"Что нужно знать педагогу об авторской программе" (медодические рекомендации)
учебно-методический материал по теме

Учаева Анна Евгеньевна

В данных рекомендациях дано описание авторской образовательной программы, ее отличительные особенности, рекомендуемые сроки реализации, этапы создания и утверждения. Представлены и описаны структурные элементы программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПЕДАГОГУ ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ

(методические рекомендации)

 

Программа есть четкое представление последова тельности действий по дос тижению цели деятельности.

Программа дополнитель ного образования детей яв ляется документом, отража ющим педагогическую кон цепцию в соответствии с за явленными целями деятель ности. В содержании про граммы должны быть отра жены условия, методы и тех нология достижения постав ленных целей, а также пред полагаемый конечный ре зультат. Это документ, рас крывающий структуру орга низации; последователь ность осуществления рабо ты, информационное, техно логическое и ресурсное обеспечение образователь ного процесса в соответ ствии с обоснованными це лями и конкретным содер жанием образования и воспитания, основным качествам, которыми должна об ладать авторская дополни тельная образовательная программа, обычно относят актуальность, прогностичность, рационалистичность, реалистичность, контроли руемость и чувствитель ность к сбоям. Дополни тельное образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является весьма важной составляющей общего образо вательно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Программы, по которым проводится работа, должны быть направлены на стиму лирование компенсаторных процессов, на получение не только определенного объе ма знаний, но и на формиро вание у воспитанников но вых положительных дело вых качеств, эстетических, нравственных устоев, при вычек. Учебно-воспитатель ный процесс при практичес кой реализации конкретных программ должен осуществ ляться по принципу воспи тывающего обучения, в этом случае достигается органич ная связь между приобрете нием необходимых знаний, умений и навыков воспитан никами и формированием  личности. Воспитываю щее обучение при этом рас сматривается нами как ди дактический принцип, нахо дящий отражение в содер жании, организационных формах и методах обучения. В настоящее время рабо те по авторским программам в образовательных учрежде ниях для детей, оставшихся без попечения родителей, придается большое значение.

Авторская программа - вид дополнительной образо вательной программы, напи санной педагогом или кол лективом педагогов, отлича ющейся новизной, актуаль ностью и предназначенной для решения определенной проблемы в дополнитель ном образовании. Обычно такая программа, как мини мум, должна содержать ги потезу и ее концептуальное обоснование. В программе должны быть четко сформу лированы принципы обра зовательной, воспитатель ной и развивающей состав ляющих образовательного процесса; описание содер жательных структур созда ваемой программы и усло вий организации совмест ной деятельности детей и педагога; учебно-тематиче ский план и описание содер жания занятий, характера заданий; форм организации образовательной деятельно сти и указание объема вре мени; описание методик, способов и средств достиже ния программной цели (це лей), диагностических инст рументов, особенностей их использования при выявле нии уровня развития инте ресов и личностных харак теристик обучающихся, ва рианты коррекции получен ных результатов.

Отличительным призна ком авторской программы может служить, в частности, то, что она создается педаго гом по его собственному за мыслу с учетом стажа его работы с детьми, опыта, уровня педагогического ма стерства, наработанных ме тодик, его видения пробле мы и путей ее решения. Ав торская программа - это ре зультат его интеллектуаль ного труда. Такая програм ма, как правило, является результатом исследователь ской работы педагога по ана лизу уже имеющихся про грамм данной тематики, об щих и частных требований к содержанию затрагиваемых проблем, современных про грессивных методик, инно вационных технологий обу чения и передового педаго гического опыта, фиксиро вания и обоснования пере довых педагогических идей.

 Авторская программа может быть и долгосрочной и раз ноуровневой и т.д. Такие программы позволяют педа гогам реализовать свой творческий потенциал, пе дагогический талант с мак симальной отдачей.

Создание и дальнейшее утверждение авторской про граммы обычно ре комендуется проводить по этапам:

1. Обсуждение со ставленной автором (авто рами) заявки на разработку авторской программы и ее утверждение на педсовете учреждения. Заявка должна быть снабжена развернутой авторской аннотацией.

2. а) Проект программы обсуж дается на заседании методи ческого объединения учреж дения,

    б) Проект готовой авторской программы ут верждается в качестве экс периментального. Одновре менно утверждается план опытной апробации данной программы в работе с воспи танниками.

3. Проводится апробация проекта програм мы на практике. В него вно сятся уточнения и необхо димые коррективы. Подго тавливается доработанный вариант проекта программы.

4. По результатам апроба ции проекта готовится крат кий отчет (3-4 страницы ма шинописи) для обсуждения на методическом объедине нии.

5. Проводится подроб ная педагогическая и мето дическая экспертиза проек та программы, отчета, внут ренней и внешней рецензий. Проект программы должен быть согласован с методи ческой службой управления образования соответствую щего округа.

6. В образова тельном учреждении, где разрабатывалась программа, проводится ее публичная защита и принимается реше ние для представления ее в вышестоящий экспертный совет и оформления в стату се авторской с защитой прав автора на его интеллекту альную собственность. Только после положитель ного решения о полном за вершении прохождения шестого этапа авторская программа может считаться законно легитимной и ее ав тор получает сертификат установленного образца.

Авторские дополнитель ные образовательные про граммы всегда весьма инди видуальны. Двух одинако вых, наверное, и нет. Но с методической точки зрения считается правильным, если авторская программа будет включать в себя, по крайней мере, следующие структур ные элементы: титульный лист, пояснительную запис ку, учебно-тематический план, содержание изучае мого курса (программы), методическое обеспечение и список литературы.

Титульный лист может включать:

 а) Полное офи циальное наименование об разовательного учреждения для детей-сирот и детей,  

    оставшихся без попечения ро дителей;

б) Ф.И.О., долж ность автора (авторов) про граммы;

 в) Полное название авторской дополнительной образовательной програм мы;

 г) Где, когда, кем было проведено оформление про граммы в статусе авторской (после

    оформления);

д) На звание города, населенного пункта;

е) Год разработки программы.

Пояснительная записка выполняет информацион но-концептуальную функ цию: в сжатом виде дает представление о целях и за дачах программы, об особен ностях здоровья воспитан ников, для которых предназ начается программа, и т.д. Пояснительная записка рас крывает направленность ав торской программы. Кроме того, пояснительная записка раскрывает новизну и акту альность разрабатываемой автором программы на осно ве анализа уже существую щих по данному направле нию образовательных про грамм и результатов анали за образовательной ситуа ции в конкретном образова тельном учреждении.

В записке должны быть четко опреде лены цель (цели) и задачи программы, в равной мере полно обеспечивающие вос питание, развитие и обуче ние детей. Цель может быть определена, например, в тер минах «социальное и про фессиональное самоопреде ление» или может быть сформулирована как

 Задачи должны быть сформулированы так, чтобы их последовательное решение приводило к дости жению поставленной цели.

В пояснительной записке должны быть подробно опи саны возраст и возрастные особенности воспитанни ков, участвующих в реали зации данной авторской программы, и состояние их здоровья в зависимости от вида конкретного образова тельного учреждения. Так же подробно должны быть опре делены сроки реализации программы, четко указаны формы и режим занятий; описаны ожидаемые ре зультаты реализации про граммы, способы (методи ки) их проверки и формы подведения итогов по эта пам и в целом по программе.

Учебно-тематический план, или тематический план.

Он, как правило, включа ет учебный материал и отра жает содержание, направлен ное на решение задач воспи тания и развития воспитан ников, занимающихся в детском объединении. В темах конкретного плана должны содержаться аспекты позна вательной деятельности, в результате которой воспи танники осваивают новые знания; аспекты практиче ской ориентации воспитан ников, служащие для повы шения исполнительского ма стерства и приобретения ими практических навыков в вы полнении различных работ: поделки, модели, достижения в спорте или иное; аспекты психолого-педагогические, развивающие, направленные на развитие личностных ха рактеристик воспитанни ков (памяти, мышления, восприятия, воображения); эмоционально-ценностные аспекты, включающие, в том числе, и решение ситу ационных задач в процессе взаимодействия воспитан ников со сверстниками и взрослыми. Обычно учеб но-тематический план представляется в виде таб лицы (по годам).

 

№ п/п

темы

Теория, час

Практика, час

Коррекционные занятия, час

1

2

3

Следует иметь в виду, что традиционно объем часов в год составляет 72,144 или 216, соответственно 2,4,6 часов за нятий в неделю. Если программа создается с другой вре менной нагрузкой, это следует обосновать.

Содержание программы. Этот раздел тесно связан с пре дыдущим. Тема, лишь обозначенная в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно или очень пол но как конспект или сценарий темы занятия. Обычно содер жание программы представляется в виде таблицы (по годам).

Содержание программы 1-го года обучения

№ пп.

Содержание занятий

1.

2.

3.

Методическое обеспече ние. Методические указания и замечания. Здесь автором программы внимание в пер вую очередь должно быть об ращено на указание тех усло вий, которые необходимы для получения наилучшего образовательного результа та: наличие наглядных посо бий, средств компьютерной поддержки, учебных посо бий, таблиц и технологичес ких карт, некоторых справочно-дидакгаческих материалов и т.д. Могут быть отмечены и наиболее удачные формы организации образовательно го процесса по отдельным те мам, а также другие важные, по мнению автора, моменты. В том числе и те, которые мо гут способствовать развитию опыта эмоционально-ценностных отношений воспитанников со взрослыми или с другими воспитанниками; установлению доброжела тельной атмосферы в детском объединении и т.д.

Список литературы мо жет быть единым для детей и взрослых, особенно если программа рассчитана на старших воспитанников. В программе, предполагающей работу с воспитанниками младших возрастов, жела тельно сделать отдельные списки литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

памятка для педагогов "Что нужно знать о СПИДе"

Медики едины во мнении: СПИД - перваядействительно глобальная эпидемия, которая своими размерами перекрывает все вместе взятые эпидемии, которые перенесло человечество на всём протяжении...

Презентация к психолого-педагогическому семинару "Эффект толпы, или Что нужно знать педагогам о социальной психологии"

Презентация является иллюстрацией к психолого-педагогическому семинару. Его цель - познакомить педагогов с понятием "эффект толпы"....

Что нужно знать родителям, педагогам (советы IT-специалистов и психологов по профилактике компьютерной безопасности подростков)

В настоящее время на просторах интернета некоторыми сообществами (т.н. "группы смерти", и др.) развернута настоящая война против подрастающего поколения. Кто за этим стоит и какие преследует...

Психолого-педагогические рекомендации родителям учащихся: преодоление конфликтных ситуаций. Конфликт «отцы и дети»? Что нужно знать.

В статье кратко раскрывается понятие конфликта: родитель-ребёнок. Для улучшения взаимопонимания и разрешения конфликтных ситуаций даются общие рекомендации. Можно использовать на родительских собрания...

Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"

Памятка для родителей и педагогов "Что нужно знать о БУЛЛИНГЕ"...

Памятка для педагогов и родителей "Что нужно знать о скулшутинге?"

В памятке представлена краткая история появления, причины совершения, основные сигнальные признаки скулшутинга и рекомендации для педагогв и родителей....