Главные вкладки

    Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.
    статья по теме

    Рыкалин Александр Юльевич

    Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_akt._form.doc294.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Удельнинская гимназия

    Раменского муниципального района Московской области

    Использование активных  форм проведения занятий

     с воспитанниками в системе дополнительного образования.

     Рыкалин А.Ю. , педагог дополнительного образования.

    Активные формы проведения занятий – это такие формы организации  образовательного  процесса,  которые  способствуют разнообразному    изучению     учебных  вопросов,    активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания  занятия и способов его практического использования.

     Используя  на занятиях определенной формы   активные методы,  я   добиваюсь значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. При этом   сама форма занятий приобретает активный характер.

           Почему я отдаю предпочтение активным формам проведения занятий? Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:

    - добывание и применение знаний носят поисковый характер;

    -  процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;

    -  предполагается совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения;

    -  включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

    Рассмотрим преимущества активных форм проведения занятий.

    • Моделирование учебных ситуаций.

    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью  педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.  Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые  действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые  способности. Свою роль  я   свожу не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

    Проектируя учебные ситуации  я учитываю , что они строятся с учетом:

    - возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

    -  специфики  занятия;

    - меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).

    Создание учебной ситуации предполагает:

    - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

    - выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих  умений;

    - выявление и освоение  детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

    - формирование у  детей  умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

    - включение содержания занятия в контекст решения значимых жизненных задач.

    • Совместная   деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения.

    Организация совместной деятельности  воспитанников не должна являться самоцелью, она лишь способствует реализации образовательного и воспитательного потенциала  занятия. Для этого  я, как педагог,   выполняю такие действия:

    - обоснованно отбираю формы и содержание совместной деятельности   детей разновозрастных групп, подбираю средства и способы, которые будут стимулировать их совместную работу;

    - объясняю  детям  важность совместного занятия, указывая на полезность данной работы для каждого;

    - помогаю каждому   освоить цель занятия и найти в ней смысл для себя конкретно;

    - использую разные методы и формы взаимодействия старше и младшеклассников, при этом учитываю опыт их взаимодействия во внеучебной деятельности;

    - четко определяю  содержание деятельности, роли и функции младших и старших на каждом этапе занятия;

    - обеспечиваю динамику качественного и количественного состава микрогрупп, смену ролевых позиций.

    Очень важно стимулировать взаимодействия  детей.

    Различными способами организации и стимулирования взаимодействия  детей разного возраста могут выступать:

    -  постановка общей задачи или проблемы, которая будет доступной и привлекательной для всех;

    - формирование разновозрастных групп, которые будут выполнять решение общей задачи или ее части, выполнять творческие задания и при подготовке, и при проведении урока;

    -  включение исследовательских заданий, организации ситуации поиска;

    - совместное обсуждение результатов решения задачи, проведение соревнований и конкурсов, игровая, проектная и театрализованная деятельность.

    •  Включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

    Включению детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности придаю  очень важное значение.  Это позволяет  создавать условия для свободного выбора  ребенком  своей роли в конкретной учебной   ситуации, что обеспечивает более успешную социализацию ребенка, помогает ему ощутить свои конкурентные преимущества, формирует более устойчивый характер, уверенность в своих действиях.

    Одним из современных направлений развития активного обучения является  также интерактивное обучение. В своей практике я активно использую данную форму. Выполняя  функции организатора и помощника, я стремлюсь к тому, чтобы коллективное обучение в маленьких группах стало основной формой организации  занятия. Современные  компьютерные  телекоммуникации  позволяют  детям вступать в «живой» интерактивный диалог. А это позволяет  мне  вести непрерывное диалоговое взаимо-действие с детьми, помогает управлять ходом  занятия, регулировать скорость  усвоения материала.  

    Использование активных форм обучения на занятиях   позволяет мне  сделать  их интересными, более продуктивными. Я отмечаю повышение мотивации у детей, отсутствие конфликтных ситуаций на занятиях, большую заинтересованность родителей тем, чем занимаются их дети. А это самое главное для педагога.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Документация к проведению родительских собраний в системе дополнительного образования

    Данный материал содержит план проведения родительских собраний,протоколы,методические рекомендации, которые могут стать полезными в работе педагогам и классным руководителям....

    Анкета "Определение уровня учебной мотивации воспитанников в системе дополнительного образования"

    Данная анкета ориентирована на выявление потребности детей в дополнительных образовательных услугах; степени удовлетворённости обучающихся в объединениях, уровня мотивации воспитанников....

    Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

    Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

    Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

    Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

    Занятость воспитанников в системе дополнительного образования

    Занятость в кружках и секциях воспитанников группы-семьи №7...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...