Основные направления и содержание деятельности военно- патриотических объединений города Абакана Республики Хакасия
статья на тему

Марденская Светлана Фёдоровна

В статье раскрываются основные направления деятельности военно-патриотических объединений города Абакана Республики Хакасии и основное содержание этой деятельности на протяжении 17 лет с момента образования (1997г.).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления и содержание деятельности  

военно- патриотических
объединений города Абакана Республики  Хакасия

           

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни со всей остротой поставили перед работниками образования проблему подготовки качественно-новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, способных вывести нашу страну из кризиса. Выходя на рынок труда, молодой человек должен иметь комплекс знаний: психологических, экономических, организационных; он должен быть конкурентоспособным, уметь грамотно общаться и решать творчески жизненные задачи, а также уметь реализовать себя в обществе, не преступив при этом законов нравственности, сохранив свои патриотические чувства. К сожалению, многие из этих знаний старшеклассники в школе получить не могут.

Этот пробел смогут выполнить учреждения дополнительного образования через систему кружков, клубов, детских и юношеских общественных объединений и организаций, куда дети приходят по желанию, где каждый воспитанник сможет самоопределиться, развить свой творческий потенциал, реализовать свои способности и укрепить свой жизненный стержень.

              Одним из таких общественных объединений является Совет военно-патриотических объединений «Родина», созданный при Управлении образования Администрации города Абакана. В сентябре 2013 года исполнилось 16 лет со дня создания Совета. В настоящее время в состав Совета входят 19 ВПО школ города ( всего в городе 24 школы), 12 музеев и Комнат Боевой и Трудовой Славы.

  В 2010 году была разработана программа военно-патриотического воспитания подрастающего поколения «Служим Отечеству» на 2011 -2015 годы. Программа разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015г», тесно взаимосвязана с программой патриотического воспитания молодежи «Патриотический выбор» Управления культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана и «Планом мероприятий по реализации Государственной программы патриотического воспитания молодежи» Министерства образования и науки Республики Хакасия. Финансируется программа Управлением образования Администрации города Абакана. В образовательной деятельности педагогов дополнительного образования реализуется с 2005 года программа «Я-призывник». Кроме того городская общественная организация Союз детей и подростков «Дружба -Ынырхас», в состав которой входит Совет военно-патриотических объединений «Родина» реализует проект образовательного кластера с сетевым межведомственным взаимодействием,  направленным на военно-патриотическое воспитание.    

Военно-патриотическое воспитание реализуется через основные направления работы, которые Совет военно-патриотических объединений «Родина» определил для себя как приоритетные, это:

  • Военно-историческая подготовка.
  • Подготовка по основам ОБЖ.
  • Прикладная физическая подготовка.
  • Подготовка по основам военной службы.
  • Военно-техническая и специальная подготовка.
  • Работа с ветеранами.
  • Поисковая и музейная работа.
  • Массовая военно-патриотическая работа.
  •  Работа по отслеживанию результативности.

Военно-историческая подготовка включает в себя:

  • Изучение истории малой Родины, микрорайона, учебного заведения и т.д.          
  • Изучение ратной истории России и Вооруженных Сил, видов и родов войск (на примере Пирятинской дивизии).
  • Изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников, деятелей искусства, науки и т.д
  • Увековечение памяти Российских воинов.
  • Изучение военной символики.

  Подготовка по основам ОБЖ включает:

  •  Изучение основ здорового образа жизни.              
  • Изучение основ пожарной безопасности.
  • Изучение основ безопасного поведения на воде, транспорте и т.д.
  • Изучение основ безопасности в экстремальных условиях.
  • Изучение основ медицинских знаний.

   Прикладная физическая подготовка охватывает:

  • Изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
  • Передвижение по пересеченной местности (кросс, марш-броски, гонки и т.д.);
  • Преодоление препятствий ( индивидуально и в составе подразделений);
  • Силовая подготовка;
  • Прикладное плавание (ныряние на дальность и глубину);
  • Основы рукопашного боя.

 Цель подготовки по основам военной службы  -формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих; готовности осознанно выполнять свой священный долг по защите Отечества.

 Содержание этой работы включает:

  • Изучение правовой основы службы в армии;
  • Огневую, строевую, тактическую, топографическую подготовку.

Основы военно-технической и специальной подготовки воспитанники познают моделируя боевую технику и вооружение, изучая радиодело, информатику, автодело, картинг, сотрудничая с воинскими частями и пограничными заставами.

Работа с ветеранами включает:

  • Совместные коллективные творческие дела, встречи, беседы и т.д.;
  • Изучение истории страны со слов очевидцев и участников событий;
  • Шефскую помощь ветеранам.  

Поисковая и музейная работа включает: 

  • Изучение истории своего города, улицы, школы.
  • Поиск исторических свидетельств о людях, живших и живущих рядом, о Почетных жителях города.
  • Изучение дней Воинской Славы.
  • Изучение архивов музейных фондов.
  • Работа в музее.
  • Создание школьных музеев.
  • Поисково-исследовательская работа.

Массовая работа предполагает:

  • Организацию, подготовку и проведение массовых мероприятий.

Работа по отслеживанию результативности позволяет стимулировать развитие активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Содержание работы включает:

  • Социологические исследования военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.         
  • Анализ социологических исследований.
  •  Анализ количественных параметров         военно-патриотического воспитания.

 За годы работы по программе патриотического воспитания определились традиционные формы работы такие как: военно-спортивная игра «Зарница», «Зарничка», «Патриот», профилактическое мероприятие «Школа выживания», военно-полевые сборы, КТД «Один день армейской жизни», Вахта Памяти, посвященная празднику Победы и Вахта Памяти, посвященная Герою России Игорю Ахпашеву, ученику абаканской школы №1, поездка на погранзаставу Саглы.

Следующее направление военно-патриотического воспитания - это работа с ветеранами, где просматриваются два направления:

-Шефская работа.

-Работа по увековечению памяти о славных подвигах и датах военной истории.

В городском Совете ветеранов постоянно уточняются списки ветеранов, проживающих в микрорайонах школ. Каждая школа на своем участке шефствует над проживающими там ветеранами Великой Отечественной войны. На сегодняшний день их в городе осталось менее 300 чел. Им оказывается необходимая помощь на дому, на даче. Ветеранов приглашают в школу, с ними встречаются поисковые отряды, пресс центры, которые записывают их воспоминания о военном времени, о работе в тылу и многое другое. Создаются фоно- видеотеки, оформляются музейные экспозиции. За последние годы вновь созданы и открыты музеи и музейные комнаты в 12 школах города.

С участием ветеранов проводятся многие массовые мероприятия  школ, микрорайонов, города. В 2011 году принято обращение к школьникам города о достойной встрече 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 Особенно большая работа  ведется по поздравлению ветеранов школьниками, участниками ВПО, к праздничным и знаменательным датам военной истории. Ни один ветеран не остается без внимания. Для них устраивают вечера и праздничные концерты, им дарят подарки, готовят угощения.

Большая работа в ВПО проводится по увековечению дней Воинской Славы. Во многих школах города оформлены альбомы, календари «Дней воинской Славы», где отражены героизм и мужество русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Самым значимым в плане воспитания патриотов России является большое мероприятие - Вахта Памяти, посвященная дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие - итог всей военно-патриотической работы за год по всем направлениям - начиная с военно-исторической работы, включая поисковую и музейную работу, прикладную физическую подготовку и заканчивая огневой, строевой подготовкой. Оно не оставляет равнодушным ни одного участника, будь то ветеран, ученик школы, педагог, воспитанник детского сада, представитель Администрации города, руководитель учреждения и т.п.  

Начинается подготовка к этому мероприятию задолго до его начала. На занятиях Постовцы формируют отряды для несения Почетного Караула на Посту N1   у Вечного Огня Славы и прохождения парадным строем в день открытия Вахты Памяти. Затем идут тренировки по обращению с оружием, строевая подготовка. Пишется сценарий проведения торжественной линейки, где главными участниками становятся ребята ВПО и ветераны города, приглашаются гости из воинских частей, Администрации города, общественных организаций.

Пять праздничных дней несет Вахту Памяти Почетный Караул у Вечного Огня, отдавая дань памяти тем, кто не жалея жизни выстоял и победил врага.· К этому мероприятию участники ВПО относятся особенно ответственно, проявляя максимум уважения к славному подвигу своих предков.

В рамках увековечения памяти о погибших шестой год в Центре детского творчества Совет ВПО «Родина» совместно с детской общественной организацией Союз детей и подростков «Дружба - Ынархас» проводит Вахту памяти, посвященную герою-земляку Игорю Ахпашеву, погибшему в г. Грозный. В рамках Вахты Памяти  военно-патриотические объединения школ города проводят уроки мужества, митинг на могиле Героя, соревнования по рукопашному бою на кубок Героя России И.Ахпашева, в которых принимают участие школьники из городов и районов Хакасии.

В последние годы восстановлена традиция начала всех массовых мероприятий с поднятия флага России и исполнения гимна России. Это дань уважения к символике государства, мощный стимул воспитания патриотических чувств.

Следующее направление работы - оценка результативности работы ВПО в ходе реализации программы патриотического воспитания «Служим Отечеству».  

Оценка результативности осуществляется на основе использования объективных критериев, выработанных на протяжении последних лет. Эти критерии выступают в качестве обобщенных оценочных показателей, которые подразделяются на нравственно - духовные и количественные параметры.

Нравственно - духовные параметры позволяют выявить состояние духовно-нравственного настроя общества, а именно: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния, развитие заинтересованности подростков в развитии национальной экономики, проявлении мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества, к военной службе и т.д.

         В результате социологического опроса, проводимого среди школьников, выявлено, что: «Армия нашей стране нужна». Так утверждают от 90 до 97.3% респондентов (1999г и 2013г).  

На вопрос «Хотели бы вы служить в армии?» участники опроса ответили «да»:

1999г – 26,8%, 2003г – 29,2%,  2009г – 63%, 2013г -72%.

 Наиболее сильно изменилось отношение к тем, кто служит в армии. Если в 1999 году на вопрос «Кто служит в армии?» подростки отвечали:

  • у кого нет денег, не откосили;
  • кого призовут, заставят;
  • настоящие мужчины, патриоты(14%);
  • неуважительные ответы на вопрос (11%),

 то, отвечая на этот вопрос в 2013 г, ребята указали:

  • у кого нет денег, не смог откосить (этот ответ бытует у подростков до сих пор).
  • патриоты, настоящие мужчины (40%);
  • кто не поступил учиться;
  • добровольцы – контрактники.

        Ни одного неуважительного ответа в этом году не было отмечено в анкетах к призванным служить в армию. Этот факт не может не радовать. Но предстоит еще большая работа, чтобы сохранить такое отношение к людям в погонах. И это работа не только руководителей военно-патриотических объединений. Эта работа всех государственных (в первую очередь), общественных, молодежных организаций и объединений (что отражено в схеме сотрудничества Совета ВПО «Родина»).          

     С каждым годом улучшается качество проводимых мероприятий, растет их престиж, о чем говорит увеличивающееся количество участников, партнеров. Ежегодно военно-патриотические объединения школ города принимают участие в конкурсах проектов на лучшую постановку военно-патриотической работы. В Спартакиаде допризывной молодежи Зоны Сибири и Урала команда ежегодно занимает призовые места. На Всероссийском Слёте патриотических объединений в ВДЦ «Океан»  команда г. Абакана заняла 1 место в 2011году.

За время реализации программы установлены тесные взаимоотношения, договорные обязательства с ДОСААФ России Республики Хакасия и МО ДОСААФ России РХ по г. Абакану, Управлением федеральной службы безопасности России по Республике Хакасии, ОПП 3 ПЧ ФГКУ«1 отряд ФПС по РХ», Советом ветеранов Республики Хакасия и г. Абакана, воинскими части, дислоцированными в г. Абакане,  военными  комиссариатами Республики Хакасия  и города Абакана.

Эти организации - наши верные помощники в проведении всех военно-патриотических мероприятий, многие из которых стали традиционными, важными, престижными. Работа военно-патриотического объединения «Родина» систематически освещается средствами массовой информации:  газетами, телевидением города и республики, абаканскими журналистами и писателями. Это обеспечивает глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества, основанное на высокой личной ответственности, на знании важнейших сторон военного дела, особенностей и требований военной службы, убежденность в функции защиты Отечества в современных условиях.  Опыт работы ВПО «Родина» представлялся в Российских журналах, таких как «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», «Дети. Техника. Творчество», « Вестник Образования», в сборнике статей и очерков МВД Российской Федерации, на Международных, Всероссийских, Региональных  научно-практических конференциях. Руководители военно-патриотических объединений неоднократно отмечались грамотами и дипломами городского Управления образования, Министерства образования и науки Республики Хакасия за работу по патриотическому воспитанию молодежи. Три руководителя награждены памятными медалями Правительства Республики Хакасия в честь 300-летия вхождения Хакасии в состав России и четверо - медалями «Патриот России» за личный большой вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности.