"Снятие эмоционального напряжения у детей средствами двигательной активности (танцевальная терапия)"
методическая разработка по теме

Иванова Людмила Аркадиевна

в работе описывается из-за чего появляется эмоциональное напряжение. понятие стресс и танцевальная терапия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_metod.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Кизнерская детская школа искусств

Методическая разработка

Снятие эмоционального напряжения у детей

средствами двигательной активности

(танцевальная терапия).

Выполнила:

преподаватель хореографического отделения

Кизнерской Детской школы искусств

Иванова Людмила Аркадиевна

п.Кизнер.

2011г.

Оглавление.

  1. Введение
  2.  Снятие эмоционального напряжения у детей средствами двигательной активности (танцевальная терапия).

      2.1. Стресс. Его особенности, понятия

            2.2. Развитие эмоциональной сферы детей

3. Танцевальная терапия, понятия и особенности.

     3. 1.  Из истории вопроса.

     3.2. Танцевальная терапия в работе с детьми.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

Введение.

Вот она – цена непонимания –

либо  Бог, либо дьявол.

(Ричард Бах. Чайка по имени

Джонатан Ливингстон).

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции могут служить способом познания мира, общения, они насыщают жизнь красотой и богатством переживаний.

Эмоциональная сфера не только условие развития личности, она выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.

При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с педагогом сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях со страхом перед педагогом.

Такие дети часто замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям педагога, безынициативны. В общении с педагогом они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Обычно дети не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее и взрослые. Дети из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся их строгость со стороны педагога. Сложившаяся ситуация нередко недооценивается педагогами. Между тем это чрезвычайно важно: в последующем обучении отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и одноклассниками в школе, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.

Начало обучения в школе ведёт коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным субъектом и имеет теперь социально-значимые обязанности, выполнение которых, получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Важное значение, в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, они начинают различать ситуации, начинают управлять своим настроением, а порой и открывать его.

Стресс негативно сказывается на организме человека. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью, а здоровье – условие достижения успеха в любой деятельности. В этой области работали и работают многие учёные. Фундамент в этом направлении заложил канадский учёный – биолог Ганс Селье.  Напротив, Л.Д. Столяренко рассматривает стресс, как субъективное понятие, так как в первую очередь стресс зависит от самой личности и от ситуации.

Необходимо помочь ребёнку направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает, различать их, учить спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Изучением данной темы занимались такие ведущие психологи, как Р.С.Немов, А.А.Осипова, Г.С.Абрамова.

В целом проблема психических состояний до настоящего времени остаётся недостаточно разработанной. Наряду с достижениями в изучении психических состояний в общей психологии, в психологии развития исследования единичны. Эти вопросы требуют специального рассмотрения, что определило актуальность выбранной мною темы.

Цель: Теоретическое обоснование эффективности коррекции эмоционального неблагополучия у детей.

Гипотеза: Мы предполагаем, что процесс снятия эмоционального напряжения у детей будет протекать более эффективно при использовании танцевальной терапии.

Задачи:

1.        Изучить особенности эмоционального напряжения у детей.

2.        Выявить особенности их эмоционального напряжения.

3.        Апробировать систему работы по коррекции эмоционального напряжения у детей средствами танцевальной терапии.

 2.  Снятие эмоционального напряжения у детей, средствами двигательной активности (танцевальная терапия).

2.1. Стресс.  Его особенности, понятия.

Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции на организм, позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и стресс психический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. при этом различные его формы - импульсивная, тормозная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности нарушение двигательного и речевого поведения.

Крылов считает, что общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций, в том числе и стресс, является необходимость их конструктивного разрешения.

Рассмотрим подход Л.Д.Столяренко. По Столяренко стресс представляет с собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д.

Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки или ситуации, сопоставление своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

Таким образом, Столяренко рассматривает стресс как субъективное понятие, т.к. в первую очередь стресс зависит от самой личности и от ситуации.

Признаки стрессового состояния.

  1. невозможность сосредоточиться на чём-то;
  2. ухудшение памяти;
  3. часто возникающее чувство усталости;
  4. головные боли;
  5. повышенная возбудимость.

Дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного и психогенного стресса. Возникновению стресса способствует обучение, не соответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности когнитивной сферы детей. К стрессовым факторам можно отнести постоянную угрозу наказания за ошибочные ответы и действия.

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребёнка. Во время стресса развитие нервных путей происходит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается.

Постоянное действие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается в основном в симпатической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбическое системы, непосредственно участвующей в обучении и запоминании. Адреналин, который выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что появляется в гиперактивности и неусидчивости детей.

Информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, вынуждая человека «ходить на полусогнутых» ногах. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его  физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к  ходьбе на носочках или постоянному бегу вместо ходьбы.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешной элиминации стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.  

Таким образом, стресс представляет с собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс. При  этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки или ситуации, сопоставление своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

2.2. Развитие эмоциональной сферы детей.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с обучением в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. В этом возрасте ребёнок способен оценить свои поступки с точки зрения их результатов и тем самым оценить свои поступки с точки зрения их результатов и тем самым оценить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребёнок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определённым нормам или не приведёт к поставленной цели. Это связано с переживаниями ребёнка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребёнок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивает свои переживания. Внешне ребёнок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребёнка часто приводят к всплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.  В сознании ребёнка закладываются определённые нравственные идеалы, образцы поведения. Ребёнок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребёнка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребёнка определяет развитие его нравственных чувств, с которыми он знакомится в жизни.

Школьнику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его, как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания (несогласованные, противоречащие друг другу одновременно испытуемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению): это и стремление оправдать ожидания и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию (психическое состояние человека, вызываемое объективно-непреодолимым или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающие на пути к достижению цели или решению задачи, переживание неудачи). Неудовлетворённые притязания вызывают отрицательные аффективные переживания тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребёнка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Признать свою несостоятельность значит, для ребёнка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. Например, повышенная обидчивость, как одна из форм его аффективного поведения, возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что не справедливы все окружающие – учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказавшие его, одноклассники, подшучивающие над ним, и т.д.

Успехи ребёнка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации  условия жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребёнку определяют состояние и развитие у него чувства личности. В этом возрасте продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка»  ребёнка. Развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребёнка. Характерной особенностью является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красивое.

Со временем ребёнок начинает более сдержано выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь, их осуждения. В младшем школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребёнка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребёнка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребёнка на данном возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации (способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека). Но при этом ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

Таким образом, мы видим, что в  школьном возрасте ребёнок уже умеет соподчинять мотивы, более сдержано выражает свои эмоции. И здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основа основ формирования его чувств и эмоций, формирование которых происходит в неразрывной связи с развитием личности, которая совершенствуется в процессе деятельности ребёнка.

3. Танцевальная терапия, понятия и особенности.

3.1. Из истории вопроса.

Понятие танцевальная терапия  появилось лишь в середине прошлого века, хотя целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времен, так как в культуре любой страны можно найти сведения об использовании искусства для нормализации душевного состояния людей. У разных племен и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. Некоторые из них дошли до нас через тысячелетия, например, в шаманских обрядах.

В колыбелях человеческой цивилизации  Китае и Индии, Египте и Древней Греции – врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Знаменитый оратор Гай Граях всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.

При лечении тарантизма (укуса пауком тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в «бешеном» темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием «Тарантелла», твердо веря, что яд остается в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется».

Пифагор видел могущество музыки в ее воздействии на душу человека, рассматривал музыкальные гармонии как часть мирового порядка. Он глубоко изучал проблему влияния разных средств музыкальной выразительности (мелодии, ритма и др.) на улучшение человеческих нравов и душевной гармонии, дарованной человеку природой. Особое внимание Пифагор уделял эвритмии  нахождению человеком наиболее близких и соразмерных ему ритмов в окружающем мире и воплощению этих ритмов в пении, жестах, танце, а также в собственных мыслях и поступках.

      Становление человека разумного связано  с  развитием  жестов,  мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка  образов. Терапия  искусством  по  своей  природе  радикальна.  Она  связана   с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

  • развивать в себе  спонтанность  и  совершенствовать  внимание,  память,     мышление (когнитивные навыки);
  • изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
  • научиться общаться на экзотическом уровне  (используя  изобразительные,     двигательные, звуковые средства);
  • самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
  • развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
  • освоить новые роли и проявлять латентные качества личности,  а  так  же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;
  • повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивать навыки принятия решений;
  • расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

    В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.    

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с  клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие – на  том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде  всего, благодаря отвлечению  от  наболевшего  и  созданию  положительного  настроя, третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его  чувства  и давать выход деструктивным тенденциям.

3.2. Танцевальная терапия в работе с детьми.

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы и т. д.

В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.

Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Начиная цикл занятий с повторения за педагогом простейших танцевальных движений (техника «зеркала») и далее осваивая технику совместного игрового проживания ситуаций, каждый участник имеет «выход» на свободный творческий танец, что и становится центром исследования и познания себя и мира. Проживание необычных впечатлений, эмоций, состояний, ситуаций предоставляет человеку возможность апробировать новые способы поведения, утвердить или изменить отношение к происходящему.

Цель танцевальной терапии  самоформирование и самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением.

Данную цель раскрывают и конкретизируют следующие задачи:

 - свободное самовыражение с помощью телесного языка;

- выплеск эмоций;

- выражение чувств; построение взаимоотношений между телом и разумом, сознанием и подсознанием;

- создание собственного телесного имиджа;

- физические разгрузки;      

 - постижение искусства владения своим телом;

-  физическое и психическое раскрепощение, «снятие» комплексов;

 - усиление жизненного потенциала; коррекция стрессов, невротических реакций;

- раскрытие творческих способностей; формирование физической культуры; управление своими состояниями.

Занятия по танцевальной терапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания, танцевальных движений, различных развивающих упражнений, бесед, самоанализа, интегрированных занятий, индивидуальной и групповой работы.

Роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Музыка воспитывает эмоционально. Кроме этого в настоящее время в школах вводятся уроки ритмики. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение, что преподавание предметов искусства – это своеобразное здоровьесберегающее воздействие с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования.

Однако в практике преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла в школе методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, танцевальные методики, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

Таким образом, предложенные материалы  научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы танцевальной терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного художественного и музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально-творческих, танцевально-двигательных и др. заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.

Для организации коррекционного обучения и воспитания школьников необходим подбор специальных средств и методов педагогики. Является научно обоснованным тот факт, что средствами танцевальной терапии, возможно, осуществлять коррекцию в развитии, решать вопросы благоприятного воздействия на психофизический статус детей, расширять их познавательные интересы.

Известно, что хореография развивает гибкость, пластичность, координацию – качества, необходимые для овладения двигательными действиями высокой сложности. Выполнение упражнений способствует эффективному развитию и совершенствованию ритмичности движений, а также психических процессов – внимания, памяти, творческого мышления

Танцевальная терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы и т. д.

В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.

Развитие чувствования своего тела осуществляется в процессе танцевальной терапии через овладение языком выразительных движений, поскольку они являются неотъемлемой частью, индикатором эмоциональной, чувственной сферы человека. Ребёнок учиться понимать, что нет такой эмоции, переживания, которые бы не проявлялись в движении тела. Осознание процесса овладения своим телом позволяет понимать телесную экспрессию других. Развитие движений ребёнка как средства самовыражения и общения влияет также и на развитие его коммуникативных навыков.

Именно поэтому танцевальная терапия так эффективна при работе с детьми. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен. В зависимости от задач коррекционной работы с ребёнком и характера имеющихся нарушений подбираются средства, осуществляющие коррекцию отклонений в психомоторике, психических функциях, эмоциональной, личностной сферах ребёнка.

4. Заключение.

Анализ проблем возникновения и преодоления психического напряжения с учётом особенностей школьников подтверждает необходимость создания помощи детям. Оптимальные психолого-педагогические условия для детей в соответствии и их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями должны включать комплекс взаимосвязанных психоло-педагогических мероприятий, направленных на преодоление трудностей обучения и развития.

Реализация потенциальных возможностей детей зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия.

Таким образом, человек, входящий в мир музыки и танца, а затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоённым и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительного процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников – их поддержку, сочувствие и сопереживание.

5. Список литературы.

1.Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и активности. М., Наука, 1990.

  1. Баскаков В.Ю. «Хрестоматияпо телесно-ориентировочной психотерапии в психотехнике. М. 1992г.
  2. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души». Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. №4, 2000.
  3. Бутон Б. Танцевальная терапия. /Энциклопедия по альтернативной медицине/ 2001.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Собраниесочинений в 6 томах, т.5, 1983.
  5. Дубровский В.Н. Валеология. Здоровый образ жизни. – М, 1999.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., 1997.

8. Коган Сьюзан «Оздоровление звуковым  и  изобразительным  искусством».  –   Москва. – 2000.

9. Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М. 1999.

10.Лисицкая Т.С. Ритм +пластика. – М.: ФиС, 1987.

11.Меджерицкая Д.В. О детском творчестве. Детское творчество. М, 1970.

12.Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003.

13.Петрушин В.И. Музыкальная психоерапия. М,. 2000.

14.Психология. Учебник / А.А.Крылова. – М, 1999

15.Селье Г. Стресс без дистресса. – М, 1968.

  1.  «Черепанова Е.М.Психологический стресс: помоги себе и ребёнку. – М., 2003.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Буклет "Упражения на снятие эмоционального напряжения"...

Советы старшеклассникам по подготовке к экзаменам и снятии эмоционального напряжения

Буклет с упражнениями по снятию эмоционального напряжения и советами по подготовке к экзаменам...

Способы снятия эмоционального напряжения у детей

Практическое занятие на сборе классных руководителей...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ...

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ...