Главные вкладки

    Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.
    статья на тему

    Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в общество.

    Внутренний мир детей с ограниченными возможностями сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?  У полноценного человека всегда существует надежда, что здоровье, безопасность, а иногда жизнь будет зависеть исключительно от его своевременных грамотных действий. Иная ситуация с детьми-инвалидами. В условиях опасности им требуется помощь взрослых, родителей, соседей и товарищей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

    Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

    В связи с этим работа по формированию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически,  постоянно в приемлемых формах работы с детьми-инвалидами: прогулки, беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры

    Воспитание у детей  с ограниченными возможностями безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети  знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

    Третий путь –взаимодействие с родителями воспитанников.

    -инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. 

    Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу.  Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендую места для игр детей.

    В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

    Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию правил дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных  и  индивидуальных особенностей дают положительные результаты.

    И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу и родителю, которые  занимаются  воспитанием   детей с ограниченными возможностями, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_otpravki_v_internet_statya.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями

    Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в общество.

    Внутренний мир детей с ограниченными возможностями сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?  У полноценного человека всегда существует надежда, что здоровье, безопасность, а иногда жизнь будет зависеть исключительно от его своевременных грамотных действий. Иная ситуация с детьми-инвалидами. В условиях опасности им требуется помощь взрослых, родителей, соседей и товарищей.Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

    Вот поэтому я решила углубленно работать над проблемой  по формированиюправил дорожной грамотности у детей и подростков ограниченными возможностямии поставила перед собой такие задачи:

    • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
    • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
    • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
    • Обогатить представление детей о здоровье.

    Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

    При построении системы работы по изучению детьми данной категории Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

    • Ребенок – пешеход;
    • Ребенок – пассажир городского транспорта;
    • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

    В связи с этим работа по формированию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически,  постоянно в приемлемых формах работы с детьми-инвалидами: прогулки, беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей.  Работа  должна охватывать все виды деятельности  для того, чтобы полученные представления ребенок закреплялчерез:

    • организованные формы обучения на коррекционно-развивающих занятиях;
    • совместную деятельность взрослого и ребенка;
    • самостоятельную деятельность ребенка;
    • воспитание навыков поведения;
    • ознакомление с окружающим;
    • развитие речи;
    • художественную литературу;
    • конструирование;
    • изобразительные виды деятельности;
    • игру.

    Воспитание у детей  с ограниченными возможностями безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети  знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой.Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

    Третий путь –взаимодействие с родителями воспитанников.

    Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

    Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

    После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.

    При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дор

    Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации, на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.

    Обучение, проверка и закрепление  представлений по формированию правил безопасного поведения на дорогах  эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Выбор игры зависит от возможностей и индивидуальных особенностей ребенка-инвалида. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

    Большую трудность  для детей данной категории  представляетзапоминание алгоритма  поведения на проезжей части дороги (последовательность действий при переходе дороги).В работе с детьми использую алгоритмические игры,которые провожу на макете: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором».

    Цель: Сформировать у  детей правила перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома.Такие  игры закрепляют  не только правила  дорожного движения, но и способствуют умению ориентироваться в пространстве, развитию монологической речи, логического мышления.

    Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу.  Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендую места для игр детей.

    В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

    Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию правил дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных  и  индивидуальных особенностей дают положительные результаты.

    И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу и родителю, которые  занимаются  воспитанием   детей с ограниченными возможностями, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

    Литература:

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
    2. Барякова Н.Ю., Косицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей ЗПР – Творческий Центр. 2008.
    3. 5. Баряева А.Б., Жевнеров В.Л. Азбука дорожного движения. – М.: «Дрофа» 2007.
    4.  6. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
    5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. – М.: Издательство «Лист»

    Сфера, 2005.

    1. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
    2. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
    3.  Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы  по специализации / Под ред. проф. А. Г. Пашкова и доц. Н.С. Степашова, Курск: Издательство КГМУ,1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

    В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

    Сценарий Городского праздника-мастерской «Золотые ручки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - 2017

              Праздник-мастерская разработан для  социальной реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных условий для их творческой...

    Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями

    Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

    Индивидуальная работа с обучающимися по формированию половой культуры у подростков с ограниченными возможностями

    Половое воспитание – система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.Задачи полов...