Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
статья на тему

Фролова Ольга Федоровна

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы с одарёнными детьми  

в учреждении дополнительного образования

1.        Понятие «Одарённый ребёнок» в психолого-педагогической литературе

                   Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Способность, одаренность могут проявиться только через результативную деятельность, путем создания конкретных продуктов. Одновременно в этой деятельности способности (а в конечном счете – одаренность) учащихся черпают источник и средство своего развития.

Каждый педагог и управленец, сталкиваясь с необходимостью работы с одаренными детьми, задается двумя вопросами. Что такое одаренность? В чем особенности работы с одаренными детьми?

               Этот, на первый взгляд, простой вопрос требует весьма пространного ответа и обращения к истории проблемы.

             Люди с исключительными способностями привлекали к себе внимание во все времена. Благодаря их открытиям, человечество выжило и поднялось на высшие ступени развития. Древний человек был обязан своим сородичам, обладавшим такими ценными дарами, как способность предсказывать климатические изменения, сообразительностью в охоте, рыбной ловле и быту, физической силе и ловкости.

           И вот уже в Древней Греции Платон видел возможность спасения общества в учете индивидуальных различий, в способностях. Идея Платона сохранилась в веках и находила как сторонников, так и противников. Гораздо сложнее обстояло дело с ее претворением, которое упиралось в вечный вопрос: «А на основании чего вести разделение и отбор по индивидуальным различиям в одаренности?» Древние греки воспринимали гениальность как воплощение божественности в человеке, как вмешательство сверхъестественных сил. Многие известные греческие мыслители (Пифагор, Эмпедокл, Сократ) искрение полагали, что их собственная мудрость есть результат работы богов или демонов.

           Человечество медленно и долго отходило от взгляда на одаренность, гениальность как воплощение божественного. Процесс шел через обращение к противному - гениальность как воплощение дьявольского. Мы находим следы более чем векового мифа о связи таланта и психических отклонений. В основе мифа вера естествоиспытателей и врачей эпохи Ренессанса в то, что каждый индивидуум наделен определенным количеством нервной энергии и ее повышенная растрата ведет к неизлечимым, душевным заболеваниям. Погруженность в  учение, размышления, грандиозные идеи и озарения воспринимались как неоправданные траты энергии, как отклонения. Отсюда стремление родителей оградить своих детей от усиленной умственной деятельности, встречающееся еще и сейчас.

      Что нам дает этот экскурс, в столь давние времена и в столь странные воззрения? Он позволяет понять, почему последующим поколениям исследователей было трудно перейти к новым принципам определения того, что такое одаренность. Ведь главным во всех исканиях было мнение о том, что одаренность (или, словами древних, гениальность) представляет собой некую неизменяемую данность, обусловленную единственным источником, будь то божественность или общее количество нервной энергии.

        У Френсиса Гальтона таким источником явился генетический фонд, наследуемый детьми. Он был убежден, что доказал генетическую передачу талантов разного рода.

           Основываясь на введенных Гальтоном представлениях исключительности нормы, психологи начали применять статистические методы измерения индивидуальных особенностей, что привело их к более дифференцированному анализу содержания и структуры одаренности. Это был важный момент в развитии дифференциально-психологических воззрений, но, к сожалению, при этом одновременно замедлился процесс углубленного понимания самого смысла одаренности: были разработаны первые шкалы и тесты для измерения умственного развития, что означало довольно несложную возможность выявления как недостижения, так и превышения установленных норм. Работа Ф. Гальтона послужила стимулом для создания первой шкалы для измерения развития интеллекта А.   Бине и Т.   Симоном (1905г.).

            Шкала была адаптирована Л. Терменом к условиям США и применена им для выявления интеллектуально одаренных. Фактически интеллектуальная одаренность была определена через эту шкалу как высокий коэффициент умственного развития. Л. Термен  отобрал для первого лонгитюдного исследования одаренных детей на основе того, что их IQ был равен или выше 140.

Л. Холлингуорт, чей выдающийся вклад в изучение одаренности нашел широкое признание, также применяла IQ в качестве основы при отборе одаренных для их изучения и работы с ними. Но в 1931 г. она писала: «Под одаренным ребенком мы имеем в виду такого, который обучается гораздо быстрее, чем большинство детей. Эта более высокая обучаемость может быть в области искусства, музыки или рисования; она может быть в сфере механики или может состоять в исключительной мощи достижений в области грамотности и абстрактных понятий».

          В этом высказывании содержится более широкий подход к пониманию одаренности, включающий такой критерий, как обучаемость.

Хотя показатель IQ кажется весьма узким основанием для диагностики одаренности, данные говорят о том, что люди с исключительными достижениями обладают коэффициентом умственного развития  выше среднего.

         Еще в 1926 г. К. Кокс  провела приблизительную оценку IQ выдающихся исторических личностей, который оказался равным 159. В числе этих личностей были Моцарт, Вольтер, Гете, Эдисон. Исследовательница нашла, что философы обладают наиболее высокими средними показателями (IQ - 173), за ними следуют ученые (164), писатели (164), художники (150) и военные (133).

          Под влиянием времени определения одаренности начали расширяться: действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации только на интеллект. Например, жизнь доказывала, что высокие показатели интеллектуального развития не являются гарантией выдающейся карьеры или выдающихся творческих достижений. В то же время иногда учащиеся, не блиставшие в школе, пополняли число людей, которые внесли весомый вклад в развитие всего человечества. Подобные «курьезы» заставляли исследователей вновь  и вновь обращаться к вопросу: а какие виды одаренности были выпущены из поля зрения и почему? В Америке в психологии и образовании эта проблема стала решаться под влиянием взгляда на одаренность как способность к издающимся достижениям в любой социально значимой сфере.

           Наконец, в 1971 г. в официальном докладе государственного отдела образования США Конгрессу было предложено следующее определение одаренности: «Одаренными и талантливыми детьми являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как способные к высоким достижениям в силу выдающихся талантов. Именно эти дети требуют дифференцированных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать себя и сделать вклад в развитие общества. Дети, способные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их в данный момент, но иметь возможности к этому, в любой из следующих областей, в одной или в сочетании:

        общая интеллектуальная способность;

        специальная академическая одаренность;

        креативное или продуктивное мышление;

        лидерские способности;

        художественные и исполнительские искусства;

        психомоторная способность.

         В отечественной психологической школе (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) популярен деятельностный подход, при котором одаренность оценивается по результатам – успеху в какой-либо деятельности. При этом одаренность делится на общую (т.е. к широкому спектру деятельностей) и специальную (к определенным видам деятельности). Принципиальным проявлением одаренности является творческий характер движения к результату – непохожесть процесса его получения по сравнению с известными способами, его нестандартность. Так, И.Я. Лернер разделял одаренность на интеллектуальную и творческую. По А.М. Матюшкину, основа развития одаренности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере его взросления. Признаками одаренности он считает доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования. По Н.С. Лейтесу, формирование, рост способностей происходят всегда в социальной среде, в которой исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать. В этом видится смысл понятия «развитие одаренности», предполагающий в качестве необходимого условия становления одаренности целенаправленную работу по ее выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве природных задатков. К проблеме одаренности проявляли и проявляют пристальное внимание и зарубежные исследователи. Так, Дж. Рензулли понимает под одаренностью сочетание трех характеристик: интеллектуальные способности высокого уровня, творческий подход и высокую настойчивость, мотивированность в реализации поставленных задач. А. Шведел указывает на одаренность как на постепенно возникающее свойство в контексте «человек-среда», в становлении которого значительную роль играет опыт раннего детства. Интенсивность указанного взаимодействия во многом определяет процесс развития одаренности; в этой связи становится понятной важность специального проектирования среды деятельности и развития одаренных детей.

          Большинство авторов указывают на проблемы, связанные с обучением одаренных детей, которые вытекают из дисбаланса их развития: как правило, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей опережает их физическое, нравственное и эмоциональное развитие, что приводит к тому, что к таким детям в школе предъявляются завышенные требования по, например, регуляции поведения. Это требует специальной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми, владения ими такими профессиональными навыками, как способность изменять темп прохождения материала, «сопровождать»  ребенка на пути познания, широкий арсенал воспитательных средств, возможность принимать нестандартные творческие решения. Указанной проблеме уделяет много внимания в своих работах А.И. Савенков, построивший систему работы с педагогами массовой школы по сопровождению и развитию детей.

            Актуальными проблемами современного образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети», концепции механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.

2.        Специфика организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

               Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

                  В общеобразовательной школе не все педагоги способны эффективно действовать в условиях одновременного выполнения Госстандарта и разностороннего развития обучающихся с различными типами мотивации, степени развития познавательных процессов, особенностями эмоциональной и волевой сфер. Дополнительное образование может обеспечить  такую образовательную систему, которая максимально удовлетворяла бы потребностям каждого ребёнка, с учётом его возможностей и склонностей. Ведь ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования имеется возможность выявления одарённости детей путём длительного наблюдения, педагогического анализа поведения ребёнка, с учётом среды, в которой формируются его творческие и интеллектуальные качества, динамики его успешности, темперамента и стиля мышления.

                Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

                Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

               Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

             Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

                Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

            Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

            Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

              Концепция одаренности задает целый ряд принципов и способов работы с одаренными детьми, которые как уже было сказано, могут быть наиболее адекватно реализованы именно в сфере дополнительного образования, одними из главных особенностей которого являются такие как отсутствие жестко регламентированных образовательных программ, многообразие индивидуализированных форм работы с учащимися. Этим определяются следующие факторы перспективности работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования на разных этапах:

-        на этапе диагностики – возможность применения экспертных оценок уровня развития признаков одаренности и их вида, которые могут даваться педагогами, имеющими большую практику работы с одаренными детьми, привлеченными специалистами на основе методов включенного педагогического наблюдения;

-        на этапе развития инструментальной базы деятельности ребенка – разработка индивидуализированных образовательных программ и их материально-технического обеспечения, обеспечивающих индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка с признаками одаренности со своими темпом освоения и спецификой форм учебной работы;

-        на этапе развития мотивационных оснований деятельности ребенка (развития его творческой активности) – создание индивидуальных, значимых конкретно для этого ребенка, стимулов (специфика представления результатов его деятельности, подбор значимых авторитетов и т.д.).

               Традиции сферы дополнительного образования детей предполагают целенаправленную работу над  комплексным совместным развитием способностей, когда каждая из них понимается как безусловная ценность, которую нельзя потерять или приглушить, даже во имя развития, пусть даже ярко выраженной, но одной специальной способности. При этом возникает новое понятие сфера способностей, определяющая совокупность способностей ребенка и систему мотивационного, мыслительного, деятельностного, коммуникативного, рефлексивного и других аспектов их взаимного соотношения. Именно наличие такой сбалансированной сферы обуславливает разностороннее развитие личности ребенка. Указанные особенности организации сферы способностей определяют некоторый, по-видимому, качественный, переход в личностном развитии ребенка. Это новое качество можно обозначить как проявление творческой одаренности.

              Если при традиционном понимании одаренности первоочередной является задача диагностики и отбора детей с врожденными задатками (приоритет инструментального подхода), то в дополнительном образовании д  первоочередной является задача диагностики и отбора творчески активных детей (приоритет мотивационного подхода), а затем диагностики, выявления, развития имеющихся у них способностей, организация их в отдельную сферу через организацию соответствующих этим способностям видов деятельности. Второй, не менее важной, является задача развития творческой активности у детей с выраженными врожденными задатками, но не испытывающих внутренней потребности к их развитию.

             Обозначенное понимание одаренности расширяет значимость этого понятия для педагогической практики в системе дополнительного образования, определяет необходимость планомерных усилий по развитию системы работы с творчески активными детьми, созданию механизмов вовлечения в нее более широкого слоя учащихся.

             Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться прежде всего через мотивацию к деятельности с последующим достижением нестандартных результатов.

             Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей (комплексные, интегрированные, персонализированные).

                  Все виды программ должны разрабатываться с учетом различных видов детской одаренности :

1.        интеллектуальная или умственная одаренность;

2.        психомоторная одаренность (спорт, хореография и т.п.);

3.        практическая одаренность (шитье, вязание и др.);

4.        художественная одаренность;

5.        социальная одаренность (организаторские способности).

                   Формами работы становятся индивидуальные занятия, бенефисы, персональные выставки, сольные концерты и т.д. Среди групповых форм преобладают творческие мастерские и выступления, интегрированные занятия. Среди межгрупповых: смотры, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, дискуссии, общественный смотр знаний и др.

                Фиксация результатов деятельности одаренных детей ведется в следующих формах:  публикации творческого опыта детей, творческие выступления, участие в смотрах, фестивалях-, соревнованиях, олимпиадах, создание художественных каталогов, компьютерный банк данных, картотеки.

Условия успешности реализации обучения:

1.        Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми:

-        безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основным постулатом является «не навреди»;

-         самосовершенствование педагога как в профессиональном плане, так и в личностном.

2. Учет психолого-педагогических особенностей одаренных детей, так как это особые дети, они не желают все принимать на веру, у них высокая самооценка, у них развито чувство самоотрицания, они достаточно самолюбивы, ранимы, среди них много «тугодумов», равно как и тех, кто моментально высказывается вслух, они очень часто могут уходить в себя. Учет психолого-педагогических особенностей включает психодиагностику через тестирование по видам одаренности.

3. Педагогическая и социальная поддержка включает следующие конкретные действия:

-        подбор одаренных детей в творческие группы;

-        предоставление возможностей для развития творческих способностей;

-        социальная адаптация одаренных детей; психологическая поддержка; материальная поддержка; профессиональная ориентация;

-        тесный контакт и сотрудничество с родителями;

-        отслеживание дальнейшего творчества выпускников.

Любая работа предполагает результат, который измеряется определенными критериями.

Можно предложить следующие критерии определения результатов в работе с детьми, что позволит определить, являются ли дети, которые относятся к группе одаренных, таковыми на самом деле.

      Таких критериев у нас получилось шесть:

1.        если способный ребенок обучается по общегрупповой программе, то для одаренного этого мало, ему необходима индивидуальная образовательная программа;

2.        если способный ребенок участвует в итоговых и текущих концертах, выставках, спектаклях, то одаренный представляет персональные выставки, дает сольные концерты, бенефисы или имеет авторские публикации;

3.        если способный ребенок участвует в межгрупповых смотрах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня, то одаренный демонстрирует продуктивное участие в них (то есть входит в число призеров, победителей или лауреатов);

4.        если при фиксации творческого опыта способных детей достаточно бывает количественных показателей, то для одаренных характерны качественные показатели (презентация творческого опыта, творческие выступления, публикации);

5.        если способные дети принимают участие в творческих мастерских, то одаренные могут ассистировать педагогу;

6.        если способные выпускники связывают свою деятельность с данной образовательной областью, то одаренные добиваются высоких результатов в избранной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...

Педсовет "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"

Выступление на педсовете на тему "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"...