Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики
методическая разработка на тему

Давыдова Наталия Ивановна

21 век – время перемен. И в наше время  в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие взаимоотношения строить учителю с учеником. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на районном методическом объединении учителей физики на тему:

«Внедрение современных педагогических технологий

в учебный процесс на уроках физики»

Давыдова Наталия Ивановна,

учитель физики и  информатики

муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы

Рассказовского района

Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест. Оно обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умение исследовать и объяснять явления действительности. Однако, в  течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного-математического  цикла.

21 век – время перемен. И в наше время  в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие взаимоотношения строить учителю с учеником. Сейчас  особенно важно развивать познавательную, научно-исследовательскую  деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам легко ориентироваться в современном мире.

Использование различных образовательных технологий (ИКТ; дистанционное обучение; технология развития критического мышления; технология создания проблемных ситуаций;  метод проектов и др.) позволяют оптимизировать  образовательный процесс, обеспечивают право каждого ученика  на самостоятельный выбор уровня обучения, наличие постоянной обратной связи в системе “учитель-ученик”.

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные путь и методы стимулирования учебной деятельности.        Современный урок физики даёт возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.

Об эффективности применения в педагогической практике инновационных педагогических технологий  свидетельствует эффективность организованного процесса обучения и воспитания, высокая результативность учеников, и в академической успеваемости, и  в олимпиадах, и в творческих и интеллектуальных конкурсах.

Анализируя свою педагогическую деятельность  пришла к убеждению, что необходимым условием качества работы является технологическая составляющая учебного процесса. Считаю, что использование современных технологий способствует рациональному использованию времени на уроке и во внеклассной работе, развитию творческого  потенциала. В этой  связи стараюсь максимально использовать в своей деятельности  такие  технологии, как проблемное и дифференцированное обучение, информационно–коммуникационные технологии, дидактические многомерные технологии. Убеждена, что оптимальное сочетание обозначенных технологий в учебном процессе изменяет роль педагога: не управлять, а сопровождать деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Проблемное обучение считаю центральным моментом в процессе научного познания и обучения, поскольку учащиеся получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями.  С тем чтобы устранить раздробленность в подаче материала, облегчить создание целостного представления об изучаемом материале, больше времени отвести на отработку знаний и умений, изучение теоретического материала провожу укрупненными блоками. Важным моментом в усвоении программного материала считаю выделение главного в изучаемом материале, что позволяет ученику концентрировать в памяти ключевые моменты темы. Решать обозначенную задачу мне позволяет применение многомерной дидактической технологии.

Развитие творческих способностей обучающихся через систему творческих задач и проектов является еще одним направлением моей деятельности. Технология проектов  способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, позволяет адаптировать учебный материал к реальным жизненным ситуациям. Кроме того, работая над проектами, обучающиеся развивают коммуникативные  навыки, учатся работать в сотрудничестве, самостоятельно добывать знания, приобретают опыт исследовательской деятельности. Результаты проектной деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, буклетов. Разработанные мною и учащимися проекты-презентации (к примеру, «Влияние шума на организм человека»,  «Влияние электромагнитного излучения сотового телефона, компьютера на организм человека», «Творцы физической науки», «Теплопроводность строительных материалов») включаю в планы уроков. Отдельные темы учебной программы (например, «Симметрия в физике» и т.д.) вынесены мной на проектное обучение, что нашло отражение в рабочих программах.

Создание  условий для самореализации личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его  наклонностями и возможностями – важнейшая задача, стоящая перед педагогом. Решить ее можно, учитывая образовательные потребности детей, реализуя индивидуальный и дифференцированный подход. Так, использование технологии дифференцированного обучения позволяет мне активизировать  работу с различными категориями детей, предоставляя каждому ребёнку шанс максимально раскрыть  его способности и возможности. В  своей работе к дифференцированному обучению подхожу постепенно. В 7 классах наблюдаю за учащимися, изучаю их психологию, диагностирую результаты обучения, накапливая материал для включения учащихся в дифференцированную работу. В 8 – 9 классах работаю с двумя-тремя группами учащихся дифференцированно. В старших классах веду индивидуальную работу с учащимися. Тот факт, чтобы каждый ученик почувствовал, что может преодолеть трудности, справиться с предложенной работой на своем уровне сложности, испытать учебный успех, считаю чрезвычайно важным.  

Для эффективного использования  времени урока учебную деятельность планирую так, чтобы определить временные рамки для проведения этапов урока, учитывая при этом индивидуальные особенности класса, ученика. Это позволяет наиболее полно соразмерять учебную нагрузку, продумать задания для контроля и мониторинга степени усвоения материала.

В своей профессиональной деятельности активно использую  информационно-коммуникационные технологии. Это  позволяет решать проблему формированию информационной культуры, мотивационной сферы в структуре личности школьника, способствует активизации познавательной и творческой деятельности школьников за счет визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима деятельности обучающихся.

Кабинет физики хорошо оснащен технически, поэтому  использую ИКТ на любом этапе урока. Убеждена, что использование ИКТ способствует формированию умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, повышению эффективности и качества учебной и внеурочной деятельности, делает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.  Ценно использование компьютерных технологий на уроках физики с целью автоматизированного контроля знаний и умений учащихся (в том числе при подготовке к экзамену в режиме on-line). Для этого использую следующие информационные ресурсы: http://phys.reshuege.ru/, http://www.examen.ru/ege-testing/, http://5ballov.qip.ru/test/ege/fizika/, по итогам работы провожу консультации.  Обозначенный вид контроля усвоения программного материала позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации.

Преподавание физики в школе предполагает постоянное сопровождение курса демонстрационным и фронтальным экспериментом. Однако проведение экспериментальных работ часто затруднено из-за недостатка учебного времени, материально-технического оснащения. Использование электронных учебников, цифровых образовательных ресурсов помогает мне решать проблему  наглядности, дополняет  экспериментальную часть курса и значительно повышает эффективность уроков. В своей работе активно использую интерактивные курсы «Открытая физика» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов. Я могу показать модели физических экспериментов, для которых в школе отсутствует оборудование. Также использую в своей работе разработки «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», которые позволяют учащимся  самостоятельно моделировать явления и процессы, менять условия эксперимента. Это побуждает к творческому поиску закономерностей в явлении или процессе, способствует выработке исследовательских навыков. Кроме того, учащиеся могут наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что облегчает усвоение больших объемов получаемой информации.

Считаю, что в условиях классно – урочной системы обозначенные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс; соотносятся с потребностями обучающихся: способствуют лучшему усвоению материала, делают более интересным процесс познания; представляют резерв для совершенствования моей педагогической деятельности. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности.
Какие бы технологии я не применяла, личная ответственность за результаты своей деятельности является  для меня доминирующей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии

Новые технологии обучения  на уроках географии в школе закрытого социума...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Педсовет "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"

Материал к педсовету о современных технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и ...

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания....

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

laquo;ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»...

Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»

Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...