Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»
проект

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление плана воспитательной работы школы является одним из наиболее важных компонентов системы воспитания школы. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осозна­ния своего места в обществе. Это неустанная работа по воспита­нию у школьников гордости за свою страну и свой народ, ува­жения к его великим достижениям и достойным страницам про­шлого. Безусловно, огромная роль в воспитании активной гражданской позиции отводится классному руководителю, целью работы которого является: формирование потребности в самообразовании и саморазвитии, способствовать социализации учащихся, развитию их творческого потенциала, способности адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemchenkoov-pedagogicheskiy_proekt.doc.docx670.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЧЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АРГУНОВА НИКОЛАЯ ФИЛИПОВИЧА

        

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:

«Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Автор: педагог технологии Немченко Оксана Викторовна

КОЧЕНЕВО 2018


Оглавление

Основные понятия        3

Введение        4

Анализ возможностей метода проектов для становления активной гражданской позиции подростков.        6

1.1.Актуальность вопроса становления активной гражданской позиции подростков в современной системе образования.        6

1.2.Метод проектов в работе классного руководителя        8

1.3.Анализ плана воспитательной работы школы, с целью выявления тем ученических проектов.        12

2.Процессуальная часть педагогического проекта        15

2.1.Этапы педагогического проекта        15

2.2.Оценка результативности проектной деятельности        17

Заключение        20

Список использованных источников        21

Приложение  1.   Методика определения общественной активности учащихся (Составлена доцентом Е.Н. Степановым)        22

Приложение 2. Благодарность за участие во Всероссийском молодежном конкурсе аудио- и видео роликов «Я выбираю!»        25

Приложение 3. Технологическая карта проекта «Создание видеоролика для участия в конкурсе «Я выбираю!»        26


Основные понятия

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Она проявляется во всех сферах человеческой жизни: трудовой, общественной, духовно-нравственной.

Активность – готовность к практическому действию.

Воспитание гражданской позиции - целенаправленный, непрерывный и специально организуемый процесс личностно значимой гражданской деятельности старшеклассников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Деятельность включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое, готовый продукт: программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде. [3]


Введение

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление плана воспитательной работы школы является одним из наиболее важных компонентов системы воспитания школы. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Безусловно, огромная роль в воспитании активной гражданской позиции отводится классному руководителю, целью работы которого является: формирование потребности в самообразовании и саморазвитии, способствовать социализации учащихся, развитию их творческого потенциала, способности адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях.

Цель проекта: создание условий для успешного формирования активной гражданской позиции подростков через включение в проектную деятельность.

Задачи: 1. Проанализировать  план воспитательной работы школы в поиске актуальных тем для запуска разных видов индивидуальных и групповых проектов.  

2. Стимулировать развитие интереса и стремление обучающихся к участию в социально-значимых проектах, учитывать личный опыт обучающихся, в процессе реализации социально – значимых проектов.

3. Использовать участие в конкурсах социальной направленности для запуска проектов.

4. Отследить динамику развития активной гражданской позиции школьников в процессе реализации проектной деятельности.

Объект исследования: процесс гражданско-нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования: активная гражданская позиция школьников, формируемая в ходе реализации проектной деятельности.  

Гипотеза: активное использование в воспитательном процессе интерактивных методов, в частности проектного метода, приведет к осознанному присвоению гражданского опыта, успешному формированию активной гражданской позиции.

Педагогические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, включение в проектную деятельность.

Участники проекта: ученики 7а класса МКОУ Коченевской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.

Сроки реализации: проект долгосрочный, рассчитан на возраст подростков 6-8 класс. В настоящее время находится на стадии реализации. Промежуточный мониторинг показывает эффективность работы педагога, и целесообразность дальнейшей деятельности над педагогическим проектом.

Структура проекта: работа состоит из введения, теоретической главы, процессуальной части, заключения, списка использованных источников, приложения.  

Актуальность проекта заключается в обобщении практического педагогического опыта и может использоваться в работе классными руководителями и воспитателями.


Анализ возможностей метода проектов для становления активной гражданской позиции подростков.

1.1.Актуальность вопроса становления активной гражданской позиции подростков в современной системе образования.

Современная социальная, экономическая и политическая ситуация в нашей стране и в мире ставит перед школой новые задачи.  Формирует социальный заказ на воспитание гражданина свободного, демократического государства, который наделен полнотой обязанностей и обеспечен правами, что позволяет свободно развиваться. Современная наука рассматривает понятие «гражданская позиция» как междисциплинарное и выделяет составляющие гражданской позиции ученика, такие как патриотизм – любовь к Родине, городу, семье, школе; гражданственность – принадлежность к коллективу, семье, школе; активная жизненная позиция, нравственность, творчество [1], [5].

Гражданская позиция является составляющей общей жизненной позиции в процессе формирования личности, и, постепенно, занимает ведущее место в ее структуре. Позиция человека – это не мимолетное настроение и не сиюминутное решение, а результат большого труда всех, кто работал над формированием мыслей, душевных порывов, жизненной позиции человека. Выражением гражданской позиции человека являются показатели его отношения к себе, к труду, к обществу. Она закладывается в конкретных делах. Только в деятельности человек получает возможность саморазвития и самореализации, во взаимодействии с окружающим миром. Поэтому формирование гражданской позиции в системе общественных отношений является главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве. Сегодня гражданин должен быть не только наделен определенной суммой знаний и умений, но по-новому относиться к процессу познания, к добытым знаниям, уметь применять их в быстро меняющемся мире, обладать целостной системой общечеловеческих ценностей, участвовать в общественно-политической жизни школы, государства. Другими словами в структуре гражданской позиции обнаруживают себя следующие компоненты: познавательный, мотивационный, поведенческий.

В основной школе продолжает формироваться система ценностей и установок поведения подростка, заложенная в начальной школе, приобретаются знания и умения, необходимые в будущей самостоятельной жизни. Красной нитью гражданского образования в этом возрасте становится уважение к закону, праву, правам других людей, ответственности перед обществом. Чтобы, уже в недалеком будущем, знать и уметь защищать свои права и права других людей, самостоятельно строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательного процесса невозможно. Воспитание гражданской позиции подростков определяется как специально организуемый, целенаправленный, непрерывный и процесс личностно значимой гражданской деятельности, который предполагает освоение гражданского опыта, с целью самореализации и выполнения гражданского долга, решение задачи.

Выделяют три основных подхода воспитания гражданской позиции школьников, которые в полной мере могут быть реализованы в проектной деятельности:

1. Личностно-ориентированный подход, который требует учета возрастных особенностей, а также качественных характеристик психологических процессов.

2. Ценностный подход, основными методологически важными механизмами которого являются содержание, определение технологии и методики реализации ценностей в процессе воспитания активной гражданской позиции, единство содержания программы по воспитанию гражданской позиции подростков и окружающей реальности. Ценностные ориентиры проявляются в поведении и определяют регулятивные компоненты воспитания.

3. Деятельностный подход позволяет рассматривать формирование гражданской активности обучающихся в развитии, так как социокультурная среда организовывает совместную деятельность субъектов, содействует коррекции ценностных ориентации[4].

Важность формирования гражданской позиции, а значит, и социальной активности личности подразумевает становление гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за выбор и принятие решений, поступки, деятельность. А значит важно воспитать у подростков такие качества как: гражданское мужество, порядочность, честность. Поэтому формирование гражданской позиции не является обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотделимая часть, готовая в последующем стать фундаментом личности.

1.2.Метод проектов в работе классного руководителя

Говоря о становлении гражданской позиции у подрастающего поколения, в современном, стремительно меняющемся мире, важно понимать, что перед школой встает новая образовательная задача – поиск приемов и методов обучения и воспитания, адекватных вызовам времени. В современной системе образования существует ряд  технологий продуктивного обучения, например, технология проблемного обучения, технология  деятельностного метода, и, конечно же, проектная деятельность, основанная на методе проектов. Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает влияние на личностно-профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности, позволяет успешно адаптироваться и самореализоваться в обществе.

Педагогическое значение проектной деятельности выражается:

1. В воспитании эмоционально-ценностных отношений к событиям, семье, здоровью, культурным традициям, истории своего края, страны, к общественной и политической жизни. Формирует потребность в труде на благо семьи и общества.

2. Проект – это опыт разнообразной деятельности. Умение планировать работу, распределять по времени, укладываться во временные рамки. Умение осуществлять поиск необходимой информации, а значит освоение ИКТ, использование возможностей ПК. Развитие навыков сотрудничества и работы в команде, распределения ролей, признание правил группы, необходимых для получения максимального эффекта.

3.  В возможности создания ситуации творчества и успеха, который придает ребенку уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей деятельности. Не важно, успех этот личный или коллективный[4].

Это позволяет говорить об эффективности проектной деятельности в работе классного руководителя по формированию активной гражданской позиции.

Проект от латинского «projektus» переводится как «брошенный вперед». Каждый участник этого процесса по - своему понимает данный процесс. Что такое проект для ученика и для учителя?  Попытаемся дать ответ на поставленный вопрос в виде схемы:

Схема 1. Понятие проекта

E:\ВЫБОРЫ\Рисунок7.jpg

Проект – это комплексный и многоцелевой метод. По своей структуре различают проекты:

1. Исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное исследование. В него включены такие обязательные части как: актуальность темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, и ее проверка. При выполнении исследовательского проекта используются подлинно научные методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

2.Творческий – предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов: альбомы, газеты, плей-листы, видео ролики, произведения декоративно прикладного или изобразительного искусства, спортивные, развивающие, развлекательные игры и это далеко не полный перечень работ.

3. Игровой или ролевой – один из наиболее сложных в реализации и разработке проект. Ребята берут на себя роли литературных героев или исторических персонажей. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

4. Социально-значимый (в некоторых источниках его называют практико-ориентированным) – нацелен на социальные интересы самих ребят или других людей. Продукт в таком проекте, как правило, заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, поселка, страны.

Социально-значимый проект наиболее эффективен в процессе формирования активной гражданской позиции ребят, но было бы неверно, предполагать, что другие виды проектов не решают этой воспитательной задачи.

Какой бы ни была структура проекта, он всегда проходит через одни и те же организационные этапы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку и от его качественного прохождения зависит успех следующего этапа и, наконец, эффективность окончательного результата деятельности.  

Проектная деятельность – это путь замысла, который можно представить в виде графической схемы:

Схема 2. Этапы проектирования

E:\ВЫБОРЫ\Рисунок5.jpg

В работе над проектом существуют и свои риски, как в любой другой деятельности. Так существует опасность переоценить результат и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно не превратить его в реферат или доклад на заданную тему.

Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности обучающихся, порой поиск оптимального решения проблемы уводит работу на путь наименьшего сопротивления, а это может отразиться на качестве работы.

 Возникают трудности и в вопросе реализации воспитательных задач, такие компетенции как взаимопомощь, ответственность за принятие решения, отрабатываются в действии, и могут быть присвоены личностью только тогда, когда они «прожиты».

Однако перечисленные трудности не должны стать аргументом в решении отказа от проектной деятельности. Задача современной школы, не только подготовить ребенка к будущей взрослой жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную, жизнь уже сейчас. Ведь насыщенная, интересная, наполненная личностным опытом жизнь сегодня – это лучшая подготовка к завтрашнему дню.

1.3.Анализ плана воспитательной работы школы, с целью выявления тем ученических проектов.

План воспитательной работы школы формируется из двух частей. Первая часть - это запланированные, прежде всего, традиционные мероприятия, а также мероприятия, запланированные по запросу участников воспитательного процесса. Вторая часть - мероприятия, спускаемые с вышестоящих организаций (министерства образования, культуры управление образования и т.д.), приуроченные к тем или иным актуальным событиям в районе, области, стране. Это и конкурсы различной тематики, и классные часы, и тематические беседы. План воспитательной работы имеет определенную структуру, а мероприятия делятся в группы по направлениям: гражданско-патриотическое, нравственно- эстетическое, экологическое, физкультурно-оздоровительное, трудовое.

Так как мы рассматриваем гражданскую позицию, через отношение школьника к себе, к семье, к труду, к Родине, то мероприятия, формирующие это самое отношение можно найти в разных направлениях воспитательной работы школы. Тематику проектов представим в таблице 1.

Таблица 1. Тематика проектов

Направления воспитательной работы

Мероприятия (в плане воспитательной работы образовательной организации)

Тематика проектов

Гражданско-патриотическое

  • День солидарности в борьбе с терроризмом.
  • День мира (линейка).
  • День памяти Героя Сов. Союза Аргунова Н.Ф.
  • День Героев Отечества (библиотечный урок, классные часы, митинг).
  • День космонавтики
  • Фестиваль патриотической песни.
  • Беслан – прерванный урок.
  • Лети, голубь мира.
  • Во имя жизни на Земле.
  • Мы и космос
  • Песни военных лет.
  • Операция «Ветераны»

Нравственно- эстетическое

  • День знаний.
  • День учителя.
  • День матери.
  • Международный день толерантности.
  • Декада инвалидов.
  • Масленица
  • Фестиваль детского творчества «Алые паруса».
  • С чего начинается Родина?
  • Душой приложись (подарок учителям, подарок матерям своими руками, прикладные проекты)

Экологическое

  • КТД «Земля – наш общий дом»
  • Районный фестиваль «О той земле, где ты родился»
  • Где родился – там и пригодился.

Физкультурно-оздоровительное

  • Кросс «Золотая осень»
  • Кубок имени Фомина Г.П.
  • Профилактика ЗОЖ
  • День борьбы со СПИДом
  • Быть достойным памяти.
  • Наркотики и личность.

Одни проекты являются индивидуальными, другие групповыми, важно в течение года включить в проектную деятельность всех ребят класса, а есть проекты, которые невозможно выполнить без участия абсолютно всех обучающихся класса, такие массовые проекты показывают уровень сплоченности и принятия каждого ребенка в детском коллективе.

Планируя темы ученических проектов, важно оставаться мобильным и запускать в работу не только тематику, касающуюся части плана воспитательной работы, формируемой участниками образовательной организации.  Интересные темы проектов можно найти, взаимодействуя с разными социальными партнерами. Посетив парк развлечений и чудес Галилео, мы получили приглашение к участию в творческом конкурсе «Чудеса Галилео», что послужило толчком к запуску интересного проекта.

Еще один проект выполнен по приглашению образовательного портала «Дневник.ру», к участию в акции «Будь сильным – будь другом!», ребята выпустили газету «Живет такой класс», в которой рассказали о своем коллективе.

Получив предложение принять участие в молодежном конкурсе аудио- и видео- роликов «Я выбираю», посвященному важному событию в жизни каждого гражданина страны – выборам президента 2018 года, мы решили, что у нас достаточно сил и способностей на то, что бы принять участие в этом значимом мероприятии. Участие в конкурсе, позволит  донести до ребят осознанную, пропущенную через моменты собственного проживания, информацию о процедуре выборов, об их принципах и значении каждого голоса. При выполнении данного проекта главная смысловая нагрузка ложилась не на сам результат, а на процесс создания ролика. Как показать ту или иную информацию, как передать эмоции людей, отдающих свой голос, сознательно или неосознанно. Как бы ни был четко спланирован академический классный час, но вряд ли даст такую отдачу по количеству включившихся в тему подростков. Активная деятельность формирует и активную гражданскую позицию. Дети видят результат своей работы, появляется удовлетворение от деятельности, устанавливается связь с жизненным опытом. И эти преимущества мы получаем благодаря использованию проектного метода.

2.Процессуальная часть педагогического проекта

2.1.Этапы педагогического проекта

Цель проекта: создание условий для успешного формирования активной гражданской позиции подростков, через включение в проектную деятельность.


Таблица 2. Этапы педагогического проекта

№п.п.

Этапы проектирования

Задачи проекта

Организационно-поисковый

Изучить возможности воспитательного плана школы в поиске актуальных тем для запуска разных видов индивидуальных и групповых проектов.  

Технологический

Стимулировать развитие интереса и стремление обучающихся к участию в социально-значимых проектах.

 Использовать участие в конкурсах социальной направленности для запуска проектов.

Учитывать личный опыт обучающихся, в процессе реализации социально – значимых проектов.

Рефлексивный

Измерить уровень общественной активности обучающихся по методике Е.Н. Степанова. Оформить результаты проекта.

В ходе реализации педагогического проекта были запущены в работу и успешно выполнены в первом полугодии 2017-2018 учебного года проекты обучающихся:

1. Создание видеоролика для участия в молодежном конкурсе «Я выбираю». Карта проекта: приложение 3, конкурсная работа во вложении.

2. Фотоотчет на тему: что мы узнали в Галилео? для участия в конкурсе творческих работ «Чудеса Галилео».

3. Выпуск газеты «Живет такой класс» для участия во Всероссийской акции «Скажи, нет буллингу».

4. Изготовление печатного пряника, в качестве сувенира для мам ко дню Матери.

5. Выполнение новогодней снежинки для участия в школьном конкурсе.

2.2.Оценка результативности проектной деятельности

Для оценивания результативности применения метода проектов в пользу формирования активной гражданской позиции подростков проведена диагностика общественной активности учащихся, по методике Е.Н. Степанова[6]. (Приложение 1)

Стартовая диагностика проводилась в прошлом учебном году, когда обучающиеся были шестиклассниками, ее результаты занесены в таблицу 3.

Анализируя данные таблицы 3, можно заметить не достаточную самокритичность у обучающихся под номером 1,5 и 8, наблюдается завышенная самооценка и, наоборот, высока критичность у 4 и 16. Остальные ребята дают себе адекватную самооценку.

Высокий статус активности = 1,5 показал один обучающийся под номером 10.

Хороший статус имеют 5 ребят от 1,5 до 2,5 включительно, это обучающиеся под номерами: 2,6,9,11,12.

Средний статус от 2,5 до 3,5 имеют 3,4,7,13,14,15,16. Это дети, которые принимали участие в общественной жизни класса и школы редко, и это участие было организовано с трудом. Мотивация к участию в коллективных делах у этих ребят низка.

Низкий статус от 3,51 до 4,5 определен у двух ребят под номерами 1,16.

В ходе диагностики выявлены так же обучающиеся, у которых общественная активность не проявляется (А<4,5), это номера: 5,8,18.

Таблица 3. Определение общественной активности в 6 классе.

Обучающиеся класса закодированы номерами

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

1

2

2

5

1

3

4

2

1

1

1

3

2

2

4

2

3

2

4

2

2

5

5

1

2

4

3

1

1

3

4

3

2

3

2

4

3

4

1

3

2

5

2

3

4

3

1

2

4

3

3

4

4

3

4

4

4

3

3

4

4

1

4

4

3

3

2

2

4

5

4

5

3

4

5

2

2

4

2

3

1

4

5

1

1

2

1

3

1

3

4

3

5

6

5

1

3

3

5

2

3

5

3

1

1

3

2

3

4

3

2

5

7

5

1

3

2

5

4

3

5

1

1

1

3

3

3

2

4

3

3

8

2

1

2

2

3

2

3

3

1

1

1

1

2

2

3

3

3

5

9

3

1

3

2

5

1

3

3

2

1

2

2

3

2

2

4

1

5

10

5

2

5

3

5

2

4

4

2

2

2

2

2

3

3

3

3

5

11

4

2

3

3

5

2

3

5

3

2

2

2

3

3

4

3

4

4

12

5

1

4

2

5

2

3

4

3

2

2

2

3

4

3

4

4

5

13

5

4

4

2

5

2

4

5

3

1

3

4

3

3

4

4

4

5

14

5

1

3

3

3

3

2

5

3

3

2

2

2

3

3

5

3

5

15

5

4

3

3

5

2

3

5

2

2

2

3

3

1

2

4

3

5

16

1

1

3

4

3

1

3

5

3

1

2

2

2

3

2

4

2

5

17

4

3

3

2

4

2

3

5

2

1

1

1

4

1

3

4

2

5

18

3

1

3

2

5

3

3

5

2

2

2

3

4

4

2

4

3

4

сумма

68

32

56

48

80

34

56

80

42

27

31

41

53

49

52

69

50

81

Среднее (исключая самооценку)

3,88

1,76

3,12

2,59

4,53

1,88

3,12

4,53

2,35

1,47

1,71

2,29

2,94

2,7

2,94

3,82

2,82

4,53

самооценка

2

2

3

4

3

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

4

2

4

В седьмом классе проведена повторная диагностика, направленная на отслеживание динамики развития общественной активности подростков.

Результаты мониторинга отображены в таблице 4.

В седьмом классе высокий статус активности = 1,5 обнаружен уже у четверых обучающихся под номерами 2,6,10 и 11.

Хороший статус имеют 6 ребят от 1,5 до 2,5 включительно, это обучающиеся под номерами: 3,4,9,12,14,17.

Средний статус от 2,5 до 3,5 имеют 7,13,15,16,18. В этой группе количество обучающихся уменьшилось с семи до пяти.

Низкий статус от 3,51 до 4,5 определен у двух ребят под номерами 1,4,8.

В ходе диагностики в седьмом классе не выявлены обучающиеся, у которых общественная активность не проявляется (А<4,5), это номера.

Таблица 4. Определение общественной активности в 7 классе.

Обучающиеся класса закодированы номерами

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

3

2

3

1

2

1

3

3

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

3

2

2

3

4

1

2

5

3

1

1

3

5

3

2

2

2

3

3

5

2

3

2

5

2

3

4

3

1

1

3

3

4

3

3

2

4

4

5

1

2

3

5

2

3

5

3

2

1

3

4

4

3

4

3

5

5

3

1

2

3

2

2

5

5

2

1

2

1

4

1

2

3

2

5

6

5

2

3

4

5

2

3

4

3

2

1

2

3

3

4

4

3

3

7

2

1

2

1

3

1

3

3

2

1

1

1

3

2

2

1

2

3

8

4

2

2

5

5

1

2

4

3

1

1

3

3

3

2

3

2

2

9

4

1

3

2

5

2

3

4

2

1

2

4

3

3

4

4

3

1

10

4

1

2

4

4

1

4

3

2

3

2

2

3

3

4

5

3

4

11

2

2

3

2

3

1

4

5

1

1

2

1

3

1

3

4

3

3

12

5

1

3

3

5

2

3

5

2

1

1

3

3

3

4

3

2

3

13

2

1

2

1

3

1

3

3

2

1

1

1

3

2

2

1

2

3

14

4

1

2

2

5

1

2

4

3

1

1

3

3

3

2

3

2

2

15

4

1

3

2

5

2

2

4

2

1

2

4

2

3

3

4

3

1

16

4

1

3

2

4

1

3

3

2

3

2

2

2

3

4

5

3

4

17

2

2

2

2

3

1

3

5

1

1

2

1

2

1

3

4

3

3

18

5

1

3

2

5

2

3

5

2

1

1

3

2

3

2

3

2

5

сумма

66

25

45

44

73

26

54

74

40

24

26

41

53

47

51

58

43

56

среднее

3,7

1,4

2,5

2,4

4,2

1,41

3

4,2

2,2

1,3

1,4

2,2

3,00

2,5

2,8

3,2

2,4

3,1

самооценка

3

2

3

3

2

2

3

3

2

2

2

4

2

4

3

3

3

3

Корректировка статуса общественной активности обучающихся продемонстрирована на диаграмме 1.

Использование диагностических процедур позволяет педагогу не только отслеживать эффективность воспитательной работы по формированию активности ребят, но и своевременно корректировать включение их в состав творческих групп, подобрать каждому дело по душе, с осознанием значимости личного вклада в общее дело.

Диаграмма 1.

Таким образом, можно говорить о значительной позитивной динамике в процессе формирования активной гражданской позиции семиклассников. Деятельность по включению подростков в активную проектную деятельность дает положительные результаты и подтверждает свою актуальность.

Заключение

Формирование активной гражданской позиции обучающихся является одной из важнейших задач современного педагога. Это позволит выпускнику школы быть конкурентоспособным в любых жизненных ситуациях. Активная общественная позиция заключается в умении реализовать себя в разных видах деятельности: в классных, общешкольных, районных мероприятиях, общественной деятельности, спортивной жизни класса, и школы, в школьном или классном самоуправлении и т.д. Поэтому насколько шире может раскрыться личность, насколько интереснее становится жизнь школьника, настолько эффективнее деятельность по формированию активной гражданской позиции обучающихся. Подростку необходимо реализовывать себя не только в учении, но и во внеклассной или внешкольной жизни, а включение его в проектную деятельность является толчком к дальнейшему самовоспитанию и саморазвитию.

Таким образом, в ходе реализации проекта доказана эффективность включения ребят в проектную деятельность с целью формирования у них активной гражданской позиции. Многие подростки из пассивных наблюдателей становятся активными участниками деятельности, понимая значимость собственных вложений в общее дело. Максимального эффекта удается достичь тогда, когда обучающиеся увлечены не только результатом, но самим процессом.

Список использованных источников

1.Кузнецова В.И. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 9. - С. 28-35.

2.Мудрик А.В. Индивидуальная поддержка в социальном воспитании. // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 36. 

3.Программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.- методическое пособие // [под ред. Е. Н. Ястребцева ; пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой]. – М: Интуит.ру, 2006.

4.Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания. Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 48-59.

5.Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. М.: Педагогика, 2001. - 81 с.

6.http://crtdytambovr-n.ucoz.ru/diagnostika.pdf  -  Диагностика эффективности деятельности детских организаций в современных условиях.

Приложение  1.   Методика определения общественной активности учащихся (Составлена доцентом Е.Н. Степановым)

 Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами пред каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.

1 –й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.

2 – й ориентир. Участвует  в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3 – й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых о товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4 – й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.

5 – й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищами.

Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на усвоение испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят на листе бумаги в первую строку номера  самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1 – го ориентира, во вторую строку – тех, кто соответствует требованиям второго ориентира, и так далее до тех пор,  пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащихся заносит свой порядковый номер, тем самым, осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися  листки сдаются исследователю.

Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные  данные с помощью следующей матрицы:

C:\Users\технология\Documents\таб.jpg

В матрицу – напротив каждой фамилии – заносятся оценки испытуемого общественной активности своих товарищей. Например, Андреев  В. ходе эксперимента внес фамилию Демченкова В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца; тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывая количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.

                                         Сумма оценок активности испытуемого

 Статус активности (А)=     ----------------------------------------------------------                                                               Число испытуемых минус единица

По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:

Номер статусной группы

Активность учащегося Величина статуса

Величина статуса

1.

2.

3.

4.

5.

Высокая (организаторская). Хорошая (активно - исполнительская).

Средняя (пассивно – исполнительская).

Низкая (принудительная).

Не проявляется

А <1,5

1,5 < А  <  2,5

2,5 < А  < 3,5

3,5 < А <  4,5

4,5 <  А

На основании приведенных данных испытуемые классифицируются следующим образом:
         1 – я  группа – Демченко В, Ладзина Н.;
         2 – я группа – Лаптев В.;
         3- я группа – Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;
         4 – я группа – Иванов П.;
         5 – я группа – Леонов В.

Сопоставление самооценки (в матрице выделены другим шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.


Приложение 2. Благодарность за участие во Всероссийском молодежном конкурсе аудио- и видео роликов «Я выбираю!»

C:\Users\технология\Documents\я выбираю.jpg


Приложение 3. Технологическая карта проекта «Создание видеоролика для участия в конкурсе «Я выбираю!»

Цель: создание информационного видеоролика для участия в молодежном конкурсе «Я выбираю».

Продукт проектной деятельности: информационный видеоролик

Участники проекта: обучающиеся 7 А класса МКОУ Кочневской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.

Сроки реализации проекта: 13-26 ноября 2017 г.

Необходимые материалы и оборудование: фотокамера, компьютер, доступ к сети Интернет для поиска информации и отправки заявки на конкурс

Этапы проектирования

Задачи каждого этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Ключевой вопрос этапа

Мотивационный

13.11.2017

Мотивировать на участие в

Обозначает значимость проекта. Подводит к осмыслению вопроса: «Что участие в проекте принесет лично мне?»

Принимают участие об участии в конкурсе видео- аудиороликов.

Осознают значимость проекта для школы, класса и каждого отдельного участника

Если не мы, то кто?

Организационный

13.11.2017

Создать атмосферу творчества и успешного сотрудничества

Предлагает распределить роли, оценить собственные возможности и степень участия

Распределяют обязанности, берут на себя ответственность за определенный участок работы.

Что мы можем сделать?

Поисковый

14-17.11.2017

Определить содержание и направленность ролика.

Направляет поиск, анализирует предложенные варианты (по запросу детей).

Осуществляют поиск идей, сюжетов, формируют творческий замысел.

Как это будет выглядеть?

Технологический

20-26.11.2017

        Подготовка сценария

     

      Фотосессия

       Монтаж ролика

Осуществить дизайн-анализ проекта, полученного продукта.

Организует мозговой штурм. Удерживает работу в рамках разработанной концепции.

Задает эмоциональный тон кадров, поддерживает творческую атмосферу.

Оценивает общее восприятие ролика, делает критические замечания.

Организует и координирует процесс.

Оформляет заявку на участие в конкурсе.

Разрабатывают концепцию ролика. Осмысливают его содержание, информационное и эмоциональное наполнение, последовательность кадров в ролике.

Играют пантомиму, передают эмоциональный настрой кадра, делают сюжетные снимки.

Производят обработку кадров предварительно в программе Photoshop, монтаж ролика.

Подбирают музыкальное сопровождение, монтируют звуковую дорожку, накладывают звуковую дорожку на видеоролик.

Осуществляют самоконтроль и корректировку деятельности.

Кому это нужно?

Рефлексивный

27.11.2017

Проанализировать итоги работы над проектом

Организует просмотр ролика всеми участниками класса.  Организует обсуждение всей деятельности в рамках проекта.

Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования. Анализируют итоги работы, комфортность в процессе работы, степень слаженности команды, информативность ролика, его значимость для страны, школы, и каждого конкретного ученика класса.

У нас получилось?!

Распределение обязанностей в процессе работы над проектом

Этапы

Роли учителя

Роли детей

Ответственные участники

Мотивационный

Энтузиаст

Кл. рук

Организационный

Руководитель

Аня К,

Поисковый

Координатор

Поисковая группа

Вероника К.,  Слава С., Ваня Л.,

Технологический

Специалист,

консультант

Фотограф

Звукооператор

Оператор монтажа

Актеры

 

Слава П.

Игорь Л., ДимаМ.

Вова К.,

Вика А, Диана К., Ксюша С., Маша Л., Алина П., Илья Л., Сайын О., Никита М., Рома А., Катя П., Игорь Л., Дима М., Света А.

Рефлексивный

Эксперт

Зрители, критики

Все ребята


D:\Фото\Эмблема\Школа 01 Коченёво.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЧЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АРГУНОВА НИКОЛАЯ ФИЛИППОВИЧА

Заявка на участие в конкурсе

«Я выбираю»

Авторы: К Владимир и 7а класс МКОУ Коченевской СОШ №1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.

Номинация: лучший информационный ролик

Монтаж: К. Владимир

Режиссер: Немченко О.В.

Звукооператор: Л. Игорь, М. Дима.

Исполнители ролей: обучающиеся 7а класса

Год производства: 2017

Название: Твой выбор - твое право!

Аннотация: Авторы ролика "Твой выбор - твое право!" ставят перед собой цель: формирование культуры ответственного отношения избирателей к своему выбору. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить наглядную агитацию, информацию, доступную для понимания широкими избирательными массами. Ребята постарались в легкой анимационной форме показать, что такое выборы и принципы их проведения. В целом ролик является призывом к осуществлению осознанного гражданского выбора.

Звуковая дорожка: Muzyka_Olimpiady_80_-_Olimpiada_80.mp3, Iz_reklamy_SOCHI_2014_-_Muzyka_iz_reklamy_Sochi_2014 (1).mp3

E-mail: kochs-1@yandex.ru

Классный руководитель: Немченко Оксана Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активной гражданской позиции на занятиях по внеурочной деятельности дружины юных пожарных (ДЮП).

статья Формирование активной гражданской позиции на занятиях внеурочной деятельности ДЮП...

Формирование активной жизненной позиции подростка-петербуржца через игру Дебаты.

Тезисы:Что такое «образ петербуржца»?Что такое «осознанное отношение к городу», чем отличается и чем сходно с патриотизмом?Что такое дебаты?Дебаты как средство развития критиче...

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...

«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа»

Доклад на тему«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа» был представлен на районной конференции для педагогических работников «Воспитание патриотизм...