программа объединения "Традиционная народная кукла"
рабочая программа по теме

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrmma_obedineniyatraditsionnaya_narodnaya_kukla.docx87.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в  удивительный мир славянской культуры.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной  и художественной культуры.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Актуальность данной программы.  Программа «Традиционная народная кукла» способствует вовлечению детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста (6-7лет), что влияет на формирование  у ребенка национального самосознания и приобщение к занятиям трудовой деятельности.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Традиционная народная кукла» соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы и стремлению к самосовершенствованию.

Программа разработана в соответствии:

  • с типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 7.03.95г.  №223;
  • с Уставом МОУ ДОД «Центр детского творчества», утвержденным решением Железногорской Думы от 17.10.2005г. №256-3-РД;
  • с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию Минобразования России от 3.06.2003г.
  • с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. №4594)

Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении к истокам народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использованию потенциала народной педагогики. Тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом. В игре ребенок приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и философский опыт своего народа.

 Обучаясь по программе «Традиционная народная кукла» ребенок испытывает радость от изготовления игрушки. Кукла, изготовленная своими руками, дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии, т.к. ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную роль. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с  развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом. Поэтому разработанная мной программа нацелена на знакомство детей с разнообразием мира народной куклы и освоение старинных техник и технологий по их  изготовлению.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и  вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком  и  сложном уровне. Все задания  соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах природосообразности,  культуросообразности,  коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.

  • Принцип природосообразности базируется на том, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка. С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе.
  • Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной)
  • Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
  • Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.
  • Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие.  Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.
  • Принцип добровольности - это  предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.
  • Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

Цель программы: Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славяно-угорских народов посредством народной куклы.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси
  • Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник

Воспитательные

  • Привитие детям любви к Родине и людям ее населяющим
  • Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного на лучших образцах декоративно-прикладного творчества

      Развивающие

  • Развитие у обучающихся творческих способностей
  • Развитие у обучающихся здорового чувства национального достоинства

Содержание программы «Традиционная народная кукла» предусматривает 2 года обучения и ориентирована на детей 7-12 лет. Для первого года обучения отводится 144 часа коллективных занятий (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов индивидуальных занятий – по 1 часу в неделю. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Для второго года обучения отводится 216 часов коллективных занятий (2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа), а также 36 часов индивидуальной работы – по 1 часу в неделю(для работы с отстающими, с вновь вступившими в объединение, пропустившими, а также с более одаренными и заинтересованными детьми при подготовке к выставке) . В процессе освоения материала педагог работает с каждым ребенком индивидуально. Что позволяет вовремя корректировать образовательный процесс. Количество детей не должно превышать 12 человек.

Организационные формы проведения занятий могут быть:

  • Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)
  • Групповые (дети разбиваются на группы  в соответствии с выполнением задания)

Такие занятия позволяют обучающимся овладеть необходимыми приемами и навыками в работе, накапливать теоретические знания. Эти  знания активизируют познавательную и творческую деятельность, способствуют развитию отзывчивости, сотрудничеству со сверстниками и педагогом, самокритичности, добросовестного отношения к труду.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

  1. Этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

  1. Этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

  1. Этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности

  1. Этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу и т.д.

  1. Этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
  2. Этап – итоговый. Задача дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

  • Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами
  • Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения
  • Знать основные приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание
  • Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол
  • Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол
  • Усвоить бережное и уважительное  отношение к  кукле как к объекту национальной истории и культуры

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

  • Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой
  • Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях (рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)
  • Знать основные виды швов: строчной,  «вперед иголка», «через край»
  • Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол
  • Уметь создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы
  • Уметь применять приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание
  • Усвоить бережное и уважительное  отношение к  кукле как к объекту национальной истории и культуры

Формами подведения итогов реализации программы «Традиционная народная кукла» могут быть выставки, проведение конкурса или викторины. Проведение итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки рекомендуется приглашать гостей, педагогов, родителей. Выставки позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

Результаты обучения по программе педагог вносит в диагностическую карту. Кроме этого здесь же фиксируются наблюдения педагога. Оценивание идет по десятибалльной системе.

  1. Учебно-тематический план 1года обучения

Раздел, тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

Организационно-контрольный раздел

6

3

3

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Итоговые занятия

4

2

2

II

Раздел: Игровые куклы

 

 

 

1

Кукла "Бабочка"

2

1

1

2

Кукла"Стрекоза"

 2

 1

3

"Зайчик на пальчик"

2

1

1

4

Кукла "Девочка". Создание декоративного панно

4

1

3

5

Кукла "Каркуша"(Сорока)

4

1

3

6

"Петрушка". Изготовление декоративного панно

4

1

3

7

Кукла "Парочка".

8

2

6

8

Калужско-тульский мужик

2

1

1

9

«Утешница»

2

1

1

10

Традиционный народный костюм: детский, женский, мужской

2

1

1

11

Мамушка с младенцем

6

2

4

12

Кукла "Коза"

6

2

4

13

Кукла на палочке

4

2

2

14

Сувениры: куколки-малышки

4

1

3

III

Раздел: Обрядовые куклы

 

 

 

1

Отдарок на подарок

2

1

1

2

Кукла "Кувадка". Изготовление Кувадки среднерусской, тульской, вятской

4

2

2

3

"Мартинички". Обряд закликания весны

2

1

1

4

Кукла "Птичка"

2

1

1

5

Свадебная кукла "Неразлучники

4

1

3

6

Вепсская кукла (кормилка)

2

1

1

7

Свадебная кукла "Мировое Древо"

6

2

4

8

"Кузьма и Демьян"

6

2

4

9

Кукла на пасхальное яйцо

4

2

2

10

Пасхальная голубка

2

1

1

11

Кукла "Крестец"

2

1

1

12

Кукла "Масленица"

4

2

2

13

Кукла "Коляда"

4

2

2

14

Кукла "Пеленашка"

2

1

1

VI

Раздел: Обереговые куклы

 

 

 

1

"Подорожница"

2

1

1

2

Кукла "Закрутка".

4

2

2

3

Кукла "Солнечный конь". Почитание коня в крестьянском труде

4

1

3

4

Кукла "Колокольчик"

4

1

3

5

Куклы "День и Ночь"

4

2

2

6

Кукла "Северная Берегиня"

2

1

1

7

Кукла народов Прикамья

2

1

1

8

Кукла "Веснянка"

4

1

3

9

Кукла "Благодать"

4

1

3

10

Рождественский ангел

2

1

1

11

Кукла "Девкина забава " или "Подружка- плакушка"

2

1

1

12

"Хозяюшка Благополучница"

2

1

1

13

Лихорадки- Лихоманки

4

2

2

Всего часов

144

57

87

Учебно - тематический план 2 года обучения

Раздел, тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

Организационно-контрольный раздел

9

3

6

1

Вводное занятие

3

1

2

2

Итоговые занятия

6

2

4

II

Раздел: Игровые куклы

 

 

 

1

Куклы столбушки "Семья"

6

2

4

2

Кукла "Девка-Баба"

4

2

2

3

"Утешительная"

4

2

2

4

Кукла "Орловская"

6

2

4

5

"Курская столбушка"

4

2

2

6

"Бойцовский куклак"

6

2

4

7

Кукла "Первоцвет"

4

2

2

8

Кукла игровая по мотивам Вепсской куклы

4

2

2

9

Кукла "Барыня"

2

1

1

10

"Покосница Игровая"

4

2

2

11

Изготовление авторской куклы "Русская красавица"

6

2

4

12

Кукла " Бабка характерная"

6

2

4

13

"Курочка Зернушка"

2

1

1

14

"Коняшка Масленичная"

2

1

1

15

Птичка лоскутная. Изготовление подвески

4

2

2

16

Кукла "Погремень"

4

2

2

17

Кукла "На Выхвалку"

4

2

2

18

Кукла "Тульский Мастеровой"

4

2

2

19

Изготовление украшений по мотивам народной куклы

6

2

4

20

"Малышок голышок"

2

1

1

21

Кукла "Петрушка" (клоун)

6

2

2

22

Мальчик Столбик

4

2

2

III

Раздел: Обрядовые куклы

 

 

 

1

Свадебная кукла "Славутница

4

2

2

2

"Спиридон Солнцеворот"

6

2

4

3

Кукла  "Каргопольская"

6

2

4

4

Кукла "Десятиручка"

6

2

4

5

Кукла "Филипповка"

2

1

1

6

Кукла "Птица Радость"

6

2

4

7

Кукла "Коза обрядовая"

4

2

2

8

"Параскева Пятница"

4

2

2

9

Кукла "Кострома"

4

2

2

10

Кукла "Кукушечка"

4

2

2

11

Солнечный символ "Око радости"

2

1

1

12

Кукла "Макредина"

4

2

2

13

Кукла "Вербная"

4

2

2

VI

Раздел: Обереговые куклы

 

 

 

1

"Покосница Обереговая"

4

2

2

2

"Крупеничка" (Зерновушка)

4

2

2

3

Кукла" Богач"

4

2

2

4

Кукла "Очистительная"

6

2

4

5

Кукла "Московка" (Семья)

6

2

4

6

Кукла "Кубышка Травница"

4

2

2

7

Кукла "Конь из лыка»

4

2

2

8

Кукла "Рябинка"

4

2

2

9

Финно-угорские куклы

4

2

2

10

"Веничек Благополучия"

2

1

1

11

 Кукла "Званка -Желанка"

4

2

2

12

Кукла "Невеста"

4

2

2

13

Кукла «Старик-Домовик»

6

2

4

Всего часов

216

94

119

III Содержание программы обучения

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

I Раздел: Организационно-контрольный

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол. Узелковая кукла. Технология ее изготовления.

Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Выполнение узелковой куклы «Зайчик».

Тема 2. Итоговые занятия.

Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая диагностика.

Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания педагога.

 II Раздел: Игровые куклы

Тема 1 Кукла «Бабочка»

Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест.

Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Бабочка»

Тема 2. Кукла «Стрекоза»

Теория: Беседа об игровых куклах. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы с использованием приемов: наматывание, обережный крест.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Стрекоза». Анализ готовых работ.

Тема 3. Кукла «Зайчик на пальчик»

Теория: Загадки, потешки про зайцев. Показ изготовления куклы с использованием приемов обережный крест и наматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Тема 4. Кукла «Девочка». Изготовление декоративного панно.

Теория: Опрос по ранее изготовленным куклам. Понятие декор, панно. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с тесьмой и лентой.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Девочка» и оформление панно. Использование традиционной техники: скручивание и приматывание. Создание яркого образа посредством бусин, тесьмы и лент.

Тема 5. Кукла «Каркуша» (Сорока)

Теория: Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон (сорок), народные приметы.  Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Каркуша».

 Практика: Рассматривание готовых кукол. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каркуша». Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.

Тема 6. «Петрушка». Изготовление декоративного панно.

Теория: История куклы «Петрушка». Особенности изготовления куклы используя  приемы скручивание, приматывание.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Петрушка» и оформлению панно. Анализ готовых работ.

Тема 7.  Кукла «Парочка».

Теория: Беседа о дружбе. Стихи и поговорки о дружбе. Элементы народного костюма: сарафан, рубаха, порты, передник, пояс. Последовательность выполнения работы. Демонстрация готовых работ. Техника выполнения девицы, молодца

Практика: Практическая работа по изготовлению девицы, молодца. Оформление работы по замыслу  учащихся.

Тема 8. «Калужско- тульский мужик».

Теория: Беседа о куклаках ( куклак –кукла в мужском образе). Особенности куклы «Калужско-тульский мужик». Пояс – как знак духовной силы. Демонстрация готового образца. Техника выполнения куклы посредством приемов закручивания и наматывание.

Практика: Анализ предстоящей роботы.  Практическая работа по изготовлению «Калужско-тульского мужика». Представление готовых работ.

Тема 9.  Кукла «Утешница»

Теория: Рассказ о кукле «Утешница». Стихотворения по теме. Демонстрация образца. Технология изготовления куклы.

Практика: Самостоятельная работа по изготовлению куклы «Утешница». Анализ готовых работ.

Тема 10. Традиционный народный костюм: детский, женский, мужской.

Теория: Беседа о традиционном народном костюме. Демонстрация кукол в народном костюме, иллюстраций, фотографий. Пословицы и поговорки по теме. Понятие шаблона.

Практика:  Ответы на вопросы. Задание: нарисовать и раскрасить  женский костюм по шаблону.

Тема 11. «Мамушка с младенцем».

Теория: Беседа о материнстве. Куклы столбушки. Пословицы и стихотворения по теме. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Особенности изготовления кукол столбушек .

Практика: Практическая работа по изготовлению «Мамушки с младенцем». Работа над костюмом куклы. Анализ готовых работ.

Тема 12. Кукла «Коза»

Теория:  Рассказ о Святках и роль «Козы» в святочных ряжениях. Потешки по теме. Знакомство с природным материалом – лыко. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Технология выполнения куклы «Коза».

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Коза» из лыка, костюма куклы.

Тема 13.  Кукла на палочке

Теория: Рассказ о куклах на палочках. Значение деревьев для изготовления кукол. Демонстрация готовых образцов. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов наматывание и приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы на палочке.  Работа над образом куклы.

Тема 14. Сувениры: куколки – малышки

Теория: Рассказ о сувенирах. Понятие – «сувенир». Демонстрация иллюстраций, готовых образцов. Техника изготовления кукол в мужском и женском образе с применением приемов наматывание, приматывание, обережный крест.

Практика: Практическая работа по изготовлению куколок – малышек в мужском и женском образе. Оформление костюма кукол. Анализ готовых работ.

III Раздел: Обрядовые куклы

Тема 1. « Отдарок на подарок»

Теория: Рассказ об обрядовых куклах: знакомство с древним обычаем – одаривание. Поговорки, песенки по теме. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Технология изготовления куклы « Отдарок на подарок» с помощью обережного креста.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Отдарок на подарок». Анализ готовых работ.

Тема 2.  Кукла «Кувадка». Изготовление кувадки среднерусской.

Теория: Рассказ об обряде «Кувады». Знакомство с видами кувадок. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Последовательность выполнения среднерусской кувадки, тульской и вятской.

Практика:  Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кувадки среднерусской, тульской и вятской.  Анализ готовых работ.

Тема 3.   «Мартинички». Обряд « Закликания весны».

Теория: Беседа об обряде « Закликания весны». Технология изготовления кукол из ниток. Техника безопасности при работе с ножницами, нитками. Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Мартинички».

Практика:  Ответы на вопросы.Анализ предстоящей работы. Упражнение по наматыванию ниток.  Практическая работа по изготовлению кукол «Мартинички».  Подведение итогов работы.

Тема 4.  Кукла «Птичка».

Теория:  Песенки – заклички, народные приметы месяца.  Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Птичка».

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление кукол.

Тема 5.  Свадебная кукла «Неразлучники».

Теория: Рассказ о традициях народной свадьбы. Свадебный обряд. Пословицы, песни, приметы. Демонстрация свадебных кукол. Технология изготовления куклы «Неразлучники» с использованием приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Использование природного материала – березовая ветка.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Неразлучники». Анализ готовых работ.

Тема 6. « Вепсская кукла» (кормилка).

Теория: Беседа о народе вепсы и истории вепсской куклы. Особенности технологии изготовления. Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практика: Рассматривание работ. Практическое изготовление  «Вепсской  куклы»

Тема 7.  Свадебная кукла «Мировое Древо»

Теория: Беседа о кукле «Мировое Древо». Демонстрация готовых образцов, фотографий. Использование березовой рогатины. Технология изготовления куклы с использованием приемов закручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Анализ технологии изготовления. Практическая работа по изготовлению куклы «Мировое Древо». Анализ готовых работ.

Тема 8. « Кузьма и Демьян».

Теория: Рассказ о святых  Кузьме и Демьяне и их значении в крестьянской жизни. Народные приметы и поговорки. Демонстрация готовых работ. Использование природного материала – березовая ветка. Последовательность изготовления куклы « Кузьма и Демьян».

Практика:  Рассматривание образцов. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле « Кузьма и Демьян». Особенности подбора ткани.

Тема 9. Кукла на пасхальное яйцо.

Теория: Беседа о православном празднике Пасха, знакомство с традициями. Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Особенности изготовления  куклы на пасхальное яйцо.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

Тема 10. «Пасхальная голубка».

Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы с помощью приема наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение куклы. Анализ проделанной работы.

Тема 11. Кукла «Крестец»

Теория: Рассказ об особенностях куклы «Крестец». Знакомство с понятием – «кукла заместитель». Демонстрация готовой куклы, фотографии. Использование природного материала – ветки деревьев.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическое изготовление куклы «Крестец». Анализ проделанной работы.

Тема 12. Кукла «Масленица».

Теория:  Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки. Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность выполнения куклы.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.

Тема 13. Кукла «Коляда»

Теория: Беседа о празднике Рождество. Традиции праздника. Рождественские колядки. Народные приметы, песенки – потешки. Демонстрация готовой куклы и иллюстраций. Технология изготовления куклы с помощью приемов обережный крест, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Коляда». Анализ готовых работ.

Тема 14. Кукла «Пеленашка»

Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка». Демонстрация иллюстраций, картин и готовых работ. Особенности выбора ткани для куклы «Пеленашка». Последовательность изготовления куклы с использованием приемов закручивание и наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ.

IV Раздел: Обереговые куклы

Тема 1. Кукла «Подорожница».   

Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница».    Народные приметы « в дорогу», загадки, ребус. Правила дорожного движения. Демонстрация готового образца. Последовательность выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.

Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы.

Тема 2. Кукла «Закрутка».

Теория: Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Закрутка» - 2 варианта. Приемы: закручивание, приматывание.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Закрутка» вариант 1, вариант 2. Упражнения по выполнению  приемов: закручивание, приматывание. Одежда для кукол, волосы, платок.

Тема 3. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.

Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.  Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций.

Практика: Рассматривание образцов. Упражнение  по основным приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая работа по изготовлению куклы «Солнечный конь».

Тема 4.  Кукла «Колокольчик».

Теория: Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик».  Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин.  Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Колокольчик».  Анализ готовых работ

Тема 5. Куклы «День и Ночь».

Теория: Беседа по теме куклы «Обереги жилища» и их место в русской избе. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. («День и Ночь», «Северная Берегиня», «Берегиня дома»). Технология изготовления куклы «День и Ночь» (2 варианта) с помощью приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Особенности подбора ткани.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «День и Ночь» вариант 1, вариант 2. Анализ готовых работ.

Тема 6. Кукла «Северная Берегиня»

Теория: Демонстрация готовой куклы.  Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Северная Берегиня» с использованием приема наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по теме:  кукла «Северная Берегиня».

Тема 7. Кукла народов Прикамья.

Теория: Рассказ о народах Прикамья. Знакомство с  куклой народов Прикамья. Демонстрация готовой работы, картин. Особенности изготовления кукол из полос ткани.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы народов Прикамья. Оформление декоративной подвески.

Тема 8. Кукла «Веснянка»

Теория: Беседа по теме «Народный календарь: Авдотья Весновка». Народные приметы и поговорки, стихи о весне.  Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Последовательность выполнения куклы «Веснянка». Традиционные приемы: обережный крест, приматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению «Веснянки».  Украшение куклы яркими нитями и лентами.

Тема 9. Кукла «Благодать».

Теория: Беседа по теме кукла «Благодать». Народные приметы и поговорки. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование природного материала – березовой рогатины. Технология изготовления куклы посредством приемов приматывание и наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Благодать».  Анализ  проделанной работы.

Тема 10. «Рождественский ангел»

Теория: Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел». Стихи, приметы, кроссворд по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстрации. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность изготовления куклы с помощью приема обережный крест.

Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Рождественский ангел».

Тема 11. Кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка».

Теория: Беседа по теме кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Демонстрация готовых кукол, иллюстрации. Техника изготовления куклы с использованием приемов: закручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание куклы «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

Тема 12.  «Хозяюшка Благополучница»

Теория: Рассказ о кукле «Хозяюшка Благополучница».  Демонстрация готовых работ, фотографий. Технология изготовления куклы посредством приемов наматывание, приматывание и узелкового приема.

Практика: Рассматривание куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Хозяюшка Благополучница». Применение приемов приматывания и узелкового приема.

Тема 13. «Лихорадки – Лихоманки».

Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья. Народные приметы. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Последовательность выполнения куклы «Лихорадки – Лихоманки».

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению кукол «Лихорадки – Лихоманки».  Анализ проделанной работы.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

I Раздел: Организационно-контрольный

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ.  Повторение классификации кукол. Кукла  - погремушка на палочке. Последовательность выполнения куклы – погремушки на палочке.

Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Выполнение куклы  - погремушки на палочке.

Тема 2. Итоговые занятия.

Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая диагностика.

Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение заданий педагога.

II Раздел: Игровые куклы

Тема 1 Куклы столбушки «Семья»

Теория: Беседа о традициях русской семьи,  куклах столбушках и кукле «Пеленашка». Стихи о семье, поговорки. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Технология изготовления кукол с использованием приемов: закручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Рассматривание образцов кукол. Практическая работа по теме: «Куклы столбушки «Семья». Украшение кукол бусинами, лентами, тесьмой.

Тема 2.  Кукла «Девка - Баба»

Теория: Беседа о народной кукле «Девка - Баба». Знакомство с понятием кукла – перевертыш. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование природного материала -  ветки дерева. Последовательность выполнения куклы с помощью приемов: наматывание, приматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению  куклы «Девка - Баба». Анализ готовых работ.

Тема 3. «Утешительная»

Теория: Беседа о кукле «Утешительная». Демонстрация готовой куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов: скручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца куклы «Утешительная». Практическая работа по изготовлению куклы «Утешительная». Анализ готовой куклы.

Тема 4. Кукла «Орловская»

Теория: Кукла «Орловская» и ее особенности. Беседа о ручных швах: строчной, «вперед иголку», «через край». Демонстрация готовой куклы.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Орловская». Применение ручных швов: строчной, «вперед иголку», «через край». Анализ проделанной работы.

Тема 5. «Курская столбушка»

Теория: Беседа по теме  «Курская столбушка».  Демонстрация готового образца. Технология изготовления куклы посредством приемов: закручивание, наматывание приматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы.  Практическая работа по изготовлению куклы  «Курская столбушка».  Анализ готовых работ.

Тема 6. «Бойцовский куклак»

Теория: Беседа о куклаках и  кулачном бое на Руси. Знакомство с особенностями куклы «Бойцовский куклак». Демонстрация готовой куклы, фотографий. Применение природного материала – ветки дерева, камушки. Последовательность изготовления куклы с использованием приемов: наматывание, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по кукле «Бойцовский куклак». Работа над образом куклака.

Тема 7. Кукла «Первоцвет»

Теория: Беседа по теме «Народный календарь: Весна», знакомство с понятием  авторская кукла. Народные приметы, стихи и загадки. Демонстрация образца куклы, фотографий и картин. Этапы работы над куклой. Использование приемов: закручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы.  Практическая работа по изготовлению куклы   «Первоцвет». Анализ готовых работ.

Тема 8. Кукла игровая по мотивам «Вепсской куклы».

Теория: Сравнительный анализ двух кукол: вепсской и  куклы игровой по мотивам вепсской. Демонстрация готовых кукол. Последовательность работы. Выполнение приемов закручивание, наматывыание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание  куклы игровой по мотивам вепсской. Практическая работа по изготовлению куклы игровой по мотивам вепсской. Анализ проделанной работы.

Тема 9. Кукла «Барыня».

Теория: Беседа по теме кукла «Барыня». Образ барыни в работах русских художников. Стихотворения по теме. Демонстрация образца куклы, фотографий и картин. Этапы работы над куклой «Барыня». Выполнение приемов закручивание, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы.  Практическая работа по изготовлению куклы «Барыня». Подведение итогов работы.

Тема 10. «Покосница игровая»

Теория: Беседа на тему «Сенокос в жизни русской деревни». Значение куклы «Покосница игровая». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология выполнения куклы посредством приемов:  наматывание, приматывание.

Практика: Рассматривание образца куклы. Практическая работа  по кукле «Покосница игровая». Анализ проделанной работы.

Тема 11. Изготовление авторской куклы «Русская красавица».

Теория: Беседа:  женский народный костюм и основные приемы при изготовлении народной куклы. Демонстрация кукол в народном костюме, иллюстрации.

Практика: Рисунок  эскиза куклы. Определение приемов изготовления куклы. Проработка костюма. Представление куклы.

Тема 12. Кукла «Бабка характерная»

Теория: Беседа по теме «Уважение к старости». Стихи, народные мудрости. Демонстрация образца, фотографий. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов: закручивание, наматывание, приматывание. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа  по кукле «Бабка характерная».

Тема 13. «Курочка Зернушка»

Теория: Беседа по теме «Курочка Зернушка». Ручные швы: строчной, «вперед иголку», «через край». Демонстрация готовой куклы. Этапы выполнения работы. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.

Практика:  Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы  «Курочка Зернушка». Применение ручных швов. Анализ готовых работ.

Тема 14. «Коняшка масленичная».

Теория:  Народный  праздник «Масленица». Потешки, песенки. Демонстрация образца куклы «Коняшка масленичная», иллюстраций. Применение природного  материала – ветка дерева.  Этапы выполнения куклы «Коняшка масленичная».

Практика:  Ответы на вопросы.Анализ предстоящей работы. Практическая работа  по изготовлению куклы «Коняшка масленичная».  Подведение итогов работы.

Тема 15.  Птичка лоскутная. Изготовление подвески.

Теория: Беседа по теме: «Народный календарь: Весна». Демонстрация лоскутной птички. Последовательность изготовления куклы. Применение ручных швов. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по лоскутной птичке. Декорирование. Изготовление подвески.

Тема 16. Кукла «Погремень»

Теория: Беседа о куклах погремушках. Знакомство с куклой «Погремень». Демонстрация готовой куклы и других вариантов погремушек из природных материалов. Этапы изготовления куклы. Использование приемов : наматывание и приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Погремень». Анализ проделанной работы.

Тема 17. Кукла «На выхвалку».

Теория: Беседа о кукле «На выхвалку» и мастерстве русских  рукодельниц. Демонстрация готовой куклы, фотографий. Особенности изготовления куклы «На выхвалку». Последовательность изготовления с помощью приемов наматывание, приматывание, а так же ручных швов.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «На выхвалку».  Пошив народного костюма. Анализ готовых работ. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.

Тема 18. Кукла «Тульский мастеровой»

Теория: Беседа о кукле «Тульский мастеровой». Понятия кукла – перевертыш. Демонстрация готовой куклы. Применение природного материала – лыко. Последовательность выполнения работы с  использованием приемов наматывание и приматывание.

Практика:  Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Анализ предстоящей работы. Практическая  работа по  кукле «Тульский мастеровой». Подведение итогов работы.

Тема 19. « Изготовление украшений по мотивам народной куклы»

Теория: Беседа по теме: «Старинные женские украшения». Демонстрация готовых украшений, иллюстраций.

Практика: Рисунок  эскиза украшений (бусы, броши, браслеты). Определение приемов изготовления украшений. Проработка изделий. Представление украшений.

Тема 20. «Малышок – голышок»

Теория:  Беседа по теме «Малышок – голышок».  Демонстрация готового образца куклы и иллюстраций. Технология изготовления куклы. Особенности изготовления  кукол девочки, мальчика. Последовательность выполнения работы.

Практика:  Ответы на вопросы. Практическая работа по кукле «Малышок – голышок». Создание  образов девочки или мальчика. Анализ готовых работ.

Тема 21. Кукла «Петрушка» (клоун).

Теория: Беседа по теме «История куклы «Петрушка». Демонстрация готовых образцов и иллюстраций. Особенности подбора ткани.  Техника изготовления куклы «Петрушка» посредством приемов наматывание, приматывание, закручивание. Применение ручных швов. Использование природного материала – ветки дирева. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Петрушка». Анализ готовых работ.

Тема 22. «Мальчик столбик».

Теория: Беседа об истории игровых кукол и традиционной техники изготовления. Рассказ о кукле «Мальчик столбик». Демонстрация готового образца. Применение традиционных приемов изготовления: закручивание, приматывание. Техника безопасности при работе ножницами.

Практика:  Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению  куклы «Мальчик столбик». Подведение итогов работы.

III Раздел: Обрядовые куклы

Тема 1.  Свадебная кукла «Славутница»

Теория: Беседа о свадебной кукле «Славутница». Объяснение термина  « славутность». Демонстрация готового образца, фотографий и иллюстраций. Последовательность выполнения  работы.

Практика: Рассматривание образцов. Практическая работа по кукле «Славутница». Работа над образомкуклы. Анализ готовых работ.

Тема 2. «Спиридон Солнцеворот»

Теория: Рассказ о кукле «Спиридон Солнцеворот». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Особенности изготовления кукол из лыка. Последовательность изготовления куклы. Применение природного материала лыко  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Изготовление куклы «Спиридон Солнцеворот». Работа над костюмом куклы. Представление готовых работ.

Тема 3. Кукла «Каргопольская»

Теория: Беседа о кукле «Каргопольская». Почитание Святой Параскевы Пятницы.  Демонстрация готового образца. Костюм куклы. Последовательность выполнения куклы «Каргополоьская». Техника безопасности при работе с иглами и  ножницами.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каргопольская». Выполнение костюма.  Анализ готовых работ.

Тема 4. Кукла «Десятиручка».

Теория: Беседа о кукле «Десятиручка». Демонстрация готового образца. Пословицы, стихотворение. Последовательность выполнения куклы с использованием приемов: наматывание и обережный крест. Применение природного материала лыко.

Практика: Рассматривание образца. Практическая работа по кукле «Десятиручка». Анализ готовых работ.

Тема 5. Кукла «Филипповка»

Теория: Рассказ о кукле «Филипповка». Демонстрация готового образца. Сравнительный анализ кукол «Десятиручка» и «Филипповка». Применение природного материала лыко. Последовательность выполнения куклы «Филипповка» с помощью приема обережный крест.

Практика: Практическая работа по изготовлению  куклы «Филипповка». Анализ готовых работ.

Тема 6. Кукла «Птица Радость»

Теория: Рассказ о кукле «Птица Радость».  Демонстрация готового образца. Весенние заклички, загадки, стихи. Выбор ткани для куклы. Последовательность изготовления куклы  с помощью приемов обережный крест, приматывание, закручивание.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Птица Радость».  Представление готовых работ.

Тема 7. Кукла «Коза обрядовая»

Теория: Беседа о кукле «Коза обрядовая». Демонстрация готового образца. Сравнительный анализ кукол «Коза обрядовая» и «Коза игровая». Применение природного материала – лыко.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Коза обрядовая». Подведение итогов работы.

Тема 8. Кукла «Параскева Пятница».

Теория: Беседа о Святой Параскеве Пятницы. Демонстрация иллюстраций и готового образца. Применение природного материала – ветки дерева. Этапы работы. Техника безопасности при работе с иглами и  ножницами.

Практика: Ответы на вопросы.  Рассматривание образца. Практическая работа по кукле «Параскева Пятница».

Тема 9. Кукла «Кострома»

Теория: Беседа о кукле «Кострома». Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки. Использование природного материала (ветки деревьев, лыко). Технология изготовления куклы с использованием приемов наматывание и обережный крест.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Кострома».  Подведение итогов.

Тема 10. Кукла «Кукушечка»

Теория: Беседа о православном празднике Троица и роли кукушки в народных поверьях. Демонстрация двух образцов кукол «Кукушечка». Использование природного материала лыко; ниток. Особенности выбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «Кукушечка». Подведение итогов работы.

Тема 11. Солнечный символ «Око радости»

Теория: Беседа на тему: « Обряд «Славления Солнца». Демонстрация готового образца. Использование веток дерева и ниток.

Практика: Ответы на вопросы. Упражнения по наматыванию ниток. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению солнечного символа. Анализ готовых работ.

Тема 12. Кукла «Макредина»

Теория: Рассказ о кукле «Макредина». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор материала для изготовления куклы. Этапы работы.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Макредина». Подведение итогов работы.

Тема 13. Кукла «Вербная»

Теория: Беседа о православном празднике Пасха и Вербное воскресенье, знакомство с традициями. Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Особенности изготовления  куклы «Вербная». Приемы: приматывание, наматывание.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

IV Раздел: Обереговые куклы

Тема 1. «Покосница обереговая»

Теория: Беседа о кукле «Покосница обереговая». Демонстрация образца, иллюстраций. Сравнительный анализ кукол «Покосница обереговая» и «Покосница игровая». Последовательность выполнения куклы с  помощью приемов: обережный крест, приматывание, наматывание.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Покосница обереговая». Анализ готовых работ.

Тема 2. « Крупеничка» (Зерновушка)

Теория:  Беседа на тему кукла « Крупеничка». Рассказ о красном угле в русской избе. Демонстрация иллюстраций и готовых образцов. Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы « Крупеничка».  Анализ готовых работ.

Тема 3. Кукла «Богач».

Теория: Рассказ о кукле «Богач».  Демонстрация образцов. Сравнительный анализ кукол « Крупеничка» и «Богач». Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.

Практика: Ответы на вопросы.  Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы « Богач».  Подведение итогов работы.

Тема 4. Кукла «Очистительная».

Теория: Беседа о кукле «Очистительная». Демонстрация готового образца.  Особенности подбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами. Этапы работы. Применение приемов: обережный крест, наматывание.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Очистительная». Представление готовых работ.

Тема 5. Кукла «Московка» (Семья)

Теория: Беседа на тему кукла «Московка» (Семья). Демонстрация готового образца. Технология изготовления куклы с использованием приемов: закручивание, наматывание, приматывание. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Московка» (Семья). Анализ готовых работ.

Тема 6. Кукла «Кубышка Травница»

Теория: Беседа о куклах оберегах здоровья, лечебных травах. Знакомство с куклой «Кубышка Травница». Народные приметы. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Использование лечебных трав для наполнения  куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов: наматывание, приматывание; применение наметочного шва. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ образца куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Кубышка Травница». Подведение итогов работы.

Тема 7. Кукла «Конь из лыка»

Теория: Рассказ о кукле «Конь из лыка». Загадки по теме, пословицы. Сравнительный анализ  «Солнечный конь» из ткани и  куклы «Конь из лыка».  Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций. Особенности изготовления куклы. Использование природного материала – лыко. Технология изготовления с помощью приемов: наматывание, обережный крест.

Практика:  Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению куклы «Конь из лыка». Представление работ.

Тема 8. Кукла «Рябинка»

Теория: Беседа по теме кукла «Рябинка». Особенности изготовления. Демонстрация готового образца, иллюстраций. Загадки, пословицы. Применение природного материала – рябиновая ветка. Технология изготовления с помощью приемов: закручивание, приматывание. Костюм куклы.

Практика: Ответы на вопросы.  Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Рябинка».  Анализ готовых работ.

Тема 9.  Финно-угорские куклы.

Теория: Беседа о финно-угорских куклах, знакомство с традициями  финно-угорских народов. Демонстрация готовых образцов. Особенности подбора ткани для куклы. Технология изготовления куклы с помощью приемов: закручивание, приматывание.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ готовых образцов. Практическая работа по изготовлению финно-угорских кукол. Анализ готовых работ.

Тема 10. «Веничек Благополучия».

Теория: Беседа по  теме «Веничек Благополучия». Поговорки, загадки. Демонстрация готового образца. Этапы работы. Применение природного материала – лыко. Использование крупы для наполнения мешочков куклы.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Веничек Благополучия». Представление готовых работ.

Тема 11. Кукла «Званка -  Желанка»

Теория: Беседа по теме кукла «Званка -  Желанка». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Использование природного материала лыко. Применение разнообразной фурнитуры для создания яркого образа куклы.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Званка -  Желанка». Анализ готовых работ.

Тема 12. Кукла «Невеста».

Теория: Беседа по теме кукла «Невеста». Демонстрация готового образца.  Выбор ткани для куклы. Технология изготовления  куклы с использованием приемов: закручивание, приматывание.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ готового образца. Практическая работа по кукле «Невеста». Подведение итогов работы

Тема 13. Кукла «Старик - Домовик»

Теория: Рассказ о кукле «Старик - Домовик». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор ткани для куклы. Технология изготовления «Старика - Домовика» с помощью приемов: закручивание, наматывание, приматывание; применение ручных швов. Костюм куклы. Техника безопасности при работе с ножницами и иглами.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Старик - Домовик». Представление готовых работ.

IV. Материально – техническое обеспечение образовательной программы

Оборудование кабинета:

  • шкафы для хранения методического материала;
  • стол для педагога;
  • столы для обучающихся;
  • подсобное помещение для хранения инструментов, материалов, незаконченных работ.

Инструменты и приспособления:

  • ножницы;
  • иглы;
  • цветные булавки с большими головками;
  • клей ПВА.

Материал для изготовления кукол:

  • нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные);
  • пеньковая веревка;
  • ткань хлопчатобумажная белая;
  • ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка);
  • ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);
  •  ткань льняная двунитка;
  • ленты, кружево,тесьма;
  • бисер, бусины.

Методический материал, обеспечивающий выполнение  программы:

  • образцы готовых изделий;
  • рисунки, фотографии, иллюстрации;
  • конспекты занятий;
  • схемы изготовления;
  • рекомендации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в УДО;
  • ребусы, кроссворды;
  • анкеты, тесты;
  • диагностические карты;

Список литературы для обучающихся

  1. Н. Веселовская «Современность, старина, девочкины имена – православные сказки для девочек». М.: 2009.
  2. Протоиерей Н. Агафонов. Сказки – притчи «Доброта духовная». М.: 2010.
  3. Энциклопедия Мирового Искусства. Шедевры русской живописи. – М.: «Белый город», 2005.
  4. О. Першина «Семь рождественских свечей» (рассказы), по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, М.: 2009.
  5. Александр Худошин «Сказания о русских Святых для детей». По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и вся Украины, М.: 2009.
  6. Журнал «Куклы в народных костюмах», М.: ООО «Де Агостини», Россия.
  7. А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», М.: «Современник», 1993

Список литературы для педагогов

  1. А.В. Терещенко «История культуры русского народа», М.:  «Эксмо», 2007.
  2. В.Ю. Ключевский «Русская история», М.: «Эксмо», 2005.
  3. Е. Ф.Конев «Славянская мифология», Минск, «Харвест», 2003.
  4. Ю.Каштанов «Русский костюм», М.: «Белый город», 2008.
  5. М. Забылин «Русский народ. Обычаи, предания, обряды», М.: «Эксмо», 2003.
  6. С. Перевезенцев «Древняя Русь. История русского народа с I по IX век», М.: «Белый город», 2000
  7. «Народные промыслы и ремесла Курского края», Комитет по культуре Курской области. Областной дом народного творчества, Курск , 2007
  8. «Русские народные песни», М.: «Правда», 1998.
  9. «Культура Курского края» (лингво – этнографические очерки). – Курск: «КГПУ»,1995
  10.  Е. Л. Алферова «Народный костюм Курской губернии», Курск, 2006.
  11.  «Круглый год.  Русский земледельческий календарь», М.:»Правда», 1998.
  12.  Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-Пб.: 2000.

V. Список литературы при подготовки программы

  1. Н.К. Беспятова «Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации", Москва, 2003.
  2. В.П. Голованов «Методика и технология работы педагога дополнительного образования», М.: «Владос», 2004
  3. М.В. Кайгородцева «Методическая работа в системе дополнительного образования», Волгоград: «Учитель», 2009
  4. Л. Соколова, А. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях», М.: «Айрис-пресс», 2003.
  5. Н.В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», С-Пб.: ООО «Детство - Пресс», 2011.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях  "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...

Презентация "Руссая народная кукла. Свадебные куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по ихготовлению кукол-закруток. Возможно использ...

Презентация "Руссая народная кукла. Куклы в целительстве"

Презентация является иллюстрированным матералом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матери...

Презентация "Руссая народная кукла. Домашние обрядовые куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер...

Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....

Урок мастерства "Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу "Вепская кукла "Желанница"...

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...