Методические рекомендации к организации итоговой коллективной работы на тему "Русский изразец"
методическая разработка по теме

Примерное описание рекомендаций при выполнении коллективной работы по разделу "Русский изразец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomendatsii.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к организации итоговой коллективной работы по разделу «Русский изразец»

Творческая работа над созданием художественного произведения — это воплощение эстетического, эмоционального, идейного содержания в соответствующую материальную форму, поиски изобразительных и композиционных средств, наиболее глубоко раскрывающих замысел. Средства выразительности способны дать новое прочтение даже старой идее, рассказать о взаимоотношении элементов композиции или характеристику эмоционального состояния объекта изображения. С помощью них в искусстве произведения воздействуют на чувства человека.

Художник хочет выразить в своём произведении содержание, переживание, оценку изображаемого, определённое отношение к жизни, миру духовных ценностей человека. Но это содержание, замысел ещё предстоит облечь в художественную форму, чтобы он стал доступным для восприятия другим людям, добиваясь, чтобы сама форма стала носителем содержания. Закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно-содержательное и высокохудожественное произведение. Он требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим требованиям, не мёртвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Поэтому художники с такой тщательностью ищут форму для своего замысла, используя силу воображения и выразительные средства материалов... именно в этом кроется причина постоянных поисков художников: начиная от экспериментов с материалами и  заканчивая изобретением новых композиционных приёмов, способных показать по-новому даже обыденный сюжет. Далее смутный образ художественного произведения уточняется и реализуется в ходе практической деятельности. На этом этапе многое в воплощении замысла зависит от воображения и художественных способностей.

Художник может выразить свою идею не только за счёт использования определённого сюжета изображения, для этого в его распоряжении есть и средства композиции, и выразительные возможности материала. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. Композиция — это своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приёмах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Композиция позволяет автору произведения целенаправленно организовать главное и второстепенное, и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве.

Серии и композиции из рельефов выгоднее для реализации замысла, когда стоит задача показать развитие действия, дать многоплановую характеристику объекта изображения, происходящего, цепи событий. Несколько проще решать задачу объединения нескольких рельефов в серию. Серией можно назвать значительное количество работ, обычно более пяти. Составляя серию, работы объединяются одной темой или идеей, выполняются в одном материале, в одной или близких техниках.

Каждая работа их такой серии представляет собой законченное произведение и может выставляться самостоятельно. Работы, представляемые как серия, выставляются, как правило, в линию по горизонтали или вертикали, экспонировать они могут в различном количестве и составе. В этом случае на достаточно, чтобы их объединяла только тема. Такое представление работ требует определённой организации ритма, типа композиции каждой из них во избежание монотонности, так как задача серии заключается в создании синтетического образа. Не забывая о том, что каждая работа — это цельная композиция, необходимо позаботиться  о цельности всей серии. С этой целью возможно использовать чередование различных по степени заполненности плоскостей, по принципу компоновки, по тону, размеру.

Композицию из рельефов организовать сложнее. Вариантов организации рельефов в композицию очень много. Во-первых, большое по площади панно может собираться из отдельных элементов, плотно примыкающих друг к другу. В этом случае каждый элемент — это всего лишь часть целого панно, не имеющий самостоятельности ни в идейном плане, ни в свободе выбора средств художественной выразительности, полностью подчинённый общей идее. Такие элементы могут иметь как прямоугольную форм у, так и сложную. Второй вариант предпочтительней, так как при сборке по линиям рисунка стыки пластин не сильно заметны и не будут мешать восприятию панно. Выполненное панно больших размеров требует обязательного использования рёбер жёсткости, в которых могут быть отверстия, необходимые при сборке. Членение большого панно на небольшие части оправдывается и возможностью высушить элементы с возможно меньшей деформацией, и часто ограниченными размерами печи.

Во-вторых, отдельные рельефы собираются в панно, но имеют самостоятельно организационную композицию и очертания, в зависимости от развиваемой идеи. В этом случае отдельная пластина может обладать определённой самостоятельностью, не требует обязательного примыкания к другой. Они могут вставляться друг в друга через паузы, образуя составные композиции с внешним краем сложной формы.

В-третьих, составное панно может определённым образом группироваться из отдельных пластин. Организация композиции панно зависит от предполагаемого размещения панно в интерьере. От роли каждого элемента.

В этом случае важны внешние очертания всей композиции, поскольку её структурные части должны составлять единое целое с оформлением или органично вписаться в интерьер, в зависимости от размера. Отдельные панно, составляющие композицию такого типа, выполняются либо по одной теме, либо объединены одной идеей. Рельефы, составляющие композицию, могут показывать развитие событий во времени, хотя характер их размещения не обязательно будет последовательным: кульминационное событие может являться доминантной и размещаться в соответствии с правилами композиции, а не в хронологии событий.

При выполнении коллективной работы на занятиях по разделу «Русский изразец», конечно, легче всего (а может и лучше) ориентироваться на русские сказки, мифы, где присутствуют необычные сказочные персонажи. Ведь часто при украшении изразцов мастера кроме реальных использовали мифические образы: птица Сирин. Кентавр, Единорог. Гриф и т. п.

В выбранной сказке дети сами могут выделить те сюжеты и персонажи, которые по их мнению являются главными и по которым можно будет догадаться какой сказке они принадлежат. Получается как-бы игра-головоломка для зрителя.

Выбрав сказку, педагог распределяет каждому ребёнку персонажи или сюжеты. Дети сначала придумывают эскизы своих будущих изразцов. Но они должны постараться, чтобы рисунки не сильно отличались друг от друга, так как должна получиться единая композиция или панно. И только потом приступают к лепке изразцов. Изразцы лепятся по одному размеру.

После сушки, обжига все изразцы собираются в одну картину-панно или композицию и выставляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов  специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при написании доклада по истории

Методические рекомендации для студентов при написании доклада по истории, а также примерные темы докладов....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины «Физическая культура», предусмотренной Федеральным...