Сценарий спектакля "А.С.Пушкин. Внеклассное чтение"
материал (6 класс) по теме

Сиваченко Ольга Алексеевна

Сценарий включает в себя отрывки из трёх малочитаемых (по крайней мере - в школьной программе) произведений А.С. Пушкина - "Граф Нулин", "Цыганы" и "Домик в Коломне". Также использованы отрывки стихотворений, песни на стихи Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ves_pushkin.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. ПУШКИН. Внеклассное чтение

ПРОЛОГ

 Былое нельзя воротить - и печалиться не о чем:

У каждой эпохи свои подрастают леса.

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем

Поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью:

Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.

А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,

Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль!

Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу

И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот

Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается....

Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт!

Муза 1: Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Муза 2: Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

  

Муза 3: Как мысли в голове волнуются в отваге!

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

  - Октябрь уж наступил  и роща отряхает

   Последние листы с нагих своих ветвей;

   - Дохнул осенний хлад,  дорога промерзает…

   Журча еще бежит за мельницу ручей,

   Но пруд уже застыл….

- Сосед мой поспешает

            В отъезжие поля с охотою своей…

Граф Нулин

Сцена 1

- Кто долго жил в глуши печальной,

  Мой друг, тот,  верно,   знает  сам,

  Как сильно колокольчик дальний

  Порой волнует сердце нам.

 - Наталья Павловна к балкону  бежит,

  Обрадована звону, глядит и видит:

Наталья Павловна: - За рекой у мельницы коляска скачет,

                                   Вот на  мосту  - к нам точно... нет,

                                   Поворотила влево.

_Слуга:- Вслед  она глядит и чуть не плачет.

                               Но вдруг... О, радость! косогор; Коляска набок!

Нат.Пав. - Филька! Васька! Кто там? Скорей!

 Вон там коляска: сейчас везти её во двор и барина просить обедать!

(убегает Филька)

                 Да жив ли он? Беги проведать!

(убегает  Васька, уходит Наталья Павловна)

Сцена 2

Кухарка: - Уж стол накрыт!

Горничная: - Давно пора! Хозяйка ждет нетерпеливо!

_______:  -  Дверь отворилась. Входит граф.

                Наталья Павловна, привстав, осведомляется учтиво,

                Каков он? Что нога его?

                Граф отвечает: ничего.

(«Чаво? – «Граф отвечает – НИЧЕГО!»)

____________: - Идут за стол. Вот он садиться.

                        : К ней подвигает свой прибор

                      :И начинает разговор (прислушиваются)

______________: - Святую Русь бранит, дивиться: КАК можно жить в её снегах, (слушает)   Жалеет о Париже - страх!

Нат.Пав. - А что театр?

Граф: - О, сиротеет.. C’est bien mauvais, ca fait piti!

             Тальма совсем оглох, слабеет, и мамзель Марс, увы! стареет.

             Зато Потье! ля гранд Потье!                (le grand Potier!)

             Он славу прежнюю в народе доныне поддержал один!

Нат.Пав. - Какой писатель нынче в моде?

Граф: - Всё д’ Эрлинкур и Ламартин.                 (дарленкур)

Нат.Пав. - У нас им также подражают.

Граф: - Нет! Право? так у нас умы уж развиваться начинают!

            Дай Бог. чтоб просветились мы!

Нат.Пав. - Как тальи носят?

Граф: - Очень низко. Почти до... Вот по этих пор. Позвольте видеть ваш убор:     Так... Рюши, банты, здесь узор. Все это к моде очень близко.

Нат.Пав. - Мы получаем “Телеграф”

Граф: - Ага! Хотите ли послушать прелестный водевиль? И граф поёт.

Нат.Пав. - Да граф, извольте все же кушать.

Граф: - Я сыт и так...

(опять в кулисе слуги)

_______________: - Из-за стола встают.... Хозяйка черезвычайно весела!

_______________: - Граф, о Париже забывая, дивиться, как она мила.

Васька: - В чугунну доску сторож бьет, в гостинной свечки догорели...

_________: - Наталья Павловна встает

(Наталья Павловна и Граф идут к краю сцены)

Нат.Пав. - Пора, прощайте! ждут постели. Приятный сон!

Сцена 3

- Ложится он, сигару просит!

И вот уже ему приносят:

Графин, серебряный стакан,

Сигару, бронзовый светильник,

Щипцы с пружиною, будильник

И неразрезанный роман.

Граф: В постеле лежа, Вальтер-Скотта

Глазами пробегает он.

Муза: Но граф душевно развлечен:

Неугомонная забота

Его тревожит; мыслит он:

Граф: Неужто вправду я влюблен? Что если можно?.. Вот забавно.

           Однако ж это было б славно...(поднимается и идет)

Я помню: точно, точно так,

Она ведь мне рукой небрежной

Пожала руку; Я дурак!

Я должен был остаться с нею,

Ловить минутную затею.

Но время не ушло: теперь

Отворена, конечно, дверь ..

Муза:  Влюбленный граф в потёмках бродит, дорогу ощупью находит,

                       И мыслью пламенной томим, едва дыханье переводит...

Муза: Трепещет, если пол под ним вдруг заскрипит.

Вот он подходит к заветной двери и слегка жмет ручку медную замка...

Нат.Пав. - Она, открыв глаза большие, глядит на графа. Наш герой...

Граф: - .. ей сыплет чувства выписные и дерзновенною рукой коснуться хочет одеяла,

Нат.Пав. - совсем смутив её сначала!

МУЗЫ: хором Но вдруг опомнилась она!

            И, гнева гордого полна,

            А впрочем, может быть, и страха,

            Вдруг графу нашему с размаха дает пощечину! (хлопок)

            Да, да! Пощечину, да ведь какую! 

(Граф хватается  за щеку, она указывает ему на дверь)

Граф (?) :   Сгорел граф Нулин от стыда....

И, проклиная свой ночлег

В постыдный обратился бег!

-Теперь мы можем справедливо / сказать, что в наши времена/

 Супругу верная жена/, друзья мои, совсем не диво!    

ЦЫГАНЫ

МУЗА: - Цыганы шумною толпой по Бессарабии  кочуют.

                Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют.

               И вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье

               и слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржанье...

1-ая Цыганка: В шатре одном старик не спит. Он перед углями сидит,

                        Согретый их последним жаром, и в поле дальнее глядит,

                        Ночным подёрнутое паром...

2-ая Цыганка: - Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле.

                         Она привыкла к резвой воле...

1-ая (утешает Старика) - Она придёт!

2-ая: - Но вот уж ночь...

(появляется Земфира с Алеко)

Земфира: - Веду я гостя. За курганом

                    Его в пустыне я нашла, и в табор на ночь зазвала.

                   Он хочет быть, как мы, цыганом!

Его преследует закон,  но я ему подругой буду.

Его зовут Алеко - он готов идти со мной повсюду!

Старик: - Я рад.  Останься до утра под сенью нашего шатра.

Утро в таборе

Земфира: - Скажи, мой друг, ты не жалеешь о том, что бросил навсегда?

Алеко: - Что ж бросил я?

Земфира: Ты разумеешь: людей отчизны, города...

Алеко: О чем жалеть! Когда б ты знала неволю душных городов!

            Там люди в куче, за оградой, не дышат утреней прохладой,

            ни вешним запахом лугов!

Земфира: Но там огромные палаты, там разноцветные ковры,

                Там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты...

Алеко: Что шум веселий городских? Где нет любви - там нет веселий!

            А девы... Как ты лучше их и без нарядов дорогих,

            Без жемчугов и ожерелий!...

(радостная Земфира  танцует. Вместе с ней цыганки)

Алеко: Молчи! Мне пенье надоело! Я диких песен не люблю.

(уходит или укладывается спать)

Земфира: Не любишь? Мне какое дело! Я песни для себя пою.

                  Его любовь постыла мне! Мне скучно... Сердце воли просит.

                  Уж я... Но тише! слышишь? он другое имя произносит….

                           (обращается к  Алеко)

                  Не верь лукавым сновиденьям!

Алеко: - Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему!

 Финал

Звуки ночи. Земфира и Молодой Цыган - на краю сцены

Земфира: - Пора...

Цыган: - Постой!

             - Пора, мой милый.

             - Нет, нет, постой, дождемся дня.

             - Уж поздно. Если без меня проснется муж?!

Алеко: Проснулся я! Куда вы, не спешите оба!

Земфира: Мой друг беги, беги...

Алеко: Постой! Куда, красавец молодой? Лежи (вонзает в него нож)

Земфира: - Алеко, ты убьешь его!

                  Взгляни, ты весь обрызган кровью! О, что ты сделал?..

Алеко: Ничего. Теперь дыши его любовью.

Земфира: Нет, полно, не боюсь тебя!

                  Твои угрозы презираю, твое убийство проклинаю...

Алеко: - Умри ж и ты! (убивает её)

Земфира: - Умру любя...

МУЗА: Но счастья нет и между вами, природы бедные сыны!..

             И под издранными шатрами живут мучительные сны.

             И ваши сени кочевые в пустынях не спаслись от бед...

             И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет!

Домик в Коломне

МУЗА: - Четырёхстопный ямб мне надоел!

                Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б его оставить.

                И пора давным-давно  приняться за октаву.

- Усядься, муза - ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка!

Теперь начнём.

- Жила-была вдова, тому лет восемь. Бедная старушка с одною дочерью...

 О кухарке       

ВДОВА: - Да горе вдруг наш посетило дом:

Стряпуха, воротясь из бани жаркой

Слегла. Напрасно чаем и вином, и уксусом, и мятною припаркой

Её лечили. В ночь пред Рождеством она скончалась. (обе крестятся)

КУМА: - Я думаю, что два-три дня, не доле - жить можно без кухарки.

                    И нельзя предать свою трапезу божьей воле...

ВДОВА: - Где взять кухарку? Сведай у соседки - не знает ли?

               Дешёвые так редки... (дочь покрывает платок)

ДОЧЬ: - Узнаю, маменька!  

МУЗА: - Снег заскрипел, и синий небосклон, безоблачен, в звездах сиял морозно.

                Вдова ждала Палашу долго...

              - Сон её клонил тихонько. Было поздно.

                Когда Палаша тихо к ней вошла... (входит Дочь и Мавруша)

ДОЧЬ: - Вот, маменька, кухарку привела.  

(Кухарка смущённо кланяется, приседает в реверансе. В руках у неё узелок)

ВДОВА: - А что возьмёшь?

МАВРУША: - Что будет вам угодно....

ВДОВА: - Ну что ж, по нраву мне такой ответ! А как зовут?

МАВРУША: - А  Маврой.

ВДОВА: - Ну, Мавруша, живи у нас.  Ты молода, мой свет: гоняй мужчин!

                Покойница Феклуша служила мне в кухарках десять лет,

                Ни разу долга чести не наруша! Ходи за мной, за дочерью моей.

                Усердна будь...(строго, грозя пальцем) Присчитывать не смей!  

Мавруша на кухне

ВДОВА: - Проходит день, другой. В кухарке толку

 Довольно мало: то переварит, то пережарит, то с посудой полку уронит...

КУМА: - Вечно все пересолит! Шить сядет - не умеет взять иголку!

ВДОВА и КУМА: - Её бранят - она молчит! (уходят)

В церкви

МУЗА: - Поутру, в воскресенье, мать и дочь пошли к обедне....

(колокольный звон, встречаются с Кумой, целуются)

ВДОВА: - Дома лишь осталась Мавруша.

                  Видите ль: у ней всю ночь болели зубы!..

                Чуть жива таскалась - корицы нужно было натолочь -

                пирожное испечь она  сбиралась....  

Убранство церкви: иконы, свечи .Вдова и Дочь крестятся, слушают  молитвы

ВДОВА: - Не взять мне что-то в толк: В Мавруше ловкой

                Зачем к пирожному припала страсть?

                Пирожница!... Ей-ей, глядит плутовкой!

                Не вздумала ль она нас обокрасть да улизнуть?

                Вот будем мы с обновкой для праздника! Ахти, какая страсть!...

ФИНАЛ

Вдова уходит. Смена декорации – опять комната

ВДОВА – Ох, сердце бьётся как перед бедой. Пришла в лачужку, в кухню посмотрела…  Мавруши нет.  Пойти к себе в покой…

.

 Перед зеркальцем сидит Мавруша, без парика, задрав юбку, насвистывает и бреется)

ВДОВА: - О Боже! Страх какой! Ах, ах! (падает)

(Мавруша мечется с намыленной щекой, закрывает лицо,

подбирает юбки и бежит)

Возвращаются Дочь и Кума.

ДОЧЬ: - Что, маменька?

ВДОВА: - Ах, Пашенька моя! Мавруша.... (ей опять дурно)

ДОЧЬ: - Что?!  что с ней?

ВДОВА: - Кухарка наша... Опомниться досель не в силах я...

                  За зеркальцем....  Вся в мыле...

ДОЧЬ: - Воля ваша… мне, право, ничего понять нельзя... Да где ж Мавруша?

ВДОВА: - Ах, она разбойник! ОНА...ЗДЕСЬ...БРИЛАСЬ !!!...точно мой покойник!

КУМА: А что ж, Маврушки-то  простыл и след?

              Ушла, не взяв в уплату ни  полушки?!

ВДОВА: (поучающе и многозначительно) - И не успев наделать важных бед

              У красной девушки (смотрит на ДОЧЬ строго) и у старушки!

поднимают Вдову, Дочь капает ей успокоительное в рюмку, поправляет шаль. Кума  вносит самовар. Начинают пить  чай.

Вдова: - Вот вам мораль: по мненью моему кухарку даром нанимать опасно!

               Кто  родился мужчиною, тому рядиться в юбку странно и напрасно!

Кума: Когда-нибудь придётся же ему брить бороду себе, что несогласно

            С природой дамской... (шумно пьет с блюдечка)     (СТОП-КАДР)

МУЗА: - Больше ничего не выжмешь из рассказа моего...

   Я забываю мир  и в сладкой тишине

   Усыплена моим воображеньем,

  

- И пробуждается поэзия во мне:

   Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

    Излиться наконец свободным проявленьем …

   - И тут ко мне идет незримый рой гостей,

     Знакомцы давние, плоды мечты моей.

ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

сценарий инсценировки сказки "Теремок" на уроке внеклассного чтения по литературе

интересная  автоорская разработка кукольного спектакля Теремок" на современный лад...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...