ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
статья на тему

Помысухина Лариса Владиславовна

В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pomysukhina_lv.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)

Помысухина Лариса Владиславовна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «ДДТ» г.Тарко-Сале

Пуровского района

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореализация ее творческих возможностей.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность как педагога, так и обучающегося. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями обучающихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом.

Одной из целей МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района является формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Эстетическое образование и воспитание, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это необходимое условие для достижения этой цели.

Эстетическое воспитание в Доме детского творчества осуществляется посредством:

  • реализации программ художественно-эстетической и культурологической направленности;
  • культурно-досуговой деятельности; организации институцианальных, городских, районных, окружных выставок декоративно-прикладного и художественного творчества.

Программы художественно-эстетической направленности являются основными в системе эстетического воспитания Дома детского творчества. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. 

В своей сущности программы художественно-эстетической направленности являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В МБОУ ДОД «ДДТ» г. Тарко-Сале реализуются 14 программ художественно-эстетической и 4 программы культурологической направленности:

  • «Театр песни «Планета «До-ми-соль», срок реализации 4 года;
  • «Россиюшка», срок реализации 3 года;
  • программа детской хоровой студии «Синяя птица», срок реализации 3 года;
  • «Экспромт» (театр миниатюр), срок реализации 2 года;
  • «Театральная мастерская», срок реализации 3 года;
  • «Республика игры и фантазии», срок реализации 4 года;
  • «Юный художник», срок реализации 3 года;
  • «Рукоделие», срок реализации 4 года;
  • «Фантазеры», срок реализации 3 года;
  • «Листопадничек» (флористика), срок реализации 3 года;
  • «Живопись иглой», срок реализации 4 года;
  • «Северянка (сувениры из меха)», срок реализации 3 года;
  • «Школа моды театра моды «Палитра», срок реализации 7 лет;
  • «Мир чудесных превращений» (оригами), срок реализации 2 года.

Программы культурной направленности: «Народное песнетворчество», «Народный узор», «Народный театр», «Народные ремёсла».

Охарактеризуем некоторые программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста, реализуемые в МОУ ДОД «ДДТ» г. Тарко-Сале.

Образовательная программа «Юный художник» 

В содержание программы «Юный художник» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Образовательная программа «Фантазёры» направлена на развитие у ребенка творческих возможностей и эстетического вкуса посредством декоративно-прикладного искусства. Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства, с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям: рисование, лепка, вырезание из бумаги различных фигур, создание конструкций из различных материалов, работа с природным материалом, бисероплетение и др.

Образовательная программа «Листопадничек» направлена на раскрытие творческого потенциала, заложенного в ребенке, посредством вовлечения в сферу декоративно-прикладного творчества на основе национально-регионального компонента. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Образовательная программа «Мир чудесных превращений (оригами)

Цель программы – научить детей работать с бумагой, выполнять различные модели. Особое внимание в программе «Мир чудесных превращений» уделяется сенсомоторному воспитанию, ведь каждому ребенку, как известно, надо потрогать пощупать, послушать и посмотреть.

Специфика программы в том, что она развивает мелкую моторику рук, глазомер, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие памяти, учит концентрации внимания, развивает творческие способности, пространственное воображение, развивает художественный вкус и логику.

Образовательная программа «Северянка»

В ходе освоения программы обучающиеся приобретают эстетические знания и художественные умения, навыки, необходимые для приобщения к художественной культуре, народному творчеству, знакомятся с красотой и своеобразием традиционной культуры малочисленных народов Севера. Занимаясь ручным трудом, осваивают простейшие технические приемы в области вышивки, аппликации, ткачества и плетения из бисера.

Образовательная программа «Рукоделие» способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, обеспечивает развитие у детей эмоционально эстетического отношения к традиционной национальной культуре с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся.

Цель программы – нравственно-эстетическое воспитание детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональное самоопределение.

Образовательная программа «Школа моды театра моды «Палитра». Главной целью программы является выявление и развитие творческого потенциала подростка, помощь в реализации своих возможностей, подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности, трудовое и эстетическое воспитание.

В основе содержания программы курса «Школа моды» лежит процесс освоения воспитанниками ряда ремёсел, каждое из которых имеет свою специфику, но то, что все они являются художественными видами и несут в себе эстетический смысл, их объединяет.

Программа «Школа фольклорных искусств». На занятиях «Фольклорный театр», «Народное песнетворчество», «Народные ремёсла», «Народный узор» происходит знакомство с национальными традициями, народными обычаями, предметами и фольклором, закладываются основы целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков, умение выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.

Образовательные программы «Хоровая студия «Синяя птица», «Театр песни «Планета «До-ми-соль», «Россиюшка», «Колечко» приобщают детей музыкально-исполнительскому искусству.

Ведущее значение на занятиях фольклорного коллектива «Россиюшка», хоровой студии «Синяя птица» придается хоровому исполнению, так как, имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство.

Таким образом, в программах выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Образовательные программы «Театральная мастерская». «Экспромт» (театр миниатюр).

Театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.

Деятельность воспитанников ДДТ в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у обучающихся установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителем через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актерского мастерства.

Также одним из ведущих направлений деятельности ДДТ является культурно-досуговая деятельность. Развитие содержания деятельности Дома детского творчества способствует созданию системы культурно-досуговой деятельности, превращение его в микроцентр культурного досуга. Эта деятельность направлена на наполнение активно-деятельностным содержание свободного времени детей, подростков и их родителей.

Формы и варианты культурно-досуговой деятельности определяются интересами потребителей, их культурным уровнем, социальными ориентирами.

Участники досуговой деятельности: воспитанники и их родители, а также педагоги ДДТ; учащиеся ОУ и УДОД Пуровского района; члены общественных детских организаций; участники детских творческих коллективов, объединений, учреждений культуры, искусства Пуровского района, а также ведомственные.

Массовые мероприятия синтезируют различные виды творчества – художественное, прикладное, изобразительное, техническое и др.

Категории мероприятий:

  1. Масштабные массовые поселковые, районные мероприятия:
  • конкурсы рисунков,
  • выставки декоративно-прикладного творчества и технического творчества,
  • районный конкурс театральных коллективов,
  • районный и окружной фестиваль «Все краски Ямала»,
  • районный фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем».
  1. Участие в областных, окружных, Всероссийских, Международных смотрах, конкурсах, выставках.
  2. Проведение обрядовых народных фольклорных праздников: «Параскева-Пятница», «Масленица», «Рождество Христово», «Пасха», «Святки», «Красная горка».
  3. Концертная деятельность лучших детских художественных коллективов ДДТ.
  4. Благотворительная деятельность: операция «Забота» – о ветеранах ВОВ, «Милосердие» – внимание детям-сиротам, сотрудничество и встречи с детьми из приюта п. Пуровск, детям-инвалидам (месячник посвященный детям-инвалидам), опекунским семьям (игровые программы, праздники).
  5. Традиционные праздники: Новогодние театрализованные представления, игровые программы, спектакли, конкурсы, фестивали.
  6. Семейные праздники: ежегодный месячник, посвященный Международному дню Семьи, игровые программы и др., творческие концерты, выставки детского и семейного творчества.

Таким образом, вся система эстетического образования и воспитания в Доме детского творчества нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека в ходе освоения программ художественно-эстетического цикла, участия в конкурсах, выставках, смотрах фестивалях различного уровня, организации и проведения культурно-досуговых мероприятий (праздников, экскурсий, концертов и др.).

Литература:

  1. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А.А. Адаскина // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – С. 100-110.
  2. Кременцова, О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности [Текст] / О.В. Кременцова // Советская педагогика. – 2007. – №6. – С. 102-106.
  3. Ломова, В.Ф. Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования [Текст] / В.Ф.Ломова // Внешкольник. – 1997. – № 11-12. – С. 16-18.
  4. Новикова, Е. Эстетическое воспитание школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е. Новикова// Воспитание школьников. – 2003 . – № 8. – С. 30-32.
  5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества

В современных условиях Дом детского творчества стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности и достичь качественного дополнительного образования. Показате...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...