Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики как способ повышения активности студентов в процессе овладения новым материалом
материал на тему

Кужанова Гульжан Ергеновна

Предварительный просмотр:

Доклад на педчтения

Тема: «Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики как способ повышения активности студентов в процессе овладения новым материалом»

КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» УОАКО

Преподаватель физики и информатики: Кужанова Гульжан Ергеновна

28 февраля 2015 год

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать  производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.D:\МЦК ЕМЦ\DSC09009.JPG

Одной из задач цикловой комиссии естественно-математического цикла  является развитие у студентов новых способов мышления и деятельности.

Каждый педагог считает, что его предмет самый важный. И с этим трудно не согласиться. Но существует безоговорочная причина, по которой физика считается самым сложным. Практически нет такой области знаний, которая бы не изучалась в рамках предмета. Это и математика, химия, биология, электротехника, история и многое другое.

А между тем, от степени владения предмета физики зависит дальнейшая карьера обучающегося. Сформированность коммуникативной позволит обучающимся стать в жизни более успешными.  Усилить практический аспект подготовки можно за счет использования теории практико – ориентированных заданий, основная цель которых– подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности.  

Сущность практико - ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.   Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают обучающихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания. Основные физические модели, физические принципы (например: сохранение, причинности, относительности) стали достоянием всего естествознания и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности, например в медицине.

Содержание курса должно в доступной для обучающихся форме отражать все основные разделы современной науки. При этом большое внимание должно быть обращено на изучение основ научного метода исследования окружающего мира, выявление роли человека в процессе познания природы. Нужно понимать, что наука, как и искусство, – важнейшая часть культуры человечества и не может применяться против человека, служить средством его укрепления или порабощения.

При изложении учебного материала по физике, физика представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний. Студенты должны познакомиться с большим числом исторических фактов, показывающих, что история физики – это многовековая история интеллектуальных поражений и побед на пути познания окружающего мира и места человека в нём, история зарождения, развития и упадка научных идей и представлений, история борьбы мировоззрений. Тогда сведения из современной физики будут восприниматься как состояние знаний о природе на данном историческом этапе развития.

Методика преподавания курса физики развивается по пути вооружения обучающихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности студента на уроках

Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты с нагромождением регистрирующей физической аппаратуры, на простых примерах можно раскрыть перед студентами физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.

Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, оживим предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых обучающимся. Существуют методики преподавания физики совместно с другими дисциплинами. Студенты с трудом воспринимают разделённый по учебным предметам мир. Поэтому провожу иногда уроки не в традиционной форме или даю темы для подготовки сообщений по предмету. Предлагаемые темы:  “Электромагнитные излучения и экология”,  Физика-химия”, “И физика и лирика”, “Путешествие в страну “Мир световых явлений” и т.д.

Применяем компьютерные обучающие программы, рассчитанных на то, чтобы пробудить интерес к наукам (например, о механических свойствах твердых тел, о электрических и магнитных явлениях, о природе света).

Рассмотрим лазерные шоу. Световое сопровождение, которое применяется на концертах современных музыкальных групп – это сложные физические явления. В сопровождении современной музыки показываются возможности управления лазерным пучком, эффект рассеяния на частицах тумана.

Практика проведения учащимися на уроках информационных сообщений на 1–2 минуты по теме “Физика и техника” позволяет быть в курсе важных направлений научно-технического прогресса.

При прохождении некоторых тем даются творческие задания различного характера (кроссворды, ребусы, игра «Домино», сканворды и т.д.).

Таким образом, сущность практико-ориентированного подхода заключается в соединении способа получения новых знаний с практическим их  применением при решении определенных задач, что влечет за собой формирование практического опыта. Задачи являются и носителем действий, и средством формирования знаний, умений и навыков, и способом организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Использованная литература

  1. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] /В.Т. Кудрявцев. - М.: «Знание», 1991. — 80 с.
  2. Туманина, Т.М. Проблемное обучение: заместитель директора по УР МОУ «Карай-Салтыковская СОШ», С.1-7.
  3. Кулакова Н.А. Практико-ориентированный подход в обучении физике [Интернет-ресурс]/ Кулакова Н.А. // http://festival.1september.ru/articles/210704/ .
  4. Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» по теме: Уровни обучаемости [Интернет-ресурс] http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00125709_0.html
  5. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3-10.
  6. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000. - 215с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 148с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Информационные технологии на уроках физики - как способ повышения качества знаний обучающихся

В стремительно меняющемся мире, необходимо владеть современными информационными технологиями  для того, чтобы шагать в ногу со временем....

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....