Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»
статья на тему

Мингазова Лилия Талгатовна

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обществе и общественных отношениях. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя себя, решать проблемы общества, умеющей применять полученные знания и навыки в постоянно меняющемся окружающем мире, стать успешным в рамках выбранной специальности или деятельности. Это предполагает построение такого образовательного пространства, такой особой среды, в которой каждый ученик школы сможет самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_zasedanii_rmo.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мингазова Л.Т., учитель иностранного языка   МБОУ «Муралинская ООШ Кайбицкого МР РТ»

Выступление на тему:

«Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Новые подходы к развитию массовой школы отражены в документах по модернизации российской системы образования, выражаемой в новых целях и ценностях образования, новом содержании образования, в инновационных технологиях и методиках преподавания. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обществе и общественных отношениях. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя себя, решать проблемы общества, умеющей применять полученные знания и навыки в постоянно меняющемся окружающем мире, стать успешным в рамках выбранной специальности или деятельности. Это предполагает построение такого образовательного пространства, такой особой среды, в которой каждый ученик школы сможет самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Наша школа при помощи специально разработанных тестов, диагностик успешно выявляет таких детей, направляет свою деятельность на развитие их одаренности, вовремя оказывает педагогическую поддержку одаренным детям. Педагоги создают творческие программы, делают процесс развития одаренности детей непрерывным, совершенствуются в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.

Приятно осознавать себя звеном в одной большой цепи, которая связывает всех воедино: детей, педагогов, родителей, учреждения системы дополнительного образования.

В школе  разработана и реализуется программа «Создание благоприятной развивающей среды для выявления и развития одаренных детей». Как выявить таких детей? Как направить деятельность педагогов на развитие одаренности? Как вовремя оказать педагогическую поддержку одаренным детям? Как сделать процесс развития одаренности детей непрерывным? Эти и другие вопросы – решает программа «Одаренные дети», которая успешно реализуется на базе школы.     

Для достижения цели программы творчески работающие педагоги школы реализуют ряд задач раннего выявления, отбора, поддержки, стимулирования и интеллектуального, эстетического, физического развития одаренных детей. В моей системе работы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, полет фантазии и простор для деятельности. Учитывая это, я построила свою работу, направленную на положительную динамику развития знаний, умений и навыков ребенка в первую очередь на уроках, а затем во внеурочное время. На протяжении 23-х лет я, как учитель предметник, активно с интересом для себя, работаю в этом направлении.

Я широко ввожу в практику современного обучения проектную технологию. Эта форма очень нравится учащимся. Им приходится много думать, читать, ходить в библиотеку и учиться работать в сотрудничестве над проектом. Для повышения эффективности обучения использую информационные технологии. После завершения каждой учебной темы предлагаю либо составить устное высказывание, либо написать сочинение по теме, либо сделать постер, а одаренные дети, как правило, берутся за самое сложное задание- составить компьютерную презентацию и выступить с ее защитой.

 Изо дня в день, из урока в урок я веду каждого ребёнка по дороге самосовершенствования. Этому же служит и система «Портфолио», разработанная мной в начале педагогической деятельности, и сейчас я считаю её очень эффективной. Всем желающим в конце года предлагается сдать папку с разнообразными заданиями: написать реферат, описать картинку, портрет человека, перевести русскую заметку на английскиё язык, написать эссе, письменно перевести текст с английского на русский, выполнить коллаж «Unique Me», написать отзыв о прочитанной книге английского или американского писателя.

В групповом методе работы особое место отводится одаренным детям. Только они могут играть роль самого главного в группе, который руководит всей работой и в ответе за результат, за исходный продукт. Моя задача - умело, с учётом способностей каждого, распределить учащихся по группам.

Внеурочная работа так же способствует выявлению и развитию способных, талантливых детей, развитию коммуникативных навыков и умений. На предметной неделе иностранного языка проводится  конкурс газет,  КВНы между классами, викторины «А знаешь ли ты…?»,  день игр и день сказок на иностранном языке для начальной школы. Заключительный день недели – День Английского Языка с подведением итогов, награждением на линейке, английскими композициями  на переменах, общением детей в неформальной обстановке с учителями английского языка . Следовательно, формируются и развиваются способности, необходимые для общения, сотрудничества на иностранном языке в различных сферах. Большое значение в повышении мотивации изучения иностранного языка имеют праздник Рождества (на двух языках), вечер, посвящённый Дню Святого Валентина, Хеллоуин и мн.др.

Считаю своей основной миссией развитие личности ребенка, т.е. стремление к более полной реализации личностного потенциала. Мы буквально «выращиваем» способности каждого ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, районных турах предметных олимпиад, во всероссийском  конкурсе «Snail- Улитка». А всесторонне одарённые дети участвуют в многопрофильном конкурсе «Ученик года», «Выпускник года», где они выполняют ряд задач на английском языке. Имеет свои положительные результаты и тестовая методика: углубляются и расширяются базовые знания учащихся, закрепляются имеющиеся знания, происходит поэтапная подготовка к ЕГЭ (есть положительные отзывы как педагогов, занимающихся тестовой методикой, так и самих учащихся). В этом году учащаяся 9 класса Гибадуллина Э.  по результатам анкетирования получила приглашение в языковой лагерь “Шэхес” , где в течении 18 дней наряду со своим здоровьем улучшила языковые способности.

Для более успешного изучения языка я внедряю в свою практику новые педагогические технологии: использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время, обучение в сотрудничестве, групповую работу, использование Интернета во внеурочной деятельности. Для ежегодного традиционного конкурса песен на английском языке мы сотрудничаем тесно с Интернетом,  с отделом образования, Центром внешкольной работы «Эко». Для создания условий коммуникативной адаптации к языковому миру и для использования иностранного языка как средства общения в современном мире, наша школа  проводит конкурсы чтецов на английском языке, конкурсы постеров на заданную тематику, экскурсии по школе, конкурс презентаций на экологическую тему, т.к. экологические проблемы не имеют границ. Учащаяся  8 класса Гибадуллина Э. заняла призовое место на районном этапе регионального   конкурса «Говорим и поем по английски» и участвовала   на региональном этапе.

Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность через НОУ учащихся в подготовке к этическим чтениям. и учебно-исследовательскую деятельность через НОУ учащихся. Темы, которые выбирают обучающиеся, связаны с воспитанием и формированием уважительного отношения к семье, природе, Родине, животным.

На этом этапе   урочная и внеурочная деятельность организована как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. раскрываемых на таких событиях, элективный курс «Take me to work!», кружок «Весёлый английский», творческий зачет (составление викторины по Австралии), ролевые тренинги.

Используются  разнообразные формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады; создаются  благоприятные условия для развития и обучения ребенка в рамках нашей школьной программы по развитию одарённых детей.

Педагогический коллектив школы, в соответствии с программой, создаёт специально организованную среду для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей, обладающую богатством возможностей в выборе средств и способов для максимального выражения их творческих способностей. Наши учебные программы и образовательная среда дают возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным. Другими словами, образовательная среда должна обеспечивать возможность для того, чтобы каждый учащийся мог найти свою «экологическую нишу» для своего развития. Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожими друг на друга, понимали и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и как сложится его судьба. Программа развития одаренных детей помогает решить эти проблемы. Совсем не хотелось бы, чтобы наши дети когда-нибудь сказали словами А.С. Пушкина: «Нас всех учили понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь,// Так воспитаньем, слава Богу, // У нас не мудрено блеснуть».

Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч. Надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы, как Великий Учитель, должны дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, Умений и Навыков, который станет для него необходимой частью жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Методики выявления и развития математической одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

В статье  представлено  обобщение  опыта работы с одарёнными детьми в использовании  диагностических знаний, методик и тестов по выявлению и развитию математической  одареннос...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...