Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»
материал

Курчавая Галина Владимировна

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № 4

от 20.03. 2020 учебного года

«Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Подготовила:

Рыбакова Лариса Владимировна –

 педагог-организатор

г. Смоленск 2020

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.

Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Каким гражданином станет сегодняшний школьник, воспитанник? Роль воспитательной работы педагогов в этом процессе невозможно недооценить. «Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков. Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, все это нужно осмыслить, переварить» - эти слова В.А. Сухомлинского актуальны и сейчас.

Каково же содержание стержневых социальных качеств личности ребенка с ОВЗ? Важнейшее из них — жизненная позиция (гражданственность) проявляется (не проявляется) в личной причастности (не причастности) ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека.

Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить.

При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Понимание воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции учащихся в современном обществе, можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

  • Первый этап – осознание своего «Я».
  • Второй этап – становление качеств личности – готовность к выбору.
  • Третий этап – готовность к проявлению «Я».
  • Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Оно не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Каждый ребенок еще в детстве должен почувствовать себя активным участником в жизни общества. Для этого он должен получить реальный опыт гражданской активности, возможность для реализации своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе, а также формирования чувства ответственности за свои поступки.

Деятельность педагога в формировании активной гражданской позиции заключается в том, чтобы определить формы и методы взаимодействия, помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться, привить навыки, которые помогли бы функционировать в изменяющем мире.

Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции маленького человека.

Системный подход в формировании активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ должен реализоваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по чтению, окружающему миру, истории, СБО, обществознанию, этике и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе внеклассных занятий в ГПД, проводимых в форме бесед, игр, тренингов, экскурсий и так далее; участия в праздниках, подготовленных педагогом – организатором, музыкальным руководителем, и в подготовке к этим праздникам; участие в работе кружков, спортивных секций и т.д.

3) Внешкольная деятельность –  начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее).

На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему, с учетом его возможностей и способностей. интегрироваться в сообщество.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.

В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы влиять на те ее стороны, которые слабее развиты или не развиты у отдельных учащихся. Педагогу нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести учащихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка педагога в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу.

Активная социальная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих посильных проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.

Вторая ступень (основное общее образование) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и формирование ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. С этой целью используют систему меняющихся поручений учащихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Обучение школьников умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей также является важнейшим фактором развития их организаторских способностей.

На третьей ступени (среднее общее образование) углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Из выше сказанного видно, что главное в формировании гражданской позиции обучающихся с ОВЗ - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания.

Основные направления системы формирования гражданской позиции:

  • формирование гражданского отношения к себе;
  • формирование гражданского отношения к своей семье;
  • формирование гражданского отношения к образовательному учреждению;
  • формирование гражданского отношения к Отечеству;
  • формирование гражданского отношения к планете Земля.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Необходимым условием решения проблемы формирования активной гражданской позиции у обучающихся с ОВЗ является работа по повышению компетентности родителей в области воспитания личности ребенка, становление их участниками образовательной и воспитательной работы Центра.

Основные формы взаимодействия Центра и семьи в данном направлении:

  • организация встреч учащихся Центра с военнослужащими;
  • приглашение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация совместных экскурсий в музеи.

Далее процесс продолжается в Центре, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.

В нашем Центре на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны, классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны, дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и вторую маму, и друга, и координатора, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.

Виды деятельности с обучающимися классных руководителей, учителей предметников, педагога-организатора, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования:

  • Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
  • Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.
  • Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России.
  • Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
  • Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.
  • Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Возможные формы работы с обучающимися классных руководителей, учителей предметников, педагога-организатора, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования:

Урочная деятельность:

Проектная деятельность:

  • Исследовательские проекты «История появления Гимна России».
  • Творческий проект-конкурс «Герб нашего города».
  • Творческий проект «Охрана природы».
  • Исследовательский проект «Достойное поколение».

Месячник гражданско-патриотического воспитания:

  • Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.
  • Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!».
  • Групповой проект «Звезда».

Внеурочная деятельность:

Познавательные беседы, классные часы:

  • День флага. День народного единства.
  • 16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности). День Героев России.
  • «Символы президентской власти».
  • «Гражданин и обыватель».
  • «Разрешение конфликтов без насилия».
  • «Что значит быть культурным?»
  • «От правовых знаний к гражданской позиции».
  •  «Великие русские полководцы».
  • «С чего начинается Родина?»
  • «Мой район, мой дом». День города. День России.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

  • Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ».
  • Организация и проведение спортивной военно-патриотической игры «Зарница»
  • Конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели».
  • Конкурс строя и песни «Статен и строен – уважения достоин».

Досугово-развлекательная деятельность:

  • Школьные праздники на военно-патриотическую тематику.
  • Проведение уроков воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».

Игровая деятельность:

  • Творческая ролевая игра «Машина времени».
  • Цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения.
  • Ролевая игра «Остров радости и успеха».
  • Ролевая игра «Мой мир». Правовая игра «Дебаты».
  • Конкурсы знатоков «Я знаю Конституция РФ», «Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека».

Социальное творчество (акции):

  • Акции: «Мое Отечество», «Родной край».  
  • «Письмо сверстнику – воспитаннику детского дома».
  •  «Пятерка для мамы».  
  • «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.
  • Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).
  • «Вспомним всех поименно» (изготовление флажков с именами родственников – участников Великой Отечественной войны».
  • «Солдатский платок».  
  • «Забота».
  •  «Волна памяти».  
  • «Пока горит свеча».
  • «Гражданин России».
  • КТД «Помним, любим, гордимся». 

Многогранная работа классного руководителя, учителя предметника, педагога-организатора, социальных педагогов Центра тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.

Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

Воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание обучающихся с ОВЗ, дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечения к общественно-полезной деятельности, формирования правовой и нравственной культуры подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина. Необходима...

«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»

В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный  период,  обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

В методической разработке описано, какими способами школа формирует патриотизм, гражданскую позицию, активность участников образовательного процесса, так чтобы обучающиеся могли противостоять террориз...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

Выступление на педсовете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

тема: «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»цель: Воспитание у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, своему ...

«Использование ресурса медиа-лаборатории при формировании активной гражданской позиции у обучающихся ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга»

Текст статьи был представлен в виде доклада на районной конференции «Воспитание патриотизма и гражданской ответственности обучающихся: современные вызовы и ресурсы» 29.03.2022 года, Д...