"Свои чужие дети"
статья по теме

Марунова Светлана Сергеевна

Статья о постинтернатном патронате.

Его плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marunova-patronat.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свои чужие дети

Школьный выпускной – немного грустный праздник. Ведь, он свидетельствует о том, что (немного забавно звучит в юном возрасте) завершена часть жизненного пути. Но грусть светла – поскольку выпускник стоит на пороге новой жизни, новых открытий и, не побоимся этих слов, новых свершений и побед. А это традиционно и поступление в желанный институт, и будущая интересная работа, и в каком-то обозримом будущем любовь и семья… Выпускной в детском доме, а я на нескольких таких была, всегда грустный праздник. Ведь это не просто выход в жизнь. Это, скорее, отлучение от дома.

В 18 лет они должны начать существовать – но, положа руку на сердце, разве это возраст самостоятельности? Всякий  родитель знает, что пословица «маленькие детки – маленькие бедки…» возникла не на пустом месте. Взрослые дети – предмет постоянных родительских и забот, и тревог, и как бы молодые люди не стремились к свободе, мы-то знаем, как они нуждаются в поддержке. Для выпускников детских домов все проблемы – серьезнее, значимее и порой даже самые простые кажутся неразрешимыми.

Откуда взяться жизненному опыту? Давайте сразу скажем, что в детских домах стремятся по мере сил все-таки подготовить к самостоятельной если не жизни вообще, в глобальном смысле слова, то к проживанию. Ушли в прошлое времена, когда детдомовские ребята думали, что из чайника всегда льется коричневый и сладкий чай,  что хлеб – только кусочками, а масло – желтым квадратиком в каше. Приучают, учат хотя бы основам готовки, прививают навыки обязательной гигиены. Все так.

Но нужно понять, что ребенок все же растет в закрытом учреждении, в замкнутом коллективе и количество моделей поведенческих, которые можно здесь отработать и проиграть довольно ограниченно. И учреждение это больше нацелено на достойное содержание сироты. Их кормят, одевают, учат, устраивают праздники и отдых в летние каникулы, их с настоящей заботой ведут по жизни, крепко взяв за руку. А потом эту теплую надежную руку убирают, чтобы протянуть ее другим ребятишкам, оставшимся без попечения родителей. А эти – взрослые дети – остаются без опоры, к которой привыкли.

Их провожают, напутствуют, снабжают деньгами в виде пособий от государства и нужными в хозяйстве подарками от спонсоров. Да, и одеждой в обязательном порядке. А девочки и мальчики, нагруженные чайниками, покрывалами, телевизорами, пока не понимают, что спокойное время уходит. Радует завтрашняя свобода, отсутствие надзора, ведь эти  дети склонны идеализировать жизнь за стенами детдома.

Что самостоятельная жизнь – не сахар поймут, проснувшись не в спальне детдома, а в своей комнате или квартире и не обнаружив за дверью столовой с готовым завтраком. Или когда вдруг кончатся деньги, а кроссовки порвались и надеть нечего. Или когда придет счет за квартиру с долгом за полгода… Как им помочь на этом переломе-перевале? Сегодняшний вариант – постинтернатный патронат. Он осуществляется в соответствии с законом Московской области «О патронате». Эту проблему мы затронули  в разговоре со специалистом отдела опеки и попечительства Анной Николаевной Саблиной и социальным педагогом  ГБОУ НПО ПУ № 80 Светланой Сергеевной Маруновой.

«Конечно, -  считает Анна Саблина, - даже при условии  максимальной заботы государства о детях, которые остались без семьи и живут в детских домах, нельзя с уверенностью сказать, что выпускник, выходя во взрослую жизнь, полностью готов к самостоятельному проживанию. Молодые люди лишаются привычного окружения, четкого распорядка дня. У них возникают трудности с содержанием жилья, поиском работы, организацией быта, питания, свободного времени. Именно в такой период помощь выпускнику может оказать постинтернатный воспитатель – поможет в защите прав и законных интересов, поделится житейским опытом, да и просто поддержит в трудную минуту. Им очень  необходимо участие и внимание добрых, заботливых и мудрых людей – вот, например, таких, как Светлана  Сергеевна Марунова».

Светлана Марунова сейчас помогает как постинтернатный воспитатель троим выпускникам: Сереже, Диме и девушке Саше. Со всеми была знакома и раньше – работает социальным педагогом в училище, где они получали профессию. И ребята сами попросили, чтобы именно она была у них воспитателем. «На самом деле, - говорит Светлана Сергеевна, - они пока никакие не самостоятельные – не то, чтобы совсем не могли жить одни, но им так нужна помощь! С одним – идешь в органы социальной защиты. Другой – просит сходить с ним на прием к врачу. Да и масса мелких вопросов постоянно, например, что порезать в салат «Оливье», как постирать футболку… Из мелочей складывается вся жизнь. Но есть проблемы и более сложные – например, трудоустройство».

Если уж мы завели разговор на эту важную тему, нельзя не коснуться болевых точек. Вот, например, бытует мнение, что выпускники детского дома не могут устроиться на работу, потому что не хотят работать…

«На самом деле, это очень большая проблема, признается Анна Саблина,  – действительно, не всегда выпускники детских домов в состоянии долго работать на одном месте, упорно трудиться, достигать успехов в труде. Представление о профессиях у них порой очень поверхностное, работа оценивается по внешним атрибутам. Это еще и еще раз говорит о необходимости социальной адаптации».

«Мои подопечные, - вступает в наш разговор Светлана Сергеевна, -  сейчас работают и учатся. Саша выучилась на швею, а еще на маляра-штукатура, но работать помешала аллергия. Но сейчас устроилась неплохо – экспедитором в одну из сетевых химчисток, пока довольна. Дима, улыбается Светлана Сергеевна, хочет стать артистом. Но пусть все же, добавляет, получит сначала реальную, земную профессию – такую, чтоб не остаться без куска хлеба. Что это важно, воспитатель уверена. Но в том мнении, которое вы привели, доля правды, конечно, есть.  Иногда ребят трудно уговорить даже  начать работать. А если и начали, - задержаться подольше. Не хотят. Но ведь многие из них с таким же нежеланием ходили и в училище – порой нужно было приходить к ним, будить, вести на занятия. Государство дает возможность ребенку, оставшемуся без родительского попечения, получить не одно начальное профессиональное образование, овладеть сразу несколькими специальностями – учись, в руках будут разные профессии! Но далеко не у всех есть мотивация. «Домашним» детям постоянно говорят о том, что надо стараться учиться, потом поступить в хороший институт, чтобы найти хорошую работу. В детском доме таких далеких, протяженных во времени целей все же не ставят, ведь главное -  ребенка вырастить, чтобы он был здоровым, сытым, ухоженным.  И, кроме того, прямой связи между материальными вещами – едой, одеждой, игрушками  – ребенок, живущий в детском доме, не наблюдает. Деньги вроде бы никем не зарабатываются, их не приносит в дом мама или папа, как в семье, они «поступают»…»

Кстати, что касается денег. Выпускник детского дома с нулевым опытом самостоятельного проживания – довольно обеспеченный человек. Парадоксально? Но это на самом деле так.  Дети получают «выходное пособие от государства», средства на начальное обустройство и обзаведение, в училище, где учатся,  – повышенную стипендию. И дальше, когда выпускник детского дома встает на учет в центре занятости, он опять имеет пусть не сумасшедшую сумму, но по любым меркам немаленькое пособие. И вот тут получается обратная реакция – молодой человек бессилен перед сыплящимися на него благами. Он тратит деньги бессмысленно и очень быстро. Но раз в месяц средства поступают снова.  Не важно, что рог изобилия  скоро иссякнет…  Но сейчас-то деньги есть.

«И эти деньги, - словно отвечает на мой незаданный вопрос Светлана Сергеевна, -  сегодня кажутся ребятам огромными, а возможности, которые они дают, - безграничными. Большая проблема помочь им эти деньги сохранить, дать представление о личном бюджете, научить хоть немного экономить, вовремя платить за коммунальные услуги, покупать только то, что нужно. У многих ведь впервые в жизни есть наличные. Нередко, как только появляются  деньги, откуда ни возьмись возникают и «друзья», и деньги быстро исчезают. Вот еще проблема – как от таких друзей уберечь…» 

От чего-то уберечь, что-то посоветовать, проводить к врачу или юристу. Говоря официальным языком, цель постинтернатного сопровождения выпускников – оказание социальной помощи. Это – не волонтерство. Это – работа и обязанности воспитателя закреплены законодательно. Чаще всего эти обязанности принимают на себя сотрудники образовательных и специализированных учреждений, иными ловами – детских домов, интернатов, училищ, где дети жили или учились.

Насколько я понимаю, прямой ответственности за воспитанника у воспитателя нет – ведь даже живут в разных местах, каждый у себя дома. Воспитатель посещает ребят на дому – два раза в неделю. Здесь главные слова – сопровождение и помощь в адаптации, эмоциональная связь. Но, наверное, как и везде, уровень ответственности зависит от собственного отношения, от того, насколько большое у воспитателя сердце, насколько искренне он в своем желании помочь этим не просто чужим, а часто вообще ничьим детям.

Вся проводимая работа фиксируется, ежемесячно готовятся и предоставляются отчеты в отдел опеки и попечительства. Конечно, в отчете можно отразить только самое основное – отчеты о посещении подопечных, о визитах в соцзащиту и пр. Как вставить туда задушевные разговоры, когда ребята делятся самым сокровенным? Нужно ли отмечать и какими словами, что подопечные задают порой такие вопросы, что и от своих детей никогда не слышала. А в какую строчку отчета вписать, как искренне радуется Саша, когда вдруг кто-то скажет, увидев их вместе: «Как на маму похожа…»?

Не опишешь и того, как твоя семья с пониманием относится к этой работе, как и муж, и сыновья готовы к звонкам в любое время суток. Вот, например, Максим, - это первый подопечный  Светланы Сергеевны, несколько лет назад, поздно вечером гуляя с друзьями, баловались, возились и кто-то веткой ткнул ему прямо в глаз. Вместе с мужем на машине кинулись к парнишке, повезли в глазное отделение. Слава Богу, обошлось.  Но понервничали все здорово – как же, зрение все-таки, да и глаза, лицо.   Он сейчас при деле, трудится в строительной бригаде, ездят по Подмосковью. Как дальше сложится, кто знает, но работать умеет и опыт уже приобрел.

Одна из важнейших задач, а, наверное, важнейшая – помочь сохранить квартиру, не позволить ее потерять. Но как? Знаю, что как-то сотрудник отдела опеки, вручая одному из выпускников ключи от квартиры, сказала: «Вася, помни, если ты ее продашь, я умру». Искренне сказала, взаправду. Столько уходит сил, согласований, нервов, чтобы жилье появилось. И просто отчаянье охватывает, когда молодой человек вдруг его лишается. Помните, год назад в метро висела социальная реклама, до слез пробирающая, на плакате счастливая юная мордаха: «Я поменял свою комнату на магнитофон!» За точность цитаты не поручусь, плакаты почему-то быстро сняли – наверное, потому что «до слез», чтобы не расстраивать, чтобы прорекламировать что-то важное и нужное для тех, кто едет на эскалаторе: духи, белье, очки… Самое же страшное в том, что такую сильную «социалку» никто не придумывал – это реальный случай с бывшим детдомовцем, который в 2011 году обменял новое жилье в Бутове то ли на кассетник, то ли на видеомагнитофон.

Первая февральская неделя  может войти в историю шагом к тому, чтобы хоть на какое-то время обезопасить сиротские квартиры – правительство Московской области утвердило новый порядок, в соответствии с которым первые пять лет жилье в собственность оформляться не будет. Ну а там, может, немного повзрослеют, поумнеют, научатся жить самостоятельно… А в этом им обязательно помогут воспитатели, осуществляющие постинтернатный патронат.

Этот материал закончить невозможно. Можно лишь прервать, просто поставить точку. Выражаю искреннее восхищение Светланой Сергеевной Маруновой и ее коллегами. В каком-то смысле это подвижничество, как и любая воспитательная деятельность. В настоящее время на постинтернатном патронате в городе находятся 14 воспитанников. Кстати, я бы сделала еще один шаг, закрепив законодательно обязательность этого патроната – сегодня-то взрослый ребенок сам должен изъявить это желание, попросить, чтобы его прикрепили к воспитателю. Хотя это, наверное, слишком, а как вы думаете? Если вы готовы обсуждать тему, пишите: reklamolva@yandex.ru.   Г.Электросталь, ул. Красная, д. 42.

Р.S. Желающие стать воспитателями постинтернатного патроната (а ими могут быть совершеннолетние, работающие, обеспеченные жильем  россияне)  могут обращаться в Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Электростали (зав. отделом Наталья Николаевна Фоменкова. E-mail: electrostalopeka@mail.ru. Адрес: ул. Мира, д. 20-б. E- Тел.: 573-32-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация«Чужих детей не бывает»

Дети сироты- большая проблема нашей страны...

СВОЯ-ЧУЖАЯ ВОЙНА…

Проектно-исследовательская работа посвящена юбилею вывода войск из Афганистана. Работа оформлена от имени руководителя проекта....

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ – ЧУЖОЙ» В КРИМИНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

Изучением оппозиции «свой – чужой» с позиции различных теоретико-методологических подходов занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Ведутся интенсивные дискуссии по проблемам восп...

Проект "Свои-чужие" (реферат)

Реферат написан учеником 10-м класса Ковалем Олегом для всероссийского конкурса "Наша история". Текст посвящён иностранцам из рода Старков, которые много столетий служили России, начиная от ...

Сценарий воспитательного мероприятия "Своя ЧУЖАЯ война"

Мероприятие патриотической направленности для обучающихся старших классов....

Презентация " Своя ЧУЖАЯ война"

Презентация является дополнением к сценарию патриотического мероприятия " Своя ЧУЖАЯ война". Материал может быть использован при проведении классных часов, уроков мужества....