"Деятельность педагога по созданию и развитию детского коллектива в творческом объединении"
методическая разработка по теме

ШАРОВА Ирина Николаевна

       Наиболее распространенной формой организации процесса развития творческой личности учащихся является творческое объединение. Творческое объединение помогает детям найти приложение собственным силам, создает предпосылки для проявления, формирования и развития способностей и дарований каждого, способствует формированию нравственных ценностей, учит взаимообогащению и сотрудничеству. 

       В данной работе подробно рассмотрена деятельность педагога по созданию, развитию детского коллектива в творческом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по созданию,

развитию детского коллектива в творческом объединении

        

Наиболее распространенной формой организации процесса развития творческой личности учащихся является творческое объединение. Творческое объединение помогает детям найти приложение собственным силам, создает предпосылки для проявления, формирования и развития способностей и дарований каждого, способствует формированию нравственных ценностей, учит взаимообогащению и сотрудничеству.

Творческие объединения могут быть самым разнообразным: клубы, кружки, секции, студии и т.д. Каждое из них имеет свою специфику. В частности:

  • кружок – объединение, обеспечивающее приобретение детьми знаний и практических навыков в одном или нескольких видах творческой деятельности;
  • творческая лаборатория – объединение учащихся и взрослых, ведущих самостоятельный поиск идей и путей их реализации;
  • студия – объединение, ведущее углубленную профильную теоретическую и практическую подготовку по одному из видов художественно-эстетической направленности.

Вокальное объединение «Улыбка» существует 16 лет. Благоприятным условием воспитания в объединении является возможность общения учащихся друг с другом. Используя это, я развиваю социальные качества детей, их коллективные взаимоотношения, создаю благоприятные условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Для поддержания и развития интереса детей к пению и музыкальному творчеству использую различные формы занятий:

  • доминантное – где доминирует один из видов музыкальной деятельности: пение, ритмика или муз. игры (при этом выявляю коллективные возможности детей);
  • одновидовое – где один из видов музыкальной деятельности проходит через все занятие (здесь наблюдаю за индивидуальными особенностями учащихся);
  • занятия-развлечения – для удовольствия детей, обычно провожу на каникулах. Они являются итоговой работой каждой четверти, наблюдаю чему и как дети научились. Такие развлечения как «Угадай мелодию», «Путешествие на планету «Музыка», мини-концерты и другие очень нравятся детям. Через них стараюсь развивать у детей эмоциональную отзывчивость, воспитываю коммуникативные качества в коллективе.

Постоянно провожу с детьми различные беседы как на музыкальные темы «В мире загадочных звуков», «Волшебной музыки страна», «Твори и фантазируй», так и на темы которые интересны детям: «Давайте жить дружно», «Кто такой Дед Мороз», «Сколько звезд на небе». От мыслей, которые я сообщаю детям, примера, который показываю им, от чувств, которые пробуждаю у учащихся во многом зависит организация межличностных отношений между педагогом и детьми.

В процессе творческой и воспитательной деятельности стараюсь развивать инициативу детей. Особенно это проявляется в период подготовки различных праздников и концертных программ. Не навязывая своего мнения, незаметно направляю желания и действия детей в нужное русло. Например, если в празднике задействованы какие-то персонажи, решаем, кто может сыграть ту или иную роль, кто справиться с этим лучше, если это концерт, решаем, кто какую песню лучше исполнит. Таким образом, инициатива исходит от детей, а я ее только направляю.

Значительную пользу для детского коллектива приносит тесная связь с родителями обучающихся. Объединение усилий педагога и родителей – необходимое условие для творческого развития детей. Поэтому встречи с родителями носят разнообразный характер – это и беседы, и консультации, собрания, которые провожу дважды в год. В начале года они носят организационный характер, в конце года – это подведение итогов. Собрания стараюсь проводить разноплановые: и непринужденные беседы, концертные, игровые программы и чаепитие. Также приглашаю родителей на все праздники, где принимают участие обучающиеся. Все это содействует более крепкому сотрудничеству между родителями, педагогом и детьми.

Таким образом, в объединении создается благоприятный микроклимат для дальнейшей творческой работы. Для развития индивидуальных способностей детей и дальнейшего укрепления взаимоотношений между детьми в коллективе.

Знающий и наблюдательный педагог, воздействуя на весь коллектив, не остается в стороне по отношению к каждому ребенку. Подлинное право влиять на развитие детей завоевывается неустанным творческим трудом. Оно принадлежит только тем, кто, владея мастерством воспитания, усиливает у ребят чувство собственного достоинства, помогает им становиться самостоятельнее и умнее, кто раскрывает перед ними настоящую ценность человеческой жизни и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»

Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД.  В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми....

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Этапы развития детского коллектива

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА                                              ...

Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива

Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...

Программа развития детского коллектива

Программа содержит анкетные данные учащихся, посещаемость уроков, контроль сдачи дневников учащихся на проверку...

Диагностическая карта изучения уровня воспитанности обучающихся и уровня развития детского коллектива.

Диагностическая карта изучения уровня  воспитанности обучающихся и уровня развития  детского коллектива....

Детская художественная одарённость и её развитие на занятиях в творческом объединении "Теремок"

Сегодня для нашей станы чрезвычайно актуальна задача выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важна не только для них, но и для всего нашего о...