Педсовет "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"
статья

Пыхонина Ольга Михайловна

Выступление на педсовете на тему "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_-_talanty.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"

Пыхонина О.М.,

педагог-организатор

МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Цель педсовета: Совершенствование работы с талантливыми учащимися МБОУ ДО "Починковский ЦДО".

План

  1. Актуальность проблемы талантливых учащихся.
  2. Опыт работы с талантливыми учащимися в МБОУ ДО "Починковский ЦДО"
  3. Требования, предъявляемые к педагогам в работе с талантливыми учащимся.
  4. Участие в конкурсах как способ демонстрации способностей талантливых учащихся.
  1. Тема развития таланта у детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Целью Федерального проекта "Успех каждого ребенка" является развитие системы дополнительного образования и поддержка талантливых детей. Одним из направлений воспитания "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" является совершенствование условий для выявления и поддержки талантливых детей.

Развитие и поддержка таких детей в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы развития и поддержки талантливых детей имеет свою специфику и направлено создание условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов таланта.

Талант – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня талантливыми называют детей:

- с высоким уровнем творческих способностей;

- с интеллектом выше среднего;

- достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

- хорошо обучающихся в школе

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Система работы нашего Центра позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая детей, чей талант на настоящий момент может быть еще не проявился, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы Центра.

2. В нашем Центре дополнительного образования обучается более 600 учащихся по 4 направленностям, среди них есть те, кто отличается высокой любознательностью, упорством в достижении цели, творческим мышлением, высокими способностями в каком – либо виде деятельности. В каждом объединении можно выделить таких учащихся.

Педагогами Центра проводится большая работа по выявлению и поддержке талантливых детей.

Первым этапом работы с талантливыми детьми является их выявление. С детьми первого года обучения педагоги проводят беседы, в игровой форме определяют склонности и интересы детей, учитывают мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка.

Далее на занятиях педагоги проводят наблюдение за детьми, выделяют способных, талантливых детей и строят работу по раскрытию и углублению способностей учащихся.

В работе педагоги Центра стараются создать у учащихся мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряют самостоятельное мышление.

Талантливый ребёнок может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Поэтому главная педагогическая задача смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности.

Ребёнок, который впервые пришёл в Центр, ищет реализации своих творческих способностей. Он тянется к искусству, пробует себя в различных направлениях творчества. И здесь важно направить этого ребёнка, помочь выбрать тот вид деятельности, в котором он сможет раскрыться, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным, увлечься этим занятием и достичь определённых результатов. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

Формами работы с талантливыми детьми является индивидуальный подход, использование заданий повышенной сложности, творческих заданий, наставничество в конкурсах и творческих проектах. Педагоги стараются развивать личностные качества ребенка. Талантливые учащиеся обучаются в группе вместе с другими учащимися. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации таких учащихся и одновременно для выявления скрытого до определенного времени таланта, для максимально возможного развития всех учащихся.

Талантливым детям предоставляется возможность проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои силы, стимулируется участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, где такие дети могут показать свои неординарные способности. Это является хорошей мотивацией для их творческого роста. Такие мероприятия очень важны для способных детей ещё и потому, что, общаясь с близкими по духу людьми, они находят новые идеи, приобретают опыт, получают необходимое для них вдохновение.

 При работе с талантливыми детьми педагоги Центра используют следующие принципы обучения:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения - цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Особенно важно при обучении учащихся, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

-принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям талантливых учащихся на разных возрастных этапах;

- принцип преемственности - учащиеся Центра обучаются по дополнительным общеразвивающим программам различного уровня – ознакомительного, базового, углубленного. Закончив обучение по программам ознакомительного уровня талантливый ребенок может продолжить обучение на более высоком уровне сложности.

3. Современный педагог должен быть готов к работе с талантливыми учащимися. Среди качеств, необходимых педагогу талантливых детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, эмоциональную стабильность, увлеченным своим делом, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности.

На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, пришли развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. От педагога требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она "работает" неэффективно.

Наиболее благоприятный стиль работы педагога с талантливыми детьми – совместное творчество. Педагог должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь учащимся сделать самостоятельные выводы и открытия.

Задача педагога - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Талантливый учащийся сам способен себе помочь, если педагог поддерживает его творчество.

4. Для проявления и демонстрации творческих способностей талантливых детей используются такие формы работы как – конкурсы, фестивали, конференции, участие в реализации социально-значимых проектов и другие.

Ежегодно учащиеся нашего Центра занимают призовые места в мероприятиях различного уровня. В текущем учебном году учащиеся показали высокие результаты в таких конкурсах как: Всероссийский творческий конкурс "Моя малая родина" – 2 место (Вероника В., объединение "Мастерская чудес"), Всероссийский конкурс "Российские таланты" – 1 место (объединение "Мастерская чудес",), VIII Межрегиональный фестиваль декоративно- прикладного творчества "Параскева-Рукодельница"  (1 – Г. Дмитрий, 3 – Б. Илья, 2 – П. Денис, 3 – Щ. Денис, объединение "Умелые руки"), областной смотр-конкурс волонтерских объединений "Волонтером быть здорово!" - 1 место (объединение "Мы вместе"), областной конкурс детского и юношеского изобразительного искусства "Я рисую мир" (2 место в зональном этапе – Ш. Дмитрий, объединение "Искусство видеть мир", 1 место в зональном этапе – А. Дарья, объединение "Мастерская чудес") конкурс проектно – исследовательских работ по декоративно – прикладному творчеству "От истоков до наших дней" – (1 место Г. Дмитрий объединение "Умелые руки"), областной проект "Семейная азбука" – (3 место П.Артем,) 3 место семья П. объединение "Мой первый английский") областной конкурс профессиональных достижений "Моя профессиональная карьера" – (1 место – П. Елена объединение "Мастерская чудес", 2 место – О. Наталья объединение "Мы вместе", 3 место – А. Марина объединение "Мастерская чудес") региональный этап Всероссийской экологической акции "Волонтеры могут все" (1 место – Р. Светлана, Н. Анастасия, М. Никита, С. Анна , 2 место – С. Никита, О. Наталья, А. Дмитрий -  объединение "Мы вместе"), региональный конкурс творческих работ "Мой первый учитель" (А. Дмитрий - призер, О. Наталья – победитель, объединение "Мы вместе").

Среди учащихся объединений можно отметить талантливых детей, которые являются неоднократными победителями и призерами мероприятий различного уровня: А. Марина (объединение "Мастерская чудес"), З. Татьяна, П. Дарья, Л. Лилия, Л. Валерия, Ш. Александр, А. Дарья (объединение "Мастерская чудес"), М. Никита, С. Никита, Р. Светлана, О. Наталья (объединение "Мы вместе"), Щ. Татьяна, Г. Дарья (объединение "Искусство видеть мир"), Г. Дмитрий, Б. Илья, Щ. Денис (объединение "Умелые руки"), А. Анастасия, В. Данила (объединение "Моя планета").

За активную работу в объединении талантливые учащиеся нашего Центра регулярно принимают участие в конкурсных отборах на участие в тематических сменах детских оздоровительных лагерей.

Центром проводится большая работа по выявлению и поддержке талантливых учащихся. В Центре работает творческий и высокопрофессиональный коллектив педагогов. Любая победа – это не случайность, и не только показатель необыкновенных способностей учащегося. Это результат длительного, кропотливого совместного труда учащегося и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с социально одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Проблема выявления и  развития одаренности детей в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с...

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования

Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...