Образовательная программа "Робинзоны Зелёного мира"
рабочая программа (6 класс) по теме

Семёнова Наталья Геннадьевна

Программа имеет экоого-биологическую направленность. В её основу положена книга Н. М. Верзилина "По следам Робинзона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenovoy_n.g._robinzony_zelenogo_mira.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 182                        

           КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА    САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

         ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

ГБОУ СОШ № 182

Санкт-Петербурга

Протокол №  1

от « 31 августа » 2012г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 182

_______________ (В.В.Адамович)

« 31 » августа 2012г.

                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «РОБИНЗОНЫ ЗЕЛЁНОГО МИРА»

                                                ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ : 11 - 14 ЛЕТ.

                                                СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА.

                                           Автор-составитель: Семёнова Наталья Геннадьевна

                                                                 педагог дополнительного образования

                                          Санкт-Петербург

                                                    2012

                                  I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                             «Исследовать – значит видеть то, что видят все,  

                                               и думать так, как не думал никто»

                                                                                                     А. Сент-Дьердви

  Кто из нас в детстве не мечтал стать героем удивительных приключений, участником далеких экспедиций, почувствовать себя индейцем или искателем сокровищ.  Природная любознательность, желание увидеть новое, открыть неизвестное  манит детей, зовёт их к приключениям. Но где же городскому жителю осуществить свои мечты?  И тут на помощь юному мечтателю приходит природа – мир полный загадок, невероятных открытий и впечатлений. Каким увлекательным занятием может стать чтение «писем природы» и поиски лесных сокровищ!  Природа – это большая книга, которую нужно научиться читать. И тогда обычное становится необычным, знакомое –незнакомым, а привычный мир вдруг откроется с новой неизведанной стороны, где каждый может стать Робинзоном!

       Образовательная программа «Робинзоны Зелёного мира» имеет эколого-биологическую направленность.  В её основу положена книга Н.М. Верзилина «По следам Робинзона».

 Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она позволяет по-новому взглянуть на процесс изучения природы. Ребята в игровой форме познают природу, открывают её красоту и гармонию.  Каждый воспитанник, путешествуя в природу,  может почувствовать себя следопытом и первооткрывателем.

Педагогическая целесообразность

 Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с ней, можно открыть много нового, ранее не заметного. «Мастерская природы» многому учит, воспитывает.  Она становится незаменимым источником эмоционального и духовного развития ребёнка. Дети ощущают себя причастными к ней, что заставляет их задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и формирует у подрастающего поколения понимания жизни как величайшей ценности. Данная программа  ориентирована на развитие у детей любви к родному краю и природе, мотивации к познанию, творческой деятельности, формированию активной жизненной позиции и реализации её в общественно-полезной деятельности.

 Актуальность и новизна программы

 Современные преобразования общественной жизни, реформирование системы образования ставят перед педагогами дополнительного образования  неотложные задачи развития самодеятельности учащихся, повышение роли детских коллективов  в деле воспитания. В обществе  возрастает значимость формирования  позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления. Поэтому  для  организации практики в программе используются элементы самоуправления. Уже на вводном занятии  первого года обучения выбирается актив «Робинзонов»

(старейшина, старший помощник и т.д.), между воспитанниками распределяются обязанности. Периодически проводится заседание «штаба Робинзонов», где воспитанниками подводятся и анализируются итоги работы, отмечается вклад каждого «Робинзона».   Создаются  наиболее благоприятные условия  в рамках коллектива, когда ребенок  становится творцом, субъектом  образа жизни  коллектива объединения,  основанного на общих интересах и представлениях.

 В процессе познания природы воспитанники  ведут Дневник «Робинзона». Это способствует формированию умений вести записи, делать зарисовки, фиксировать результаты наблюдений и исследований. В дневниках воспитанники отражают свои впечатления, интересные факты, фотоматериалы. В дневнике особое место занимает «Листок полезных дел», где каждый «Робинзон» проводит самоанализ своей работы (провел наблюдение, сделал доклад и т.д). это способствует развитию у воспитанников объединения критического мышления, вырабатывается  интерес  и стремление к познанию.

Цель  и задачи образовательной программы

Цель:  Формирование экологической культуры и  устойчивого познавательного интереса воспитанников к изучению природы, развитие специфических навыков исследователя.

Основные задачи программы:

Обучающие

  • Формирование устойчивого интереса к изучению природы;
  • Популяризация  биологических и экологических знаний;
  •  Знакомство с основным видовым составом флоры и фауны окрестностей, с редкими и исчезающими растениями и животными,      с правилами поведения в природе;
  • Обучение  воспитанников основным методам сбора и фиксации природного материала.
  • Выполнение и оформление отдельных исследовательских и творческих заданий.

Развивающие

  • Расширение  кругозора воспитанников;
  • Развитие  исследовательской  культуры;
  • Развитие активной жизненной позиции;
  • Развитие  коммуникативных навыков и социализации в объединении;
  • Развитие  творческих способностей  и положительной самооценки.

Воспитательные

  • Формирование экологической культуры;
  • Воспитание ответственного и бережного отношения к природе;
  • Воспитание  культуры труда,  поведения и бесконфликтного общения;
  • Укрепление психического и физического здоровья.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Продолжительность реализации программы - 2 года.

Режим занятий:

  • 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.
  • 2 год обучения: 144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.

 Программа первого года обучения предусматривает освоение воспитанниками теоретических знаний, приобретение практических навыков сбора и фиксации природного материала, навыков работы с определителями, приобретение элементарных навыков работы коллектива ( или бригад)            в полевых условиях. Предполагается выполнение воспитанниками летнего задания  для  второго  года обучения.

Программа второго года обучения предусматривает закрепление полученных на первом году обучения знаний по теории и практике. Особое внимание уделяется формированию исследовательских умений и приобретению воспитанниками профессиональных навыков, необходимых для исследования природы.

Результаты работы в течение учебного года подводятся на итоговом занятии.

Условия реализации: 

  • Программа ориентирована на воспитанников 11-14 лет;
  • Принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
  • Количественный состав группы первого года обучения -15 человек, второго года обучения – 12 человек.

 Допускается донабор на второй год обучения на основании результатов собеседования.

Формы и особенности организации образовательного процесса: 

  • индивидуальные,
  • групповые
  • массовые

Формы занятий:  

  • Рассказ, беседа, объяснение, диалог;
  • Практические и лабораторные занятия;
  • Экскурсии в природу  и полевые  экспедиции;
  • Викторины, игровые занятия, видео-демонстрации;
  • Конкурсы плакатов, рисунков, эмблем и газет;
  • Круглый стол, диспут, дискуссия;
  • Конференция и олимпиада;
  • Выставка  исследовательских и творческих работ;
  • Презентация;
  • Экологический спектакль или вечер.

Методы, используемые в работе:

  • Словесные  
  • Наглядные 
  • Практические 

Ожидаемые результаты

Воспитанник будет  знать:

  • Правила поведения на природе;
  • Правила охраны труда и поведения на экскурсиях,  при выполнении практических работ и  работе с лабораторным оборудованием;
  • Основные методы сбора и фиксации биологического материала;
  • Основные требования к проведению полевых работ;
  • Лекарственные растения местности;
  • Редкие растения и животные, занесённые в Красную книгу Ленинградской области;
  • Экологические проблемы современности.
  • Правила  взаимодействия в коллективе.

Воспитанник  будет  уметь:

  • Работать с определителями;
  • Определять основные виды растений и животных, распознавать грибы;
  • Монтировать гербарий;
  • Изготовлять наглядные пособия и изделия  из природного материала;
  • Делать зарисовки с натуры;
  • Проводить наблюдения по плану и самостоятельно;
  • Ориентироваться на незнакомой местности (определять без компаса стороны света, время, погоду);
  • Определять возраст деревьев и его историю по годичным кольцам;
  • Определять следы основных видов животных;
  • Составлять карту местности, карту маршрута;
  • Составлять отчет по результатам работы, экскурсии;
  • Вести дневник наблюдений;
  • Самостоятельно осуществлять поиск и работу с литературными источниками;
  • Оформлять итоговые конкурсные и исследовательские работы, и выступать с ними на конференциях, олимпиадах.

Воспитательными результатами являются: 

  • Устойчивый интерес к биологическим дисциплинам и мотивация           к дальнейшему  изучению и охране природы;
  • Коммуникативность и социализация  воспитанников;
  • Позитивная самооценка  своей деятельности в объединении.

 Для оценки результативности работ воспитанников используются следующие формы промежуточного контроля знаний и умений:

  • Представление исследовательской или творческой работы на конкурсе,  олимпиаде ;
  • Презентация одной из работ;
  • Выставка одной из работ;
  • Публичное выступление (на конференции или слете) о проделанном   задании;                                                                      
  • Участие в играх, викторинах, конкурсах;
  • Участие в фестивалях, спектаклях, вечерах.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

                 

                Название разделов, тем

        Количество часов

Теория

Практика

Всего

РАЗДЕЛ 1.  ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

3

5

РАЗДЕЛ 2.  ПОРТРЕТЫ ЛЕТНИХ «ЗНАКОМЫХ»

7

20

27

РАЗДЕЛ 3.   ПОДГОТОВКА  ВЫСТАВКИ  

                     «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»    

1

8

9

РАЗДЕЛ 4.  ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

12

25

37

РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИЯ В БОТАНИЧЕСКИЙ

                      САД

1

5

6

РАЗДЕЛ  6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

                     «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»

1

7

8

РАЗДЕЛ 7.  СОКРОВИЩА РОБИНЗОНОВ

10

20

30

РАЗДЕЛ 8. РАСТЕНИЯ В ГОРОДЕ

3

7

10

РАЗДЕЛ 9.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1

11

12

                                           

                                                    ИТОГО ЧАСОВ

38

106

144

      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

               

                    Название разделов, тем

        Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

РАЗДЕЛ 1.  ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

4

6

РАЗДЕЛ 2.  ДАРЫ ОСЕНИ

1

3

4

РАЗДЕЛ 3.  ЛЕСНЫЕ БРОДЯГИ

5

11

16

РАЗДЕЛ 4. «КРЫЛАТЫЕ ДИНОЗАВРЫ»

8

10

18

РАЗДЕЛ 5. ВИКТОРИНА

                   «ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

1

6

7

РАЗДЕЛ 6.ЭКСКУРСИЯ В ЗООЛОГИЧЕСКИЙ

                   МУЗЕЙ

1

6

7

РАЗДЕЛ 7. ПРИРОДА ИЗОБРЕТАЕТ

4

7

11

РАЗДЕЛ 8.  ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ

4

12

16

РАЗДЕЛ 9.  ЧТЕНИЕ ПИСЕМ ПРИРОДЫ

5

16

21

РАЗДЕЛ 10. ВЕЧЕР «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

2

6

8

РАЗДЕЛ 11.  АРОМАТЫ ПРИРОДЫ

2

6

8

РАЗДЕЛ 12.  ПО СЛЕДАМ РОБИНЗОНОВ

4

10

14

РАЗДЕЛ 13.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

2

6

8

                                               

                                          ИТОГО ЧАСОВ

41

103

144

        III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                                            ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

РАЗДЕЛ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема 1. План работы объединения

Теория: Посвящение в Робинзоны. Ознакомление воспитанников  с расписанием занятий и планом работы объединения. Выборы актива объединения, распределение обязанностей. Объяснение о правилах ведения дневника наблюдений.

Практика: Конкурс на эмблему и девиз объединения.

Тема 2. Охрана труда

Теория: Организация рабочего места. Правила поведения во время практических, лабораторных работ, экскурсий. Охрана труда.

Тема 3. Диагностика опорных знаний

Практика: Написание диагностической работы, направленной на выявление уровня знаний воспитанников о природе. Выполнение практической работы по распознаванию растений и животных (это позволяет установить насколько воспитанники знакомы с разнообразием растительного и животного мира)

РАЗДЕЛ 2.  ПОРТРЕТЫ ЛЕТНИХ «ЗНАКОМЫХ»

Тема 1.  Как правильно собирать  гербарий

Теория: Беседа «Зачем нужен гербарий». Демонстрация оборудование для гербаризации.  Правила сбора и хранения гербарных образцов.  Демонстрация готовых систематических и экологических гербариев.

Практика:

  1. Сбор и прессование природного материала.

Тема 2. Способы высушивания и прессования

Теория:  Объяснение с демонстрацией: особенности высушивания различных растений; как изменяется окраска растений при высушивании; правила монтировки гербария.

Практика:

  1. Высушивание:   цветов в виде ромашки, хризантемы, розы; цветов в виде грозди;
  2. Изготовление скелетированных листьев;
  3. Монтировка гербарных листов.  

Тема 3. Композиции из сухих цветов

Теория: Демонстрация картин из сухих цветов. Знакомство с инструментами для работы и правилами  безопасности при их использовании. Организация рабочего места.  Объяснение: правил формирования композиции; как подбирать растения для картины и их расположение на бумаге.

Практика:

  1. Изготовление панно:  «Полевые цветы», «Букет», «Гирлянда».

Тема 4. Украшения из растений

Теория: Демонстрация презентации по теме. Беседа «Что можно сделать из плодов и семян?»

Практика: 

  1. Отбор и подготовка материала для украшений;
  2. Изготовление украшений из растений.

РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА  ВЫСТАВКИ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»

Тема 1. Подбор  материала для выставки

Теория: Обсуждение тематики работ для выставки, распределение обязанностей, правила оформления.

Практика: Подбор растительного материала для работы.

Тема 2. Выполнение творческих работ

Практика: 

1. Выполнение и оформление творческих работ на различную тематику.

 

Тема 3. Выставка «Осенние фантазии»

Практика: 

1. Выставка « Осенние фантазии» для учащихся школы и родителей.

РАЗДЕЛ 4.  ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Тема 1.  Потомки вымерших деревьев

Теория:  Рассказ о древних растениях. Демонстрация изображений и отпечатков древних растений. Беседа о реликтовых растениях, сохранившихся до наших дней.

Практика:

  1. Изучение отпечатков древних растений, зарисовка в дневник «Робинзонов»;
  2. Мастерская «Нарисуй…» Путешествие в затерянный мир.

Тема 2. Что мы знаем о деревьях и кустарниках

Теория: Экскурсия на пришкольный участок «Разнообразие древесных растений». Рассказ о жизненных формах растений, об отличии деревьев и кустарников. Объяснение как пользоваться определителем. Беседа о роли деревьев и кустарников в природе и жизни человека.

Практика:

  1. Самостоятельная работа в дневнике «Робинзонов» «Растения в легендах и мифах»;
  2. Работа с определителем (Определение деревьев по почкам);
  3. Исследовательская работа «Строение почечных чешуй». В дневнике «Робинзонов» воспитанники записывают ход работы, делают необходимые зарисовки, отмечают результаты наблюдений и выводы;
  4. Круглый стол «Зеленые соседи». Выступление воспитанников с результатами своей работы.  

Тема 3. Растения – указатели

Теория:  Рассказ о растениях – индикаторах; как растения помогают геологам; демонстрация фотографий растений- индикаторов состояния почв и рассказ о них. Беседа о лишайниках как биоиндикаторах загрязненности воздуха. Демонстрация гербария.

Практика:

  1. Определение минерального состава почвы по произрастающим растениям (работа с текстом и иллюстрациями), запись полезной информации в дневник;
  2. Экскурсия в лесопарк «Лишайники как биоиндикаторы чистоты воздуха»;
  3. Исследовательская работа «Биоиндикация загрязненности воздуха по состоянию сосны обыкновенной». Ход и результаты работы оформляются в дневнике «Робинзонов».

Тема 4. Карта мира на окне

Теория:  Рассказ о комнатных растениях и их родине. Знакомство с растениями пустынь, тропиков, субтропиков. Демонстрация фотографий, комнатных растений. Как можно выдать растениям паспорт.

Практика:

1. Паспортизация растений кабинета;

2. Парад комнатных растений.

Тема 5. Путешествие семян

Теория: Беседа о способности растений к расселению: приспособления к распространению семян. Демонстрация видеофрагментов о бешеном огурце, недотроге и.др.

Практика:

1. Изучение семян различных растений и их систематизация по способу распространения;

2. Изготовление наглядных пособий «Распространение семян» (работа в группах).

Тема 6. Зелёные «звери»

Теория: Рассказ о насекомоядных растениях.  Демонстрация презентации и фильма по теме.

Практика:

1. Изучение строения видоизменённых листьев непентеса.

РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИЯ В БОТАНИЧЕСКИЙ САД

Теория: Беседа - инструктаж о правилах поведения на экскурсии, о правилах поведения на улице.

Практика: 

1. Экскурсия;

2.Эссе «Мои впечатления» (в дневнике «Робинзонов»);

3. Круглый стол. Воспитанники выступают перед товарищами, делятся впечатлениями;  

4. Фотовыставка по результатам экскурсии.

РАЗДЕЛ 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА  «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»

Тема 1.  Подготовка конкурсной программы

Теория: Создание актива, обсуждение сценария игры, распределение обязанностей, формирование команд, отбор материалов для конкурсов.

Практика: 

  1. Оформление эмблем команд, подготовка призов, оформление зала;
  2. Выпуск командами экзаменационной газеты.

Тема 2. Игра –конкурс

Практика: 

1. Проведение игры.

Тема 3. Заседание «штаба» Робинзонов

 Заседание «штаба»: воспитанники анализируют результаты работы объединения, проводят самоанализ своей работы ( «Листок полезных дел»).

РАЗДЕЛ 7.  СОКРОВИЩА РОБИНЗОНОВ

Тема1. Лечебница в лесу

Теория: Беседа о лекарственных растениях и их свойствах, демонстрация фотографий. Рассказ о применении мха в медицине; о витаминах, содержащихся в растениях. Рассказ и демонстрация изображений растений, которые используют для защиты от насекомых.

Практика:

  1. Работа в группах по выпуску газеты «Зеленая аптека»;
  2. Подготовка презентации о лекарственных растениях Ленинградской области, занесённых в Красную книгу;
  3. Итоговая отчётная конференция.

Тема 2. Таинственные вещества

Теория: Рассказ о необычном свойстве растений убивать микробов или поглощать вредные вещества. Беседа о комнатных растениях, которые очищают воздух в помещении. Демонстрация растений. Беседа «Сосновый лес как источник здоровья»

Практика:

  1. Исследовательская работа «Фитонцидные свойства растений». Работа в группах, оформление результатов исследований в дневнике «Робинзонов»;
  2. Конференция (отчеты групп о работе).

Тема 3. Лесная канцелярия

Теория: Беседы об изобретении бумаги, о растительных красках и их получении; где в лесу найти чернила. Беседа о важности сохранения лесов от вырубки. Знакомство с лабораторным оборудованием. Охрана труда при выполнении практических работ.

Практика: (Работа в группах)

   1. Получение красок из растений;

   2. Изготовление бумаги из тины;

   3. Изготовление чернил.

Тема 4. Грибные дневники

Теория: Беседа о разнообразии грибов и их роли в природе и жизни человека. Обсуждение правил сбора грибов. Рассказ о грибах – паразитах. Демонстрация муляжей грибов, наборов фотографий.  Просмотр фильма о том, как растут грибы, о взаимосвязи грибов и деревьев. Беседа о выращивании грибов в домашних условиях.

Практика: 

  1. Подготовка и оформление памятки о правилах сбора грибов;
  2. Практическая работа по определению грибов по муляжам и фотографиям;
  3. Изучение дрожжей и плесневых грибов под микроскопом (записи и зарисовка в дневник «Робинзонов»;
  4. Конкурсная программа на лучшее блюдо из лесных съедобных грибов.

Тема 5. Советы лесному коку

Теория: Рассказ о том, как из обычных всем известных растений можно приготовить разнообразные блюда: где найти подводный хлеб, из чего приготовить лесные каши, лесная картошка и лесные напитки, что можно приготовить из лопуха и одуванчика.  Демонстрация иллюстраций растений.

Практика: 

Открытое занятие для родителей воспитанников.

1. Составление лесного меню Робинзонов (конкурс семейных команд на лучший рецепт);

2. Выпуск сборника лучших рецептов.

РАЗДЕЛ 8.  РАСТЕНИЯ В ГОРОДЕ

Тема 1.  Изучение флоры школьного двора

Теория: Что такое экологический паспорт территории. Правила составления экологического паспорта дерева. Распределение индивидуальных заданий.

Практика:

1. Экскурсия на пришкольную территорию: работа в группах по сбору материала, изучению растительности;

2.  Оформление результатов работы в дневнике, подготовка докладов о проведенной работе.

3. Экологический паспорт дерева. Подготовка воспитанниками индивидуальных карточек-отчетов (работа с литературой, интернетом);

4.  Самостоятельная работа в дневнике «Робинзонов»: разработка воспитанниками эксрурсии «Экскурсия к любимому дереву»;

5. Отчет-экскурсия «Школьная экологическая тропа».

Тема 2. Проект «Зелёный город»

Теория: Беседа о роли зеленых насаждений в городе. Демонстрация фильма о садах и парках города. Беседа о любимом месте отдыха воспитанников.

Практика: Конкурс плакатов, рисунков и поделок по теме.

РАЗДЕЛ 9.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Тема 1. Диагностика конечного этапа

Практика: 

1. Выполнение практической работы по индивидуальным инструктивным карточкам;

2. Самоанализ работы («Листок полезных дел»).

Тема 2. Подготовка отчётного мероприятия

Теория: Обсуждение и разработка сценария биологического вечера «Природа посказывает», выбор ведущих, распределение обязанностей по подготовке вечера.

Практика:

  1. Подготовка  презентации о работе объединения «Наши будни и праздники»;
  2. Оформление зала работами воспитанников;
  3. Подготовка викторин, стендов;
  4. Репетиция.

Тема 3. Открытое занятие для родителей и учащихся школы Демонстрация презентации о работе объединения. Воспитанники демонстрируют приобретенные навыки на мастер –классах: «Рисуем лесными красками», «Изготовление гербария», «Грибные истории». На стендах представлены результаты исследовательских работ воспитанников, выписки из дневников, фотоматериалы.  Отмечаются заслуги каждого воспитанника.

Для гостей подготовлена «Книга отзывов», где желающие могут дать оценку работы объединения.

Тема 4. Заседание «штаба»

Подведение итогов работы за год, распределение летних заданий.

           СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                                           ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема 1. План работы объединения

Теория: На данном этапе воспитанники знакомятся с расписанием, планом работы объединения на год. Решаются организационные вопросы (выборы старейшины, распределение обязанностей среди воспитанников).

Практика: В дневнике «Робинзонов» воспитанники оформляют план своей   работы на новый год обучения.

Тема 2.  Охрана труда

Теория: Организация рабочего места. Правила поведения во время практических, лабораторных работ, экскурсий. Охрана труда.

Тема 3. Диагностика остаточных знаний

Практика:  Проводится проверка остаточных знаний с первого года обучения в виде игры «Путешествие по станциям».

Тема 4. Отчет по летним заданиям

Практика:  Доклады воспитанников о проделанной летом работе, демонстрация отчетных материалов.

 РАЗДЕЛ 2. ДАРЫ ОСЕНИ

Тема 1. Заготовка корма для птиц

Теория: Беседа о необходимости подкармливать птиц зимой, об особенностях питания различных птиц. Демонстрация растений, семена и плоды которых необходимо собирать. Правила сбора и сушки заготовок. Распределение заданий.

Практика:

1. В дневнике воспитанники проводят записи об особенностях питания птиц, составляют список наиболее распространенных птиц Лен. области, подбирают фотографии, интересные факты (работа с литературой, интернетом);

2. Заготовка корма и его высушивание.

РАЗДЕЛ 3. ЛЕСНЫЕ БРОДЯГИ

Тема 1. Операция «Лесные муравья»

Теория: Рассказ о муравьях как общественных насекомых, об их роли в природе. Демонстрация фильма по теме. Чтение воспитанниками отрывков из книг по занимательной зоологии.  

Практика:

1. Экскурсия в лес к муравейнику. Воспитанники проводят сбор образцов, делают фотографии. (работа в группах);

Тема 2. Кто живет в лесной подстилке

Теория: Беседа о почвенных обитателях, их роли в разложении мертвых остатков растений и животных.

Практика:

1. Изучение состава и обитателей образцов лесной подстилки;

2. В дневниках «Робинзонов» воспитанники выполняют работу по инструктивным карточкам, делают зарисовки, вклейки интересных объектов;

3. Изготовление наглядных пособий.

Тема 3. Звериные тропы

Теория: Рассказ о строении конечностей животных, о влиянии среды обитания на вид конечностей. Демонстрация изображений следов различных животных.  Звериные тропы, их виды.

Практика:

  1. Изучение и зарисовка в дневник разнообразных следов животных;
  2. Практическая работа «Зависимость строения конечностей птиц от их образа жизни»;
  3. Игровое занятие «По следам невиданных зверей».

 РАЗДЕЛ 4. «КРЫЛАТЫЕ ДИНОЗАВРЫ»

Тема 1. Пернатые лесов

Теория: Беседа о лесных птицах. Демонстрация фильма о разнообразии птиц, фотографий, чучел. Рассказ о некоторых лесных птицах и их повадках. Редкие птицы России и Лен. обл.

Практика:  

1. Практическая работа по распознаванию птиц;

2. Игра «Гусеница», составление кроссвордов по теме.

Тема 2. Без рук, без топорёнка

Теория: Просмотр презентации о разнообразии гнезд, чтение отрывков из книг Д. Даррела.  Рассказ о самых необычных способах постройки птицами гнезд. Демонстрация видеофрагментов о печниках, шалашниках.

Практика: 

1. Изучение натуральных гнезд птиц, зарисовка в дневник;

2. Строим птичью квартиру (Воспитанники из травы и веточек попробуют построить гнездо).

Тема 3. Каждой пичужке своя кормушка

Теория:  Беседа о том, чем питаются птицы, о взаимосвязи в строении клюва и характера питания птиц. Рассказ о жизни птиц зимой, о необходимости их подкармливать. Демонстрация изображений различных типов кормушек.  Охрана труда при выполнении практических работ. Назначение ответственных по подкормке птиц в зимний период.

Практика:

  1. Изготовление различных типов кормушек (возможно привлечение родителей);
  2. Акция «Птицам в февральские морозы» (организация птичьих столовых на пришкольной территории);
  3. Самостоятельная работа по наблюдению за птицами, посещающими кормушки. Результаты наблюдений, фотографии воспитанники фиксируют в дневниках;
  4. Конференция по результатам наблюдений «Птицы на кормушке».

Тема 4. Птичьи разговоры

Теория: Прослушивание голосов птиц, просмотр видеоматериалов.  Беседа о положительном влиянии  звуков леса на эмоциональное состояние людей.

 Практика:

  1. Игра «Угадай мелодию» (воспитанникам предлагается определить птицу по голосу).

РАЗДЕЛ 5.  ВИКТОРИНА «ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Тема 1. Подготовка мероприятия

Теория: Подготовка сценария мероприятия.

Практика:

1.Формирование актива  и  выбор ведущих вечера, распределение обязанностей;

  1. Оформление зала, приглашение гостей;
  2. Выпуск  фотоматериалов о проведении мероприятия.

Тема 2. Проведение викторины

Тема 3. Заседание «штаба» Робинзонов

Анализ работы объединения, самоанализ «Листка полезных дел» в дневниках.

РАЗДЕЛ 6. ЭКСКУРСИЯ В ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Теория: Предварительная беседа о правилах поведения на экскурсии, распределение заданий для выполнения. Беседа о правилах поведения на улице.

Практика: 

1. Экскурсия;

2. Эссе об экскурсии;

3. Круглый стол  «Мои впечатления».

РАЗДЕЛ 7. ПРИРОДА ИЗОБРЕТАЕТ

Тема 1.  Чудеса маскировки

Теория: Беседа о разнообразии окраски животных, о разнице в окраске у самцов и самок. Значение покровительственной окраски. Демонстрация фильма и фотографий по теме.

Практика:

  1. Работа в группах по инструктивным карточкам и последующий отчет группы о работе;
  2. В дневнике «Робинзона» воспитанники делают необходимые записи об окраске животных, делают зарисовки, вклейки, подбирают интересные факты;
  3. Игра «Найди животное».

Тема 2. Природа изобретает

Теория: Рассказ об использовании биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Просмотр презентации по теме «Бионика»

 Практика: 

1.Подготовка   стенда по теме.

2. Дискуссия «Что меня удивило»

РАЗДЕЛ 8. ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1. По страницам Красной книги

Теория: Беседа о редких и исчезающих видах растений и животных. Что такое Красная и Черная книга. Просмотр презентации об исчезнувших по вине человека животных. Дискуссия о мерах, необходимых для сохранения биоразнообразия. Рассказ о заповедниках и национальных парках , в том числе и на территории Ленинградской области.  Демонстрация видеофильмов, фотографий по теме.

Практика:

  1. Подготовка  «Красной книги Робинзонов» (Каждый воспитанник объединения подготавливает один лист с информацией о редких и исчезающих растениях и животный Лен. обл. Все работы объединяются в общую «Красную книгу»).

2. В дневники воспитанники заносят информацию о редких растениях и  

    животных (тех, которых мы можем встретить в природе), о местах

    обитания.

Тема 2. Как человек изменил Землю

Теория: Беседа о влиянии человека на окружающую среду. Обсуждение глобальных экологических проблем современности.

Практика:

1.Конкурс «Экологический плакат»

Тема 4. Подготовка мероприятия (Экспедиция «По следам цивилизации»)

Теория:  Выбор ответственных, распределение обязанностей, формирование команд.

Практика:

1. Подбор материалов по заданной теме,  для игры по станциям (игр, вопросов и кроссвордов);

2. Подготовка фотовыставки «Человек на Земле», стендов об охране окружающей среды;

3. Репетиция.

Тема 5. Экспедиция «По следам цивилизации»

Практика: Проведение мероприятия для учащихся школы.

Тема 6. Заседание «штаба»

Подведение итогов мероприятия (что получилось, над чем еще надо поработать), анализ работы каждого воспитанника.

РАЗДЕЛ 9. ЧТЕНИЕ ПИСЕМ ПРИРОДЫ

Тема 1. Лесной телеграф

Теория: Беседа о правилах составления карты местности, какие условные обозначения применяются.

Практика:

  1. Практическое занятие на пришкольном участке. (Работа по группам: воспитанники, используя различные символы, составляют в дневниках карту местности, где указывают выбранный ими объект в качестве «клада») ;
  2. Открытое занятие. Игра-квест «Потерянное сокровище».  (Поиск спрятанного «клада» по составленным ранее картам)

Тема 2. Что ты видишь на дороге

Теория:  Беседа о важности быть наблюдательным и внимательным в лесу, чтобы не заблудиться в незнакомом месте. Правила поведения в лесу. Объясненние как составлять карту маршрута, отмечать наиболее запоминающиеся предметы и объекты.  Объяснение: как без компаса ориентироваться по сторонам света;  пижма –растительный компас; определение времени по состоянию венчиков (цветочные часы); растительный барометр. Беседа о приметах хорошей и плохой погоды.

Практика:

  1. Определение погоды по приметам;
  2. Определение стороны света по растениям;
  3. Запись необходимой информации в дневниках;
  4. Выполнение практической работы «Чтение по карте».

Тема 3. Летопись пня

Теория: Объяснение как по годичным кольцам определить возраст дерева и узнать историю леса и изменения климата.

Практика:

  1. Выполнение в дневнике «Робинзона» практической работы «Определение возраста дерева по спилу».

Тема 4. Биография леса

Практика:

  1. Творческая работа в группах (в лесу): чтение по пням биографии дерева и истории леса (все результаты наблюдений фиксируются в дневниках);
  2. Конференция: отчет групп и представление дневника « Робинзона» о своей работе с демонстрацией рисунков, фотографий.

Тема 5. Игра по командам «Лесные разведчики»

Практика:

1. Проведение  командной игры;

2. Обсуждение  итогов игры, подсчет результатов.

РАЗДЕЛ 10. ВЕЧЕР «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО»

Тема 1. Подготовка экологического вечера

Теория: Обсуждение цели и задач мероприятия, распределение обязанностей, выбор отвественных, организационные моменты.

Практика:

1. Подбор материалов для конкурсов, викторин;

2. Подготовка и оформление зала;

3. Выпуск листовок о сохранении лесов;

4. Проведение  пмероприятия для учащихся школы.

РАЗДЕЛ 11. АРОМАТЫ ПРИРОДЫ

Тема 1. «Природный  одеколон»

 Теория: Беседа о различных природный запахах.  Рассказ о применении аромотерапии при лечении заболеваний. Просмотр фильма о приготовлении духов, эфирных масел. Демонстрация оборудования для приготовления эфирных масел. Инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Практика:

  1. Изготовление: эфирных масел, духов

Тема 2. Игра «Лесные запахи»

Открытое занятие.

РАЗДЕЛ 12. ПО СЛЕДАМ РОБИНЗОНОВ  

Тема 1. Подготовка к полевой  экспедиции

Теория:  Ознакомление воспитанников о цели и задачах экспедиции. Организация экспедиции: распределение обязанностей, инструктаж.

Практика:

1. Подготовка необходимого снаряжения, составление плана, разработка маршрута.

Тема 2. Экспедиция «По следам Робинзонов»

 В ходе данного мероприятия воспитанники применяют полученные ранее  знания, выполняют задания в полевых условиях.

 Практика: Проведение экспедиции, выполнение полевых  заданий; сбор необходимого материала, зарисовка, фотографирование.

Тема 3. Оформление отчетов в «Дневник Робинзонов»

Теория: Как правильно оформлять отчеты: разъяснение и помощь воспитанникам в оформлении дневника.

Практика:

1. Обработка материалов экспедиции, оформление результатов в дневник «Робинзона»;

2. Отчетная конференция  по итогам экспедиции (заседание штаба);

3. Подготовка стенда для учащихся школы о проведенной экспедиции.

РАЗДЕЛ 13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Тема 1. Подготовка к итоговому мероприятию

Теория:  Обсуждение и отбор материалов для итоговой презентации работы объединения.

Практика:

  1. Подготовка каждым воспитанником фрагмента презентации  из своего дневника, соединение отдельных фрагментов в единую презентацию;
  2. Корректировка и подготовка показа  презентации  для родителей;
  3. Подготовка мастер-классов;
  4. Оформление зала работами воспитанников.

Тема 2. Итоговое отчетное выступление

Отчетное открытое  занятие в объединении  для родителей воспитанников: представление презентации о работе объединения, публичное выступление воспитанников с результатами своей работы (представление дневников «Робинзонов»), мастер –классы, отмечаются заслуги каждого воспитанника по различным номинациям. Оценка работы объединения в  «Книге отзывов».

Тема 3. Заседание «штаба»

1. Подведение итогов работы за год;

2. Дискуссия «Когда я был Робинзоном….» (воспитанники обсуждают намболее интересные мероприятия, которые проводились в объединении, делятся своими впечатлениями и достижениями).

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для педагога:

  1. Анна Левада Лузи. Оригинальные картины из цветов и листьев, 2010.
  2. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии.- Волгоград.: Учитель, 2008.
  3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах.- Волгоград.: Учитель, 2005.
  4. Бреем А. Жизнь животных.- СПб.: Ленинградское издательство, 2010
  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.:

Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

  1. Верзилин Н.М. "По следам Робинзона".- М.: Дрофа, 2004.
  2. Верзилин Н.М."Путешествие с домашними растениями". –М.: Педагогика-пресс, 1995.
  3. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития  

  познавательных способностей учащихся. -М.: Просвещение, 2012.

  1. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В.Экологические экскурсии в школе.-

М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

  1. Молис  С.А.Занимательная биология.- М.: Просвещение, 1996.
  2. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. -М.: Топикал,1994.
  3. Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. -М.: Топикал,1994.
  4. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга.-М.: Росмэн, 2008.
  5. Тихонов А.В. Растения России. Красная книга.-М.: Росмэн, 2009.

 Чайнери М. Насекомые. -М.: Изд-во Астрель, 2001.

Цифровые ресурсы:

  1. Презентация «Растения –индикаторы»  -   автор Семёнова Н.Г.
  2. Презентация «Насекомоядные растения» - автор Семёнова Н.Г.
  3. Презентация «Птичьи квартиры»   -   автор Семёнова Н.Г.
  4. Презентация «Чудеса маскировки»- автор Семёнова Н.Г.
  5. Презентация «Звериные тропы»  -   автор Семёнова Н.Г.
  6. Презентация «Бионика»  -  автор Семёнова Н.Г.
  7. Презентация «Влияние человека на природу».
  8. Презентация «Красная книга планеты».
  9. Презентация «Чёрная книга. Исчезнувшие по вине человека».
  10.   Презентация «Животный мир материков» -автор Семёнова Н.Г.
  11.  Викторина «Птичий калейдоскоп»  -   автор    Бушуева Е.С.
  12.  Экскурсия «Лишайники как биоиндикаторы»- автор Семёнова Н.Г.
  13. Видеоролики:«Вымирающие»,«Мы- одна семья»-автор Ф. Шахсуварова.
  14. Коллекция фильмов о природе ВВС

Интернет –ресурсы:

www.1september.ru

www.floranimal.ru

http://www.schoolotzyv.ru/plani-urokov?view=item&id=12148

http://cbs-vologda.ru/metodicheskie_razrabotki.html

http://www.skitalets.ru/books/robinson_verzilin/

http://festival.1september.ru/articles/585512/

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/vneklassnoe-meropriyatie-po-biologii-ustnyy-zhurnal-puteshestvie-v-mir

Материально-техническое обеспечение:

  1. Аудитория для занятий
  2. Столы
  3. Скамейки
  4. Доска меловая
  5. Доска маркерная магнитная
  6. Микроскопы школьные
  7. Микроскоп биологический с цифровой USB –камерой
  8. Лупы
  9. Пробирки, колбы и штативы
  10. Спиртовки
  11. Телевизор
  12. Видеомагнитофон
  13. Ноутбук
  14. Мультимедийный проектор
  15. Экран
  16. Видеоматериалы
  17. Наглядные пособия
  18. Муляжи
  19. Гербарии
  20. Таблицы и плакаты
  21. Наборы фотографий
  22. Аудиозаписи
  23. Микропрепараты
  24. Прессы для сушки гербария
  25. Канцелярские принадлежности (ножницы, карандаши, картон, фломастеры, блокноты, тетради)
  26. Секаторы, лопатки

    27. Биологические коллекции

для обучающихся и их родителей:

  1.  Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.- М.:  Педагогика-пресс, 1995.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. -М.: Дрофа, 2004.
  3. Дж. Даррел.
  4. Жан –Анри Фабр. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога.-М.: Армада-пресс, 2001.
  5. Кувыкина О. Письма насекомых.- М.: ИД Мещерякова,2009.
  6. Кувыкина О.В.Клад на подоконнике: Секретные материалы садовода. - ИД Мещерякова, 2007.
  7. Молис  С.А.Занимательная биология.- М.: Просвещение, 1996.
  8. Поль де Крюп Охотники за микробами. Занимательная микробиология.- М.: Астрель, 2012.
  9. Сладков Н. Покажи мне их! Зоология для детей. -М.: Росмэн, 1994.
  10. Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы.- М.: Росмэн, 1994.
  11. Трайтак Д.И. Книга для чтения. Растения.- М.: Просвещение, 1996.
  12. Цимбал В.А.Растения. Параллельный мир, 2009.
  13. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005.
  14. Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.
  15. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.

                   

  V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

  1. Дополнительное образование детей./ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./  Под редакцией Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000 год.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  3. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12. 2006 № 06-1844.
  5. Программа развития ОДОД ГБОУ СОШ № 182 на 2011-2020 уч.г.
  6. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 г. Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 № 1534.
  7. Сборник «Методика и практика», выпуск 5 «Методические рекомендации к написанию образовательных программ дополнительного образования детей». Составитель Л.М. Вакуленко. Раздел 1: «Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей».
  8. Устав ГБОУ СОШ №182 Красногвардейского района СПб.

                         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "В мире народного танца"

Модульная программа по хореографии рассчитана на детей 7 - 14 лет....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "В мире мягкой фантазии"

Конспект  вводного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "В мире мягкой фантазии" расчитан на обучающихся 7-9 лет. Находкой данного занятия является "Меховой кон...

ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 8 класс

       Программа курса «В мире математики» соответствует программе основного общего образования по математике для 8 класса. Материал учебного курса отвечает возрастным особе...

Дополнительная образовательная программа «В мире геометрии»

Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.Уровень: наглядно-практический.Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организ...

ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 9 класс

Программа курса для предоставления платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» рассчитана на учащихся 9-х классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математ...

Образовательная программа "Зелёные друзья"

Программа "Зелёные друзья" предназначена для трудового и эстетического воспитания детей, для знакомства детей с волшебным миром растений, для воспитания у детей интереса и бережного отношения к окружа...

Электронный образовательный ресурс "В мире оркестра"

Данная презентация поможет учащимся узнать о видах оркестра и проверить свои знания....