Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
статья по теме

Латфуллина Гузеля

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения, способности нестандартного поведения.

Согласно   определению   одаренности,   индивиды   могут    отличаться

актуальными   или   потенциальными   возможностями    в    интеллектуальной,

академической,  творческой,  художественной  сферах,   в   области   общения

(лидерства) и в области психомоторики.

Одаренность  -  значительное  по  сравнению  с   возрастными   нормами

опережение в умственном развитии либо  исключительное  развитие    

специальных способностей.

Существуют разные классификации видов одаренности, меня как педагога работающего в социально-педагогическом направлении интересует, прежде всего – социальная одаренность. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности  в нескольких  областях.  Она  предполагает   способности   понимать,   любить, сопереживать, ладить  с  другими,  что  позволяет  быть  хорошим  педагогом,

психологом,  социальным  работником.  

Таким   образом,   понятие   социальной

одаренности  охватывает широкую область проявлений,  связанных  с  легкостью

установлений и высоким качеством межличностных  отношений.  

Эти  особенности позволяют быть лидером, то есть  проявлять  лидерскую    

одаренность,  которую можно  рассматривать  как  одно  из   проявлений  

социальной   одаренности.

Существует множество определений лидерской  одаренности,  в  которых  можно,

тем не менее, выделить  общее черты:

  •  Интеллект выше среднего;
  •  Умение принимать решение;
  •  Способность иметь  дело  с  абстрактными  понятиями,  с  планированием

будущего, с временными ограничениями;

  •  Ощущение цели, направления движения;
  • Коммуникабельность;
  • Толерантность;
  • Чувство ответственности;
  • Уверенность в себе и саморазвитие;
  • Настойчивость;
  • Энтузиазм.

         Уважаемые педагоги, мне хотелось бы поделиться  своим опытом развития  социальной одаренности, заключающейся в организации благотворительных акций.

В своей работе я использую различные  формы и методы с подростками. Провожу беседы, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое здоровье” , лекции о правовой защите подростков, консультации по проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем, организовываю театрализованные представления, совместно с воспитанниками объединения занимаюсь организацией благотворительных акций.

Благотворительная акция- это действие, направленное  на оказание различных видов помощи нуждающимся людям.

В своей работе  с социально одаренными детьми я выбрала именно такую форму работы, потому что в процессе организации благотворительных акций  формируется  общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что положительно влияет на его социализацию.

        Система работы педагога дополнительного образования  по организации и проведению благотворительных акций с  социально одаренными детьми школьного возраста

Направление

Мероприятие

Форма проведения

Цели и задачи

Место проведения

Возраст количество детей

Срок

Экологическое

«Чистые берега»

акция

Формирование  чувства  прекрасного, развитие любви к природе

Озеро Кожласолинское

7-14 лет

180 человек

Сентябрь

Фотоотчет,

благодарственное

письмо от  администрации

МО «Городское

поселение Красногорский»

Здоровьесберега-ющая

«Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»

Театрализованное представление

Формирование  чувства безопасности жизнедеятельности у учащихся 1-5 классов

КСОШ №1

КСОШ №2

7-10 лет

180 человек

кСОШ№2

150 человек

Сентябрь

Фотоотчет

Социальное

Перед старостью склоним головы

Акция

Формирование толерантного отношения к людям пожилого возраста

Посещение ветеранов ДДТ, вручение поздравительных открыток, сувениров

15-16 лет

15 человек

Октябрь

Фотоотчет

Патриотическое

«Для Вас ветераны»

Акция

Поздравление людей пожилого возраста

Изготовление стенгазет с поздравлениями, расклеивание  в людных местах(Клуб «КАФ»,магазины Фламинго, Валерия)

30 человек

13-16 лет

октябрь

Фотоотчет

Сказочная страна

Театрализованное выступление

«сказка  о  золотой рыбке на новый лад»

Актовый зал КСОШ»2

Выступающие

5 человек

13-14 лет

Зрители 180 человек

Ноябрь

Фотоотчет

Социальное

Дарите тепло

Акция

Посещение ветеранов ВОВ,ветерана  Аксенову Г.А Красногорского ДДТ.

п.Красногорский ул.Афанасьева

15-16 лет

7 человек

Ноябрь

Фотоотчет

Патриотическое

Время выбирать молодых

Выборы  депутатов Муниципальных  молодежных  парламентов РМЭ от объединения  выдвигался Гурьянов Ю.А.

Воспитание политически подкованных людей, формирование политических идей

Ксош №1

Агитаторы

15-16 лет

15 человек

Избиратели

14-16 лет

150 человек

Декабрь

Листовки, справка

 от руководителя

отдела образования по

 делам

молодежи Григорьевой Т.Н.

Новогодний детектив

Театрализованное  представление

Формирование толерантного отношения к сверстников путем проигрывания ролей

Актовый зал

КСОШ №2

Выступающие

14 лет

10 человек

Зрители 180 человек

14-16 лет

Декабрь

Диплом

Социальное

Пусть детство звонкое звучит

Акция

Поздравление детей инвалидов обучающихся в КСОШ №1 со старым Новым годом, Крещением (вручение сувениров сделанных собственными руками)

КСОШ№1

13-16 лет

30 человек

Январь

Отзыв старшей

вожатой Поповой Е.Д.

Экологическое

Сохраним лесную красавицу

Театрализованное выступление

Воспитание бережного отношения к окружающей нас среде

ДДТ

13-14 лет

10человек

Декабрь

Патриотическое

«С праздником,  друзья!»

Акция

Поздравление организаций, воспитание уважительного отношения к людям отслужившим в армии, военнообязанным,помощь ветеранам

п. Красногорский

13-16 лет

60 человек

Февраль

Фотоотчет ,стенгазета

Социальное

Добрые дела –творим вместе!

Акция

Воспитание дружеских отношений среди обучающихся, изготовление сувениров для педагогов, ветеранов. Помощь ветеранам

КСОШ №1

КСОШ№2

Март

Фотоотчет,

презентация

Социальное

Живи книга!

Акция

Формирование бережного отношения к книгам

КСОШ №1
КСОШ №2

Март

Театрализованное представление,

фотоотчет

Патриотическое

Чтобы делать добро- начнем делать его!

Акция

Уборка шигаковского кладбища перед 9 мая –Днем победы

Апрель

Патриотическое

Мы ценим  и дорожим !

Акция

Встреча с ветеранами ВОВ,поздравление с 65 –летием  со Дня победы.

Май.

В  МОУ ДОД «Красногорский Дом Детского Творчества»  совместно с воспитанниками объединения «Всплеск»    мы организуем благотворительные акции: «Добрые дела - творим вместе», «Мы выбираем детство»- каждый ребенок верит в волшебство, дети, находящиеся  в социально неблагополучных семьях  не исключение. Перед Новогодними праздниками мы совместно с  ребятами   ,педагогами Дома детского творчества  организовали  театрализованное поздравление «Новогодние чудеса», а так же подарили   игрушки.

«Для вас-ветераны!» -  целью данной акции являлось воспитание дружеских отношений среди обучающихся, изготовление сувениров для педагогов, ветеранов. Помощь ветеранам Великой отечественной войны .

По инициативе воспитанников объединения «Всплеск» была проведена акция «Помним. Верим. Скорбим» в которой приняло участие 17  человек, ребята посетили  матерей погибших афганцев живущих в нашем поселке.

«Живи книга» под таким названием была проведена акция по сбору книг, для учащихся младших классов  «Красногорской средней общеобразовательной школы №1» ,акция проходила с 1 марта  по 25 апреля 2010 года собрано более 150 литературных произведений, которыми пользуются ученики КСОШ №1.

«Перед старостью склоним головы» - в современном мире когда многие люди забывают о своих родных и близких и так много одиноких, беспомощных стариков, мы с ребятами попытались скрасить их одиночество,  навестив «старожилов» п. Красногорский, помогли в уборке дома, очистки  снега с крыш, доставке продуктов питания и медикаментов;

«Любимому озеру - чистые берега!» под таким девизом осенью 2009 года прошла акция по уборке  территории  озера Кажласолинский,в  акции приняло участие 55 воспитанников МОУ ДОД «Красногорский ДДТ»45 учащихся МОУ «Красногорская СОШ №1», 45 учащихся  МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2.

За активное участие и организацию благотворительных акций воспитанники объединения «Всплеск» неоднократно награждались памятными призами и благодарственными письмами.

Например за организацию благотворительной акций  «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным»- награждены благодарственными письмами от  администраций МОУ «Красногорская СОШ№1», МОУ «Красногорская СОШ№2».

Воспитанники объединения «Всплеск» награждены дипломом от администрации МО Городское поселение Красногорский за организацию акции «Чистые берега».

В 2009 году дипломом от администрации МО Городское поселение Красногорский  отмечены воспитанники объединения «Всплеск» за организацию акции «Мы этой памяти верны!»посвященной 15 летию со дня вывода  Российских войск из республики Афганистан.

Необходимо отметить, что за последние пол года составлено более 10 сценариев проведения театральных вечеров, воспитанники объединения «Всплеск» активно участвуют в конкурсах как  Районного  значения так и Республиканского.

В январе 2010 года воспитанники объединения  участвовали   в районной фото выставке «Школа в лицах»,куда были направлены фотоматериалы с проведенных благотворительных акций. Татьяна И., воспитанница объединения  «Всплеск» заняла 1 место  в районной фотовыставке.

12 декабря 2009 года  состоялись  выборы в  молодежный  парламент при  Собрании депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» за активное участие  в организации благотворительных акций и  в общественной жизни МОУ ДОД «Красногорский ДДТ», от Местного отделения МРО ВОО  «Молодая Гвардия Единой России» в котором состоят воспитанники объединения «Всплеск» балатировался  Юрий Г . По результатом  голосования партия «Молодая гвардия» заняла 2 место на выборах.

Формы, средства, методы воспитания очень важны в работе  с социально одаренными детьми , так как они развивают их личность и воспитывают ее.

Кроме этого педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы специалиста.

             Организация благотворительных акций влияет  на процесс  социализации личности ребенка, на формирование его духовных и нравственных ценностей, что подтверждается  результатами сравнительного анализа диагностических исследований в начале и в конце года. Были использованы следующие методики: методика «САН»    В.А.Доскина, Н.А. Лаврентьевой,В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова; методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина.

Организация благотворительных акций в системе дополнительного образования социально одаренных детей, является эффективным методом развития лидерской одаренности.

Если вас заинтересовал опыт по организации благотворительных акций ждем Вас в Красногорском ДДТ.

Диагностика

Для   изучения   функционального   состояния   детей   мы   использовали следующие методики:

- методику Доскина В.А., Лаврентьевой Н.А., Шарай В.Б., Мирошникова М.П. «Опросник САН»  

Таблица 1

Результаты диагностики самочувствия, активности, настроения у детей 12-15 лет (начальный этап) .

Имя ребенка

Воз раст..

Показатель самочувствия

Уровень самочувствия

Показ

актив ности

Уровень активности

Показ.

настрое

ния

Уровень Настроен.

1

Никита

15 л.

5

Высокий

6,9

Высокий

1.9

Низкий

2

Юра

15л.

6

Высокий

Высокий

5,9

Высокий

Никита

15л.

Низкий

1,9

Низкий

2

Низкий

4

Екатерина

15л.

2,3

Средний

2

Низкий

5

Высокий

5

Татьяна

15л.

4,2

Средний

4

Средний

5,5

Средний

6

Екатерина

14л.

2,7

Средний

2,2

Низкий

4

Средний

7

Ирина

14л.

2,4

Низкий

4,1

Средний

3

Низкий

8

Елена

13л.

2,3

Низкий

4

Средний

5

Высокий

9

Ирина

12л.

4

Средний

2,8

Низкий

3,5

Средний

10

Артем

12л.

2,6

Средний

4

Средний

5,6

Высокий

11

Юлия

12л.

2,5

Средний

4,3

Средний

5,8

Высокий

12

Анастасия

15л

2,3

Низкий

4

Средний

5

Высокий

13

Александра

15л.

2,4

Низкий

4

Средний

4,1

Средний

14

Марина

15л.

2,4

Низкий

4

Средний

4,1

Средний

15

Екатерина

15л.

2,4

Низкий

4

Средний

3,5

Низкий

16

Оля

14л.

4

Средний

4

Средний

5

Высокий

17

Регина

13л.

4,3

Высокий

2

Низкий

5

Высокий

Методика     «Шкала     реактивной     и     личностной     тревожности»

Ч.Д. Спилбергена - Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки)

Имя ребенка

Возраст

Уровень реактивной тревожности

Уровень личной тревожности

1

Никита

15л.

29 - низкий

426. - умеренный

2

Юра

15л.

36 -умеренный

42 - умеренный

3

Никита

15л.

28- низкий

54 - высокий

4

Екатерина

15.

43 - умеренный

58 - высокий

5

Татьяна

15.

29 - низкий

30 - низкий

6

Екатерина

14.

35 -умеренный

29 - низкий

7

Ирина

14.

40 - умеренный

59 - высокий

8

Елена

13.

39 -умеренный

40 - умеренный

9

Ирина

12.

28 - низкий

29 - низкий

10

Артем

12.

37 -умеренный

49 – высокий

11

Юлия

12л.

29 - низкий

426. - умеренный

12

Анастасия Х.

15л

36 -умеренный

42 - умеренный

13

Александра

15л.

28- низкий

54 - высокий

14

Марина

15л.

38-умеренный

29 -низкий

15

Екатерина

15л.

40 - умеренный

59 - высокий

16

Оля

14л.

39 -умеренный

40 - умеренный

17

Регина

13л.

28 - низкий

29 - низкий

Опыт показал, что на первых этапах экспериментальной работы подростки были менее активны, жаловались на плохое самочувствие я были пессимистически настроены, очень часто выражали свои недовольства, были разочарованы в своих силах и способностях. В процессе подготовки и  проведения благотворительных акций, социальное благополучие семьи и функциональное состояние подростков повысилось. Об этом свидетельствуют результаты представленные в итоговых  таблицах (таблица 3,4).

Таблица 3

Результаты диагностики самочувствия, активности, настроения

 у детей 12-15 лет (итоговый  этап)

п/п

Имя ребенка

воз раст..

Показатель

самочувствия

Уровень

самочув.

Показ, ктив ности

Уровень активности

Показ, настрое ния

Уровень

Настроен.

1

Никита

15л.

6

Высокий

7

Высокий

6

Высокий

2

Юра

15л.

6

Высокий

7

Высокий

6,2

Высокий

3

Никита

15л.

4,5

Средний

4

Средний

4,6

Средний

4

Екатерина

15 л.

3

Средний

4

Низкий

6

Высокий

5

Татьяна

15 л.

5

Средний

5,5

Высокий

5,5

Высокий

6

Екатерина

14 л.

4

Средний

4

Средний

4,3

Средний

7

Ирина

14 л.

4,3

Средний

5

Высокий

5

Высокий

8

Елена

13 л.

2,3

Низкий

5,5

Высокий

5

Высокий

9

Ирина

12 л.

4,5

Средний

3,9

Средний

3,5

Средний

10

Артем

12 л.

3

Средний

4

Средний

6

Высокий

11

Юлия

12л.

7

Высокий

6

Высокий

6

Высокий

12

Анастасия

15л

7

Высокий

6,2

Высокий

6

Высокий

13

Александра

15л.

4

Средний

4,6

Средний

44,3

Средний

14

Марина

15л.

4

Средний

6

Низкий

44,2

Средний

15

Екатерина

15л.

5,5

Средний

5,5

Высокий

44,7

Средний

16

Оля

14л.

7

Высокий

6

Высокий

6

Высокий

17

Регина

13л.

7

Высокий

6,2

Высокий

6

Высокий

  • Таблица 4

Результаты диагностики уровня тревожности

у детей 12-15 лет (итоговый этап)

№/П

Имя ребенка

Возраст

Уровень реактивной тревожности

Уровень личной тревожности

1

Никита

15л.

29 - низкий

30 - низкий

2

Юра

15л.

33 -умеренный

39 - умеренный

3

Никита

15л.

27- низкий

40 - умеренный

4

Екатерина

15 л.

35 -умеренный

40 - умеренный

5

Татьяна

15 л.

25 - низкий

25- низкий

6

Екатерина

14 л.

30 - низкий

29 - низкий

7

Ирина

14 л.

35 - умеренный

50 - высокий

8

Елена

13 л.

39 -умеренный

38 - умеренный

9

Ирина

12 л.

27- низкий

29 - низкий

10

Артем

12 л.

30 -умеренный

35 - умеренный

11

Юлия

12л.

29 - низкий

30 - низкий

12

Анастасия

15л

33 -умеренный

39 - умеренный

13

Александра

15л.

27- низкий

40 - умеренный

14

Марина

15л.

35 - умеренный

50 - высокий

15

Екатерина

15л.

39 -умеренный

38 - умеренный

16

Оля

14л.

27- низкий

29 - низкий

17

Регина

13л.

30 -умеренный

35 - умеренный

Социометрическая техника исследования малой группы

        Объединение  насчитывает 17 учащихся, из них 4  мальчика  и 13 девочек.

        Я поставила воспитанникам  вопросы:

1. “С кем из воспитанников  своего объединения  я предпочитаю заниматься вместе?

2. “С кем из  воспитанников  своего объединения я не хотел(а) бы заниматься вместе?         Причем учащиеся не были ограничены количеством выборов, т.е. я использовала  непараметрическую социометрию.

        В результате обработки полученных данных я получила социометрическую матрицу

Фамиллия Имя

Кого выбирают

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+

1

Никита Б.

+

+

2

2

4

2

Юра Г.

+

3

1

4

3

Никита Д.

+

-

+

2

1

4

4

Екатерина Е.

+

+

+

+

-

3

3

6

5

Татьяна И.

+

+

+

5

0

5

6

Екатерина И.

+

+

2

1

3

7

Ирина К.

+

+

+

5

1

6

8

Елена К.

+

3

0

3

9

Ирина Н.

+

+

+

+

+

+

3

2

5

10

Артем Р.

+

+

+

-

+

1

0

1

11

Юлия Ф.

-

1

0

1

12

Анастасия Х.

 +

+

+

+

3

0

3

13

Александра Ш

+

+

+

+

3

1

4

14

Марина Ш.

+

+

+

+

4

0

4

15

Екатерина П.

-

+

1

3

4

Положительные выборы

Отрицательные выборы

Всего выборов

Социометрический

статус

2

2

4

10

3

1

4

5

2

1

4

8

3

3

6

7

5

0

5

1

2

1

3

9

5

1

6

2

3

0

3

4

3

2

5

6

1

0

1

11

1

0

1

11

3

0

3

4

3

1

4

5

4

0

4

3

1

3

4

12

        На основе этой матрицы можно вычислить индивидуальные индексы социометрического статуса воспитанников, индексы экспансивности .

        На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий — Татьяна И.,Ирина К,Юрий Г.антипатий  и членов группы, которые отвергаются классом  Артем Р., Екатерина Е

                Групповой индекс сплоченности для данного класса равен 0,04, индекс конфликтности равен 0,003, индекс экспансивности равен 0,44.

        На основе социоматрицы можно построить социограмму (Приложение 2), по которой наглядно представлены социометрические позиции всех учащихся.

        В объединеии  выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности:

  1. Никита Б. Никита Д
  2. Татьяна И. Ирина К.
  3. Александра Ш,Марина Ш

Итоги реализации разработанной программы по организации благотворительных акций  позволили сделать выводы:

  1.  В процессе  анализа  психолого-педагогической и социально-педагогической  литературы (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, СТ. Шацкий,Макаренко,Э.Г.Костяшкин,Д.И.Фельдштейн, Б.Н. Алмазова,С.А.Беличевой, И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, А.Е. Личко, К.С. Лебединской ) было выявлено ,что организация благотворительных акций в системе дополнительного образования детей  из неблагополучных семей, имеет небольшой социально-педагогический опыт.
  2. Организация благотворительных акций влияет  на процесс  социализации личности ребенка, на формирование его духовных и нравственных ценностей.
  3. При  изучении  особенностей социально-педагогической  деятельности  в системе дополнительного образования пришла к выводу, что на современном  этапе данная  деятельность направлена  на решение вопросов   повышения  функционального состояния  подростков.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КРАСНОГОРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Выступление на августовской районной научно-практической

конференции

«Учитель в муниципальной  системе образования»

по теме:

«Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования»

 

Секция «Технологии выявления, развития, поддержки и сопровождения  

талантливых детей».

Выступающий:

Латфуллина Гузель Минулловна

педагог дополнительного образования

п.Красногорский

2010

Методика     Доскина     В.А.,     Лаврентьевой     Н.А.,     Шарай     В.Б., Мирошникова М.П.   «Опросник САН»

Методика   предназначена   для   оперативной   оценки   функциональных состояний:   самочувствия,   активности,   настроения.   Сущность   оценивания заключается в том, что ребенка просят соотнести свое    состояние с рядом  признаков  по  многоступенчатой  шкале.  Шкала состоит  из  семи  индексов (3,2,1,0.1,2.3)   и   расположена   между   30   парами   слов   противоположного значения,    отражающих    силу,    здоровье,    утомление    (    самочувствие    -высказывания №№ 1,2,7,8,13,14,19,20.25,26), подвижность, скорость и темп протекания функций (активность - высказывания №№ 3,4,9.10.15,16,21,22,27,28), а также характеристики эмоционального состояния (настроение - высказывания №№5,6,11,12,17,18,23,24.29,30). Ребенку необходимр выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

        После заполнения отмеченные цифры кодируются следующим образом: индекс 3, соответствует неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за-1 балл; следующий за ним индекс 2 за 2 балла; индекс 1 за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, которой соответственно принимается за 7 баллов.

            Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По этим «приведенным» баллам рассчитывается среднее арифметическое, как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия относительно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

    Опросник

Имя        

Пол        Возраст        

Дорогой друг! Тебе предлагается многоступенчатая шкала для оценки собственного самочувствия, активности и настроения. Шкала состоит из индексов (3,2,1.0,1,2,3) и расположена между 30 парами слов противоположного значения. В каждой паре тебе необходимо выбрать и отметить индекс (цифру), наиболее точно отражающую твое состояние в данный момент

1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое

настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Недеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать

трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Расшифровка теста.

Положительное    состояние    всегда    получают    высокие    баллы,

  а отрицательные -  низкие

 ПРИЛОЖЕНИЕ 7  

Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч.Д.Спилбергена - Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки)

Данная методика является надежным и информативным источником информации о самооценке уровня тревожности (как устойчивая характеристика человека).Каждому испытуемому предлагается заполнить бланк анкеты с

данной шкалой - зачеркнуть соответствующую цифру справа от предложения в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент (высказывания

№1-20)и  как  он  себя  чувствует  обычно  (высказывания  №21-40).  Анкета, предъявляемая испытуемым, носит название «Шкала самооценки».

Данная методика может использоваться с интервалами в 5-6 дней.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психологическими заболеваниями.Шкала самооценки тревожности состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания №1-20) и личностную (ЛТ, высказывания №21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подчитывается по формулам:

       РТ-Е1-Е2+35,

где   Е1   -   сумма   зачеркнутых    цифр    на   бланке    по    пунктам    шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;

Е2       -       сумма        остальных        зачеркнутых        цифр       (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

       ЛТ-Е1-Е2+3558 Прод. прил.№3

где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;

       Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39).

Общий уровень тревожности интерпретируется в соответствии с предложенными авторами границами баллов по тому или иному уровню

тревожности: до 30 баллов - низкий уровень тревожности; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Имя______________________________________________________
      Дата______________________________________________________

Пол______________________________________________________

Возраст___________________________________________________

Дорогой   Друг!   Тебе   предлагаются   фразы  для   оценки  собственного состояния и самочувствия. Подумай и ответь на каждый пункт опросника.

Состояние

Слабо выражено

/балл/

Относитель

но слабо

выражено

/балл/

Относительн

о ярко

выражено

/балл/

Ярко

выраже но

/балл/

1.Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я испытываю                

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

7

3

4

6. Я расстроен

1

2

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

         

3

4

8. Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

1       4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10.Я испытываю чувство

внутреннего

удовлетворения

1

2

3

7

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую сковагнности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден или мне не по

себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

21. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22. Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26. Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4    

27. Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29.Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30. Я вполне счастлив

1

2

3

4

31. Я принимаю все

слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33.Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и вудностей

1

2

3

4

35. У меня бывает хандра

1

2

3

4

36. Я доволен

1

2

3

4

37. Всякие пустякекают и волнуют меня

1

2

3

4

38. Я так сильно  переживаю свои  разочерования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39.Я уровновешенный человек

1

2

3

4

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делахъ и заботах

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...