Формирование активной жизненной позиции подростка-петербуржца через игру Дебаты.
статья (10, 11 класс)

Баранова Ирина Игоревна

Тезисы:

  • Что такое «образ петербуржца»?
  • Что такое «осознанное отношение к городу», чем отличается и чем сходно с патриотизмом?
  • Что такое дебаты?
  • Дебаты как средство развития критического мышления
  • Возможности дебатов в развитии осознанного отношения к своему городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tezisy.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тульская Ирина Игоревна.

Формирование активной жизненной позиции подростка-петербуржца через игру Дебаты.

Тезисы:

  • Что такое «образ петербуржца»?
  • Что такое «осознанное отношение к городу», чем отличается и чем сходно с патриотизмом?
  • Что такое дебаты?
  • Дебаты как средство развития критического мышления
  • Возможности дебатов в развитии осознанного отношения к своему городу.

Образ идеального петербуржца – что это?

Впервые вопрос об образе идеального петербуржца был задан в массовом опросе «Социологического научно-исследовательского центра» в 2002 году, а после в 2011 и в 2014 годах. Вопрос формулировался так «Существует такое понятие «настоящий петербуржец». Назовите две-три прилагательных, которые вы использовали, описывая «настоящего петербуржца»?» Полученные данные указывают, что в массовом сознании горожан существует устойчивое представление о качествах идеального петербуржца, которые включают в себя интеллектуальные и поведенческие характеристики. Набор интеллектуальных качеств включает в себя образованность, культурность, интеллигентность. Среди поведенческих характеристик выделяются доброжелательность, отзывчивость, воспитанность, вежливость, аккуратность, сдержанность, порядочность и т.д. (Михаил Илле) в 2014 году к характеристикам добавилось понятие «Осознанное отношение к окружающей среде»

Что же такое это осознанное отношение, как можно интерпретировать его в современных условиях? Можем ли мы назвать осознанное отношение новым патриотизмом или это все же разные понятия?

Осознанное отношение, по мнению психологов - способностьумение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни. Осознанность - результат включения сознания на происходящее. Осознанное - освещенное светом сознания, то, на что обратили достаточное внимание: внимание, достаточное для нужных различений и, возможно, решений и выводов. Осознанное - то, что мы видим и позже можем вспомнить, описать как увиденное.

Т.е. получается, что осознанность в жизни – важнейшее из понятий, особенно если рассматривать его через призму любви к своему городу. Осознанное отношение к городу – значит, что я понимаю, что я здесь живу, я люблю территорию, на которой живу, я не буду мусорить, я буду поддерживать высокий уровень культурной образованности, как свой, так и других. А через понимание особенностей культуры своего города, через любовь и заботу о нем и начинается патриотизм.

Как же воспитывать в детях осознанное отношение к городу? Как переключить их с позиции «узнаю, потому что надо» на позицию «узнаю, потому что нравится»

Одним из интересных и современных способов познавать новое через игру является занятия дебатами. Дебаты, хоть и относительно новое, но уже популярное хобби у школьников и студентов. Дебаты проводятся по острым, актуальным для молодежи темам.  В том числе и затрагивающие проблемы нашего города. Проблемы, связанные с экологией, политикой, культурной жизнью и многими другими.

Ценность дебатов для обучения и воспитания подростков очевидна:

  1. Дебаты предоставляют учащимся возможность регулярно упражняться в обосновании своих позиций во всех сферах обыденной жизни.  Во время игры у каждого спикера есть 6 минут, когда их точно выслушают.  Обмениваясь аргументами, ребята формируют свою собственную точку зрения, которую в дальнейшем они смогут обосновать.
  2. Дебаты способствуют созданию у подростков устойчивой мотивации к обучению. Как правило, во время обучения преследуется  2 цели: временная – получить поощрение за участие или победу; долговременная – углублять знания и развивать свои способности. Сочетание этих целей формирует активную обучающую среду и стимулирует развитие положительных личных качеств, помогает учащимся исправлять неверные установки и учит самостоятельно проверять качество собственных знаний и навыков.
  3. Дебаты позволяют студентам более основательно разбираться в социокультурных и политических вопросах. Готовясь к теме, подростки активно исследуют проблемы по тематике, анализируют большое количество аспектов, добывают большое количество информации и учатся быстро и адекватно реагировать на возникающие трудности.
  4. Дебаты являются действенным способом интеграции знаний. Решение любой проблемы в процессе дебатов связано со многими областями знаний, которые необходимо изучить, проанализировать и сопоставить друг с другом.
  5. Дебаты способствуют развитию критического мышления. Благодаря постоянному сбору и интеграции информации, подростки учатся разностороннему изучению проблемы, получают навыки формулировать гипотезу и доказывать ее достоверность.

Все эти свойства делают дебаты одним из эффективных и простых в использовании инструментов для обучения и воспитания подростков.

Критическое мышление, развивающееся благодаря занятиям дебатами, позволяют подросткам самим искать новые знания, ставить под сомнение всю поступающую информацию, оценивать ее сквозь призму полученных знаний, расширяя свое мировозрение.

Благодаря подобному подходу подростки формируют осознанное отношение к своей жизни, своему окружению, своему городу.  

И тогда лучшие человеческие качества – любовь и забота о своем окружении, о своей малой родине становятся не навязанной обязанностью, а осознанным восприятием, сформированным самим подростком.