Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
статья по биологии на тему

Смирнова Ольга Михайловна

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchtenie_2011_idk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование активной жизненной позиции учащихся

через вхождение в социально – проектную деятельность

экологической направленности»

(Из опыта работы УСОШ №1)

Смирнова О.М. учитель биологии

МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

«Всякая деятельность есть познание.

Всякое познание есть деятельность.»

У. Матурана, Ф. Вареда

«Древо познания»

     Новое содержание образования должно быть ориентировано, по моему мнению, на «погружение» ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечит его, духовно нравственное развитие.

     Вместе с тем активный личностный поиск будет способствовать формированию гражданской позиции по отношению к родному краю, его природе и экологическому состоянию. Поэтому важен переход от технологии репродуктивного характера к технологиям творческого характера, следует перейти от социального природопокорительного характера, к развитию опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Решению данной задачи полностью отвечает социально-проектная деятельность экологической направленности.

     «Человек неразумен…умом обладает окружающая его среда», - афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости необходимо, прежде всего, овладеть языками Природы. Каким образом? Философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый алхимик говорит своему ученику: «Есть только один способ постижения – действовать!»

Научить наших учеников действовать – самая важная задача, которую необходимо решить. Организуя социально-проектную деятельность учащихся экологической направленности, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этнических и правовых норм поведения в окружающей среде.

     Данная модель позволяет создавать такие условия, в которых ученик активный творец, а не только созерцатель. Конкретные знания, их система выступают при этом как средство познания и преобразования  действительности, а не как конечная цель.

     Ученикам необходимо показать, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен, что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство нашей природы для себя, для будущих поколений людей и всех живущих существ на планете.

     Как мы решаем эти задачи у себя в школе? Одно из направлений  - активное внедрение метода проектов, в которых ребята предлагают конкретные действия по решению проблем с привлечением одноклассников, родителей и общественности.

     Остановимся подробней на некоторых экологических проектах, реализованных в нашей школе.

Есть в Урене пруд, расположенный в центре центра города, рядом со школой, грязный, неухоженный. В 2009 году по инициативе группы учащихся под руководством О.М.Смирновой и Н.Б.Смирновой стартовал проект «Пруд моей мечты». И работа закипела. Проект предусматривает реализацию 7 этапов:

  1. Мотивационный «Кто, если не я?»
  2. Информационно-аналитический «А что у нас?»
  3. Проектировочный «Надо подумать!»
  4. Презентация проекта «Пруд моей мечты»
  5. Деятельностный «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
  6. Документационный «Посмотрите, что мы можем!»
  7. Рефлексия «Хорошо ли? Хорошо!»

     В ходе работы над проектом ребята умело использовали навыки проектной и исследовательской деятельности. Учащихся отличает Сформированность активной гражданской позиции по отношению к окружающей среде родного края. Они не равнодушны к экологическому состоянию своей малой родины. Разрабатывая проект «Пруд моей мечты», ребята привлекли внимание общественности, представителей районной власти, населения к экологическим проблемам города.

     Второй реализованный проект «Фитодизайн школьной территории», руководителем которого стала О.М.Смирнова, предусматривает преобразование школьного участка, эстетического оформления пришкольной территории. Эпиграфом этого проекта является цитата из педагогического наследия В.А. Сухомлинского  «Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребёнок везде видел красоту природы, которые становится ещё красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребёнок»

      Данный проект представляет широкие возможности для самореализации учащихся и улучшения экологического состояния своего окружения.

     Пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Он занимает особое место в озеленении территории школы и родного города, т.к. школа расположена в центре города.

   В ходе реализации проекта в результате эстетического оформления предполагается:

  • Создание фонда посадочного материала;
  • Проведение мониторингов пришкольного участка;
  • Проведение практических, лабораторных и исследовательских работ.

Конечный результат проекта - эстетическое оформление пришкольной территории с совершенной рекреационной зоной и зелёной лабораторией под открытым небом для проведения практических,  лабораторных и исследовательских работ.

Проект "Фитодизайн школьной территории" предусматривает:

  • Организационный этап - социологический опрос учащихся, педагогов, родителей.

- Довольны ли эстетическим оформлением школы?

- Какую помощь они могут оказать в эстетическом оформлении школьного двора?

   Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что эстетический вид школьного двора требует изменения. Для этого необходимо:

   1. Разбить клумбы и обеспечить их ограждения.

   2. Определить места для посадки кустарников.

   3. Исследовать состав почвы школьного участка.

   4. Подобрать посадочный материал.

   5. Вырастить рассаду.

   6. Осуществить систематический уход за клумбами.

   На следующем этапе проекта создали творческие группы и определили план действий. Каждой творческой группе учащихся было дано задание, была составлена смета проекта. Для реализации проекта необходима финансовая помощь, поэтому мы обратились к частным предпринимателям и к родителям.

   На деятельностном этапе было осуществлено:

   1. Разбивка новых клумб (вместо 3 их стало 10).

   2. Создание альпийской горки.

   3. Завоз плодородной почвы.

   4. Закупка удобрений.

   5. Выращивание рассады.

   6. Посадка кустарников.

   7. Оформление клумб цветочно-декоративными растениями и уход за ними.

   На результирующем этапе проекта был выход на районный конкурс по эстетическому оформлению пришкольных территорий, где проект "Фитодизайн школьной территории" занял первое место в районе. С данным проектом учащиеся выступили на районной экологической конференции "Люблю тебя, мой край родной!"

     Результативность деятельности образовательного учреждения - это в первую очередь победы и заслуги наших воспитанников.

     Реализованные проекты мы представляем на конференции, конкурса как районного, так и областного уровня. Работы, выполненные нашими учащимися, имеют высокий уровень. Об этом говорят их результаты.

     - Проект «Фитодизайн школьной территории» занял первое место в районном конкурсе и I место в областном конкурсе «Зелёная планета» в номинации проекты «Проектирование природных зон.»

     Проект «Пруд моей мечты» - I место в районной научно-практической конференции «Люблю тебя, мой край родной!», диплом лауреата областного конкурса «Чистая вода», проводимого законодательным собранием и диплом I степени в областном конкурсе исследовательских и творческих работ «Юный исследователь».

     Но на этом наша деятельность по социальному проектированию не заканчивается. В планах – благоустройство родника на реке Приказчица. Работа в этом направлении уже ведётся. Учащиеся седьмых классов собрали краеведческий материал, выполнили исследования биоразнообразия окружающей территории, провели органолептический анализ воды.

     В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Сделать эту деятельность интересной для школьников и полезной для общества – это наша с вами посильная задача.

     Занимаясь проектной деятельностью, мы приобщаем школьников к социальному творчеству, а именно к добровольному  участию детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Портфолио АСЕССОРОВОЙ  Е.М.   учителя математики  МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия...

видеозапись фрагмента урока (ссылка)АСЕССОРОВОЙ Е.М. учителя математики МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского р-на РМ

видеозапись фрагмента урока (ссылка)АСЕССОРОВОЙ  Е.М.   учителя математики  МБОУ «Кишалинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского р-на РМ...