«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)
методическая разработка

Кондратьева Екатерина Васильевна

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»

(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_semenare.docx293.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

центр детского творчества-01

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»

(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

Составитель:

Кондратьева Екатерина Васильевна,

Методист МБОУДО «ЦДТ» Центрального района

Кемерово 2019

Содержание

  1. Введение……………………………………………………….……………………3
  2. Одаренность, основные понятия, виды…………………..……………..…...........4
  3. Диагностика учащихся………………………………………..……………………9
  4. Тест по определению склонности педагога к работе с одаренными

детьми…...................................................................................................................10

  1. Анкета одаренности  по методике Александра Савенкова (для родителей).....13
  2. Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова………………......17
  3. Методика «Несуществующее животное»……………………………………….24
  4. Методика «Психологический профиль одаренного ребенка»………………....34

     

         

Введение

     Проблема работы с одарёнными детьми является  комплексной проблемой для современного образования. Она включает как теоретическое, так и практическое изучение аспектов детской одарённости, исследование  интеллекта одарённых детей  и принципов их обучения. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее осуществлению различных специалистов, поскольку эта работа включает в себя несколько задач – выявление, обучение и развитие одаренного ребенка. С психологической точки зрения одаренность представляет собой сложный объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы личности. В этой связи организационная и педагогическая работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования должна носить системный характер.

Анализ литературных источников и образовательной практики позволяет констатировать, что к настоящему времени имеются определенные успехи в работе с одаренными детьми. Вместе с тем, не решена главная проблема – как должно быть организовано обучение одаренных детей и подростков? Поиск ответа на поставленный вопрос показал, что в психолого- педагогической литературе обозначены некоторые подходы: обучение человека технике поэтапного развития (В.В.Давыдов, Н.Ф. Талызина, П.К.Энгельмеер), развитие способностей человека путем освоения культурного наследия (Л.С.Выготский) и включения его в конкретную деятельность (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов), дифференцированный подход к развитию личности, учет предрасположенности субъекта к той или иной деятельности (В.Н.Левитов), проблемное обучение (А.М.Матюшкин), создание условий для творчества (Д.Б.Богоявленская) и др.

Существенным для организации обучения одаренных детей является выявление их способностей, от которых зависит успешность разных видов деятельности. В современной науке представлено несколько концепций способностей: наследственной, средовой, деятельностной и социальной предопределенности. Их анализ показывает, что до сих пор в отечественной и зарубежной литературе однозначного и удовлетворяющего всех определения понятия «способности», как и понятия «одаренность», не сформулировано.

Однако разнообразие точек зрения не мешает отметить в них существование общего взгляда на детскую одаренность - повышенный уровень одной или нескольких способностей, на основе которых ребенок имеет возможность достигать высоких и сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди сверстников. В нашем понимании «одаренность» - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети – это дети с высоко развитыми способностями.

Многочисленные исследования учёных- психологов показали, что процесс развития способностей есть процесс развития человека. Развитие умственных способностей, прежде всего, связано с развитием познавательных процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти и т.п. Для педагогов-практиков интерес представляют три категории одаренных в умственном отношении детей:

1.дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2.дети с признаками специальной умственной одаренности;

3.дети, не достигающие особых успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Сложность и многогранность феномена детской одаренности затрудняет задачу отбора одаренных детей для последующего их обучения.

Как показал теоретический анализ этой проблемы, в большинстве случаев критериями отбора одаренности учащихся служат:

  • коэффициент умственного развития;
  • развитое творческое мышление;
  • высокая академическая успеваемость;
  • высокий уровень развития общих и специальных способностей;
  • коммуникабельность и стремление к лидерству;
  • повышенная мотивация и настойчивость в достижении поставленных целей и др.

Проведенные в последние годы исследования позволили существенно пересмотреть критерии отбора одаренных детей, поскольку признано существование не только актуальной, но и потенциальной одаренности. В отечественной психолого-педагогической литературе диагностика одаренности опирается на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность процесса диагностирования; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.

Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Следовательно, относительно учреждений дополнительного образования детей, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора перейти к диагностике прогноза и развития.

В основе анализа проблем обучения одарённых должны лежать принципы организации образовательного процесса, определяющие цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляющиеся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Наиболее приемлемыми принципами обучения одарённых детей являются принципы эвристического обучения: личностного целеполагания; выбора индивидуальной образовательной траектории; межпредметной интеграции; продуктивности обучения; первичности образовательной продукции учащегося; ситуативности обучения; образовательной рефлексии.

Несомненно, что проблема обучения одарённых детей в учреждении дополнительного образования, как и сама детская одарённость в целом,  носит комплексный характер и нуждается в комплексном подходе к ее решению.

Особое значение для развития детской одаренности имеет диагностика, которая позволяет выявлять одаренных детей с помощью разнообразного диагностического инструментария и может осуществляться на трех уровнях: концептуальном, методическом и организационном. Оценка ребенка как одаренного в результате диагностики не должна являться самоцелью.

Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами специальной организации обучения и развития, психологической помощи ребенку в этих процессах.

Следовательно, основополагающими  принципами организации образовательной деятельности с одаренными детьми должны стать принципы эвристического обучения, обеспечивающие свободу самовыражения.

   - С учетом психологических механизмов умственного развития одаренного ребенка в условиях дополнительного общего образования наиболее целесообразной педагогической моделью обучения следует признать модель свободного развития, которая вбирает в себя различные ключевые психологические элементы – свобода индивидуального выбора, диалогичность индивидуального сознания, целостный личностный рост, обогащение ментального опыта, разнообразие способов деятельности, познавательный интерес.

 - Создание условий для реализации модели свободного развития одаренного ребенка в учреждениях дополнительного образования связано с подготовкой специальных программ обучения, выбором типа обучения, наличием квалифицированных кадров, привлечением детей в «школы для одаренных» исключительно на добровольной основе.

                             

2.  Одаренность, основные понятия, виды.

Способности −

 индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант −

выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность

 высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность- 

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, −  которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда − выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности −

это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются  в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его деятельности;

Одаренные дети

это дети, которые отличаются высокими функциональными − или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной .

Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка

1. Наличие специфических стратегий деятельности;

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть  −в сложном простое, а в простом  сложное;

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка:

 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие;

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

Академическая одаренность

Мотивационно-личностные характеристики;

Способности к обучению

Творческая одаренность

Художественная одаренность;

Вокальная одаренность;

Артистическая одаренность;

Литературная одаренность;

Конструкторская.

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность;

Хореографическая.

Коммуникативная одаренность

        Социально-личностная одаренность

Лидерская одаренность.

3. Диагностика учащихся

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Психоразвивающая работа педагога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми: методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума. Многие педагоги успешно аппробировали и применяют тесты психодиагностики творческого мышления Туник Е.Е. (модифицированные тесты Гилфорда и Торренса), тест структуры интеллекта Р.Амтхауера, методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) для исследования познавательной активности одаренных детей, а также для изучения личностных особенностей и эмоционального состояния подростков использовалась методика Нюттена “Незаконченные предложения” и психогеометрический тест. Исходя из вышесказанного важно отметить, что феномен детской одаренности до конца еще не изучен,  поэтому ведущие ученые, великие педагоги, талантливые психологи продолжают изучение вопросов выявления одаренных детей, их слабых и сильных сторон как в структуре интеллектуальной деятельности, так и в личной, эмоционально-волевой сфере и сфере общения.

        Задача же практикующего педагога, человека изо дня в день работающего с детьми выстроить свою работу, исходя из предложенных методик, и главное, своевременно, аккуратно и грамотно корректировать ее.

Правила проведения диагностики

1. Педагогу, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому. Создать искреннюю, доверительную атмосферу.

2. Предлагая детям честно и искренне отвечать на вопросы, необходимо убедить их, что их не будут преследовать за честные ответы.

3. Анкеты чаще всего следует делать анонимными.

4. Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения.

5. Результаты обязательно должны быть доведены до сведения обучающегося.

6. Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние ребенка или его положение в объединение.

7. Беседуя по результатам анкетирования с обучающимся индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами.

8. Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять путем педагогических наблюдений за поведением ребенка.

9. Полученную информацию о ребенке следует учитывать при организации занятий, воспитательных мероприятий.

4. Тест по определению склонности педагога к работе

с одарёнными детьми

(см. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям. / А.И. Доровской. -

М., Российское педагогическое агентство, 1997. - 309 с.)

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одарёнными детьми могут быть улучшены?

А. Да

Б. Нет, они и так достаточно хороши.

В. Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.

2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными детьми?

А. Да, в большинстве случаев.

Б. Нет.

В. Да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей?

А. Да

Б. Да, при благоприятных обстоятельствах.

В. Лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одарённых детей?

А. Да. Наверняка.

Б. Это маловероятно.

В. Возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий положению дел?

А. Да

Б. Часто думаю, что не сумею.

В. Да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

А. Да, это меня привлекает.

Б. Нет, меня это не привлекает.

В. Всё зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?

А. Да

Б. Удовлетворяюсь лишь тем, что есть.

В. Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решена, но её решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

А. Да

Б. Нет, достаточно знаний передового опыта.

В. Нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то:

А. Продолжаете упорствовать в начинании нового дела.

Б. Махнёте рукой на затеи.

В. Продолжите делать своё дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

А. Да

Б. Не совсем легко.

В. Болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его подбодрить?

А. Не всегда.

Б. При хорошем настроении.

В. В основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

А. Да, конечно.

Б. Запоминаю только то, что меня интересует.

В. Всего вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

А. Да, без затруднений.

Б. Да, если этот термин легко запомнить.

В. Нет.

14. Учащийся задаёт Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия.

А. Вы уклоняетесь от ответа.

Б. Вы тактично переносите ответ на другое время.

В. Вы пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то:

А. Можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.

Б. Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.

В. Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.

16. На вопросы по моему направлению мне импонируют следующие ответы учащихся:

А. Средний.

Б. Достаточный.

В. Оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете:

А. Решать проблемы, связанные с работой.

Б. Почитать интересную книгу.

В. Погрузиться в мир Ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия. Решаете прекратить это дело, если:

А. По Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.

Б. Вы более или менее довольны.

В. Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

За ответ А-3. За ответ Б-1. За ответ В-2.

Результаты:

49 и более баллов: Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют ваших дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

5. Анкета одарённости А. И. Савенкова

Анкета для родителей

    Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

Инструкция: Уважаемый родитель  в  начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно–художественной, музыкальной одарённости,  литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы  определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив  утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

  • в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
  • становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
  • способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
  • охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
  • обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
  • любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
  • может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  1. В сфере музыкальной одаренности:
  • проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поет;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
  • любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  1. В сфере литературной одаренности:
  • любит писать и сочинять рассказы и стихи;
  • может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
  • рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
  • выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
  • умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
  • склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
  • умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  1. В сфере артистической одаренности:
  • легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
  • интересуется актерской игрой;
  •  меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
  • разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
  • склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
  • стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
  • с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
  • любит игры–драматизации.

  1. В сфере технической одаренности:
  • интересуется механизмами и машинами;
  • может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
  • любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
  • любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
  • читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
  • любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
  • проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
  • быстро и легко осваивает компьютер.

  1. В сфере лидерской одаренности:
  • Инициативен в общении со сверстниками;
  • сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
  • легко общается с детьми и взрослыми;
  • улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
  • часто руководит играми и занятиями других детей;
  • склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  1. В сфере спортивной одаренности:
  • энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
  • любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
  • часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
  • бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
  • движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
  • любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
  •  предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
  • физически выносливее сверстников.

  1. В сфере интеллектуальной одаренности
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая  и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие  возможности.

Результаты анкетирования

ФИО ребенка:__________________________________

Сфера одаренности

Кол-во ответов

«да»

Кол-во ответов

 «нет»

В сфере изобразительно-художественной одаренности

В сфере музыкальной одаренности:

В сфере литературной одаренности

В сфере артистической одаренности

В сфере технической одаренности

В сфере лидерской одаренности

В сфере спортивной одаренности

В сфере интеллектуальной одаренности (по А. Хаану и Г. Кафу)

6. Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова

     Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. 
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. 
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. 
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. 
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер. 
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

лист ответов

7. Методика «Несуществующие животное»

Обзор

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Инструкция

"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

 

Инструкция для группового тестирования

(расширенный вариант)

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.

Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

  Анализ. Интерпретация. Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры.

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии.

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности.

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название.

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

 

 

8. Психологический профиль одаренного ребенка

 

1. Опросник «Каков Ваш творческий потенциал»

ОПИСАНИЕ 
Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности.

Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Уровень творческого потенциала можно определить с помощью предлагаемого ниже опросника.

ОБРАБОТКА

 Подсчитайте общее количество баллов следующим образом: 
за ответ "а" - 3 балла, 
за ответ "б" - 1 балл, 
за ответ "в" - 2 балла. 
Вопросы: 
1, 6, 7 определяют границы Вашей любознательности, 
2, 3, 4, 5 - веру в себя, 
8 и 14 - постоянство, 
9 - амбициозность, 
10 - зрительную память, 
11, 12 - слуховую память, 
13 - Ваше стремление быть независимым, 
15, 16 - способность абстрагироваться, 
17 - степень сосредоточенности. 
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажут уровень Вашего творческого потенциала.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Уровни выраженности: 
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества. 
22-45 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете. 
21 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

ИНСТРУКЦИЯ: «Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа».

Текст опросника

 

1. Считаете ли Вы что окружающий Вас мир может быть улучшен? 
а) да; 
б) нет, он и так достаточно хорош; 
в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? 
а) да, в большинстве случаев; 
б) нет; 
в) да, в некоторых случаях.


3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете? 
а) да; 
б) да, при благоприятных обстоятельствах; 
в) лишь в некоторой степени.


4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? 
а) да, наверняка; 
б) это маловероятно; 
в) возможно.


5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание? 
а) да; 
б) часто думаю, что не сумею; 
в) да, часто.


6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете? 
а) да, неизвестное меня привлекает; 
б) неизвестное меня не интересует; 
в) все зависит от характера этого дела.


7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства? 
а) да; 
б) нет, я хочу научиться только самому основному; 
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.


8. Когда Вы терпите неудачу, то: 
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; 
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; 
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.


9. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: 
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; 
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; 
в) преимуществ, которые она обеспечивает.


10. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? 
а) да; 
б) нет, боюсь сбиться с пути; 
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.


11. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь? 
а) да, без труда; 
б) всего вспомнить не смогу; 
в) запоминаю только то, что меня интересует.


12. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения? 
а) да, без затруднений; 
б) да, если это слово легко запомнить; 
в) повторю, но не совсем правильно.

13. В свободное время Вы предпочитаете: 
а) оставаться наедине, поразмыслить; 
б) находиться в компании; 
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.


14. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда: 
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; 
б) Вы более-менее довольны; 
в) Вам еще не все удалось сделать.


15. Когда Вы один, то: 
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных; 
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; 
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.


16. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: 
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь; 
б) только наедине с собой; 
в) только там, где будет не слишком шумно.


17. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то: 
а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы оппонентов; 
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; 


в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 

https://myslide.ru/documents_4/57dfcfdcd6024c9326e9505d02bbea82/img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с...

Способы решения педагогических и детских проблем при организации работы с одаренными детьми в среде дополнительного образования

Многие взрослые люди  думают, что одаренный  ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет  проблем  в образовательно...

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...