Дополнительная образовательная программа «В мире геометрии»
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему

Нагорная Галина Станиславовна

 

Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.

Уровень: наглядно-практический.

Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организованной учителем деятельности. Ученик должен представить себе объект, описать его, решить касающуюся его задачу. Много используется рисунков. На этом этапе существенным является наглядно-оперативное знание предмета, содержащее наглядные представления, и умения правильно ими  оперировать. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами.

Особенности пропедевтического характера изучения заключаются в следующем.

Существенно повышается роль геометрического материала. Построение геометрического материала по линейно-концентрическому принципу позволяет неоднократно возвращаться к изучаемому материалу. Причем на новом витке учащиеся встречаются с новым материалом, овладевают новыми стратегиями решения задач.

В курсе  представлена геометрия, направленная на развитие: наглядного представления, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Обращается внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучаемому материалу.

Введен эта содержательно-практической деятельности как исходного при введении новых понятий. Это позволяет создать у учащихся запас содержательных представлений, служащих основой для последующей формализации, способствует пониманию, дает возможность самостоятельно открывать новые знания. Содержащийся исторический материал развивает познавательный интерес учащихся.

Геометрическая подготовка, полученная учащимися в 6 классе позволит поднять преподавание геометрии на новый качественный уровень.

Программа рассчитана на изучение материала в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_geometrii.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№37» города Кирова

Утверждаю:

Директор

МОАУ СОШ с УИОП №37

города Кирова

_______________

Л.И. Шульгина

Приказ № ____от____

Дополнительная образовательная программа

«В мире геометрии»

6 класс (34 часа)

Автор-составитель:

                                                        Нагорная  Г. С. учитель математики

первой квалификационной категории

НА 2012-2013 УЧ.Г.

Пояснительная записка

Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 6 класса.

Уровень: наглядно-практический.

Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организованной учителем деятельности. Ученик должен представить себе объект, описать его, решить касающуюся его задачу. Много используется рисунков. На этом этапе существенным является наглядно-оперативное знание предмета, содержащее наглядные представления, и умения правильно ими  оперировать. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами.

Особенности пропедевтического характера изучения заключаются в следующем.

Существенно повышается роль геометрического материала. Построение геометрического материала по линейно-концентрическому принципу позволяет неоднократно возвращаться к изучаемому материалу. Причем на новом витке учащиеся встречаются с новым материалом, овладевают новыми стратегиями решения задач.

В курсе  представлена геометрия, направленная на развитие: наглядного представления, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Обращается внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучаемому материалу.

Введен эта содержательно-практической деятельности как исходного при введении новых понятий. Это позволяет создать у учащихся запас содержательных представлений, служащих основой для последующей формализации, способствует пониманию, дает возможность самостоятельно открывать новые знания. Содержащийся исторический материал развивает познавательный интерес учащихся.

Геометрическая подготовка, полученная учащимися в 6 классе позволит поднять преподавание геометрии на новый качественный уровень.

Программа рассчитана на изучение материала в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю.

Учебно-тематическое планирование

34 часа в год, 1 час в неделю

№ п/п

Название  темы

Кол-во часов

1

Прямые  на плоскости и в пространстве

7

2

Окружность

9

3

Симметрия

9

4

Многоугольники и многогранники

11

ИТОГО

34

Содержание курса

  1. Прямые на плоскости и в пространстве.

Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. Смежные углы.

-Перпендикулярные прямые. Обозначение. Решение задач на нахождение вертикальных углов и на нахождение смежных углов. Задачи на построение вертикальных углов. Задачи более сложные.

-Параллельные прямые. Определение. Обозначение, запись. Свойства параллельных  прямых.

-Правило построения  параллельных  прямых.

-Свойство  параллельных  прямых

-Обобщение: расположение прямых (решение задач на кубе).

-Скрещивающиеся прямые.

-Расстояние.

-Расстояние между двумя точками

- Расстояние от точки до некоторой фигуры.

 -Расстояние от точки  до  прямой.

- Расстояние между параллельными  прямыми.

 -Расстояние от точки до плоскости (на кубе, параллелепипеде).

Основная цель

Создать представления о вертикальных углах и смежных углах, образованных при пересечении прямых, развивать умения находить углы. Формировать умения строить параллельные и перпендикулярные прямые. Развивать представления о расстоянии между геометрическими объектами и умения находить эти расстояния.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:

-находить углы при пересечении двух прямых;

-строить параллельные и перпендикулярные прямые:

-уметь находить (измерять) расстояние от точки до прямой,  между  параллельными прямыми, от точки до фигуры и до плоскости.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни  для:

-определение расстояния между объектами в реальных ситуациях,

-построения   и  параллельных  прямых  на плоскости в реальных ситуациях.

2. Окружность.

-Прямая и окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

-Касательная к окружности, определение касательной. Способ построения касательной к окружности. Свойство касательной: касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Построение касательной к окружности.

-Две окружности на плоскости. Взаимное расположение двух окружностей. Концентрические окружности.

  • Построение треугольника по трем сторонам, по трем элементам. Построение треугольника, равного  данному.

-Неравенство треугольника: любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.

-Круглые тела. Представление о круглых телах: шаре, цилиндре, конусе. Понятие «поверхности» круглых тел. Элементы цилиндра, конуса, шара, сферы. Сечения круглых тел (шара, цилиндра, конуса). Развертки цилиндра и конуса.

-Комбинация параллелепипеда и круглых тел, куба и круглых тел.

Основная цель.

 Сформировать исследовательские умения учащихся представлять взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей, а также представление о касательной к окружности и навыки построения касательной. Научить строить треугольник по трем  элементам и равные треугольники, устанавливать возможности построения треугольника. Сформировать представления о круглых телах, об их развертках.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:

- представлять на этапе практико-ориентированной деятельности и делать рисунок взаимного расположения прямой и окружности;

- строить касательную к окружности;

- строить треугольник по трем элементам, равным данному;

- представлять и делать рисунок взаимного расположения двух окружностей;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные фигуры, круглые тела, их развертки;

-строить простейших случаях сечения и развертки пространственных тел;

-определять видимые и невидимые линии круглых тел;

-у меть  перерисовывать  круглые тела;

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-решения задач практического содержания;

-решения задач на комбинацию круглых тел, куба, параллелепипеда

-        решения задач: на основе практически-содержательной работы у становление о том, каким может быть взаимное расположение прямой и окружности.

3. Симметрия

-        Осевая симметрия:

  • алгоритм построения симметричной точки относительно прямой  (с покадровыми рисунками).
  • алгоритм построения фигуры, симметричной относительно прямой l-
  • свойства фигур, симметричных относительно прямой .
  • Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия).
  • Ось симметрии фигуры (линия сгиба фигуры). Геометрические фигуры, имеющие ось симметрии (прямоугольник, равнобедренный треугольник,  окружноcть,  шар, цилиндр, конус, многогранник).
  • Асимметрия.
  • Построение циркулем и линейкой. Построение серединного перпендикуляра  к прямой.  Алгоритм построения серединного перпендикуляра (с покадровыми рисунками)
  • Центральная симметрия. Алгоритм построения

-симметричных точек относительно центра симметрии;

-центрально симметричных фигур.

-плоскость симметрии.

Основная цель.

 Познакомить учащихся с основными видами симметрии плоскости и в пространстве, сформировать умения строить симметричные фигур относительно оси симметрии, центра симметрии.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:

-        строить точки, фигуры, симметричные относительно некоторой прямой;

-        строить точки, фигуры, симметричные относительно центра симметрии;
Применять усвоенные знания и уметя в практической деятельности и в повседневной  жизни для:

-        выделения осей симметрии и плоскостей симметрии геометрической фигуры

-        построения симметричных фигур, нахождения симметрии в живой и неживой природе.

Упражнения для формирования этих понятий:

1)является ли прямая осью симметрии фигуры  (разных фигур);

2) среди фигур на рисунке найдите фигуры, имеющие оси симметрии; перерисуйте в тетрадь, проведите ось симметрии;

3)найдите оси симметрии прямоугольника (прямоугольного листа);

4)является ли сечение плоскостью- плоскостью симметрии?

Задачи на построение симметричных фигур (точек, отрезков, геометрических фигур)

Прямые k и m пересекаются под углом 45°. Постройте точку B1, симметричную точке В относительно прямой m , а затем точку B2, симметричную точке B1 относительно прямой k. Проведите отрезки 0В, ОВ1 и 0B2. Сравните величину угла ВОВ2 с углом между прямыми k и m.

Выполните это же задание для случаев, когда угол между прямыми равен З0
90°. Какую можно выдвинуть гипотезу о величинах сравниваемых углов?

Попробуйте доказать ваше предположение.

4.Многоугольники и многогранники

  • Сумма углов треугольника.
  • Параллелограмм.
  • Свойства:
  1. параллелограмм является центрально симметричной фигурой. Центр симметрии параллелограмма- это точка пересечения диагоналей;
  2. противоположные стороны не только параллельны, но и равны.
  3. диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника;
  4. диагонали точкой пересечения делятся пополам.
  • Алгоритм построения параллелограмма (с по кадровыми рисунками).
  • Ромб — параллелограмм, у которого все стороны равны. Свойства ромба как параллелограмма. Свойство ромба: диагонали ромба перпендикулярны друг другу
  • Прямоугольник, квадрат- это параллелограммы.
    Задачи
  • на распознавание параллелограмма среди всех фигур;
  • на вычисление периметра параллелограммов;
  • на свойства параллелограммов;
  • на построение прямоугольника, квадрата, ромба;
  • на проведение осей симметрии параллелограммов;
  • задачи - исследование на свойства углов параллелограмма (противолежащих, прилежащих к одной стороне).
  • Правильные многоугольники:
  • равно сторонний треугольник,
  • квадрат,
  • правильный пятиугольник,
  • правильный шестиугольник,
  • составляющие фигуры правильного шестиугольника,
  • свойство вершин правильного шестиугольника.
  • Алгоритм по строения правильно го шестиугольника.
  • Площади. Равновеликие и равно составленные фигуры. Равновеликие фигуры- фигуры, имеющие равные площади (на примере квадрата со стороной 2 см и прямоугольника с измерениями 1 см и 4 см).
  • Эти понятия используются для нахождения площади параллелограмма, если перекроить его в прямоугольник; площади треугольника как половины площади параллелограмма, прямоугольника.
  • Правильные многогранники.
  • Призма.

Основная цель. Экспериментальным путем определить сумму углов любого треугольника, полученные  результаты применять для решения задач.

Познакомить с новыми фигурами, их свойствами. Развивать представления о площади равновеликих и равно со ставленых фигур, находить способы вычисления площадей параллелограмма и треугольника.

Сформировать представления о правильных многоугольниках и многогранниках.

Требования к результатам обучениям освоению содержания курса

Уметь:

  • Вычислять - сумму углов треугольника, углы треугольника, используя утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°;
  • выделять среди многоугольник ) в параллелограммы (параллелограмм, прямо
    угольник, квадрат, ромб);
  • определять свойства всех видов параллелограммов;
  • строить параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат;
  • вычислять площади параллелограммов и треугольника;
  • строить правильные многоугольники: пятиугольник, шестиугольник;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке осью в пространственные фигуры, правильные многогранники, призмы;
  • строить в простейших случаях сечения и развертки пространственных тел.
    Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни,  для:
  • вычисления площадей плоских фигур;
  • вычисления объемов некоторых многогранников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Я в мире делового общения» для 10-11 классов

Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на ...

Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Приключение Кота и Мышонка в мире мультфильмов и сказок"

Важный аспект в формировании иноязычной культуры – развитие творческого мышления посредством изучения произведений художественной литературы, а также его литературная интерпритация. Ведь именно через ...

Дополнительная образовательная программа"Эволюция органического мира"

Курс «Эволюция органического мира» для углубленного изучения биологии в 9 классе рассчитан на 39 часов.В программе курса рассматривается происхождение и эволюция растений и животных. Содержание програ...

ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 8 класс

       Программа курса «В мире математики» соответствует программе основного общего образования по математике для 8 класса. Материал учебного курса отвечает возрастным особе...

ПРОГРАММА КУРСА платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» 9 класс

Программа курса для предоставления платных дополнительных образовательных услуг «В мире математики» рассчитана на учащихся 9-х классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа по изучению культурного наследия народов России и мира "Национальная борьба Куреш"

Аннотация: В программе аргументируется роль народных спортивных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников. Приобщение детей к народным спортивным традициям позволяет: приобщать их к истори...