Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
методическая разработка

Мыльникова Людмила Владимировна

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана с личностным развитием и самореализаций одарённого ребёнка.  Высокие индивидуальные достижения способствуют самореализации личности, что в конечном итоге  и продвигает общество вперед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Автор:

Мыльникова Людмила Владимировна,

Педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория,

МБУДО «Центр детского творчества»

г. Трёхгорный

 «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт» - Конвенции о правах ребенка

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана с личностным развитием и самореализаций одарённого ребёнка.  Высокие индивидуальные достижения способствуют самореализации личности, что в конечном итоге  и продвигает общество вперед.

В законодательных документах, регламентирующих деятельность Российского образования, одним из важных направлений является  развитие и поддержка талантливых детей.   В федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [1]  статья 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» определяет систему мер по выявлению и развитию у талантливых обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.  Развитие ребенка активным созидателем, способным к свободному выбору, умеющим ставить цель и находить  способы ее достижения, отражено в  Федеральных стандартах  второго поколения. В свете требований ФГОС задачей педагога является направить одаренного ребенка на творческую переработку полученных знаний, воспитать способность к самостоятельному мышлению. 

Актуальность данного исследования состоит  в том, что одаренные дети – это национальная гордость России. Их поддержка, развитие и социализация – одна из приоритетных задач системы образования.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей – Центр детского творчества города Трёхгорный Челябинской области  –ориентировано на выявление активных и одаренных детей, формирование общей культуры и художественно-эстетического вкуса, приобщение к отечественной культуре, развитие исследовательских и проектных навыков. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей – одна из главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора образовательной области, включение в разнообразные виды деятельности ребёнка с учетом индивидуальных склонностей.  

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее выявление не уровня одаренности, а качества одаренности.

Выделяют следующие виды одаренности: творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность.

В ЦДТ проводятся следующие мероприятия по организации работы с одаренными детьми в образовательном учреждении:

1. Выявление одаренных и талантливых детей;

2. Анализ особых успехов и достижений ученика;

3. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

4. Диагностика потенциальных возможностей детей.

В системе дополнительного образования применяются следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

– индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

– работа по исследовательским и творческим проектам;

– лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

– система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

– детские научно-практические конференции и семинары.

В дополнительном образовании используется ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств. Важно не создавать у одарённого  ребёнка чувства исключительности, потому что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с окружающими  должны складываться гармонично. 

В центре детского творчества в течение нескольких лет  в рамках единой методической темы проводится работа творческих групп педагогов. На заседаниях проводится анализ инновационной деятельности педагогов МБУДО «ЦДТ».  

Материалы по инновационной деятельности педагогов размещаются на сайте ЦДТ в рубрике «Методическая копилка».

Опыт  работы с одаренными детьми  в образцовом детском коллективе  фотостудии «Трёхгорье»                                                                            

 Визуальные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. В фотостудии работа по программе  включает детей  в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных визуальных  технологий.

Фотография относится к визуальным технологиям и прочно заняла место в жизни современного общества. Фотоснимки делают информацию достоверной, исторически визуально закреплённой. В век развития  информационных  технологий создание цифровой фотографии стало доступным и для детей. Фотография как вид творчества существует в нашей стране не один десяток лет. Любительское творчество в сфере фотографии является  неотъемленной частью отечественной культуры. Оно глубоко вошло в наш быт, досуг и производственную деятельность. Такая форма творческого досуга стала средством информирования, воспитания и общения,  способом творческого осмысления и отражения окружающей нас жизни. Фотография – как аналоговая, так и цифровая – развивает у детей творческие способности, фантазию, что способствует развитию творческого восприятия окружающего мира, развитию умения использовать фотоаппарат и компьютер как инструмент творчества.

Цель занятий в фотостудии - развитие интереса детей к визуальным технологиям, расширение знаний,  которые помогают освоению творческого подхода к любому виду деятельности.

Для  определения  способностей и склонностей детей в работе используются психолого-педагогические методики диагностики.  

Изучая задатки, наклонности и интересы воспитанника, создавая условия для оптимального выявления и развития потенциальных возможностей,  осуществляется одна из социально-педагогических целей развития личности.

В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это, с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой, предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала. Также отличие заключается в больших возможностях индивидуального подхода, в индивидуализации обучения. Курс занятий разработан  для творческой  реализации в техническом и художественном плане.  Полный образовательный курс  предусматривает овладение основами фотомастерства, изучение законов фотокомпозиции, обучение грамотной фотосъёмке в студии и на пленэре. В процессе реализации программы происходит изучение фотоискусства как одного из видов художественной культуры. 

В изучаемую программу включены сведения из истории развития  отечественной и зарубежной  фотографии, информация о химической и физической  сущности фотографического процесса. Дети приобретают практические, технические навыки, используемые в современной фотографии, эстетический вкус, а также опыт творческого общения с увлечёнными  сверстниками и взрослыми высококвалифицированными специалистами.

Благоприятные возможности дополнительного образования проявляются в сфере художественного развития. Дети мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, основанный на глубоком анализе развития конкретного ребёнка. В фотостудии «Трехгорье» ведётся постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе освоения ими дополнительных образовательных программ. Признаки одарённости ребёнка мы наблюдаем и изучаем в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.  Одарённость ребёнка выражается в результативности обучения, практически полученных результатах.  

В фотостудии «Трёхгорье» разработан поэтапный метод обучения. Избрана последовательность в распределении материала по темам, позволяющая  осуществлять индивидуальный подход к учащимся, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач. Обучение фотографии ведётся в разновозрастных группах. Предусмотрены в обучении индивидуальные  образовательные  маршруты.

Учащиеся на каждом году обучения получают  законченный  объем  знаний  определенного  уровня.    Стартовый  этап  предусматривает   изучение и освоение основ фотографической грамоты. Исходя из возрастных особенностей детей, начальное обучение  проходит в игровой форме. Первоначально появляющийся интерес к изучению основ фотографии основывается на простом любопытстве к созданию фотоизображения, что является стимулирующим фактором для дальнейшего творческого развития.   Основные методы, используемые в это время: репродуктивный  (система определенных упражнений, многократное воспроизведение знаний и действий по определенному образцу); объяснительно-иллюстративный метод.  Это повышает интерес к обучению, помогает поддерживать внимание учащихся, благотворно влияет на их эмоциональное состояние, способствует раскрытию творческих способностей.

Формы подведения итогов усвоения знаний – беседа, опрос.      

На стартовом этапе программы не используются контрольно-экзаменационные формы отслеживания результатов обучения. Степень успеваемости каждого учащегося педагог определяет по результатам выполнения творческих заданий, участию в фотовыставках  студии,  открытых занятиях. Стартовый этап  предполагает обучение учащихся младшего школьного возраста.

Базовый этап  –  базовый уровень включает в себя освоение системы знаний изучаемого предмета,  средств фотографической выразительности; фотосъёмку  в различных фотожанрах,  обучение навыкам компьютерной обработки.  Реализация знаний и умений происходит в процессе создания фотографий. Они соответствуют образовательной программе. Занятия носят комбинированный характер. Занятия с учащимися этого этапа обучения проходят в следующих  формах: лекции, практические занятия, практическая подготовка и участие в конкурсах. В процессе обучения предусмотрены групповые, индивидуальные занятия, занятия малыми группами (2 - 3 человека).  Базовый уровень подразумевает изучение предмета в течение 1-2 лет.

Продвинутый этап - на этом этапе обучения работа ведется по индивидуальным учебным планам.  Это «Основы фотожурналистики» и курс «Основы исследовательской деятельности» Занятия строятся на более углублённом изучении материала. Используется принцип работы творческой мастерской. Конечным результатом обучения является участие в конкурсах различного уровня.  В фотостудии «Трёхгорье» много внимания уделяется процессам организации совместной творческой, исследовательской деятельности детей. Творческое взаимодействие оказывает стимулирующее влияние и на продуктивность творческого процесса, и на развитие творческих качеств личности,  ребенок находится в центре образовательного процесса. Курс  «Основы исследовательской деятельности», который изучается на данном этапе,  в сочетании с визуальными технологиями способствует  развитию навыков исследовательской деятельности. Это литературный поиск, составление библиографии, отбор проблем для исследования, составление общего и поэтапного плана работы над темой, выбор метода исследования, исследование, критический анализ результатов исследования, защита проектов.  Учащиеся занимаются исследовательской работой, соединяя при этом знания по фотографии, умение работать с программным обеспечением для создания видеофильмов с другими областями науки. Применение методов и форм обучения способствуют формированию ЗУН, необходимых для качественного освоения программы.

Результатом обучения является участие в научно-практических выставках, олимпиадах. Участвуя в конкурсах различных  рангов, учащиеся имеют возможность сравнивать свой творческий проект с работами других участников, получают дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений.

В процессе занятий посещаются фотовыставки различных уровней, организуются собственные экспозиции. Итоговой проверкой знаний является активное участие учащихся в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Для успешного обучения  в  классе имеется следующее оборудование: фотоаппаратура цифровая,  фотоаппаратура аналоговая (плёночная), компьютеры, сканер, фотопринтер цветной.  Для качественного изучения программы  используются дидактические материалы, учебные пособия, наглядные пособия, методические разработки, диски с записями обучающих программ.

Формы  аттестации в фотостудии ориентированы на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).

В начале учебного года проводится  начальная диагностика с помощью анкетирования, проведения бесед. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия. В группах проводится  мониторинг промежуточного и итогового уровня освоения образовательной программы по курсам обучения, который позволяет определить  уровень   соответствия теоретических и практических знаний учащихся с программным требованием.

В середине года проводится промежуточная аттестация, учащиеся представляют фотоотчёты по индивидуальным проектам, которые подвергаются критическому анализу.  Лучшие работы отбираются для выставок, фотоконкурсов и демонстрации на сайте фотостудии «Трёхгорье».

В конце учебного года формируется портфолио фоторабот учащихся для участия в фотовыставках городского, регионального, всероссийского и международного масштаба, в которых принимают участие все учащиеся фотостудии. По окончании выставок подводятся итоги, и лучшие работы отмечаются Грамотами и Дипломами.

Система оценки полученных знаний.

Предметная диагностика проводится в форме опросов, зачетов, творческих заданий, выставки.

Педагогическая диагностика предполагает метод педагогического наблюдения,  мониторинг, текущий контроль, личные беседы с детьми и их родителями,  анализ продуктов индивидуальной деятельности учащихся;

Формы подведения итогов реализации программы: зачетные работы по разделам,  проведение итоговых выставок.

Оценочные материалы

1.Таблица мониторинга уровня усвоения дополнительной  общеобразовательной программы.

2. Оценка результатов предметной деятельности

3. Система тестирования и диагностики развития учащихся

Для успешной реализации обучения по  программе  используются  современные  методы  и  формы  занятий,  которые  помогают  сформировать  у  учащихся устойчивый  интерес  к  данному  виду  деятельности.                                                              

1.  Методы  создания  положительной  мотивации  обучаемых:                                        

– Эмоциональные: ситуации успеха,

– Волевые: предъявление  образовательных  требований,  формирование  ответственного   отношения  к  получению  знаний,  информирование  о  прогнозируемых  результатах  образования.    

– Социальные: развитие интереса быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи и заинтересованности в  результатах  коллективного  труда.  

– Познавательные: опора на  субъективный  опыт  ребенка,  решение творческих  задач,  создание  проблемных  ситуаций.                                      

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, то есть оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение.  Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например: проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов; анализ нового материала; закрепление терминологии;

Формы и методы обучения

На занятиях используются различные формы и методы обучения: словесные, наглядные, практические. Такие   как  рассказ, объяснение, беседа, лекция, игра, конкурс, поход,  экскурсия,  профильный лагерь.  Также в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи,  пошаговое выполнение задания учениками под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с фотоаппаратом, компьютером.  Создание индивидуальных и групповых работ, подготовка материалов к выставкам, презентация результатов своего труда на конференциях и конкурсах разного уровня.

На занятиях используются различные методы обучения:

- словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы;

- игровые - повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой;

- наглядные -  показ готовой работы, технологии  ее изготовления;

- практические - запись необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка планов.

Печать и дизайнерское оформление снимков.  Подготовка к выставке - частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.

В процессе реализации программы учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности одаренных детей, отслеживается система психолого-педагогической диагностики для выявления детей с признаками одарённости, проводится консультационная работа с родителями. При этом важным аспектом остаётся тот факт, что диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. За период работы по программе получены следующие результаты: создан банк одарённых детей, собран пакет проектной документации, куда входят портфолио  фоторабот и достижений, проектные папки.  Обеспечен высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня (Приложение 5). Достигнута устойчивость уровня мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремление к достижению социально-значимого результата.

В результате получения знаний и навыков в фотостудии «Трёхгорье» формируются следующие личностные качества: наблюдательность, фантазия, чувство ритма, цвета и света, ассоциативное и образное мышление, а также развитие творческого воображения, самостоятельности мышления, самодисциплины. Воспитанники фотостудии получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения,  помогающие адаптироваться к социуму,  расширяют творческий кругозор, удовлетворяют познавательный интерес.

Заключение.

В  результате получения знаний и практических навыков на занятиях в МБУДО «ЦДТ»   воспитывается  творческая  личность,  готовая  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию,  со  сформированными    личностными качествами (трудолюбие, отзывчивость, добросовестность, внимательность и др.)  и  эстетическим  мировоззрением. Следовательно,  область дополнительного образования становится значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.

Литература:

1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института

5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с...

Способы решения педагогических и детских проблем при организации работы с одаренными детьми в среде дополнительного образования

Многие взрослые люди  думают, что одаренный  ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет  проблем  в образовательно...

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...