Интеграционный образовательный потенциал туристических походов
материал (5 класс) на тему

Бровко Елена Николаевна

Интеграция школьных предметов в туристических походах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_integratsionnyy_potentsial.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграционный образовательный потенциал туристических походов

Бровко Е.Н.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творческтва», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра

Любовь человека к странствиям зародилась еще в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и другие в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познание ее в непосредственном общении. В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна категория путешественников– пилигримы, странники по святым местам. Представители эпохи Возрождения
М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы в ХVIII в. Рассматривали путешествие как способ развития необходимейших умений и навыков.  Ж.Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

В России появление и развитие туризма связано с краеведением. В 1932 году элементы краеведения начинают вводиться в учебные программы. В 1940 году туризм как норматив вошел в комплекс ГТО. В настоящее время туризм развивается стремительными темпами во всех его проявлениях.

Как правило, походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу, преодолевать любые препятствия. Не тревожит и отсутствие крыши над головой, природа – дом для туриста. Кончились продукты? И это не страшно, сколько съедобных грибов и ягод вокруг. Чего, только не умеет делать человек с рюкзаком! Главное, много узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать.

Анализируя историческое прошлое туризма, напрашивается вывод, что туризм всегда и везде имел оздоровительное значение, акцентировалось внимание на спортивной и краеведческой деятельности. Патриотическое воспитание, познание окружающей природы, ее охрана играют также немаловажную роль.

Являясь педагогом дополнительного образования, работая в туристско-краеведческом направлении в течение длительного времени, в своей работе придерживаюсь данных основ, считая, что туризм и туристские походы – это отдых, физическое воспитание, труд, закалка, общение с природой. Однако уже несколько лет в походах я наблюдала за воспитанниками и делала выводы. Первые походы для ребят – это испытание, новые ощущения вдали от своего дома, города, огромное любопытство и интерес. Это мир, который открывается перед ними с другой стороны. Мир, где дети самостоятельные люди, которым нужно себя обогреть и накормить.
В последующих походах заметно утрачивается интерес у детей, им необходимо уже что– то большее, чем отдых, трудовое и физическое воспитание, умение выжить в природных условиях, и свободного времени вполне достаточно.

Постепенно наличие свободного времени в походе переросло в проблему. Появилась необходимость сделать поход еще более значимым и интересным. Каждый выбранный маршрут должен быть похож на «познавательный лабиринт». Дети, проходя этот лабиринт, должны получать не только необходимые умения и навыки, но и интересный познавательно – развивающий материал.

Высказывание великого дидакта К.Д. Ушинского очень точно определяет цель похода в природу это воспитательное значение. Но общение с природой несет в себе огромный образовательный потенциал. Конечно, вопросом образования и обучения занимается школа, дети на уроках получают массу информации по различным предметам.  Возникла необходимость связать изучение школьных предметов и туристический маршрут, так, чтобы эта связь была ненавязчива и пополняла «интеллектуальную копилку» воспитанников, чтобы походы можно было использовать как образовательную среду для решения предметного преподавания. Нельзя претендовать на полноту отражения всех аспектов изучения материала школьных программ в лесу. Но почти любой туристический маршрут можно использовать не только для изучения предметов, но и дополнить их энциклопедическими знаниями, информацией из разных источников. Такой маршрут увеличит интерес воспитанников не только к походам, но и к предметам в общеобразовательном учреждении.

Как правило, туристические походы в школах проводятся эпизодически, не становясь полноценными элементами учебно-воспитательного процесса. Выходы на маршруты обычно заранее не спланированы. Выбор учителем маршрутов определяется случайными факторами. Как следствие туристическая работа в школах бессистемна. А ведь какой широкий спектр взаимосвязи туризма и школьных предметов открывается перед учителями– предметниками и классными руководителями.

                                              Рис. 1

Образовательный потенциал туристических маршрутов для активизации знаний детей в разных классах отражает таблица 1:

           класс                            

предмет

5-6

7-8

9-11

Биология

Растения края - как составная часть природы. Разнообразие растений.

Грибы, мхи и лишайники.
Их роль в ориентировании на местности.

Биогеоценозы

Экология

Бережное отношение к флоре и фауне.

Человек и природа. Охрана природы.

Рациональное природо-

пользование.

География

План местности. Карта и компас. Топография. Глазомерная съемка местности.

Физико-географическая характеристика. Рельеф и геологическое строение.

Человек, общество, природа.

Физика

Физические явления в природе.

Работа с компасом. Магнитное поле Земли.

Основы биомеханики.

Астрономия

_____

_____

Созвездия. Ориентирование по Солнцу и Луне.

Математика

Простейшие измерения на местности. Масштаб.

Измерение расстояний и высот.

Расчеты высот и расстояний по формулам.

ОБЖ

Ядовитые и съедобные грибы, ягоды, плоды.

Ориентирование. Движение по азимуту.

Физическая подготовка.

Литература

Маршруты, связанные с именами писателей и поэтов. Лес в русских народных сказках. Фольклор коренного населения.

Русский язык

Составление отчетов о походе. Рефераты, проекты.

История и краеведение

История развития края. История заселения. Быт и культура коренных народов.

ИЗО и искусство фотографии

Зарисовки пейзажей, фотографии маршрута.

Физическая культура

Общая и специальная физическая подготовка.

Психология

Тренинги на сплочение, выявление индивидуальных особенностей членов группы.

                Какими же незнакомыми кажутся знакомые  маршруты, когда раскрываешь их образовательный потенциал. Даже столько раз проходимая
река под названием Большой Балык преобразилась
при ее изучении. Порядок предметного исследования представлен в таблице 2:

                Образовательный потенциал объекта- река Большой Балык

Предмет

Содержание

География

Физико-географическое положение объекта. Геологическое строение и рельеф. Работа с топографической картой.

Биология

Мир растений в пойме реки Большой Балык. Ярусность. Животный мир.

Экология

Экологическое равновесие. Охрана природы. Взаимодействие человека и природы.

Физика

Работа с компасом.

Математика

Измерение расстояний на местности. Измерение высоты склонов. Математические расчеты.

ОБЖ

Ориентирование по местным признакам. Определение местонахождения. Разбивка бивуака. Костры. Приготовление пищи.

Астрономия

Ориентирование по Солнцу и Луне.

Литература

Хантыйская поэзия и эпос.

Русский язык

Составление летописи похода.

ИЗО и фотодело

Фотографии местности, зарисовки.

Физическое воспитание

Движение по маршруту. Игры на свежем воздухе.

Какими маршрутами не шел бы человек, в памяти всегда остаются яркие мгновения. Образовательные маршруты вкладывают в умы воспитанников много полезной информации, которая в дальнейшем помогает им занимать призовые места на конкурсах и соревнованиях различного направления (спортивный туризм, краеведение, фотоконкурс, школьные олимпиады и другие). Благодаря данному подходу к преподаванию туристской деятельности, можно выделить ряд положительных моментов для воспитанников и для педагога. Дети ненавязчиво получают информацию из школьной программы. Информация наглядно обоснована и легко запоминается воспитанниками, расширяется кругозор и увеличивается интерес через исследуемый маршрут к изучаемым предметам в школе. Постоянно происходит смена умственной и физической деятельности. Педагог всегда находится в поиске  познавательного материала, повышает свое самообразование, ведет работу в разном направлении.

Впереди у воспитанников еще множество неизведанных маршрутов и все они будут яркими и запоминающимися, несущими в себе огромный образовательный потенциал.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об...

интегрированный урок "учимся в туристическом походе"

1.     Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован  проб...

Проект туристического похода

Материал содержит цель,задачи, этапы подготовки школьного  туристического похода "Наше здоровье в наших руках". Также названы этапы реализации проекта и программа турпохода....

«Туристический поход по стране Числитинск»

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-повторения она используется для уточн...

Учимся в туристическом походе

Интегрированный урок  (физическая культура, русский язык, технология, информатика).Тема: «Учимся в туристической походе».Форма урока: урок-игра....

«Теоретические основы изучения организации туристических походов»

Подготовка к походу начинается с комплектования группы. Заблаговременно все оповещаются о предстоящем походе. Информация должна быть предельно четкой, ясной и исчерпывающей. Она может быть в виде устн...

Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...