Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования
статья

В статье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях дополнительного образования технической направленности.  Будет полезна руководителям объединений домов детского технического творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Порохин В.И. педагог дополнительного образования

ГБУ ДО Центр детско-юношеского технического творчества и

                                               информационных технологий Пушкинского района

                                                                             Санкт-Петербурга.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования.

                           

             Многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, что позволяет сделать вывод о том, что данная проблема стала, по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития отечественного образования. Поэтому один из приоритетов на современном этапе в отечественном образовании, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей, ориентирован на решение задач по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

             Формирование здоровья: ценностей здорового образа жизни, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни осуществляется через содержание программ дополнительного образования, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, где формируются ценности здоровья и понимание определенных способов его достижения.

               Сохранение здоровья обусловлено способностью организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребенка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.

                Укрепление здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного направления при организации занятий предполагает наличие способов повышения адаптивности воспитанников к стрессогенным факторам процесса обучения на занятии. Образовательный процесс, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья детей и подростков следует считать правильную дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

              Здоровье – понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

  • профилактическим методикам: гимнастике для глаз (Приложение 1), дыхательной гимнастике (Приложение 2),
  •  самомассажу (Приложение 3)
  •  пальчиковой гимнастике (Приложение 4) и др.;
  • освоение элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка и т.д.);

При организации учебно-воспитательного процесса педагогу дополнительного образования важно уделять внимание:

  • использованию физкультминуток и перемен с подвижными играми;
  • проветриванию, влажной уборке помещений;
  • чередованию занятий с высокой и низкой активностью;
  • специально организованной двигательной активности ребенка (занятиям оздоровительной физкультурой, подвижным играм); массовым оздоровительным мероприятиям (тематическим праздникам здоровья, соревнованиям);
  • взаимодействию с семьей.

При организации занятий в учреждении дополнительного образования целесообразно уделять внимание таким аспектам как:

  • гигиенические условия в кабинете;
  • число видов деятельности, используемых педагогом (нормой считается не менее 4–7 видов за занятие);
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут);
  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
  • Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
  • активные методы (ребенок в роли педагога, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
  • методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.;
  • умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;
  • позы воспитанников и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут занятия по 1–2 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у детей желания их выполнять;
  • положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • наличие у воспитанников мотивации к разным видам деятельности на занятии: интерес к изучаемому материалу, стремление узнать новое, радость от активности, и т.п/;
  • благоприятный психологический климат на занятии;
  • преобладающее позитивное выражение лица педагога;
  • момент наступления утомления воспитанников и снижения их активности;
  • темп и особенности окончания занятия;
  • состояние и вид детей, выходящих с занятия;

При подведении итогов занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. Важно не подавить инициативу, творческий потенциал каждого воспитанника.

Таким образом, для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.

Приложение 1

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняюсь) - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.

Оздоровительная  гимнастика  является  одной из разновидностей  здоровьесберегающих технологий,  обеспечивающих оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливающих работоспособность, повышающих эмоциональный тонус, оказывающих профилактическое воздействие в условиях учебной деятельности детей и подростков.

Гимнастика и упражнения для глаз

Гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова:

• крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз);

• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза);

• закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;

• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

Упражнение «Пчела»

Педагог предлагает детям представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде педагога «пчела садится учащимся на переносицу». Дети  не должны упускать ее из виду.

Упражнение  «Дирижер»

Педагог предлагает воспитанникам представить себя знаменитыми дирижерами. Встать, взять в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начать дирижировать. При этом важно не отрывать взгляда от кончика палочки,  сопровождать глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

Приложение 2

Дыхательная гимнастика и упражнения на дыхание

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Разминка

Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

«Ушки»

 Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

«Малый маятник»

 Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

«Обними плечи»

Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

«Насос»

Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

«Большой маятник»

Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Упражнения на дыхание:

Перед тем как приступить к упражнениям, воспитанникам предлагается расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Во время выполнения упражнений нужно уделить внимание поступлению свежего воздуха в помещение,  педагог должен уделять особое внимание самочувствию детей и индивидуально подходить к каждому из них.

Упражнение 1

Детям,  в положении сидя или стоя,  предлагается набрать полные легкие воздуха, задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Упражнение 2

 -вдох (спокойный, полный, глубокий);

 -выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Приложение 3

Самомассаж, позволяет повысить биоэнергетический потенциал воспитанников, снять напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Каждый из видов самомассажа выполнять не менее 10 раз:

- с силой потереть одну ладонь о другую;

-  пальцами рук захватить щеки и потянуть их вверх – вниз;

-кончиками пальцев постучать по затылку и макушке;

-указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

-3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

     -потянуть вниз мочки ушей;

     -«хлопанье ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить.

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика

1. «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.

С крестиком на спинке

Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.

Свил уютный гамачок,

Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.

Сам – в сторонку

Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.

И молчок…

Правый указательный палец приложить к губам.

2. «Очки»

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3. «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

                     Литература.

  1. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2009.
  5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Внеурочное занятие в системе дополнительного образования с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

Методическая разработка для занятия в системе  дополнительного образования....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе творческой деятельности в области изобразительного искусства дети под руководством педагога дополнительного образования приобщаются к культурно — историческому наследию общества....

Методическая разработка Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»

laquo;Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД &laq...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования

Данный материал содержит педагогические знания по преминению здоровьесберегающих технологий (методики, принципы и средства) в работе на занятиях дополнительного образования....

Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Презентация содержит информацию о методиках, принципах и средствах здоровьесберегательных технологий...