Главные вкладки

    Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
    статья по теме

    Марденская Светлана Фёдоровна

    Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравственной координатой. Эту благородную цель реализуем в военно-патриотических объединениях города Абакана.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mardenskaya_statya.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

    С.Ф. Марденская

    Методист по работе с детьми и юношеством муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Абакана

     «Центр детского творчества»,

    Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

    Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

    Роль и значение патриотизма возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия, а нынче - терроризм). Проявления патриотизма и высоконравственных чувств и поступков в такие периоды отмечены благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

    Патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

    В содержании патриотического воспитания  военно-патриотических объединений «Родина», созданных при городском Управлении образования г. Абакана, выделяются такие компоненты,  как культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, идеологический, правовой, психологический, военно-технический, физический.

    Как система качеств личности патриотизм включает три основных структуры:

    -Чувственно-эмоциональную (любовь к малой Родине, веру в силы и возможности своего народа, гордость за принадлежность к своей нации, осознание величия и роли Отечества в истории, любви к национальной культуре, готовности к защите Родины, сопричастности к проблемам государства и народа);

    -Духовно-ценностная предполагает высокую жертвенность на благо Отечества, способность ставить интересы Отечества выше личных, глубокое уважение к духовно-нравственному наследию народа; преобладание ценностей общегосударственного уровня;

    -Практически-деятельная, включает практические действия личности, отражающие ее патриотическое сознание, готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни, конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов, соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам.

    Роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй являются духовные ценности; третьей - действия, практически реализующие вышеуказанные ценности и чувства.  

    Из всего выше сказанного определились задачи нравственно-патриотического воспитания, которые способствуют дееспособности подрастающего поколения, значительному повышению его нравственности, гражданственности и патриотизма:

    - приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории Отечества, народа;

    - воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, уважение к символике и традициям русского народа и российского государства;

    - формирование и развитие потребности в нравственно-здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, коллегами, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе; оказывать помощь людям старшего поколения и нуждающимся в ней;

    - воспитание положительного отношения к труду, как высшей ценности, на благо Отечества, государства, во имя служения и защиты Отечества, формирование социально-значимой, деятельной целеустремленности. Особое значение имеет воинская деятельность.

     Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности на современном этапе призвано всеми силами и средствами содействовать появлению у молодежи чувств сопричастности к выполнению своего гражданского долга, в том числе и разумному сочетанию личных и общественных интересов, реальному вкладу, вносимому в решение важнейших проблем общества и его граждан, а оценивается воспитательная работа степенью готовности к проявлению этого чувства в реальной повседневной жизни.

    В Совете ВПО создаются   благоприятные условия для формирования и проявления гражданской позиции воспитанников. Мы стремимся создать условия, в которых ребенок способен проявить себя как равный другим, заявить о себе, попробовать свои силы и возможности в реальных ролях, реализовать свои потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Так, по инициативе Координационного Совета Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас» принято обращение к  школьникам города и составлен план мероприятий по достойной встрече Праздника Победы в Великой Отечественной войне. В соответствии с планом  свою гражданскую позицию воспитанники детской организации проявляют в организации и проведении всевозможных акций, операций, месячников. Впервые проведена интерактивная акция «Платок солдата». Школьники посетили ветеранов войны, побеседовали с ними, записали их воспоминания. В знак памяти о славных победах соотечественников было изготовлено 460 платков с именами ветеранов, участников Великой Отечественной войны, которые были представлены горожанам в день открытия Вахты Памяти 9 мая.

    Во время проведения акции «Красный тюльпан» было высажено 1333 красных тюльпана на 20 школьных клумбах, которые расцветают к празднику Победы и, ещё долго будут напоминать школьникам и жителям города о славном подвиге абаканцев.

    «Если мы не выживем духовно, мы умрем физически» эти слова Д. Лихачева легли в основу проведения эколого-патриотических конференций для педагогов и детей «Здоровая молодежь – сильная Россия». На конференции рассматривалось духовное и физическое здоровье нации,  продолжением которой явилось проведение двух «Флеш-мобов»  под таким же названием и где обучающиеся Союза заявили о готовности вести здоровый образ жизни на благо Отечества.  

    Одно из направлений работы по повышению уровня гражданско-патриотического  воспитания учащихся – привитие уважения к символам  и законам нашего государства. Чаще всего ВПО используют в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В последние годы восстановлена традиция начала всех массовых мероприятий с поднятия флага и исполнения гимна России, что является мощным стимулом воспитания патриотических чувств. В настоящее время отработан ритуал вноса флагов детских общественных организаций и объединений.

    Самым значимым в плане формирования нравственных качеств человека- патриота России является большое мероприятие - Вахта Памяти, посвященная дню Победы. Это мероприятие - итог всей военно - патриотической работы за год по всем направлениям. Оно не оставляет равнодушным ни одного участника, будь то ветеран, ученик школы, педагог, воспитанник детского сада, представитель Администрации города, руководитель учреждения и т.п.  

    Пять праздничных дней несет Вахту Памяти Почетный Караул у Вечного Огня. К этому мероприятию участники ВПО относятся особенно ответственно, проявляя максимум уважения к славному подвигу своих предков. На этом празднике встречаются четыре поколения - от дедов до правнуков.  Здесь просматривается связь времен, поколений. Здесь передаются традиции, передается историческая память, формируется сознание гражданина-патриота, причастного к судьбам своей страны, ответственного за ее будущее.

    С каждым годом улучшается качество проводимых мероприятий, растет их престиж, о чем говорит увеличивающееся количество участников, партнеров в военно-патриотической работе.  Повышается воспитательный результат проведенных мероприятий, заложенный в стимулах сопричастности молодежи к происходящему.

    «Основным строительным материалом в становлении личности является не количество мероприятий, а те психологические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них» (С.Л. Рубинштейн). Поэтому, готовясь к проведению любого мероприятия, учитываем, насколько значимо это мероприятия, как воспримут его участники, чем отзовется оно в душах подростков?

    Привлекая к проведению массовых мероприятий ребят, стараемся привести в действие механизм, основанный на явлении «Сдвига мотивов на цель действия» (А.Н. Леонтьев), когда воспитанники, включаясь в общественно-значимую гражданско-патриотическую деятельность, обладают вначале малосодержательными, не развитыми в социальном отношении мотивами. Активное участие в этой деятельности дает возможность почувствовать и личную причастность к делу защиты отчего дома, Отечества и открыть для себя его новый смысл. У участников меняется самооценка, возникает желание всегда и всюду приобретать общественное признание. В конце концов, такого рода личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Происходит становление гражданина-патриота.

    Результатом работы ВПО «Исток» МБОУ «СОШ №18» по формированию духовно-нравственной личности гражданина-патриота стало создание слайд - фильма «Я люблю тебя жизнь!».

    Авторы, возможно, не были знакомы со словами человека  с высочайшей духовно-нравственной координатой – матерью Терезой. Но как созвучны слова матери Терезы и сюжет фильма! Своё отношение к жизни, предназначение человека в этой жизни они определили следующими словами:

    Жизнь – это шанс, не упусти его.

    Жизнь – это красота, удивляйся ей.

    Жизнь – это мечта, осуществи её.

    Жизнь – это долг, исполни его.

    Жизнь – это игра, так играй.

    Жизнь – это любовь, так люби.

    Жизнь – это тайна, разгадай ее.

    Жизнь – это трагедия, выдержи ее.

    Жизнь – это приключение, решись на него.

    Жизнь – это Жизнь, спаси ее.

    Жизнь – это счастье – сотвори его сам.

    Жить стоит. Не уничтожь свою жизнь.

    Таким образом, во взаимодействии с субъектами образования и воспитания обеспечивается глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества, основанное на высокой личной ответственности, на знании важнейших сторон военного дела, особенностей и требований военной службы. Вырабатывается убежденность в функции защиты Отечества в современных условиях, тем самым, расширяется образовательно-воспитательное пространство и создаются условия для духовно-нравственного становления личности человека, гражданина, патриота.

     Литература:

    1. С.А. Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. Детский творческий центр: Организация методической работы.  Волгоград: Учитель, 2008г.

    2. В.И. Лутовинов, В.С. Пель. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программно-методические основы. Изд-во НИПК и ПРО, Москва-Новосибирск, 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

    Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриот...

    Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия

    Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...

    Основные направления и содержание деятельности военно- патриотических объединений города Абакана Республики Хакасия

    В статье раскрываются основные направления деятельности военно-патриотических объединений города Абакана Республики Хакасии и основное содержание этой деятельности на протяжении 17 лет с момента образ...

    Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника

    Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....

    Сетевое межведомственное взаимодействие по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия

    Сетевое межведомственное взаимодействие , социальное партнёрство в Союзе детей и подростков "Дружба-Ынархас" г. Абакана Республики Хакасия предполагает собой объединение всех ресурсов образовательных ...

    Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

    В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

    Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

    Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...