Использование методов педагогического процесса на уроках(физики)
статья по физике (8 класс) на тему

Тутаева Анна Геннадьевна

Материал содержит определения педагогического проесса, структуры педагогического процесса, тенденции, классификацию методов по критериям, примеры использовангия различных методов на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delyus_opytom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация: «Делюсь опытом»

Педагогический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

                  Структура педагогического процесса:

Цель  (конечный результат).

Принципы  (основные направления достижения цели).

Содержание (фактический учебный материал).

Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания).

Средства  (способы «работы» с содержанием).

Формы  (логическое завершение процесса).

    Одна из тенденций развития отечественной системы образования

 (Э. Д. Днепров. «Школьная реформа в России») имеет развивающий характер образования(переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развитию способностей, самостоятельности ребенка. самостоятельная деятельность ребенка рассматривается как основной фактор его развития).

  Методы педагогического процесса (гр. methodos) - это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта.

 Метод — это путь к цели, способ действий или поведения.

Классификация методов педагогического процесса может производиться

1. По источнику познания:

· словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

· практические (упражнения, тренировки, самоуправление);

· наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала);

2. На основе структуры личности:

· методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование);

· методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.);

· методы формирования чувств (стимулирование, одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль);

3. По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности — И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

· объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);

· репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение, алгоритмическое предписание);

· проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

· частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование, самоуправление);

· исследовательские (моделирование, библиографические методы, задания, проектирование, поиск ошибок);

 4. Методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений).

–  словесные: лекция, рассказ, доклад, беседа, диспут, конференция;

– наглядные: показ иллюстраций, демонстрация опытов;

5. Методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения:

 – организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой деятельности;

– методы постановки задач, предъявления требований;

–  методы выполнения практических действий;

– методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения;

–  методы регулирования, корригирования действий и поведения;

–  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т. д.);

– методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (устного, письменного, лабораторного контроля в обучении, наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании);

6.  Классификация методов обучения по типу деятельности:

· методы передачи и усвоения знаний или словесные (дискуссия, работа с текстом);

· практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент);

· методы контроля и оценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов);

Много лет я преподаю предмет «физика» в классах где учатся ребята с ОВЗ.

   Характерными особенностями обучающихся   являются :

недостаточное развитие произвольного внимания (устойчивость), снижен объем слухоречевого запоминания, слабо развиты мыслительные операции, медленный темп работы, повышенная утомляемость, затруднение в самостоятельной регулировке своей деятельности и поведения.

Физика -наука о природе. Механические, световые  явления более понятны ученикам, т. к. знакомы из повседневной жизни. Явления электрические, тепловые на основе строения вещества, строения атома, существование электрических и магнитных полей очень сложны для понимания и усвоения знаний. Ведь легко запоминается материал урока если его понимаешь. Поэтому я объясняю эти темы с использованием различных методов, провожу аналогию с известными для учеников жизненными ситуациями, аналогиями.

Элементы изучаемого материала

Применяемые методы

1.

Основные электрические величины:

а) сила тока  в жизни сравнима с течением воды.

б) напряжение  в жизни сравнимо с разностью уровней воды и связано  с силой тока прямо пропорционально (река равнинная, разность уровней воды небольшая и скорость течения воды маленькая;

 горная река, большой перепад высот- скорость течения воды большая;

озеро, пруд, уровень воды везде одинаковый, вода в покое;)

в) сопротивление в  жизни сравнимо с преградами, препятствиями на пути воды, чем больше преград, тем меньше проходит воды, зависимость силы тока от сопротивления обратно-пропорциональная.

словесные (рассказ);

методы формирования сознания личности(понятий, законов, теорий)

(рассказ, беседа,иллюстрирование)

объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ, объяснение);

2.

Зависимость  проводимости проводника от рода вещества(алюминий , железо, медь, сталь). Представьте что мы с вами поехали в лес. Деревья- атомы кристаллической решетки, вы- электроны, учитель- электрическое поле. Ученики с завязанными (платком или шарфом)  глазами гуляют между деревьями. Затем учитель громко зовет их к себе. На зов учителя нужно бежать(что может случиться?), столкнуться с деревом , но надо снова бежать, набивая шишки при столкновении с деревьями. Но лес бывает разный: где-то редко растут деревья, где-то часто. Поэтому проводимость хорошая где редко расположены атомы кристаллической решетки.

проблемные (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

 формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, идеалов, убеждений);

–  

3.

Строение твердых тел, жидкостей и газов. Ученики выходят к доске и держась за руки встают в строгом порядке(в виде снежинки, правильной фигуры) и раскачиваются--это строение твердых тел;

ученики встают беспорядочно и покачиваются на месте, топчутся, переходят с места на место- это строение жидкостей;

ученики находясь далеко друг от друга перебегают  с места на место по классу - это строение газов;

стимулирования,  мотивации деятельности(игровые эмоциональные ситуации);

4.

Теплопроводность вещества. Ученики встают в ряд, плечо к плечу-это молекулы, учитель-это огонь, раскачивает за плечо крайнего ученика. Энергия раскачивания передается от ученика к ученику(от молекулы к молекуле).

формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов);

5.

Изменение объема тела при изменении температуры на основе МКТ. Ребята часто не правильно объясняют это явление(молекулы сжимаются, расширяются). Ребята-это молекулы,  встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. При нагревании тело расширяется-ребята отходят на 2 шага друг от друга, т. е. увеличивается расстояние между молекулами и круг становится больше по размерам. При охлаждении подходят ближе друг к другу, т. е. расстояние между молекулами уменьшается и круг становится меньше по размерам.

словесные: рассказ,  беседа;

объяснительно- иллюстративные (рассказ, показ, объяснение);

Уважаемые коллеги, буду рада если Вам показались интересными примеры объяснения трудных для понимания тем предмета и надеюсь эти примеры помогут в Вашей работе.

Тутаева Анна Геннадьевна, учитель физики, СОШ №5 г. Рыбинск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики

Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...

использование метода мозгового штурма на уроках физики

Презентация к выступлению по методике применения метода мозгового штурма при изучении предмета физика...

Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики

21 век – время перемен. И в наше время  в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Научно-методическая статья по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"...

Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках физики"

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-...

Представление педагогического опыта ""Кейс-технология - один из методов активного обучения на уроках физики".

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение...