Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»
методическая разработка по психологии

Гарькуша Татьяна Викторовна

 

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете? Каким образом вы разрешаете эту проблему? Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт - терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, почувствовать себя комфортнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Конспект мастер – класса для педагогов

По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Метод «Мандала - терапия»

Разработала и провела

Педагог – психолог:  Т.В. Гарькуша

2016 г.

Тема мастер – класса  «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала – терапия»

Цель: познакомить с одним из направлений в арт – терапии - методом Мандала – терапия, как инструментом для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Целевая группа: педагоги-психологи, учителя, педагоги дополнительного образования Братского района.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, канцелярские принадлежности: лист А-3, маркеры,  цветные и простые карандаши, краски акварельные, гуашь для рисования, восковые мелки для рисования, художественные кисти, палитра, емкость для воды, салфетки.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на мастер – классе.

Ваша профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете? Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы педагогов)

Вводная часть. 

Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт - терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, почувствовать себя комфортнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека. Арт – терапия направление в психотерапии, которое  использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Метод этого направления, это метод мандала - терапии. Но для начала выясним, что - же означает слово мандала?  Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Мандалу можно сравнить с глазом человека (животных).

Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок его сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры. Еще ее можно сравнить рисунком земли, снежинки и т.д., даже птицы строят свои гнезда в виде круга.

Создание мандал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития. Исходя из этого, можем определить, что же такое мандала-терапия?

Что такое мандала-терапия? 

Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с очень меткого высказывания психолога и арт - терапевта Джоанны Келлогг благодаря которой, в принципе, сегодня и существует такой метод, как мандала-терапия. Мандала-терапия – это, прежде всего – лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.

Кому полезна мандала-терапия? (Ответ педагогов)

Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта. Он может применяться и как вспомогательное средство в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, для реабилитации алкоголезависмых и наркозависимых и т.д. Мандала - терапия абсолютно применима как к детям, так и к взрослым, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Но, пожалуй, более всего метод мандала-терапии полезен тем, кто хочет духовного роста, саморазвития, самосовершенствования, гармонизации. Мандала - терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому, эта техника может быть использована без ограничений в работе с детьми и их родителями и вами педагогами.

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний нет вообще, т.к. это абсолютно безопасный вид деятельности для любого человека.

Что происходит с человеком при рисовании мандалы?

При рисовании мандалы, мы переносим наше состояние, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и отразиться в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы вольны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Что в результате можно получить от рисования мандалы?

Допустим, у человека есть какой-то внутренний неразрешенный конфликт. Он, следуя своим чувствам и ощущениям, интуитивно,  а не основываясь на каких-либо логических умозаключениях, выбирает цвета и их сочетания для отрисовки своей мандалы, таким же путем находит и символику для нее (узоры, фигуры и т.д.) и рисует мандалу. Изготовленная мандала всегда соответствует его настоящему психоэмоциональному состоянию. Затем он также интуитивно подбирает цвета и символику для другой мандалы, рисование которой будет способствовать разрешению его конфликта. В дальнейшем его задачей становится периодическая отрисовка его личной «терапевтической» мандалы. Мандала – это рентген нашего подсознания, чтобы мы не хотели нарисовать, мы нарисуем наше бессознательное.

Как видно из примера, проводить себе сеансы мандала - терапии человек может вполне самостоятельно.

Специалист по мандала - терапии, как правило, нужен на начальном этапе, когда существует необходимость научить человека самому методу работы с мандалами, помочь ему проанализировать ту первую мандалу, которая отражает суть его проблемы.

Как рисовать мандалу? 

Создание мандалы путем рисования, плетения, вышивания или другими способами приводит нас в медитативное состояние и повышает восприимчивость к посланиям нашего высшего «Я».

При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги.

Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание спокойной музыки во время рисования, использование приемов аромотерапии, это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, желательно создавать их в тишине. Работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами, хотя мы не всегда это осознаем.

И все - же, рисовать мандалу просто. Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски. На листах любого формата  по центру рисуется большой круг (он у вас уже нарисован, круг может быть вырезан).  Выбор цвета свободный. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием.

Желательно не рисовать: людей, животных, дома, пароходы, машины, т.е. у вас должна получиться абстрактная картина вашего внутреннего состояния. Регулярное рисование мандал в группе создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Такая психотерапия гибкая, это не процедура, а художественное творчество.

Практическая часть.

Предлагаю  вам совершить это увлекательное путешествие-приключение, вглубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки. Мы с вами будем рисовать две мандалы.

Первая мандала – это ваша проблемная, нерешенная ситуация, т.е. негативная мандала. Ее мы будем рисовать в сопровождении музыки напряженного, агрессивного характера.

Вторая мандала – позитивная (музыка легкая, спокойная), рисуя ее, вы должны ответить на вопрос: как, каким способом преодолеть трудности в жизни?  Т.е. это будет четкий расклад жизненной ситуации на данный момент с положительным результатом.

Перед каждой мандалой вы будите погружаться в свой собственный внутренний мир, т.е. медитировать, устроившись комфортно, руки положив на колени и прикрыв глаза. На медитацию у вас будет примерно пять минут, а на рисование каждой мандалы пятнадцать - двадцать минут. Этого достаточно для того, чтобы отобразить ваши эмоции в мандале.

Готовые позитивные мандалы вы можете сохранить как оберег. А так же с их помощью можно медитировать, погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Негативные мандалы, если они после прорисовки вызывают у вас чувство тревоги, от них можете избавиться (порвать и выбросить в урну). Если вам понятен расклад прорисовки мандалы, тогда приступим к ее рисованию.

Сядьте удобно (спина прямая), сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя под звуки расслабляющей музыки. Пообщайтесь со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Вы полностью растворяетесь в этой ситуации, вы в ней находитесь.  

А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих эмоций на первой мандале (включается музыка напряженного, агрессивного характера для прорисовки первой негативной мандалы).

Рисуйте мандалу спонтанно, не задумываясь. Закончив рисовать первую негативную мандолу, отложите в сторону.

Приступаем к прорисовке второй мандолы.  

Вторую позитивную мандалу так же начинаем с медитации. Медитируя, вы ищите пути преодоления вашей проблемной ситуации. Это творчество приведет вас к внутреннему балансу, к позитивному результату.

Для прорисовки второй позитивной мандалы включается музыка легкая, спокойная.  

Эффект от работы с мандалой. 

После работы с мандалами (позитивной и негативной), важно дать возможность каждому проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы).

Мы с вами тоже поговорим о чувствах, которые вы испытывали, рисуя первую мандалу, ответив на вопросы.

Рефлексия.

Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя негативную мандалу? Вы можете, рассматривая свою мандалу, крутить ее по часовой стрелке.

Вопрос второй: какие эмоции, чувства она вызывает сейчас?

Вопрос третий: что - бы вы хотели сделать с этой мандалой?

Сейчас мы посмотрим на вторую мандалу (положительную) и ответим на вопросы.

Вопрос первый: к чему я пришел (а) и что преодолела?

Вопрос второй: какую эмоцию вызывает эта мандала?

Вопрос третий: помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний?

Вопрос четвертый: как вы себя чувствуете?  

Все участники семинара по очереди отвечают на вопросы и затем заполняют анкету участника мастер – класса.

Вывод: каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей, которых вы обучаете, появляется проблема,  рекомендую использовать этот метод с помощью которого возможно увидеть что-то новое в себе и выполнить определенную задачу. Исследуйте себя, рисуйте мандалы, высвобождайте свою внутреннюю творческую энергию, входите в состояние медитации. Таким образом, Вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавиться от глубоких психологических проблем. В работе над собой Вы также можете использовать готовые целительные мандалы, просто медитируя на них и постепенно погружаясь внутрь себя. Работать с мандалами можно постоянно, когда возникает какая-нибудь проблема, т.е. по индивидуальной потребности.  

Более подробно о мандала - терапии читайте сборник под редакцией А.И. Копытина «Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала». Будьте счастливы!  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс по теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод « Мандала - терапия» Цель : познакомить с техникой мандала – терапии, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов . Педагог - психолог МКУ ДО «ДДТ» Гарькуша Т.В .

Слайд 2

Мандала ( Mandala ) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Во многих культурах круг является символом единства и целостности.

Слайд 3

Мандалу можно сравнить с глазом человека (животных), рисунком земли, снежинки и т.д.

Слайд 4

Что такое мандала-терапия ? Мандала-терапия – это, прежде всего, лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому, мандала-терапия является инструмент для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.

Слайд 5

Кому полезна мандала-терапия ? Мандала-терапия может быть полезна любому человеку без ограничений в возрасте, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, а также для реабилитации алкоголезависмых и наркозависимых и т.д. Мандала-терапия абсолютно применима как к детям, так и к взрослым. Но, пожалуй, более всего метод мандала-терапии полезен тем, кто хочет духовного роста, саморазвития, самосовершенствования, гармонизации. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями и вами педагогами.

Слайд 6

Существуют ли противопоказания? Противопоказаний нет вообще, т.к. это абсолютно безопасный вид деятельности для любого человека. Что происходит с человеком при рисовании мандалы ? При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале . Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу , у вас есть удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Слайд 7

Что в результате можно получить от рисования мандалы ? Мандала – это рентген нашего подсознания, чтобы мы не хотели нарисовать, мы нарисуем наше бессознательное. Рисуя мандалу , человек находит решение своей проблемы, снимает психоэмоциональное напряжение. Регулярное рисование мандал в группе, создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики.

Слайд 8

Кто может проводить сеансы мандала – терапии? Проводить себе сеансы мандала-терапии человек может вполне самостоятельно. Специалист по мандала-терапии , как правило, нужен на начальном этапе, когда существует необходимость научить человека самому методу работы с мандалами .

Слайд 9

Как рисовать мандалу ? Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет установить связь со своими чувствами. Эффективно прослушивание спокойной музыки во время рисования, использование приемов аромотерапии . Рисовать мандалу просто. Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски. На листах любого формата по центру рисуется большой круг. Выбор цвета свободный. Желательно не рисовать: людей, животных, дома, пароходы, машины, т.е. у вас должна получиться абстрактная картина вашего внутреннего состояния.

Слайд 10

Эффект от работы с мандалой . Вам необходимо ответить на вопросы (рассматриваем первую негативную мандалу ) Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя негативную мандалу ? Вы можете рассматривая свою мандалу , крутить ее по часовой стрелке. Вопрос второй: какие эмоции, чувства она вызывает сейчас? Вопрос третий: что - бы вы хотели сделать с этой мандалой ? Рассматриваем вторую мандалу (позитивную) и отвечаем на вопросы. Вопрос первый: к чему я пришел (а) и что преодолела? Вопрос второй : какую эмоцию вызывает эта мандала ? Вопрос третий : помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний? Вопрос четвертый : как Вы себя чувствуете?

Слайд 11

Вывод: каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей, которых вы обучаете, появляется проблема, рекомендую использовать этот метод с помощью которого возможно увидеть что-то новое в себе и выполнить определенную задачу. Вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавиться от глубоких психологических проблем. Работать с мандалами можно постоянно, когда возникает какая-нибудь проблема, т.е. по индивидуальной потребности. Более подробно о мандала - терапии читайте сборник под редакцией А.И. Копытина «Диагностика в арт – терапии. Метод « Мандала ». Будьте счастливы!

Слайд 12

Заполнение анкеты участника мастер – класса по теме: « Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод « Мандала – терапия » Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно! 1. Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть на следующем мастер – классе? 2. Пригодится ли Вам метод мандала – терапии для работы и в повседневной жизни? « Да » « Нет » 3. Дайте, пожалуйста, эмоциональную окраску мастер – классу. Отлично Хорошо Удовлетворительно

Слайд 13

Спасибо за участие в арт - терапии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Снятие эмоционального напряжения у детей средствами двигательной активности (танцевальная терапия)"

в работе описывается из-за чего появляется эмоциональное напряжение. понятие стресс и танцевальная терапия....

"Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы"

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу  сохранения и улучше...

Способы снятия эмоционального напряжения у детей

Практическое занятие на сборе классных руководителей...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Способы снятия психоэмоционального напряжения у младших школьников

У школьников очень часто нарушается психоэмоциональное равновесие в поведении, что проявляется в виде тревожности, агрессивности, ссор, конфликтности, обидчивости, ревности и т.д. В статье рассматрива...

Способы снятия психоэмоционального напряжения у школьников.

1. Основные усорвия полноценного детского сна; 2.Психологические аспекты организации питания детей; 3. профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания; 4.Психотех...