" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"
учебно-методический материал по теме

 

 

           Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы   развития   творчески   активной  личности,  её  духовного  потенциала.  Вот  почему   важно  в  жизнь  детей   и  в  педагогический   процесс   детского  дома   включать   разнообразные    виды  декоративно -    прикладной  деятельности.  Именно  в  них  каждый  ребёнок  может  проявить   себя  наиболее  полно  и  реализовать   свою   творческую  активность.

           Реальность  сегодняшнего   дня  диктует   необходимость  поиска  способов  взрастить  в  душах  детей  потребность  освоения  таких  вечных  общечеловеческих  ценностей,  как  Истина -  Добро – Красота, Вера – Надежда - Любовь,   и  в  конечном  итоге  приблизиться  к  достижению  цели   педагогики – воспитанию  « человека  будущего»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное    казённое  образовательное  учреждение  для  сирот

                   и   сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей

                                             «Детский  дом « Берёзка»

             

                 Эстетическое  воспитание   детей  детского  дома

             на  занятиях   декоративно – прикладного   творчества

                                                           Реферат                                

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                   Щеглова  О.В.,

                                                                                                   инструктор  по  труду

                               

         

                                                     

                                                       Промышленная

                                                                 2011                                                                                

Содержание.

       

1.  Введение     ......................................................................................                      3  

2.  Декоративно – прикладное  творчество,  его  значение в  развитии  и                            воспитании   детей  детского  дома.   ………………………………                       9 2.1.  Многогранность  декоративно – прикладного  творчества ………               9                     2.2.  Лепка  из  пластилина,  солёного  теста.     ………………………..              11                             2.3.   Работа  с  природным  материалом.      ……………………………              14                                                                                                                      

2.4    Оригами        ………………………………………………………...              17    2.5    Народная  кукла.  …………………………………………………...              21                                                                                                2.6    Лоскутная  техника     ………………………………………………              24

3.  Заключение. ……………………………………………………………              27                                                                                          

4.  Список   использованной  литературы.  ……………………………                29                                            

                                                           

                                                            - 3 -

             1.  Введение

          Тема     эстетического    воспитания     человека,  развития  в  нём  чувства        

прекрасного    и     возвышенного    никогда       не   оставалась    без   внимания  

педагогов    и    исследователей.       В  разных    обществах  выдвигались    идеи  

гармоничного   развития    личности,  при  этом  существенное  значение  имело

декоративно  - прикладного   искусство   в    воспитании   детей, что  отмечали  искусствоведы,  исследователи  детского  творчества  (А. П. Усова,  Н. П. Сокулина,  Т. С. Комарова и  другие).  Они  убедительно  показывают,  что  ознакомление   с  произведениями   народного   декоративно -  прикладного   искусства   побуждает  в  детях  первые  яркие  представления  о  Родине,  о  её  культуре, способствует  воспитанию  патриотических  чувств,  приобщает  к  миру  прекрасного.

           Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы   развития   творчески   активной  личности,  её  духовного  потенциала.  Вот  почему   важно  в  жизнь  детей   и  в  педагогический   процесс   детского  дома   включать   разнообразные    виды  декоративно -    прикладной  деятельности.  Именно  в  них  каждый  ребёнок  может  проявить   себя  наиболее  полно  и  реализовать   свою   творческую  активность.

           Реальность  сегодняшнего   дня  диктует   необходимость  поиска  способов  взрастить  в  душах  детей  потребность  освоения  таких  вечных  общечеловеческих  ценностей,  как  Истина -  Добро – Красота, Вера – Надежда - Любовь,   и  в  конечном  итоге  приблизиться  к  достижению  цели   педагогики – воспитанию  « человека  будущего»

         

                                                         

                                                              - 4 -

           По  мнению    А.Ф. Лосева,   без  прошлого  нет  будущего.     Такой   же  точки   зрения   придерживался  и  Л.Н.Гумилёв,  любивший  афоризм:      «Кто  владеет  прошлым -  тот  владеет  будущим». А  прошлое – это   наша связь с  народной  культурой,  культурой  нации,  национальными   традициями.   В  итоге   на  первый  план  выдвигаются   следующие  идеи:  культура    должна   оказывать  эффективное  воздействие  на  духовное,  нравственное   развитие  личности; а  индивид,  в  свою  очередь, -  испытывать  потребность в истинной  культуре,  в  овладении   её  ценностями.  

        В. В. Путин  в  своём  выступлении   на  заседании  Государственного  Совета   26. 12. 2006 года  отметил,  что «  для  нашей  многонациональной   страны  разнообразие  народного  творчества,  обрядов, обычаев,  ремёсел  - не  только  бесценное  наследие  -  это  наше  общенациональное   преимущество.  

Важно  приобщать  молодёжь  к  процессу  сохранения  и  развития  народного  наследия,  повышать  престиж  профессий, связанных  с  традиционной   культурой»  

         Цель  моей  работы  -   заинтересовать воспитанников  детского дома  в  творческой  деятельности,  зажечь  их  сердца, развивать  в них  творческую  активность,  не  навязывая  собственных   мнений  и  вкусов.

         Контингент  воспитанников  детского  дома -  дети  от  1,5  года  и  до  18 лет.  Это  дети -  сироты  и  дети,  оставшиеся   без  попечения  родителей, дети   с  искалеченными судьбами   и  душами.  Многие  дети   до  прибытия   в  детский  дом  были  лишены   элементарного   жилищного   комфорта,  получили отрицательный    опыт    жизни.  Чтобы  преодолеть  все  негативные    явления   в  жизни   детей,  на  своих  занятиях  стараюсь  пробудить  в  ребёнке  веру  в  свои  творческие  способности,       веру  в  то,  что  надо творить  добро  и  красоту,  приносить людям  радость, принять свою индивидуальную неповторимость.  

                                                       

                                                            - 5 –

 На  занятиях  работаю  с  тремя    возрастными  группами:

  1. младший  школьный  возраст – 7 – 10 лет;
  2. средний   школьный  возраст -  11 – 14 лет;
  3. подростковый   возраст – 15 – 18  лет.

           Общими   задачами   воспитания  и  обучения   декоративно - прикладному  искусству   являются:

-  формировать  интерес  к  декоративно – прикладному  творчеству;

-  развивать  личностное  самообразование,  активность,  самостоятельность;

- создавать  условия  для социального,  профессионального  самоопределения      детей.                                                                                                                        

        Для   решения  этих  задач   я  использую  следующие   формы  организации   учебной  деятельности:

  - индивидуальная (воспитаннику   даю  самостоятельное   задание  с  учётом   его  возможностей);

  - фронтальная  (работаю   со  всеми  одновременно,  например, при  отработке  определённого  технологического  приёма);

  - групповая (разделяю  ребят  на  группы   для  выполнения   определённой   работы);

  - коллективное  выполнение  экспонатов.

          Для  привития интереса  к  творчеству  на  своих  занятиях   я   использую

 следующие  принципы:    

1.   Свобода.  Ребёнок  должен  иметь  максимальную  свободу   для  проявления   творческой  инициативы,  творческой  деятельности.  Очень  важно,  чтобы  воспитанник   детского  дома    смог   раскрыть  себя.

2.  Никакой  критики. Сюжет   детской  работы  никогда   не  должен  подвергаться  критике,  а  наоборот,  воодушевлять  ребёнка, чтобы  он  продолжал   творить.

3. Разнообразие. Знакомство   с  различной,  новой  техникой  исполнения.

- 6 -

 Воспитанник,  работая  с  разными  материалами,  чувствует  себя  творцом  и  человеком, способным  к  созданию   конкретных  предметов и умеющим  выражать  своё   отношение  к  миру.                                                            

    В различных   технических  средствах  ребёнок  находит  удовольствие,  обогащая  свои  познания о  мире.  Каждый  ребёнок  в  детстве  строит, изображает,  украшает,  ведь  детская  фантазия  не  знает  границ. А, используя  различные  технические  материалы    (лепка,  аппликация,  флористика,  работа  с природным  материалом  и  т.д.),  развивает   изобретательность  в  выполнение  работ.

4. Использование   элементов  творческой  игры  на  уроках.  Здесь  можно  достичь  больших  успехов  в  воспитательно-образовательной  работе  с  детьми.  Творческая  игра учит  детей  обдумывать,  как осуществить  тот  или  иной  замысел.  В ней,  как  ни  в  какой  другой  деятельности,  развиваются  ценные  для  людей  качества:  активность,  самостоятельность  воображения, а  также,  что  очень  важно,  в творческой  игре  снимается  напряжение  и  неуверенность.  

5. Результативность. Для  стимулирования   творческой   деятельности  очень  важно  выставлять  работы  детей детского  дома   на  показ  зрителей.  Это  заинтересовывает  ребёнка  в  своей  работе,  у  него  появляется  гордость  за  неё  и  уверенность  в  своих  силах.  И  для  каждого  воспитанника   это  очень  полезно,  т.к.  с  каждым   разом  он  стремится  делать  всё  лучше  и  может   посмотреть  свою  работу   со  стороны, оценить  и  сравнить  своё  творчество с работой других детей.    Что стимулирует  их к  дальнейшей  деятельности.

    В целях  обеспечения   эффективности   развития   творческих   способностей  детей,  на  занятиях   соблюдаются  дидактические   требования:  

- называю  цель  занятия;

- объясняю  задачи;- каждому назначаю  рабочее  место с учётом особенностей предстоящей   работы;

                                                       - 7 -

-  обеспечиваю  детей  необходимым  материалом  и  инструментами;

-  каждого  ребёнка  привлекаю  к  самостоятельному   выполнению  

   задания  по  изготовлению   конкретного  изделия  по  замыслу;

-  определяю  примерное  время  для  выполнения  задания;

-  анализирую  результаты  труда  каждого  ребёнка.  

                                                           

                                                           

- 8 -

 2.   Декоративно – прикладное  искусство,  его  значение в  развитии  и воспитании  детей  детского  дома.

       2.1   Многогранность  декоративно -  прикладного  искусства.        

        Декоративно – прикладное  искусство  является  почвой  и  основой   любой  национальной  культуры,  от  него  тянутся  нити  ко  всем   видам художественной   деятельности  людей.  Прялки  и  вальки,  лукошки и  туеса,

подпоры  и  кокошники,  пряничные  и  набивные  доски,  дуги  и  квасники  и  другие  народные  промыслы -  всё  это уже  ушло  из  жизни  и  стало  достоянием  музеев. Но  зато  всё  чаще  сегодня  мы  говорим  о  вологодском  кружеве,  хохломской  росписи,  дымковской  игрушке – о  художественных  промыслах  наших  дней,  наследниках  декоративно -  прикладного  искусства  прошлого.

        Декоративно - прикладное  искусство  -  сложное  и  многогранное  явление  культуры. Понятие это очень  широкое и глубокое. Широкое потому,                                     что  охватывает  многие  виды  народного  промысла  -  зодчество,  музыку,  танцы,  фольклор,  бытовое  искусство.  Глубокое  потому,  что  живёт  вместе  с  народом,  уходя  корнями  в  седую  древность  и  развиваясь  в  наши  дни.

        Мы  почти  не  знаем  имён  народных  мастеров.  Но  история  не  предала  забвению  анонимных  творцов  декоративно - прикладного  искусства -  крестьян,  сельских  и  городских  ремесленников,  чьим  трудом  и  талантом созданы  совершенные   произведения.  Своё  мастерство  они  передавали  от  отца  к  сыну, от  деда  к  внуку,  буквально  «из  рук  в  руки».  Из  поколения  в  поколение  отбирались  и  совершенствовались  удачи  и  находки  одних,  выдумки  новшества  других.  Время  отбрасывало  всё  случайное, и  несовершенное,  шлифуя  и  сохраняя  только  ценное  и  высокохудожественное.

                                                               - 9 -

        

       Так  поиски  и  достижения  отдельных  мастеров  соединялись  в  коллективной  сокровищнице  народного  творчества,  непрерывно  пополняемой  многими  династиями  ремесленников.

       Украшая  быт,  произведения  декоративно – прикладного  искусства  жили  и  умирали  вместе  с  поколениями  людей.  В  них  отражалась  эпоха,  жизненный  уклад,  вкусы  и  идеалы  людей  определённого  времени.

         Как  правило,  народные  мастера  создавали  вещи  для  себя  и  ограниченного  круга  односельчан.  Использовали  их  в  крестьянской  семье  и  хозяйстве.  Так  делали  многие  предметы  деревянной  утвари, орудия  труда,  игрушки,  ткани,  вышивки.

          Мастер  вкладывал  в  изделие  свою  любовь  и  талант.  Произведения  декоративно – прикладного  искусства  порой  наивны,  но  искренни  и  простодушны.  В  них  выражена  мудрая  простота  взглядов,  дум,  чувств  и  отчаяний  народа.

        Поэтому основное внимание в работе с детьми уделяю знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержание занятий включаю темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества:  это  лепка  из  пластилина  и  солёного теста, работа  с  природным  материалом,  оригами,  народная  кукла,  лоскутная  техника.

                                                     - 10 -

                 2.2.  Лепка  из  пластилина  и  солёного  теста.

 

         Лепка – это один из самых выразительных видов изобразительного творчества. С помощью пластических материалов, возможно, создавать объемные образы и целые сюжетные композиции. Лепка из пластилина богата и разнообразна своими возможностями, и при этом доступна самым маленьким детям.  Поэтому  на  моих  занятиях  с  большим   удовольствием   занимаются

лепкой,  как  и  младший  школьный  возраст  7 – 10 лет,  так  и  средний  школьный  возраст  11 -  14  лет.   Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем чрезвычайно трудно забыть, а бросить это увлекательное занятие просто невозможно. Лепить из пластилина – одно удовольствие. Он легко разминается руками и не твердеет. Пластилин маслянист, поэтому работаем с ним  на поверхностях, которые не портятся от жира. Лепим   мы  на  куске линолеума. Чтобы пластилин не прилипал, слегка  смачиваем  доску и руки водой. Дети знают, что хороший пластилин должен легко разрезаться, быстро согреваться в руках, становиться мягким, не крошиться, но и не размазываться. Искусство лепки они познают на простейших геометрических формах: цилиндре, конусе, шаре и жгуте. Простые изделия состоят только из этих форм. Более сложные изделия воспитанники  выполняют  при помощи более сложных фигур:  цилиндра и конуса. От простого к сложному – главная задача данных занятий.

       Лепить  можно   не  только  из  пластилина,  но  и   с  солёного  теста. В  наши  дни   тестопластика  стала  очень  популярным  занятием.  Лепят  везде  и  всё,  и  это  неудивительно,  ведь  лепить -  большое  удовольствие  и  радость.

       Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

                                                       - 11 -

          Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста  для преклонения перед своими божествами.    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста.

         Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так  возникло  соленое  тесто.

         Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.  Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.  Соленое тесто — материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи.  Соленое  тесто  в  последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

           С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих  сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, с помощью которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания   детей  детского  дома.

          Моя   практика  показывает:   если  в  начале  года  у  таких   детей,  как  Апарина  Настя, Беляева  Таня,  Бобраков Паша, был  неудовлетворительный   уровень   развития  мелкой  моторики  рук, слабость,  неловкость, то  по  окончании  курса  дети  смело  умеют:  

1.Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

                                                              - 12 -

2.Соединять детали из соленого теста различными способами.

3. Владеть  основными  приёмами  лепки,  как  для  небольших  поделок,  так  и      для  составных   конструкций,  картин.

4.  Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.

         Все  эти  умения  и  навыки  помогают  воспитанникам младшей школьной группы (семь детей) выработать  хороший  почерк и  выдержать  длительное  напряжение  руки  в  процессе  письма.  Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной  речи. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

                                               

                                                         

                                                               - 13 -

                  2. 3. Работа  с  природным  материалом.                  

     

         В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов  на  моих  занятиях, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.  Занятия конструирования из природных материалов вводит  воспитанников детского  дома в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.    Природа - замечательная мастерская. В руках ребят всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту.  Поделки  из  природных  материалов -  это  не  только  детская  забава  или  просто  игрушки,  а  настоящие  произведения   искусства.  Любая  работа  с  природным  материалом   не  только  увлекательна,  но  познавательна.  

          Занятия  конструирования  из  природных  материалов  посещают  все три  возрастные  группы:  младший  школьный  возраст  7-10 лет,  средний  школьный  возраст  11- 14  лет,  подростковый  возраст  15 – 18 лет.

     Группа  младшего  школьного  возраста  работает,  как  правило,  с  засушенными   листочками, цветочками, семенами  подсолнуха,  тыквы.  В  ход  идут  еловые  шишки, ракушки, косточки  от  фруктов и т.д. ( Смотри  фото № 4 стр.32)   Дети получают навык заготовки и обработки материала; осваивают приемы подготовки природного материала к работе; изучают правила пользования инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; выполняют аппликации из природного материала.

                                                               - 14 -                                                            

       Для занятий с детьми данной  возрастной  категории  я  использую  различные по степени сложности задания для индивидуального и коллективного исполнения                                                            

       Такие  занятия  имеют  большое  значение  для  гармоничного  развития  ребёнка. Они  пробуждают  фантазию  и  воображение.  Прежде  чем  сделать  какую  либо поделку,  ребёнок  должен  представить,  как  он  будет  её  делать,  как   будет  выглядеть  вещь. Но  не  у  всех  это  получается.   В начале  курса  обучения  большинство  детей,  а конкретно  Калугина Галя, Беляева  Вита, Горбачёва  Кристина и  Горбачёв  Данил  затруднялись  составить  композицию  из сушёных  листьев.  По  окончании же  курса   дети  не  только составляют  аппликации,  но  и   умеют   сочетать  цвета,  оттенки.   Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Изготовление композиций требует определенных волевых усилий.    К  сожалению,   не  все  воспитанники  имели  такие  качества,  как целеустремлённость,  настойчивость.   Но  после  курса  обучения   на  моих  занятиях  с  природным  материалом  воспитанники   научились   доводить  начатое  дело  до  конца.

           Следующая  возрастная  категория -  средний  школьный  возраст.  Здесь  воспитанники   создают  картины   из  круп. В  работе  используем  гречневую, перловую, манную, кукурузную, рисовую крупу, также  семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов, мака, кокосовую стружку – все это очень хорошо  подходят для изготовления картин,  получаются замечательные композиции. Светлые крупы легко окрасить в разные цвета. Мак с успехом используем для создания тонких разделительных линий на рисунке.  Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики. Такие  работы  требуют  большого  внимания, усидчивость,  аккуратность.

                                                         - 15 -

       Дети  подросткового  возраста  постигают  азы  работы  с  соломкой.  Соломка  очень  простой  и  доступный  материал,  поэтому  трудностей  при  её  заготовке не  возникает.  Для  работы  можно  использовать  соломку  пшеницы, ржи  ячменя,  овса. Заготавливаем  материал  после  полного созревания  растений,  когда  стебель  приобрёл  золотистый  цвет.   Солома  не  портится, её  можно  долго  хранить,  стебли  очищаем  от  листьев,  заворачиваем  в  бумагу  и  связывают  в  пучки,  хранят  в  сухом  месте.  

          На    занятиях   воспитанники  учатся  владеть   технологией обработки соломки, практическими навыками в выполнении творческих проектов из этого материала.  При выполнении практических работ ребята, кроме освоения технологических приемов, включаются   в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. В содержание обучения входит ознакомление воспитанников  детского  дома с народными художественными промыслами, основами композиции, технологией различных видов художественной обработки соломки. В процессе самостоятельной учебно-творческой работы дети работают над созданием законченной композиции,  самостоятельно подбирают цветовую гамму соломки, фон, на котором выполняется аппликация.

        На моих занятиях воспитанники получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий  дети вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок,  ребята работают  с большим увлечением,  ведь создание красивых вещей –  процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.

                                                         

                                                    - 16 -

                            2.4.    Оригами.  

           Искусство  бумажной  пластики  и  называется   оригами.  У  этой   детской  забавы  глубокие  корни.  Несмотря  на  то,  что  сама  бумаги появилась  в  Китае,  именно  в  Японии  догадались  складывать  из  неё  различные  фигурки.

               Оригами  зародилось  в  то  время,  когда   бумага  делалась   ручным  способом   и  считалась  изысканным  и  ценным  материалом.  Бумагу  использовали   в  исключительных  случаях,  главным  образом  в  религиозных  обрядах. Один  из  таких  ритуалов,  например, состоял  в  изготовлении  небольших  бумажных  коробочек,  в  которые  клали  небольшие  кусочки  рыбы  и  овощей,  поднося  их  в  качестве  жертвоприношений. Записки,  сложенные  в  форме  бабочки,  журавля,  цветка,  были  символом  дружбы  или  доброго  пожелания  для  любимого  человека,   как  сейчас  открытки.  Классика  оригами – японский  журавлик,  символ  счастья  и  долголетия.  В   ХХ  веке  об  оригами  узнал  весь  мир.

        Оригами  может  быть  интересно  людям  разного  возраста,  особенно  детям.  Мои  занятия  по  оригами  посещают  две  возрастные  группы  -  средняя  школьная  и  подростковая. При  помощи  оригами  ребёнок  получает  возможность  развивать  свои  творческие   навыки,  создавать  своими  руками  красивые  игрушки  и  геометрические  фигуры  из  бумаги.  Вообще  все  изготовленные  изделия  имеют  общественно -  полезное  назначение,  то  есть возможность  их  использования  в  школе,  в  украшении,  для  игры,  как  подарок.  

        Изделия  отвечают требованиям   программы  и  эмоционально  воздействуют  на  воспитанников,    характер  труда  является  воспитывающим,  а  трудовые   задания  посильными  для  учащихся.  Все  работы,   созданные  руками воспитанников   детского  дома,  интересные.

                                                              - 17 -

         Приобретённые  на  занятиях  знания,  умения  и  навыки  прочные  и    являются  в  дальнейшем    базой  для  продолжения   образования  в  школе.

        Значительное место  оригами   занимает  в  образовании  и  развитии  ребёнка. Не  будем  забывать,  что   большинство   детей   детского  дома  с  задержкой  психического  развития.  Так  как  у  таких  детей  наблюдается  недостаток  памяти,  то  занятия  по  оригами   стимулирует  развитие  памяти.  Например, девочки  Юнацкая  Лена  и  Юнацкая  Женя   на  первых  занятиях  плохо   запоминали   способы  складывания  бумаги.  Зато  теперь  они  могут  справляться   с  различными  приёмами  работы  с бумагой,  такими,  как  сгибание,  многократное   складывание, надрезание,  склеивание.    Занятия  по  оригами  развивают  способность  работать  руками,  приучают  к  точным  движениям  пальцев  под  контролем   сознания,  снижают тревожность, учат концентрации внимания,  развивают  уверенность в  своих  силах   и  способностях  -  неуспевающих  на  занятиях  оригами  не бывает!        Много  ещё  можно  говорить  о  пользе  таких  занятий,     но самое  главное, на мой взгляд,  они развивают творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений:  Щёголев  Саша  смоделировал  вазу,  Яшморзова  Оля  смастерила  красивого Деда  Мороза и т. д.

 

                                                             - 18 -  

                        2.5.  Вязание  крючком.            

      Вязание изначально появилось как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовалось и постепенно превратилось в настоящее искусство. Ещё в 30-40-е годы XX в. наши бабушки вязали крючком так же, как в старину - из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением. Современные женщины предпочитают работать с менее трудоёмким материалом - с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объёмных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба - кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы. Вязание крючком простое и незатейливое. Это — один из самых популярных видов прикладного искусства. С каждым годом крючок завоевывает новых поклонниц. История вязания уходит своими корнями далеко в прошлое. Оно прошло через века, тысячелетия и стало сегодня одним из любимых занятий для рукодельниц  разных возрастов.

           Вот  и  я  на  своих  занятиях  стараюсь  привлечь  воспитанниц   к   этому  виду  рукоделия.  В  основном   привлекаю   средний  школьный  возраст  и  подростковый. Обучения  начинаю с ознакомления учащихся с правилами техники безопасности, нормами организации рабочего места, с инструментами и материалами,  с изучения основных  приемов.  Мною  разработан комплекс  дидактических  средств, он  используется   на  занятиях,  что  очень  удобно  для  воспитанников.  Копилка  дидактических  средств   постоянно  пополняется:  это  инструкционные  карты, схемы.

                                                              - 19 -        

        Стараюсь внушить  воспитанницам,  насколько  важно и  привлекательно  уметь  вязать  крючком, ведь  в  будущем  каждая   из  девочек   в  первую  очередь заботливая мать, любящая  жена, независимо   от  того,  станет  ли  ребёнок   учителем,  врачом, инженером  или   художником.    Таким образом, можно сказать, что занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в подростковом возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производством. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.
         Работа по вязанию на  моих   занятиях   позволяет    воспитанникам  детского  дома  другими  глазами  взглянуть   на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.  Занятия не только вооружают девочек умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы.  Вязание именно крючком очень сильно влияет на развитие интеллекта детей ( подвергаются «особому» массажу нервные окончания на кончиках пальцев и задействуется группа мышц, которые в обычной жизни очень малоподвижны и слабы – восстанавливается кровообращение)      Ребенок даже не задумывается в процессе работы, что он делает очень важную гимнастику –  появляется аппетит, повышается настроение, качественно улучшаются жизненные мотивации.    Для  многих  девочек   (Стрижановой   Арины, Букреевой  Марины,  Краснопёровой  Юли.  Букреевой Жени) возраст  становится   «  переломным »  в  жизни,  почти  все   находятся  в  депрессивном   состоянии.

                       

                                                 - 20 -

                             2.6.  Народная  кукла.

       

        Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид  и до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

           Самые вдохновенные творцы кукол - дети. Кукла - зримый посредник, между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества.  Но  самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных  линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.  
      Знакомство  с  куклами  на  моих  занятиях  проходят  у  всех  трёх  возрастных  групп.   Я  считаю, что  сегодня  незаслуженно  забыты  народные  игры,  традиционная  русская  кукла  не  привлекает  внимания  детей.  В основе

                                                       

                                                           - 21 -

сюжетно – ролевых  игр  лежат  боевики  и  конкурсы  красоты. А  это  ведёт к   потере  культурно – исторических  ценностей   своего  народа.  На  своих  занятиях  стараюсь  расширить  знания  своим  воспитанникам  на  примере  народной  игрушки, проявить  интерес    изготовлении  разнообразных  кукол и  использованию  их  в  детской  деятельности,  воспитывать  бережное  отношение к  культуре  своего  народа.

         В  младшей  школьной  группе 7- 10 лет  не  только  изучаем    изготовления  традиционной   кукол,  но  и  учимся  играть  в  них. В  процессе   игры  дети  отождествляют  себя  с  куклой, а  значит и  с  образом, который  несёт  в  себе  кукла.  По  мнению  психологов,  кукла – одно  из  воплощений  второго « Я » ребёнка.  Играя  в  куклы, он  наделяет  её  качествами, которые не  прочь,  иметь и  сам.  Игра  в  куклы  очень  важна  ещё,  потому  что   нынешние  дети   умели создавать  крепкие  и  дружные  семьи,  становились  хорошими  отцами  и матерями.

       Традиционная  кукла  обладает  рядом  особенностей.  Её  изготовление  не  требует  жёсткой  системы выкроек и  лекал.  Поэтому,  единый  технологический процесс  всегда  даёт  индивидуальный  результат.  Куклы  подобны,  но  не  одинаковы.  Надо  видеть, какую  радость испытала Горбачёва Кристина, сделав  свою  первую  куклу. Для  ребёнка  это настоящее  чудо,  когда  из  отдельных  лоскутков ткани вдруг возникает  образ  человека. Наиболее активные  ребятишки: Беляева  Вита, Калугина  Соня,  Толстикова  Надя,  познакомившись  с    куклой,  немедленно  учат  этому  других  детей.    По  окончании   курса   мои воспитанники  умеют  грамотно  подбирать  цветовую  гамму   материалов  для   кукол, качественно  набивать  и  соединять детали  куклы, пользоваться  инструкционной – технологическими  картами  при  работе.

       

                                                                                   - 22 –

       

         Знакомства с  обрядовой  куклой  проходят  в  среднем   школьном  возрасте 11 – 14 лет  и  подростковом  возрасте  15 – 18 лет. Параллельно с технологическим  процессом  происходит  знакомство  с фольклором, традиционными  обрядами  и  обычаями. Воспитанники  детского  дома  узнают, как  жили  люди  определённого  возраста  в  старину, какие имели обязанности,  как  проводили  свободное  время,  как  одевались,  как  к  ним  относились  окружающие.  Например,  речь  идёт  о  девушке  на  выданье,  о  её  приданом, которое  она  себе  готовила,  об  играх,  в  которые  играли  вместе с  молодыми  парнями,  о  гаданиях.  Очень  впечатлил  девочек  торжественный  и  красивый  русский  народный  обряд – свадьба.  

         Народная кукла может стать элементом декора интерьера, частью художественного произведения.  Вот  таких  кукол  и  попробовали  смастерить  мои  воспитанники.  Народная кукла интересна и познавательна, легка в изготовлении. Значение и мудрость каждой куклы, ее внутреннее содержание, несут огромную положительную энергетику, что очень важно в игрушке как обереге и как развлечении для ребенка.  

          Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких,  не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство».  Я  не знаю, как  сложится  будущая  взрослая  жизнь  моих  учениц, но  хочется  верить, что  знание  образа  «  идеальной  семьи»  поможет  им  сделать  правильный  выбор.  

                                                            - 23 -

                        2.7. Лоскутная  техника.

 

          Лоскутная техника  или  пэчворк  был хорошо известен еще нашим прапрабабушкам.  Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков, отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из  поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам

        В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.
        Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации детей  детского  дома. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.

                          - 24 -

Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. Ведь у  любой  рукодельницы  со  временем  накапливаются  множество  ненужных   лоскутков,  которые  так жалко  выкидывать.  Мал  лоскуток,  а  нужен! В этой технике можно  работать,  не имея   швейной машинки и с небольшим  материальным достатком.  Современная мода все чаще обращается к народным традициям, а ручная работа ценится как никогда. За единичные экземпляры одежды и аксессуаров в мире гламура платят большие  деньги, а смастерить их можно за несколько вечеров своими руками.

            Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт. Прихватки, подставки под горячее, грелки для чайника, фартуки, детские вещи, наволочки, кашпо, коврики, одеяла - вот далеко не полный перечень изделий, что  можно  сделать в  этой  технике.  Дом, в котором есть вещи, выполненные руками хозяев, всегда выгодно отличается от других уютом, самобытностью, неповторимостью.  Все  эти  аргументы  я  доношу  на  своих  занятиях   средней  школьной    группе 11 -14 лет и  подростковой  15 и  старше.

       Работа  с  лоскутком  требует  творческой  фантазии,  художественного  вкуса.

Воспитание  бережливости, экономности, эстетического вкуса.  Расширение  знаний  о  тканях и  их свойствах. Одновременно  воспитанники  изучают технологию  выполнения  ручных  стежков   и  швов. Изготовление  многих  изделий  приучает  детей  к  аккуратности  на  занятиях  и  в  быту.  Если  раньше     Калугина  Вика,   Куракова  Алёна,  Стрижанова  Арина   не обращали  внимания  на  свой  внешний  вид,  то  теперь   одежда  девочек  всегда  в  опрятном  виде.  У  детей  формируется  любовь  и  уважение  к  труду, дисциплинированность,  умение  работать  в  коллективе, иными  словами, воспитываются  основные  качества  организованных  людей,  готовых  трудиться  на  общую  пользу,  творчески  добиваться  намеченных  целей.

                                                       - 25 -

           Формируются   и  необходимые  волевые  качества. Когда,   например,  Букреева  Марина  или   Краснопёрова  Юля     приходят на занятия,  у них горят глаза, они полны желания освоить основные приёмы работы, научиться делать оригинальные подарки своими руками, стать мастерицами в полном смысле этого слова. Но на практике, как правило, сталкиваемся с тем, что ручки девочек не готовы к сложным приёмам работы, мелкая моторика развита недостаточно, усидчивости хватает только на 10-15 минут, а затем даже самые интересные виды работ вызывают утомляемость, потерю концентрации, и, как результат, в конечном итоге потерю интереса к предмету. Бороться с этим можно и нужно, каждый педагог  ищет свои пути решения проблемы, много идей и находок рождается вследствие таких поисков. Главное - заинтересовать девочек, доказать, что каждая из них талантлива, что творческие способности существуют параллельно и независимо от знаний и умений, приобретенных на других уроков.

Дети  становятся  более  упорными,  настойчивыми,  стремятся  доводить  начатое  дело  до  конца.

       Я  уверена, что каждая девушка должна познакомиться с волшебным миром рукоделия, развивать в себе чувство прекрасного, изучать культурное наследие наших предков, чтобы стать в будущем заботливой мамой и хорошей хозяйкой.

                                                                      -  26 -

     

    3.  Заключение.

           Основная   идея  воспитательной  системы  В. А. Сухомлинского  выражена  в  его  словах:  «  Труд  души  должен  соединиться  с  трудом  мысли  и  с  трудом  рук»  и  далее:  « Ребёнок  должен  жить  в  мире  творчества,  без  этого  он -  засушенный  цветок» Народное   творчество – источник  чистый и вечный. Он  благотворно влияет  на   детей,  развивает  их  творчество,  вооружает  знаниями,  « несёт детям   красоту». Это  идёт  от  души,  а  душа  народная – добра  и  красива.

          Знакомя  воспитанников  детского  дома  с  изделиями  народных  промыслов,  я  приобщаю  детей  к  родной    культуре,  помогаю  им  войти  в  мир  прекрасного,  учу  видеть  и чувствовать  неповторимые  сочетания  красок  природы. А  главное,  пробуждаю потребность  любить  и  радоваться  жизни,  что  немаловажно  для  наших  воспитанников.

                                                                     - 27 -                 

                         4.  Список  использованной   литературы.

 

1.  Азарова Г.П. Детское творчество в школе. - М: Просвещение, 1987. - С.112-114

2.  Андреева   И.А.   Рукоделие.   -   М.:   научное   издательство   «Большая              Российская   энциклопедия», 1992

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. - С-Пб: "Кристалл", М: "Оникс", 2005. - 248 с

4. Афонькин С.,  Кошелев В. Вырезаем   и  складываем. – СП6.: ООО 4. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: "Аким", 2005. - 316 с.

5. Афонькин С.,  Кошелев В. Вырезаем   и  складываем. – СП6.: ООО Издательский  Дом  « Кристалл»- С. 120-127.

6.  Банакина Л. Лоскутное шитье. - М.: «АСТ-пресс», 2000

7. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся. - М: Академия, 1995.-С.173-175

8.Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1960. - с. 180.

9. Винникова М.Н. Возрождение ремесла.- Мн.: Полымя, 1993. – 143 с.

10. Волконский Д.Н., Задоя И.А., Моерман В.А. Уроки детского творчества. - М.: Наука, 1989. - С.12-25.т

 11.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

 12. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1987. - с. 153.Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

                                                           

                                                          -28-

                                                           

 13. Дехтяренко В.Н., Починова Н.В. Инкрустация соломкой. – Мн.: Полымя

 14. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

 15.Еремова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-1983. - №4 - с.51-54.
 16. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез

  17.  Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991

  18.  Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  18. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.

  19. Краузе А. Вязание крючком. - Ташкент, 1984.

  20. Литова З.А. Планирование и организация внеклассной работы по трудовому    обучению. - М: Просвещение, 1987. - С.213-216

  21. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.

  22. Можегова А.В. Всё из бумаги. - М: Академия, 1995.-С.213-215

  23.  Панасюк И.С. Клеим, режим, складываем. - М: Просвещение, 1987. - С.127-   129

  24. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Из-во

  25.  Хворостян А.С. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Из-во «Просвещение», 1981. - С. 160-169.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)

В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...

Статья "Эстетическое воспитание" об участии воспитанников детского дома в проекте Приволжского федерального округа (ПФО) "Вернуть детство"

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, ...

Родительское собрание "Эстетическое воспитание в школе и дома"

Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.Задачи.Способ...