Выступление в рамках работы школьного круглого стола «Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода» на тему «Система работы с одаренными учащимися в школе» педагога дополнительного образования Андрущенко А.Н.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Андрущенко Анатолий Никифорович

                                                         Цель системы:

 1.Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

 2.Формирование системы  социально-психологической  поддержки одаренных и способных детей.

                                      Задачи системы:

 - совершенствование системы выявления, развития  и сопровождения одарённых учащихся;

 -выбор оптимальных форм и методов работы;

 - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

 - расширение возможностей для участия способных и одарённых

 учащихся в олимпиадах, турнирах, соревнованиях и конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление в рамках работы школьного круглого стола «Работа с одаренными детьми на основе компетентностного подхода»

на тему «Система работы с одаренными учащимися в школе»

педагога дополнительного образования Андрущенко А.Н.

                                                         Цель системы:

 1.Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

 2.Формирование системы  социально-психологической  поддержки одаренных и способных детей.

                                       Задачи системы:

 - совершенствование системы выявления, развития  и сопровождения одарённых учащихся;

 -выбор оптимальных форм и методов работы;

 - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

 - расширение возможностей для участия способных и одарённых

 учащихся в олимпиадах, турнирах, соревнованиях и конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

 Реализация системы призвана способствовать:

 - созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых  учащихся;

 - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

 педагога  для работы с одарёнными детьми;

 - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

 - повышению качества образования и воспитания школьников;

 - формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:

 - разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для

одарённых и способных детей;

 - организация школьных олимпиад, соревнований, турниров, конкурсов и др. мероприятий;

 - приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

 - приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;

 - организация тесного взаимодействия со спортивными клубами, медработниками и психологической службой.                                                                                                                  

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния.

Потенциал общества во многом определяется  выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы  одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно  с развитием образования, которому присущи унификация и  профильность, с ужесточением требований молодежного рынка  труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой  молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и  творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа  с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне  необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним  из приоритетных направлений в школе.

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа".

На базе школы действуют спортивные секции ОФП- 3; туризма-1; волейбола -4 и баскетбола  - 5.

- по общефизической подготовке: 3 группы по 15 человек;

-туризму: 1 группа 15 человек;

-волейболу: 4 группы по 15 человек;                                                                                                

-по баскетболу: 5 групп  по 10-15 человек,

Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

 1. Выявление одаренных детей.

 1.Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

 3. Накопление методического фонда по данному вопросу.

 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

 5. Проведение олимпиад, соревнований, турниров, конкурсов и других мероприятий позволяющих учащимся проявить свои способности.

 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный

 момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.        

 1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми.

 2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне.

 3.Сопровождение одарённых детей ( в отдельных случаях и после окончания школы).

                                Формы работы с одаренными учащимися:

- индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;

- спортивные секции и клубы;

- участие в олимпиадах;

 -работа по индивидуальным планам;

- спортивные соревнования и турниры.

                 Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности  -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях, турнирах  и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми необходимо учитывать, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.  Здесь  и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию.  Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я- дружная семья», «Веселые старты», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Необходимо включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений,  инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности,  которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах  различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

 -секционные занятия по видам спорта;

 -спортивные соревнования, турниры;

 - конкурсы;

 - участие в олимпиадах;

 - работа по индивидуально-групповым планам;

 -сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных клубов,                                                                               сотрудничество с другими школами.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Как результаты  работы с одарёнными детьми, можно отметить победы школьных команд в школьных баскетбольной лиге (КЭС-БАСКЕТ), мини-футбольной, волейбольной на региональном уровне, регулярное участие наших детей в муниципальном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре, успехи в соревнованиях по видам спорта. Неоднократно учащиеся нашей школы поступали для профильного обучения в факультеты физического воспитания: Дмитренко Е. –реабилитационная медицина,        Черепнев Я.- менеджер в спорте.

Данная программа «Одаренные дети» направлена на формирование у детей: активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Решение: - Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

        -  Оптимальный вариант занятий учащегося школы не более чем в двух секциях (должно быть согласовано с педагогами и классным руководителем).

        -  Окончательное комплектование учащихся в спортивных секциях школы производить до 1 октября текущего учебного года.

        -  Привлечение, уже занимающихся в спортивных секциях образовательного учреждения в другие профили секций, осуществлять по согласованию с учителями-педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад по теме "Система работы с одаренными детьми"

Выступление зам. директора по УВР Гаязовой Р.Ф....

Презентация научной разработки по теме:"Система работы с одаренными детьми в условиях углубленного изучения математики"

1. Цели исследования.2. Задачи исследования.3. Объект исследования.4. Предмет исследования.5. Гипотеза исследования.6. Методы исследования.7. Одаренность.8. Принципы обучения одаренных детей.9. Требов...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.

В нашей школе начал работу образовательный проект «Одарённые дети». Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости учащихся,  делаются соответствующие выводы. Педагоги изучают мет...

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Круглый стол "Работа с одаренными детьми"

    Каждый ребенок по-своему неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы творить свою жизнь, найти себя. Сколько детей столько и способностей, которые зависят от психофизиологических ос...

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"

Презентация на тему: "Система работы с одаренными детьми в дополнительном образовании"...