Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях специальной коррекционной школы
статья на тему

Лыбин Виктор Викторович

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

   На сегодняшний день обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание.  

Безопасность образовательного учреждения это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий, травматизма и других чрезвычайных ситуаций.

  Безопасность в школе обеспечивается на основе принципов:

·          законности:

·          ответственности учащихся и персонала;

·          соблюдения интересов учащихся и персонала,

    В  школе решаются следующие  задачи:

·          реализации государственной политики и требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности в ОУ,  направленных на защиту здоровья и  сохранения жизни обучающихся и персонала школы;

·          создания и поддержания защищенности объектов школы;

·          совершенствования системы комплексной безопасности.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, которое обеспечивает его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи , чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

     Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

     Я , как ответственный по организации гражданской обороны и противопожарной безопасности, могу сказать , что в условиях нашей школы-интерната  создана система комплексного обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в которой задействованы администрация , педагогический коллектив , воспитатели и обслуживающий персонал. Формируется и достигается комплексная безопасность  в процессе реализации следующих направлений:

1. Работа по антитеррористической защищенности   и противодействию терроризму.

    Эта работа включает:

 - проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

 - непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

 -организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

2. Пожарная безопасность.

    Обеспечение пожарной безопасности включает:

      - соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

      - обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

    - неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

      - совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

      - перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

      - защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

      - поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

      - содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

3. Работа по обеспечению охраны школы.

     В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в школе обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (дежурный ученик, дежурный учитель) под руководством дежурного администратора. Имеется кнопка экстренного вызова милиции.

4. Электробезопасность.

5. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния.

    Особое внимание также уделяется  обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса : уроки , воспитательные мероприятия и т.д. Уроки физической культуры  входят в группу особого риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью ,  использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.  Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:

1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.

2. Учитель физкультуры  несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

3. Учитель физкультуры должен:

- проводить  испытания гимнастических снарядов и оборудования;

- вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

- проводить с учащимися инструктажи по технике безопасности.

- соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;

- снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;

- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры .

   На уроках физкультуры, при использовании разнообразного спортивного оборудования я выполняю следующие правила:

     – все действия учащихся по установке оборудования  организовываю и осуществляю только в своем присутствии ;

     – по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

  После установки снарядов в рабочее положение  под каждый снаряд укладываю  необходимое количество гимнастических матов.

   При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не допускаю каких-либо посторонних предметов.

   Необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений ( по этому направлению я составляю Акты испытания спортивных снарядов),  а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.).

   В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеют физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся помощь «проводкой», поддержка «фиксаций», помощь подталкиванием.

Страховка – готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение.

Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка – способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

 Учитель физкультуры должен знать:

- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;

- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра.

   Учитывая медицинский аспект , я на своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

     1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

     2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

     3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

     4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Организация учебной деятельности предусматривает:

- строгие дозированные физические нагрузки;

- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

- построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- создание комфортности.  

Говоря об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей на уроках физкультуры , можно установить , что основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры вовсе не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы.

   Имеются  психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.

   В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

   Психологические причины травм у учащихся коррекционных школ  можно разделить на 4 основные группы :

а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;

б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;

в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;

г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.

Таким образом, работая над обеспечением безопасности жизни и здоровья детей на уроках физкультуры,  я  строго соблюдаю правила техники безопасности при разных разделах программы, рациональной методики обучения и тренировки, учитываю индивидуальные особенности занимающихся, обеспечиваю необходимую страховку при выполнении упражнений, обучаю учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки, учитываю психологические особенности уч-ся , рационально использую формы и методы  проведения занятий.

Следует обратить внимание, что достижение цели обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната  представляет собой целостную системную работу, при которой исключение любого из приведенных выше аспектов делает невозможным ее полноценное достижение.

ГОУ «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Обеспечение безопасности

жизни и здоровья детей

в условиях специальной

коррекционной школы-интерната

Выполнил

учитель физической культуры

В.В.Лыбин

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"

Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Обучение детей с расстройствами аутического спектра в условиях специальной коррекционной школы.

Данная статья посвящена вопросам обучения ребенка с аутическими расстройствами на уроках ритмики в специальной коррекционной школе. Автор статьи детиться своим первым опытом работы с таким ребенком, х...

Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...