные. Их основной целью является увеличение двигательной активности учащихся с целью оздоровления и укрепления организма. Они носят чаще игровой характер.  В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Известно, что дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, дети в этом возрасте плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными.

    Кроме того, мы проводим  экскурсии на природу, походы, соревнования, где также важно соблюдение правил ТБ. Мы отвечаем за безопасность детей не только в школе, но и за пределами её.

    Уже много лет мы проводим в школе  Слайд.  «День здоровья». Дети с нетерпением ждут этого дня заранее готовятся к различным состязаниям, конкурсам.   Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, является живым источником для умственной работоспособности. Наша задача – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье.

    В группе так же проводится различные Слайд.  мероприятия по соблюдению ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД.  Беседы «Осторожно красный свет», «Безопасное поведение на дорогах»,  «Беседа о необходимости соблюдения правил безопасного поведения на каникулах» и т.д.Конкурсы рисунков «Мы пешеходы», «Безопасный транспорт будущего», «Зима. Дорога. Опасность!»

    Мы стараемся поддерживать  тесную связь с учителем физкультуры, классным руководителем и с мед. работником  школы в течение всего года.  Следим за здоровьем  наших детей. По результатом обследования детей   врачами  районной и областной поликлиники был выявлен ряд различных нарушений по здоровью,  на основании медицинского осмотра мед. работник нам дал конкретные рекомендации и  ограничения по работе с детьми в разные режимные моменты.

              Пристального внимания воспитателя в ходе этой работы  требуют дети риска по здоровью. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. В нашей группе Это такие дети как Гильденберг С и Лубченко П. Для них на самоподготовку  подобрала  корригирующую гимнастика для глаз.  

    Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

    Моргайте на каждый вдох и выдох.

    «Вижу палец!»:

    Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии

     25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

    По осанке. Комплекс упражнений.

    1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п. 
    2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
    3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить. 
    4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

    Также на самоподготовке очень важно  оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, для этого можно провести физминутку.

            Проведение физминуток  помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.

    Для получения эффективного результата по формированию безопасного и здорового образа жизни очень важно создать в группе , школе соответствующие  Слайд. педагогические условия: 

    1. создание положительной психологической атмосферы,
    2. непрерывность и вариативность форм и методов обучения,
    3. совершенствование профессиональной компетентности воспитателей
    4. организация работы, характеризующейся  поэтапностью, целостностью содержания

    В своей работе по этому направлению  я опираюсь на  разработку Здоровьесберегающие технологии в системе образования (Вороновой Е.А.  

    Л.А. Обухова,  Магомедова Т. И.и др.);  

    Тема над которой я работаю «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у детей с особой заботой».

    По этой теме в качестве самообразования я работаю первый год, поэтому планирую  дальнейшую работу проводить по программе «Твое здоровье».

    Слайд.  Результатами работы по этому направлению являются призовые места воспитанников в школьных конкурсах оздоровительного направления (день здоровья – 2 место, в игре «Город дорожных знаков – 1 место» в недели здоровья -1 место), и то, что у большинства из них сформировано правильное отношение к здоровому образу жизни.

    Слайд. Спасибо за внимание!

                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Охрана здоровья учащихся в условиях школы – интерната и групп продлённого дня. (выступление на РМО воспитателей)

    Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи...

    Доклад "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"

    Доклад на МО воспитателей "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"...

    Статья на тему: "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"

    Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы - интерната.В статье говорится о том, что одной из важных задач, стоящей  перед педагогами, является  сохранение здоровья детей ...

    Роль воспитателя в укреплении психологического и физического здоровья детей в условиях школы – интерната.

    Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе-интернате роль педагога-воспитателя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но главное ...

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

    В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...