Главные вкладки

    Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ
    методическая разработка по теме

    Гаврилова Резида Венеровна

     

    Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.

    Целью разработки является не танец, а ребёнок с ОВЗ, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ovz_-_metodicheskaya_razrabotka.docx28.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

                        «Народные танцы»

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья

                                          Пояснительная записка

    «Танцевальная народная культура

    является тем чистым источником,

    из которого  подрастающее поколение,

    взяв лучшее из прошлого,

    сделает лучшим будущее»

                 Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной танцевальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

    К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь  коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведение народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его  уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощённое миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если музыкальное воспитание детей осуществлять  с опорой на традиции народной музыки и танцевального искусства. Входя в мир народной  музыки  и танцев, ребёнок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, движения, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребёнок осознаёт себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях. Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять народные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности

    Цель разроботки:

    формирование духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культур

     В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

    Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.

    Сформировать систему ценностей традиционной  отечественной культуры:

    ▪  Ценностное отношение к матери.

    ▪  Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

    ▪  Ценность родной земли,  Родины.

    ▪  Ценность трудолюбия и труда.

    ▪  Ценность здорового образа жизни.

    Формировать первоначальные представления о танце как части целостного  и многообразного мира искусства.

    Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.

    Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

    Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка  с ОВЗ.

    Осуществлять психофизическое оздоровление детей с ОВЗ, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.

    Знакомить детей с ОВЗ шедеврами танцевального искусства.

    Направления работы:

    ▪  Знакомство с русскими народными танцами.

    ▪  Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и

        инсценировок.

    ▪  Развитие творческих способностей.

                     

                       Принципы:

    ▪  Творческой направленности.

    ▪  Игрового познания.

    ▪  Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка с ОВЗ.

               

     У современных школьников с ОВЗ ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, фестивалях танца.

    Методическая разработка построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью разработки является не танец, а ребёнок с ОВЗ, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.

    Основной формой работы является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в младшей группе. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:

    ▪   демонстрация техники исполнения основных движений танца;

    ▪   отработка движений;

    ▪  постановка танца;

    ▪   репетиции;

    ▪   знакомство с русским народным костюмом;

    ▪  просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;

    ▪  изготовление русских народных костюмов.

    Содержание работы:

    Учебный материал, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка с ОВЗ, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в  овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:

    ▪  коллективные танцевальные игры ( «Я хочу с тобой танцевать» и

       т.д.);

    ▪  массовые танцы («Танец утят»);

    ▪  ритмические упражнения;

    ▪   народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

    Структура программы:

    Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:

    младшая группа коллектива с ОВЗ от 9 до 12 лет.

    Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

    Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.

    В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей с ОВЗ.

    Тема первой стадии обучения пронизана сквозной темой «Земля, где мы родились». Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.

    Тема второго года – «Русь изначальная». Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.

    Тема третьего года пронизан темой «На святой Руси». Хореографический материал базируется на русских народных танцах: массовых и сольных. К массовым танцам относятся хороводы, всевозможные виды кадрилей. К сольным танцам  относится перепляс и парные пляски. На уроках дети знакомятся с парным танцем. Сочиняют композиции и этюды развёрнутого вида.

    Методы работы:

    ▪ Объяснительно – иллюстративный

      (показ элементов, объяснение, использование фольклора).

    ▪ Репродуктивный

      (разучивание, закрепление материала).

    ▪ Исследовательский

      (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

    ▪ Метод побуждения к сопереживанию

      (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

    ▪ Метод поисковых ситуаций

      (побуждение детей с ОВЗ к творческой и практической деятельности).

    В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).

    (ноотбук, телевизор, видеокамеру, музыкальный центр):

    ▪  для отработки элементов танца;

    ▪  в ритмической тренировке;

    ▪  при знакомстве с музыкальным репертуаром;

    ▪  для самооценки (дети с ОВЗ просматривают собственное исполнение,    делают выводы,   анализируют);

    ▪  на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.

                Ожидаемый результат:

    ▪  танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и    музыкальные фразы;

    ▪  уметь воспринимать и передавать в движении образ;

    ▪  уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

       освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

       оригинальные «па»;

    ▪  ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души

    ▪  понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

       коллективе.

    Методы оценки результативности:

    1. Количественный анализ
    2. Качественный анализ
    3. Посещаемость, статистические данные
    4. Форсирование навыков и умений
    5. Фиксация занятий в рабочем журнале        
    6. Анализ успеваемости деятельности и достижения цели
    7. Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)
    8. Анализ диагностического материала
    9. Практический результат        
    10. Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы

    Критерии определения результативности:

    1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
    2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
    3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника.
    4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
    5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
    6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
    7. Память – способность запоминать музыку и движения.

                   Способы определения результативности:

       На каждой стадии изучаются три вида русского народного танца, с каждым годом на более глубоком, серьёзном уровне:

    ▪  хоровод;

    ▪  кадриль;

    ▪  плясовая;

    Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев .

    Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.

    Формой подведения итогов методической разроботки являются:

    ▪  конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

    ▪  праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей», «День учителя» и  т.д.);

    ▪  развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);

    ▪  отчётные концерты;

    ▪  участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях, фестивале

     «В мире танца».

    Методическое обеспечение

    Раздел №1

    Примерный репертуар:

    Танцевальная композиция «Колечко»; Перепляс «По полю – полю»; Шуточный танец  «Свидание»; Девичья пляска «Ягодка – малинка»;  Хоровод «А я по лугу»; Хоровод «Заинька»; Плясовая «Я на горку шла»;        «Чеботуха»; Плясовая «Как у наших у ворот»;   Пляска «Вдоль по Питерской»; Пляска с гармошками;  Хоровод «Зеркальце моё…»;Пляска «Заплетись плетень»; «Весёлая кадриль»; Перепляс «Встань, пройдись со мной, родная»;  Танец с платочками; Кадриль «Течёт ручей»;  Плясовая «Барыня»; Пляска «Калинка»; «Девичий перепляс».

    Раздел №2

     Игры на развитие музыкального слуха и ритма.

        На развитие чувства ритма.

        На развитие памяти и слуха.

        Игры с палочками.

        Танцевальные игры.

    Раздел №3

    Знакомство с народными промыслами.

         «Золотая Хохлома».

         «Чудо филимоновских игрушек».

         «Дымковская сказочная страна».

    Раздел №4

    Народный фольклор.

          Русские народные песни.

          Частушки.

          Заиграли ложкари.

          Потешки, прибаутки, песенки, стихи, считалки, загадки.

    Раздел №5

    Русские народные праздники.

          Пасха.

          Рождество.

          Новый год.

          Масленица.

    Раздел №6

    Словарь старинных русских слов

    Раздел №7

     Дополнительное обеспечение:

    - комната русского быта: музыкальные инструменты, прялка, коромысло, вёдра, костюмы, предметы быта и т.д.

    - аудио, видео аппаратура;

    - аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;

    - костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;

    - элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;

    - атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гормошки, корзинки, ложки и т.д.

    Список литературы

    1. Руднева, С.,  Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст] : методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста /  С. Руднева, Э. Фиш. -  СПб:  2000. – 176 с.

    2.Кох, И. Э. Основы сценического движения  [Текст] /  И.Э. Кох. – Л-д:

    1970. – 86 с.

    3.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] /  Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.

    4.        Горшкова, Е. От жеста к танцу / Е. Горшкова. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.

    5.        Кузьмина, Н. Способности, одаренность, талант учителя / Н. Кузьмина. -  Л., 1985 г. – 246с.

    6.        Михайлова, М., Воронина, Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. Михайлова, Н. Воронина. – Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»

    Тема педсовета «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»Цель педсовета: актуализация приоритетных направлений программы развития школы на пов...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

    Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

    открытый урок "Народно-сценический танец"

    План - конспект урока Народно-сценического танца...

    Таблица Программно- методическое обеспечение педагогического процесса

    Таблица "Программно- методическое обеспечение образовательного процесса" необходима для учителя и завуча. При аттестации учителя, при проверках и т.д.  часто запрашивают материал по данной теме. ...

    Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца

    Методические рекомендации для концертмейстеров отделения хореографии общеобразовательных школ...

    Использование методов педагогического процесса на уроках(физики)

    Материал содержит определения педагогического проесса, структуры педагогического процесса, тенденции, классификацию методов по критериям, примеры использовангия различных методов на уроках физики....