Статья "В каждом ребёнке дар"
статья по теме

В каждом ребенке от рождения заключено чудо. Поняв это, нам следует его холить и лелеять, чтобы оно оставалось с ним на протяжении всей жизни. Если мы уважаем это чудо, то и сами должны принять в нем участие. Задача родителей и педагогов  заключается в том, чтобы выявить и развить у ребенка те таланты, что заложены в нем от рождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В каждом ребёнке дар19.66 КБ

Предварительный просмотр:

В каждом ребенке дар.

Все искусства служат одному –

 самому трудному из искусств –

искусству жить.

Бертольт Брехт.

В каждом ребенке от рождения заключено чудо. Поняв это, нам следует его холить и лелеять, чтобы оно оставалось с ним на протяжении всей жизни. Если мы уважаем это чудо, то и сами должны принять в нем участие

Каждая мать и каждый отец испытывают чувство изумления и восхищения, когда любуются своим новорожденным малышом. И все родители знают, что это чудо. Более того, это чудо уникально и у каждого ребенка оно свое.

Задача родителей и педагогов  заключается в том, чтобы выявить и развить у ребенка те таланты, что заложены в нем от рождения.

Как часто родителям в школе приходится слышать жестокие фразы учителей – ваш ребенок не способный, бездарный,  из него ничего не выйдет!

К сожалению, пока в нашей системе образования признается только один вид таланта или интеллекта – способность читать, запоминать и оперировать информацией. Его принято измерять коэффициентом интеллекта, всем известным – IQ. Приятно, если он «зашкаливает», а что делать тем, кто старается скорее скрыть его значение от знакомых? Не опускать руки, а узнать о том, что вы обладаете иными способностями и талантами.

Американский ученый Говард Гарднер исследовал целых семь типов развития интеллекта! Получается, что признание получают только 14% детей, остальных же списывают со счетов как неспособных. К счастью, природа каждого наделила талантом, и важно не только разглядеть его, но и ценить и развивать, чтобы потом не мучиться комплексом неполноценности и нереализованностью.

Самый известный и признаваемый талант заключается, обратите внимание, в природной способности с интересом читать и понимать слова, умении красиво рассказывать узнанное. Это важный дар, потому что в основном именно так люди собирают информацию и делятся ею. Этот талант используется в привычной системе образования – узнавание информации через книги и передача ее через слова.

А если у ребенка цифровой талант? Значит, он с легкостью оперирует цифрами, а математика и бухгалтерия для него живой мир.

А может быть у ребенка пространственный талант? Он присущ многим творческим людям – художникам и дизайнерам. В школе такие дети прекрасно рисуют и чертят, но могут ужасно писать и считать, получая двойки. В результате родители и они сами перестают ценить свой талант и не развивают его.

В чем проявляется физический талант? В умении владеть своим телом. Этот талант востребован не только в спорте, балете, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве.

Личностный талант. Его еще называют «эмоциональным». Этот вид интеллекта отвечает за контроль над тем, что мы сами себе говорим, поэтому это один из самых важных видов интеллекта.

Межличностный талант. Его можно найти в детях, которые легко и непринужденно общаются с любым человеком. В будущем такие люди наделены особым очарованием – к ним, как к магниту тянутся люди.

Не каждому дано иметь дар общения с окружающим миром «на ты» – понимать деревья, растениям, рыб, животных, землю. Дети с этим талантом очень добрые, открытые, мягкие, и хотя они могут плохо учиться в школе, впоследствии становятся прекрасным земледельцами, дрессировщиками, ветеринарами.

 Казалось бы, если у ребенка есть одаренность, то ее легко увидеть. На самом деле по форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.

От природы каждый ребёнок одарён в какой-то сфере, и цель педагогов и родителей – нащупать эти «Божьи искры» в каждом ребёнке, раскрыть потенциал ребёнка и научить самостоятельно развивать природные способности.

Конечно, каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Однако если с ребёнком планомерно заниматься, применяя различные методики, то развитие способностей происходит интенсивнее, чем у тех детей, с которыми не проводятся занятия. Здесь на помощь родителям приходят педагоги дополнительного образования, ведь именно они, представляя различные направления  развития детей, могут предложить необходимые направления для личностного становления ребенка. Именно дополнительное образование дает возможность выявить и развить заложенный в ребенке дар. Главное правильно распознать тип интеллекта и подобрать методику для максимально эффективного развития природных способностей ребенка.

Все дети индивидуальны. Поэтому то, что подходит к одному ребёнку – может абсолютно не подходить другому. Лучше всего, если для ребёнка создаётся личностно ориентированная система, опирающаяся на индивидуальные особенности и потребности именно. Бесполезно пытаться хаотично засунуть в ребёнка максимум сведений, нельзя делать упор на чтение или наоборот художественно-эстетическое развитие. Основной задачей  занятий должно быть разностороннее развитие личности ребёнка, его логического и абстрактного мышления. То есть, важно не только раскрыть детям основы наук, но и научить детей самостоятельно постигать мир и самостоятельно делать выводы и открытия.

Развитие ребёнка должно быть гармоничным. Всему своё время, надо следовать пути естественного развития человека.

Существует много различных методик для выявления способностей ребенка, наиболее распространенный это тестирование.

Последуйте доброму совету - не проверяйте успехи  детей. Дети любят познавать, но ненавидят, когда их начинают проверять. В этом отношении они очень похожи на взрослых. Тестирование противоположно обучению и полно стрессов.

Учить ребенка - значит делать ему роскошные подарки. Проверять его - значит заранее требовать платы. Чем больше вы его проверяете, тем медленнее он будет учиться и тем меньше ему вообще захочется это делать.

И, наоборот, чем меньше вы его проверяете, тем быстрее и охотнее он будет учиться. Знания - это самый драгоценный подарок, который мы можем сделать своему ребенку. Нужно снабжать его знаниями  бескорыстно.

Что такое тест? В сущности, это попытка обнаружить, чего не знает  ребенок. Фактически это проявление неуважения к ребенку, поскольку он начинает понимать: вы не верите в то, что он что-то знает, пока он не докажет вам обратного и не будет доказывать снова и снова.

Само назначение теста негативно - выставить напоказ то, чего ребенок не знает. Результат тестирования будет состоять в уменьшении знаний и желания знать. Поэтому не надо проверять ребенка.

 Но как же тогда быть? Вы хотите не проверять своего ребенка, а учить его, предоставляя ему все возможности испытывать радость познания и совершенствования.

Вместо тестирования воспользуйтесь методом выявления способностей.

Цель этого метода - предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Приобретение знаний, по большому счету, это цель жизни. Наука, искусство, музыка, язык, литература - все это имеет для человека большое значение.

Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт надлежащим образом предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Ведь он не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.

Нельзя замыкаться на развитии только сильных сторон ребёнка и его талантов, так как в таком случае мы получаем дисгармонию развития.

В принципе, нельзя ставить целью воспитать из ребёнка гения, так как в погоне за результатами можно «перегрузить» ребенка, а постоянно демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер. Всестороннее развитие гораздо важнее, чем рекорд в каком-то одном направлении, потому что именно оно даёт основу для формирования гармоничной личности.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.

Творческие способности детей проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Итак, каждый талантлив как минимум в одной области! А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Каждый ребёнок имеет право”

разработка классного часа в 6-8 классе по правам ребенка....

Классный час "Каждый ребёнок имеет право"

Разработка открытого классного часа по теме "каждый ребёнок имеет право" ....

Каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему

У каждого ребёнка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.Чтобы не пропустить...

Статья "Среда успеха для каждого ребёнка"

В статье представлен опыт работы с одарёнными детьми в ГБОУДОДЦДЮТТ "Охта"...

Сценарий классного часа "Каждый ребёнок имеет право"

Классный час знакомит учащихся с Конвенцией о правх ребёнка....

Педагогическая статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка»

Статья затрагивает проблему здоровьесбережения. Акцент сделан на инновационных технологиях, в основе которых лежит методика кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движени...

Программа: «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН» Домашнее визитирование как форма реабилитации ребёнка-инвалида в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧИРКЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ САИДА АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ"Программа:«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН»...