Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
статья по обществознанию по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

Размышление о воспитании толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoi_-_chuzhie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Свои – чужие.

Другая национальность, другая религия, другие убеждения.

Помни, что ты только человек!

Все чаще на страницах российских газет мы встречаем заголовки статей о вооруженных нападениях скинхедов на иностранных граждан из Азии, Африки, Кавказа и задаемся вопросом - почему это происходит у нас, в России? В стране, одолевшей всемирного зверя - фашизм; в стране, которая оказалась в положении разоренной и обескровленной, словно это ее победили, - не она? И пытаемся найти ответы, копаясь в исторической памяти. Откуда эта нетерпимость к тем, кто не похож на нас? Ведь у каждого из нас своя мера ума и глупости, чести и бесчестия, трудности и легкости. У нас у всех непохожие отпечатки пальцев, форма ушей, тембр голоса. Что-то притягивает, что-то отталкивает. Но в нашей воле перебороть неприязнь, отказаться от ненависти и нетерпимости.

Как-то раз была свидетелем неприятной сцены в поезде, которая поразила меня и надолго сохранилась в памяти. В соседнем купе плацкартного вагона ехали двое корейцев с большими сумками. Они мирно беседовали под стук вагонных колес, вели себя достойно, и претензий у пассажиров к ним не было. Но на каждой станции на всем пути следования поезда к ним с удручающим постоянством обращались сотрудники ЛОВД с требованием предъявить к досмотру документы и вещи, причем, проводилось это в грубой, унижающей личное достоинство человека, форме. Мне, да и многим пассажирам соседних купе, стало жалко этих людей, которым часто приходилось подвергаться столь унизительной процедуре. Таких случаев, к сожалению, много.

И моя задача, как автора, отразить в статье собственный взгляд на проблему «свои - чужие» в сфере национальных отношений, попробовать осмыслить причины проявления нетерпимости к представителям других наций и народностей, которые до сих пор имеют место в современном обществе.

В качестве эпиграфа я бы взяла слова, заимствованные из триумфального ритуала римских полководцев: «ПОМНИ, ЧТО ТЫ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК!» Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.

Из истории Древней Греции известно, что в одном из ее городов-государств, в древней Спарте, бытовало правило избавляться от слабых. Недоношенных, болезненных младенцев и немощных стариков «сознательные граждане» уничтожали, чтобы те не отнимали время и заботу от службы отечеству у высокоразвитых жителей. Жестокие законы, казарменные нравы позволили спартанцам завоевывать воинскую славу и сохранять свою независимость в течение нескольких столетий. Они тем и остались известны в анналах человеческой памяти. Вот только не обогатили они цивилизацию поэзией, философией, вообще, высоким творчеством души и чувства. И сколько ни пытались возродить их стиль и образ жизни различные народы - ничего доброго из этого не получилось. ВЫСОКОРАЗВИТОЕ ОБЩЕСТВО ПРОВЕРЯЕТСЯ НЕ СИЛОЙ, А МИЛОСЕРДНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К СЛАБЫМ И УБОГИМ.

Поэтому вопросы о взаимоотношениях силы и слабости, «своих» и «чужих» в обществе - ключевые в системе общечеловеческих ценностей. Никогда еще человечество не получало столь убедительного и жестокого урока: отлученная от морали и сострадания политика, экономика, культура рано или поздно приведут к ПОРАЖЕНИЮ.

Культ сильной личности, свободной от угрызений совести, милосердия, соединенный с идеей национальной исключительности, привел немецкий народ к вражде со всеми «неарийскими» народами и нациями и к катастрофе, к поражению от «неполноценных», «слабых» народов.

Культ сильной личности, соединенный с благой идеей построения общества социальной справедливости, но тоже отрешенный от общечеловеческих норм и морали, от чести и совести, от сострадания к малым и слабым, от уважения к людской непохожести, привел и наше государство к кровавому хаосу. Большой террор, развязанный Сталиным и его соратниками против собственного народа, привел к тому, что в категорию «врагов» попали миллионы советских граждан. Аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и «потенциальные» враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. Такая «мера социальной защиты» вела к «срезанию» целых слоев общества. Или сталинские депортации народов в 1940-х гг., которые касались судеб национальных меньшинств: чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков и других, подвергшихся насильственным переселениям в безлюдные степи Казахстана и глухие местности Сибири.

Таким образом, на протяжении многовековой истории человечества разные причины толкали людей на соперничество, конфликты, вражду. В разных обществах и культурах по-разному определяли те государства, народы, социальные группы, которые считались враждебными, и сами конфликты и войны имели различный характер и различное социально-политическое содержание. Но практически всегда ситуация напряженности и конфликта, особенно ведущая к вооруженным столкновениям, порождала «образ чужого», «образ врага». Этот образ формировался в сознании людей и лежал в основе особой психологии враждебности и ненависти по отношению к другим группам и народам. И независимо от культурно - исторического контекста, по отношению к данной группе или народу, «чужой» - это  «варвар», который несет угрозу культуре и цивилизации. Не случайно образ «чужого» строился как антипод собственным громко провозглашаемым ценностям и идеалам. И чем дальше эти ценности и идеалы от действительности, тем больше искушения найти в «чужом» виновника за разрыв между словом и делом, виновника всех бед и неудач. Окружающий мир воспринимается как враждебный, что подкрепляется двойным стандартом в оценке своих и чужих действий: «Своему я это прощу, чужому - никогда и ни за что».

Мышление, подчиненное психологии враждебности, глухо к нравственным критериям, и в первую очередь, к общечеловеческим нормам нравственности, поскольку в его основе лежит групповой интерес. Такое мышление и поведение по отношению к «чужому», «не своему» еще и подкреплено невежеством. Потому «образ чужого» - одно из главных препятствий на пути к диалогу и общению, он категорически исключает возможность цивилизованного общения и сотрудничества.

Наконец, «образ чужого» не только опасен для стабильности и безопасности в обществе, но и влечет за собой крайне негативные последствия для жизни внутри страны. Это особенно актуально для многонационального государства, каким является Россия. Будучи поликультурным, многонациональным государством, Россия соединила различные общности людей не только с различными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психологической структуре личности. В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Однако в современных условиях социально—экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других народов на ее территории вызывает у русских людей опасения, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: агрессия, холодное безразличие, страх, иногда ненависть по отношению к людям иной национальности. Отчасти такие явления могут рассматриваться в качестве своеобразной защитной реакции на действительные и мнимые угрозы со стороны представителей этих народов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет среди людей к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Следствием чего могут стать кровопролитные распри, погромы, террористические выпады против мирных граждан. Итог -появление беженцев и вынужденных переселенцев. Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома (часто и свою страну) из-за войн и преследований. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что имеют, разлучаясь со своими родными. И почти всегда они становятся «чужими» среди тех, с кем рядом вынуждены жить. Человечество устало от войн и насилия. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире и нашей стране, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами, государствами. Иными словами, надо перейти в другое культурное состояние. Речь идет о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие.

Но, а что касается иммиграции - угроза это или благо, следует отметить, что к мигрантам коренные жители относятся настороженно не только в России. Достаточно вспомнить партию Ле Пена во Франции. Но нам все -таки легче. Подавляющее большинство приезжих - это люди, которые еще 10 лет назад жили в одной стране - СССР. Они не забыли нашу культуру и язык. Иммиграция в Россию не представляет угрозы, если она отрегулирована государством. Если у нас плохо осваиваются территории Сибири и Дальнего Востока, если есть желающие их осваивать с пользой для нашей страны, то почему китайская или корейская иммиграция не может иметь место на Дальнем Востоке. И разговоры об угрозе российской нации с Востока иногда раздуваются намеренно из-за неспособности или поставить в правовые рамки поведение китайцев, или противопоставить столь же эффективное экономическое поведение. Следует также отказаться от ложных стереотипов и двойных стандартов, преодолеть исторические предрассудки и вместе строить мир, основанный на сочетании ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни -так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН.

Список литературы.

1. Мельвиль А., Ожэ М. Образ другого, образ врага. Сб.: Опыт словаря нового мышления. Прогресс. Москва, 1989г., С.22 - 25

2. Афанасьева Т.Душа и дело. Молодая гвардия, Москва, 1990г.

3. Щеголихина Н.Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений. История, 2002г., №7, С.2.

4. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История. 2002г., №11, С. 4-7.

5. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? История. 2003г., №34, С. 24-26.

6. Зорин В., Цепляев В. Иммиграция: угроза или благо? Аргументы и факты. 2003г., №47, С. 16.

7. Шлегель М. Кто покушается на русскую землю? Аргументы и факты. 2003г.

8. Ваганов А. Кто сказал, что национальность может быть только одна? Независимая газета. 2003г., №198.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Внеклассное мероприятие « Спасение евреев людьми других национальностей. Тиунэ Цугихара».

Разработку мероприятия отправляла на конкурс " Память о Холокосте-путь к толерантности". Презентация прилагается....

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

«У нас не может быть другой национальной идеи, кроме народосбережения»

Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы  всю жизнь. В настоящее время очень остро встала проблема  сокращения численности населения. Только при сохранении традиционной семь...