Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности
учебно-методический материал на тему

Оленева Ирина Петровна

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Данная патриотическая работа с воспитанниками проводилась через развивающие занятия, экскурсии, участия в общешкольных и спортивных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Колычевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся безе попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

ДОКЛАД

«Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности».

Воспитатель: Оленева И.П.

2014

Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Детство и юность — самая благоприятная  пора для  привития священного чувства любви к Родина, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости за свою Родину  и свой народ, уважения  к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Гражданско- патриотическое воспитание  в современных  условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к  функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к  инициативному труду участию в управлении социально ценными делами к реализации прав  и обязанностей, а также  укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор за максимальное  развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско- патриотического воспитания  должно осуществляться в парадигме  интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.


Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств  подростков; воспитание любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи:

  1. формирование у воспитанников чувства долга перед народом, отчизной, осознание необходимости увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне.
  2. Формирование личности воспитанника-патриота Родины, способного встать на защиту государственных  интересов  страны.
  3. Воспитание нравственных ценностей подрастающего  поколения.
  4. Воспитание уважения к  своей истории.

Патриотическая работа проводилась с воспитанниками через развивающие занятия, экскурсии, мероприятия,а также  дети участвовали в спортивных мероприятиях. В группе проводилась беседа о дважды героях Советского Союза С.В. Горшкове и В.А. Зайцеве с посещением памятников. В группе проводилось развивающее занятие Память жива. К занятию велась предварительная работа:

  1. Поиск  необходимой литературы по теме.
  2. Конкурс рисунков  «Они сражались за Родину».
  3. Экскурсия в Мемориальный парк, к памятнику защитников Отечества с. Большое Колычево.
  4. Чтение произведений и стихов о Великой Отечественной войне:

А.А. Фадеев «Ленинград в дни блокады».

А.Т. Твардовский «Дом у дороги».

М.А. Шолохов «Судьба человека».

В.П. Катаев «Сын полка»..

А.Т. Твардовский  «Книга бойца».

А. Дементьев «Как мало лет он прожил..».

К. Симонов «Стихи о войне».

  1. Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне: «А зори здесь тихие..», «Они сражались  за Родину» и другие.
  2. Беседы:

«Герои и полководцы Великой Отечественной  войны».

«Песни наших отцов».

«Пионеры-герои».

«Подвиг, застывший в камне».

«Война — печальней нету слова...»

«Военные художники студии М.В. Грекова»

  1. Викторина о войне.

Проводился урок Мужества в Административном здании с участием ветеранов, которые спасли от фашизма не только нашу землю, но и весь мир. Их подвиги неподвластны времени. Они были и остаются истинным примером доблести и патриотизма для ныне живущих и будущих поколений. Дети с удовольствием участвовали в  игре-викторине «Никто не забыт, ничто не забыто». Цель: расширить кругозор детей, повысить интерес к истории Великой Отечественной войны, истории Российской армии.

На занятии «Афганистан-наша память и боль использовались следующие материалы: портреты офицеров-афганцев Юсова А.Е., Даренского М.И., фотографии и ордена из личных архивов Абжалимовой Р.И. На занятии присутствовал Председатель Правления  Московской  Областной организации ветеранов и военных конфликтов В.И. Луценко, который рассказал о земляках-афганцах.

Мною была разработана программа «О прошлом для будущего». С 2010 г. мы с ребятами начали  изучать историю ВОВ в селе Б. Колычево. В ходе  поиска участников ВОВ, мы познакомились  с родственниками погибших, которые  рассказали о своих отцах, дедах; какой они  внесли неоценимый вклад в разгром фашизма, рисковали своей жизнью, проявляя героизм и мужество, которые отмечены боевыми наградами Родины.

Цель программы: формирование гражданского самосознания воспитанников; воспитание  патриотических чувств и любви к Родине, формирование гражданского поведения, готовности трудиться на благо Родины.

Задачи программы: передача жизненного опыта от поколения к поколению; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; изучение истории ВОВ, ознакомление в ходе  поиска с подвигами сельчан, проявленными в годы войны; помощь родственникам  воинов- земляков; воспитание  уважения  к делам своих предков, любви к своему селу.

Формы отчетности:

  • электронная Книга Памяти ветеранов с. Б. Колычево;
  • диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности воспитанников.

Предполагаемый результат деятельности: главное, чтобы в сердце каждого воспитанника поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

 Дети участвовали в конкурсе «Расскажи о своей любимой книге о войне». Поддерживаем связь с родственниками ветеранов с. Б. Колычево, в канун 9 мая дарим цветы и поделки. Ежегодно участвуем в акции «Забота о памятнике», возлагаем цветы к памятнику воинов с. Б. Колычево. 11.12.2011 г. дети участвовали в общешкольном мероприятии, посвященном 70-летию битвы под Москвой.

Воспитанники познакомились с историческим и культурным наследием нашей страны, традициями народа. Проводились экскурсии в музей кузнечного мастерства и народных ремесел «Кузнечная слобода», музей «Калачная», по историческим местам г. Коломны, музей Боевой Славы, в Мемориальный парк с краеведом А.И. Кузовкиным. Анатолий Иванович рассказал, кто и как создавал Мемориальный парк, как прошло его торжественное открытие, рассказал о жизни и подвигах 19 Героев Советского Союза, чьи бюсты застыли в Мемориальном  парке в шеренге земляков на Аллее кавалеров Золотой Звезды, о дважды Героях Советского Союза С.Г. Горшкове и В.А. Зайцеве, о Герое Социалистического Труда Б.И. Шавырине. Дети побывали в гриднице  Коломенского воеводы Микулы Вельяминова, где узнали об истории окрестностей села Никульское, боевых традициях русского народа. В Молодежном центре «Выбор» прошел урок Мужества с участием поискового отряда «Суворов». Дети участвовали  в военно-тактической игре на базе МБУ ССК, где познакомились с образцами исторического оружия.

Перспектива: убежденность воспитанников в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

В целом, все, что намечалось и проводилось было направлено на создание благоприятных условий для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активной жизненной позиции подростка-петербуржца через игру Дебаты.

Тезисы:Что такое «образ петербуржца»?Что такое «осознанное отношение к городу», чем отличается и чем сходно с патриотизмом?Что такое дебаты?Дебаты как средство развития критиче...

Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа школьников ...

Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.

    «Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....